ГОСТ Р 41.62-2001
(Правила ЕЭК ООН N 62)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С РУЛЕМ МОТОЦИКЛЕТНОГО ТИПА
В ОТНОШЕНИИ ИХ ЗАЩИТЫ ОТ УГОНА
Uniform provisions concerning the type approval of power-driven vehicles with handlebars
with regard to their protection against unauthorized use
ОКС 13.310
ОКП 45 2850
Дата введения 2002-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 62, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 62 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств с рулем мотоциклетного типа в отношении их защиты от угона" и включает в себя первоначальный вариант текста Правил (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.61)
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р ЕЭК ООН 62-96
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 62 (далее - Правила).
1 Область применения
1.1 Настоящие Правила распространяются на противоугонные устройства, предназначенные для предотвращения угона двухколесных механических транспортных средств с коляской или без нее и трехколесных механических транспортных средств с рулем мотоциклетного типа.
2 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении его защиты от угона.
2.2 тип транспортного средства: Механические транспортные средства, не имеющие существенных различий, в частности, в отношении:
2.2.1 обозначения предприятием-изготовителем типа транспортного средства;
2.2.2 установки и конструкции узла или узлов транспортного средства, на который или которые действует противоугонное устройство;
2.2.3 типа противоугонного устройства.
2.3 противоугонное устройство: Система, предназначенная для предотвращения угона транспортного средства и обеспечивающая принудительную блокировку рулевого устройства или привода. Эта система может:
2.3.1 тип 1 - приводиться в действие самостоятельно или принудительно на самом рулевом устройстве;
2.3.2 тип 2 - приводиться в действие принудительно на рулевом устройстве совместно с устройством, которое отключает двигатель транспортного средства;
2.3.3 тип 3 - быть установлена с предварительной нагрузкой и воздействовать на рулевое устройство совместно с устройством, которое отключает двигатель транспортного средства;
2.3.4 тип 4 - приводиться в принудительное действие на приводе.
2.4 рулевое управление: Рулевой привод (руль мотоциклетного типа), передняя вилка и детали ее облицовки, рулевой вал, а также другие элементы, которые непосредственно влияют на эффективность противоугонного устройства.
2.5 комбинация: Один из специально предусмотренных изготовленных вариантов системы блокировки, которая при надлежащем приведении ее в действие обеспечивает срабатывание системы блокировки.
2.6 ключ: Любое устройство, спроектированное и изготовленное для обеспечения определенного способа действия системы блокировки, которая спроектирована и изготовлена так, чтобы приводиться в действие только этим устройством.
3 Заявка на официальное утверждение
3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении устройства, предназначенного для предотвращения угона, представляется предприятием - изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
3.2 К каждой заявке должны быть приложены указанные ниже документы в трех экземплярах:
3.2.1 подробное описание типа транспортного средства в отношении установки и конструкции узла или узлов транспортного средства, на которые действует противоугонное устройство;
3.2.2 достаточно подробные чертежи противоугонного устройства и его установки на транспортном средстве в соответствующем масштабе;
3.2.3 техническое описание этого устройства.
3.3 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должны быть представлены:
3.3.1 транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению (если этого требует техническая служба);
3.3.2 по требованию технической службы - узлы транспортного средства, которые она считает необходимыми для проверки в соответствии с разделами 5 и 6 настоящих Правил.
4 Официальное утверждение
4.1 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет требованиям разделов 5 и 6, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.
4.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивают номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальном варианте) указывают серию поправок, соответствующих самым последним значительным техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер ни тому же типу транспортного средства, которое имеет другой тип противоугонного устройства или противоугонное устройство которого установлено иным образом, ни другому типу транспортного средства.
4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам, и чертежей противоугонного устройства и его установки (представляемых подателем заявки на официальное утверждение) максимальным форматом А4 (210х297 мм) или форматом, кратным ему, и в соответствующем масштабе.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, проставляют на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
4.4.1 круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
_______________
* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австралия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 (не присвоен), 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 (не присвоен), 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33 (не присвоен), 34 - Болгария, 35-36 (не присвоены), 37 - Турция, 38-39 (не присвоены), 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 (не присвоен), 42 - Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония, 44 (не присвоен), 45 - Австралия и 46 - Украина. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и(или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщаться Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
4.4.2 номера настоящих Правил, за которым следует буква "R", тире и номер официального утверждения и который проставляют справа от круга по 4.4.1.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению Правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то не повторяют обозначение в соответствии с 4.4.1; в этом случае номера правил, номера официального утверждения и дополнительные обозначения правил, в соответствии с которыми было предоставлено официальное утверждение в стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения по 4.4.1.
4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
4.7 Знак официального утверждения следует помещать на устанавливаемую предприятием-изготовителем табличку с характеристиками транспортного средства или рядом с ней.
4.8 Примеры схем знаков официального утверждения приведены в приложении 2 к настоящим Правилам.
5 Общие спецификации
5.1 Противоугонное устройство должно быть сконструировано так, чтобы:
5.1.1 для управления транспортным средством, вождения или перемещения вперед по прямой его необходимо было отключить;
5.1.2 в случае противоугонного устройства типа 4 для разблокировки привода его необходимо было отключить. Если это устройство приводится в действие с помощью привода стояночного тормоза, то оно должно быть соединено с устройством, отключающим двигатель транспортного средства;
5.1.3 ключ можно было бы вытащить только в случае, если запирающий штифт находится или в рабочем, или в нерабочем положении. Любое промежуточное положение ключа, при котором существует опасность приведения запирающего штифта в рабочее положение даже при вставленном ключе противоугонного устройства, должно быть исключено.
5.2 Выполнение требований, содержащихся в 5.1, должно обеспечиваться одной операцией, осуществляемой одним ключом.
5.3 Противоугонное устройство по 5.1 и элементы транспортного средства, на которые оно воздействует, должны быть сконструированы так, чтобы было невозможно быстро и не привлекая внимания открыть его, отключить или вывести из строя, например с помощью дешевых, легко скрываемых инструментов, оборудования или изделий, которые можно легко приобрести.
5.4 Противоугонное устройство должно быть неотъемлемой частью комплектного оборудования транспортного средства (т.е. оборудования, установленного предприятием - изготовителем транспортного средства перед первой розничной продажей). Замок должен быть прочно вмонтирован в противоугонное устройство (это требование считается выполненным, если замок может быть извлечен с помощью ключа после снятия кожуха или другого удерживающего устройства).
5.5 Система блокировки ключом должна обеспечивать по крайней мере 1000 различных комбинаций ключа или число комбинаций, равное общему числу производимых ежегодно транспортных средств, если оно меньше 1000. Для одного и того же типа транспортного средства частота использования определенной комбинации должна составлять примерно 1:1000.
5.6 Кодированные обозначения ключа и замка не должны быть видны.
5.7 Замок должен быть сконструирован, изготовлен и установлен так, чтобы в заблокированном положении поворот запирающего цилиндра с приложением крутящего момента менее 0,245 мдаН был возможен лишь с помощью соответствующего ключа; кроме того:
5.7.1 для запирающих цилиндров с цилиндрическими штифтами допускается смежное расположение не более двух идентичных штифтов, перемещающихся в одном и том же направлении, а доля идентичных штифтов в замке не должна превышать 60%;
5.7.2 для запирающих цилиндров с плоскими штифтами допускается сложное расположение не более двух идентичных штифтов, перемещающихся в одном и том же направлении, а доля идентичных штифтов в замке не должна превышать 50%.
5.8 Противоугонные устройства должны быть сконструированы так, чтобы во время движения транспортного средства при работающем двигателе исключалась возможность случайной блокировки, особенно такой, которая может поставить под угрозу безопасность дорожного движения.
5.9 Прочность противоугонного устройства типов 1, 2 или 3, приведенных в рабочее положение, должна быть достаточной для того, чтобы выдержать без поломки рулевого механизма, которая может поставить под угрозу безопасность дорожного движения, крутящий момент в 20 мдаН, прилагаемый к оси рулевого механизма в обоих направлениях в статических условиях.
5.10 Конструкция противоугонных устройств типов 1, 2 или 3 должна быть такой, чтобы рулевой механизм мог блокироваться только при угле не менее 20° влево и(или) вправо от положения, соответствующего прямолинейному движению.
6 Особые спецификации
6.1 Помимо общих спецификаций, предусмотренных в разделе 5, противоугонное устройство должно отвечать следующим особым условиям:
6.1.1 необходимо, чтобы при использовании противоугонных устройств типа 1 или 2 замок можно было привести в действие только поворотом ключа, причем руль должен находиться в положении, соответствующем входу стопорного штифта в соответствующий паз;
6.1.2 необходимо, чтобы при использовании противоугонных устройств типа 3 можно было создать предварительную нагрузку на стопорный штифт только за счет усилия, прилагаемого владельцем транспортного средства одновременно с поворотом ключа или в дополнение к нему. Необходимо исключить возможность извлечения ключа, если стопорный штифт установлен с предварительной нагрузкой, за исключением случаев, предусмотренных в 5.1.3;
6.1.3 необходимо, чтобы при использовании противоугонных устройств типов 2 и 3 было невозможно установить стопорный штифт в положение блокировки до тех пор, пока противоугонное устройство находится в положении, при котором возможно включение двигателя транспортного средства;
6.1.4 необходимо, чтобы при использовании противоугонного устройства типа 3, установленного в рабочее положение, было невозможно помешать его срабатыванию;
6.1.5 при использовании противоугонных устройств типа 3 противоугонное устройство должно оставаться в исправном рабочем состоянии и должно, в частности, по-прежнему удовлетворять требованиям 5.7-5.9 и 6.1.4 после 2500 циклов блокировки в каждом направлении в соответствии с испытанием по приложению 3 к настоящим Правилам.
7 Изменения типа транспортного средства или его противоугонного устройства
7.1 Любое изменение типа транспортного средства или его противоугонного устройства доводится до сведения административного органа, который предоставил официальное утверждение для данного типа транспортного средства. Этот орган может:
7.1.1 либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительного отрицательного влияния и что в любом случае данное транспортное средство продолжает удовлетворять требованиям;
7.1.2 либо затребовать у технической службы, уполномоченной проводить испытания, новый протокол испытаний.
7.2 О предоставлении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении с одновременным указанием изменений сообщается Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, в соответствии с процедурой, указанной в 4.3.
8 Соответствие производства
8.1 Каждое транспортное средство, имеющее знак официального утверждения на основании настоящих Правил, должно соответствовать типу транспортного средства, официально утвержденному в отношении противоугонного устройства, его установки на транспортном средстве и элементов, на которые это устройство действует.
8.2 Для проверки соответствия по 8.1 должно быть проведено достаточное число выборочных проверок транспортных средств серийного производства, имеющих знак официального утверждения на основании настоящих Правил.
9 Санкции, налагаемые за несоответствие производства
9.1 Официальное утверждение типа транспортного средства, представленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдаются требования, изложенные в 8.1.
9.2 В том случае, если какая-либо Сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она немедленно уведомляет об этом Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, посредством копии регистрационной карточки официального утверждения, на которой внизу крупными буквами делают отметку "ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ОТМЕНЕНО" и проставляют подпись и дату.
10 Окончательное прекращение производства
Если владелец официального утверждения полностью прекращает производство типа транспортного средства, официально утвержденного на основании настоящих Правил, то он должен информировать об этом компетентный орган, предоставивший официальное утверждение. По получении этого сообщения компетентный орган информирует об этом другие Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, посредством копии регистрационной карточки, на которой внизу крупными буквами делают отметку "ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО" и проставляют подпись и дату.
11 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов
Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату ООН наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(обязательное)
СООБЩЕНИЕ
[(Максимальный формат А4 (210х97 мм)],
|
|
|||||||||||||||
направленное |
||||||||||||||||
наименование административного органа | ||||||||||||||||
Касающееся* |
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ, | |||||||||||||||
ОТКАЗА В ОФИЦИАЛЬНОМ УТВЕРЖДЕНИИ, | ||||||||||||||||
ОТМЕНЫ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ | ||||||||||||||||
ИЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА | ||||||||||||||||
типа механического транспортного средства с рулем мотоциклетного типа в отношении его защиты от угона на основании Правил ЕЭК ООН N 62 | ||||||||||||||||
Официальное утверждение N |
||||||||||||||||
1 Фирменное наименование или торговый знак механического транспортного средства | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
2 Тип транспортного средства |
||||||||||||||||
3 Предприятие-изготовитель и его адрес |
||||||||||||||||
4 В соответствующих случаях наименование и адрес представителя предприятия-изготовителя | ||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
5 Краткое описание противоугонного устройства, его установки и работы, а также краткое описание системы рулевого управления транспортного средства | ||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
6 Транспортное средство представлено на официальное утверждение (дата) |
||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
7 Техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
8 Дата протокола, выданного этой службой |
||||||||||||||||
9 Номер протокола, выданного этой службой |
||||||||||||||||
10 Официальное утверждение представлено (в официальном утверждении отказано)* | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
11 Место проставления на транспортном средстве знака официального утверждения | ||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
12 Место |
||||||||||||||||
13 Дата |
||||||||||||||||
14 Подпись |
||||||||||||||||
15 К настоящему сообщению прилагаются следующие документы, имеющие указанный выше номер официального утверждения: | ||||||||||||||||
чертежей, схем и планов противоугонного устройства, его установки и элементов транспортного | ||||||||||||||||
|
средства, на которые это устройство действует; | |||||||||||||||
фотографий противоугонного устройства. | ||||||||||||||||
_______________
* Ненужное зачеркнуть
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(обязательное)
Схемы знаков официального утверждения
Образец А
(См. 4.4 настоящих Правил)
Приведенный выше знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что этот тип транспортного средства официально утвержден в Нидерландах (Е4) в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N 62 в отношении защиты транспортного средства от угона. Номер официального утверждения указывает на то, что официальное утверждение было предоставлено в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН N 62 в их первоначальной форме.
Образец В
(См. 4.5 настоящих Правил)
Приведенный выше знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что этот тип транспортного средства официально утвержден в Нидерландах (Е4) в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N 62 и Правилами ЕЭК ООН N 10*. Номера официального утверждения указывают на то, что к моменту предоставления соответствующих официальных утверждений Правила ЕЭК ООН N 62 были в их первоначальной форме, а в Правила ЕЭК ООН N 10 уже были включены поправки серии 01.
_______________
* Второй номер приведен в качестве примера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(обязательное)
Испытание противоугонного устройства типа 3 на износ
1 Испытательное оборудование
1.1 Испытательное оборудование должно состоять из:
1.1.1 рамы для крепления рулевого управления в комплекте с установленным на нем противоугонным устройством, соответствующим определению по 2.3 настоящих Правил;
1.1.2 устройства для приведения в действие и отключения противоугонного устройства, которое должно предусматривать использование ключа;
1.1.3 устройства для поворота рулевого вала относительно противоугонного устройства.
2 Метод проведения испытания
2.1 Образец рулевого управления в комплекте с противоугонным устройством крепят к раме по 1.1.1 настоящего приложения
2.2 Один цикл испытания состоит из следующих операций:
2.2.1 Исходное положение
Противоугонное устройство отключают, а рулевой вал поворачивают до такого положения, при котором противоугонное устройство включить невозможно.
2.2.2 Рабочее положение
Противоугонное устройство ключом переводят из нерабочего положения в рабочее.
2.2.3 Приведение в действие
Рулевой вал поворачивают так, чтобы крутящий момент на валу в момент включения противоугонного устройства составлял (5,88±0,25) Н·м.
2.2.4 Выключение
Противоугонное устройство выключают при помощи обычных средств, при этом для облегчения отключения крутящий момент уменьшают до нуля.
2.2.5 Выведение из рабочего положения
Рулевой вал поворачивают до такого положения, при котором противоугонное устройство включить невозможно.
2.2.6 Вращение в противоположную сторону
Повторяют операции, описанные в 2.2.2-2.2.5, поворачивая рулевой вал в другую сторону.
2.2.7 Интервал между двумя последовательными включениями противоугонного устройства должен составлять не менее 10 с.
2.3 Число циклов испытания на износ должно соответствовать числу циклов, определенному в 6.4 настоящих Правил.
Текст документа сверен по:
официальное издание
Защита от преступлений: Сб. стандартов. -
М.: Стандартинформ, 2005