Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/9/598.htm


     ГОСТ 27459-87

Группа Э00

     
     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

МАШИННАЯ ГРАФИКА

Термины и определения

Information processing systems. Computer graphics.
Terms and definitions

     

MКC 01.040.35
         35.140
ОКСТУ 4001

Дата введения 1988-07-01

     
     
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

     
     1. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 N 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 "Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88
     
     2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
     
     3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
     

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 13820-77

1, 2.1, 2.3

ГОСТ 15971-90

Вводная часть

ГОСТ 19781-90

То же

     
     
     4. ПЕРЕИЗДАНИЕ
     
     
     Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.
     
     Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации и литературе всех видов, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
     
     Стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.
     
     1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл.1.
     
     

Таблица 1

     

Термин

Определение


ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

 

1. Машинная графика

Computer graphics

Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные

2. Линейная графика

Line graphics

Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных

3. Растровая графика

Raster graphics

Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам

4. Команда визуализации

Display command

Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства.

     Примечание. Под графическим устройством понимают устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных

5. Абсолютная команда визуализации

Absolute command

Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты

6. Относительная команда визуализации

Relative command

Команда визуализации, в которой используются относительные координаты

7. Адресуемость

Addressability

Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства

8. Адресуемая позиция

Addressable point

Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ

 

9. Закодированное изображение

Coded image

Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ

10. Абсолютная координата

Absolute coordinate

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат

11. Относительная координата

Relative coordinate

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке

12. Инкрементальная координата

Incremental coordinate

Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета

13. Координата пользователя

User coordinate

Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств

14. Мировая координата

World coordinate

Не зависимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных

15. Координата устройства

Device coordinate

Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства

16. Нормированная координата

Normalized device coordinate

Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1.

     Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство

17. Примитив вывода

Output primitive

Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения.

     Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов

18. Невидимая линия

Hidden line

Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта

19. Каркасное представление

Wire frame representation

Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет

20. Сегмент

Segment

Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым.

     Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода

21. Маркер

Marker

Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации

22. Примитив ввода

Input primitive

Совокупность данных, полученных от устройств ввода.

     Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций

23. Виртуальное пространство

Virtual space

Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств


ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

 

24. Визуализация

Display

Визуальное представление данных

25. Изображение

Display image

Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации

26. Мягкая копия

Soft copy

Несохраняемое изображение графических данных

27. Физическое пространство

Device space

Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства

28. Пространство визуализации

Display space

Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений

29. Пиксель

Pixel

Наименьший элемент поверхности визуализации, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения

30. Абсолютный вектор

Absolute vector

Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах

31. Относительный вектор

Incremental vector

Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки

32. Величина инкремента

Increment size

Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации

33. Растровая единица

Raster unit

Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей

34. Шаг графопостроителя

Plotter step size

Величина инкремента на графопостроителе

35. Гашение изображения

Blanking

Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов

36. Мерцание изображения

Blinking

Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов

37. Мигание изображения

Flicker

Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки.

     Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана

38. Заворачивание изображения

Wraparound

Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

 

39. Поверхность визуализации

Display surface

Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения.

     Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе


40. Графический терминал

Display console

Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода

41. Растровый дисплей

Raster display device

Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики

42. Векторный дисплей

Directed beam display device

Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой

43. Запоминающая электронно-лучевая трубка

Storage tube

По ГОСТ 13820

44. Плазменная панель

Plasma panel

Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом.

     Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации

45. Барабанный графопостроитель

Drum plotter

Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане

46. Планшетный графопостроитель

Flatbed plotter

Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных

47. Растровый графопостроитель

Raster plotter

Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода

48. Электростатический графопостроитель

Electrostatic plotter

Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов

49. Пишущий узел графопостроителя

Plotting head

Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации

50. Генератор символов

Character generator

Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое

51. Штриховой генератор символов

Stroke character generator

Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий

52. Точечный генератор символов

Dot matrix character generator

Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек

53. Генератор кривых

Curve generator

Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое

54. Генератор векторов

Vector generator

Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий

55. Устройство ввода позиций УВП

Locator

Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции

56. Шаровой указатель

Control ball

Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции

57. Рычажный указатель

Joy-stick

Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции

58. Устройство типа "колесо"

"Колесо"

Tumb wheel

Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины.

     Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции

59. Устройство типа "мышь"

"Мышь"

"Mouse"

Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности.

     Примечание. Для управления устройством типа "мышь" используют шар или пару колес

60. Планшет

Tablet

Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения

61. Устройство указания

Pick device

Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента

62. Световое перо

Light-pen

Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации

63. Световая кнопка

Light button

Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания

64. Устройство ввода чисел

Valuator

Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины.

     Примечание. К таким устройствам относится устройство типа "колесо", потенциометр

65. Устройство ввода альтернативы

Choice device

Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив.

     Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура

66. Устройство ввода последовательности позиций

Stroke device

Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода.

     Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью


ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

67. Повторная генерация изображения

Image regeneration

Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти

68. Регенерация

Refresh

Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым

69. Частота регенерации

Refresh rate

Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с

70. Эхо

Echo

Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода

71. Курсор

Cursor

Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция

72. Трассировка

Tracking

Перемещение символа трассировки

73. Символ трассировки

Tracking symbol

Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции

74. Указание световым пером

Light-pen detection

Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации

75. Символ прицеливания

Aiming symbol

Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера

76. Обнаруживаемый элемент

Detectable element

Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания

77. Метод резиновой нити

Rubber-banding

Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными

78. Рисование

Inking

Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге

79. Метод буксировки

Dragging

Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций

80. Выделение

Highlighting

Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов

81. Перенос

Translating

Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор

82. Масштабирование

Scaling

Увеличение или уменьшение всего изображения или его части.

     Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям

83. Поворот

Rotation

Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси

84. Зеркальное отражение

Mirroring

Поворот примитивов вывода на 180° вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации

85. Окно

Window

Заданная часть виртуального пространства

86. Поле вывода

Viewport

Заданная часть пространства визуализации

87. Видовое преобразование

Viewing transformation

Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода

88. Отсечение

Clipping

Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области

89. Экранирование

Schielding

Подавление примитивов вывода или их частей, попадающих внутрь заданной области

90. Прокручивание

Scrolling

Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают

91. Вертикальное прокручивание

Rolling

Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз

92. Трансфокация

Zooming

Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя.

     Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям

93. Кувыркание

Tumbling

Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве

94. Панорамирование

Panning

Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении.

     Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода

95. Фоновое изображение

Background image

Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций

96. Накладываемое изображение

Foreground image

Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях

97. Типовая форма

Form overlay

Бланк, применяемый в качестве основного изображения.

     Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту

98. Визуализация типовой формы

Form flash

Визуальное представление типовой формы

     
     
     2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
     
     Применение терминов - синонимов стандартизованного термина не допускается.
     
     2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл.1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
     
     2.2. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
     
     2.3. В табл.1 в качестве справочных приведены эквивалентны стандартизованных терминов на английском языке.
     
     3. Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском и английском языках приведены в табл.2 и 3.
     
     4. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым.
     
     

 АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

     
     
Таблица 2

     

Термин

Номер термина

Адресуемость

7

Вектор абсолютный

30

Вектор относительный

31

Величина инкремента

32

Визуализация

24

Визуализация типовой формы

98

Выделение

80

Гашение изображения

35

Генератор векторов

54

Генератор кривых

53

Генератор символов

50

Генератор символов точечный

52

Генератор символов штриховой

51

Генерация изображения повторная

67

Графика линейная

2

Графика машинная

1

Графика растровая

3

Графопостроитель барабанный

45

Графопостроитель планшетный

46

Графопостроитель растровый

47

Графопостроитель электростатический

48

Дисплей векторный

42

Дисплей растровый

41

Единица растровая

33

Заворачивание изображения

38

Изображение

25

Изображение закодированное

9

Изображение накладываемое

96

Изображение фоновое

95

Кнопка световая

63

"Колесо"

58

Команда визуализации

4

Команда визуализации абсолютная

5

Команда визуализации относительная

6

Координата абсолютная

10

Координата инкрементальная

12

Координата мировая

14

Координата нормированная

16

Координата относительная

11

Координата пользователя

13

Координата устройства

15

Копия мягкая

26

Кувыркание

93

Курсор

71

Линия невидимая

18

Маркер

21

Масштабирование

82

Мерцание изображения

36

Метод буксировки

79

Метод резиновой нити

77

Мигание изображения

37

"Мышь"

59

Окно

85

Отражение зеркальное

84

Отсечение

88

Панель плазменная

44

Панорамирование

94

Перенос

81

Перо световое

62

Пиксель

29

Планшет

60

Поверхность визуализации

39

Поворот

83

Позиция адресуемая

8

Поле вывода

86

Представление каркасное

19

Преобразование видовое

87

Примитив ввода

22

Примитив вывода

17

Прокручивание

90

Прокручивание вертикальное

91

Пространство визуализации

28

Пространство виртуальное

23

Пространство физическое

27

Регенерация

68

Рисование

78

Сегмент

20

Символ прицеливания

75

Символ трассировки

73

Терминал графический

40

Трансфокация

92

Трассировка

72

Трубка запоминающая электронно-лучевая

43

УВП

55

Узел графопостроителя пишущий

49

Указание световым пером

74

Указатель рычажный

57

Указатель шаровой

56

Устройство ввода альтернативы

65

Устройство ввода позиций

55

Устройство ввода последовательности позиций

66

Устройство ввода чисел

64

Устройство типа "колесо"

58

Устройство типа "мышь"

59

Устройство указания

61

Форма типовая

97

Частота регенерации

69

Шаг графопостроителя

34

Экранирование

89

Элемент обнаруживаемый

76

Эхо

70

     
     
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ


     
Таблица 3

     

Термин

Номер термина

Absolute command

5

Absolute coordinate

10

Absolute vector

30

Addressability

7

Addressable point

8

Aiming symbol

75

Background image

95

Blanking

35

Blinking

36

Character generator

50

Choice device

65

Clipping

88

Coded image

9

Computer graphics

1

Control ball

56

Cursor

71

Curve generator

53

Detectable element

76

Device coordinate

15

Device space

27

Directed beam display device

42

Display

24

Display command

4

Display console

40

Display image

25

Display space

28

Display surface

39

Dot matrix character generator

52

Dragging

79

Drum plotter

45

Echo

70

Electrostatic plotter

48

Flatbed plotter

46

Flicker

37

Foreground image

96

Form flash

98

Form overlay

97

Hidden line

18

Highlighting

80

Image regeneration

32

Incremental coordinate

12

Incremental vector

67

Increment size

31

Inking

78

Input primitive

22

Joy-stick

57

Light button

63

Light-pen

62

Light-pen detection

74

Line graphics

2

Locator

55

Marker

21

Mirroring

84

"Mouse"

59

Normalized device coordinate

16

Output primitive

17

Panning

94

Pick device

61

Pixel

29

Plasma panel

44

Plotter step size

34

Plotting head

49

Raster display device

41

Raster graphics

3

Raster plotter

47

Raster unit

33

Refresh

68

Refresh rate

69

Relative command

6

Relative coordinate

11

Rolling

91

Rotation

83

Rubber-banding

77

Scaling

82

Schielding

89

Scrolling

90

Segment

20

Soft copy

26

Storage tube

43

Stroke character generator

51

Stroke device

66

Tablet

60

Tracking

72

Tracking symbol

73

Translating

81

Tumbling

93

Tumb wheel

58

User coordinate

13

Valuator

64

Vector generator

54

Viewing transformation

87

Viewport

86

Virtual space

23

Window

85

Wire frame representation

19

World coordinate

14

Wraparound

38

Zooming

92




Текст документа сверен по:
официальное издание
Информационная технология. Термины и определения:
Сб. ГОСТов. - М.: Стандартинформ, 2005