Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/9/6410.htm


ГОСТ 12.2.002.5-91

Группа Т58

     
     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Система стандартов безопасности труда

ТРАКТОРЫ И МАШИНЫ САМОХОДНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

Метод определения характеристик систем обогрева и микроклимата
на рабочем месте оператора в холодный период года

Occupational safety standards system. Agricultural tractors and
self-propelled machines. Method of determining the performance
of heating and microclimate systems at the operator's site
during the cold season

     
     
ОКП 47 0000

Дата введения 1992-07-01

     
     
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

     
     
     1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам
     
     2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 30.07.91 N 1312
     
     3. Настоящий стандарт подготовлен с целью полного введения требований международного стандарта ИСО 6097-89 "Сельскохозяйственные тракторы и самоходные машины. Характеристики систем отопления и вентиляции в закрытых кабинах. Метод испытания"
     
     4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
     

Наименование НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 25791-90

1.5

     
     
     5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2001 г.
     
     
     Настоящий стандарт распространяется на тракторы сельскохозяйственные и самоходные сельскохозяйственные машины и устанавливает метод определения показателей микроклимата на рабочем месте оператора в холодный период года.
     
     Данный метод дает возможность сравнивать систему обогрева и вентиляции кабин по микроклиматическим условиям внутри кабин.
     
     Требования настоящего стандарта являются обязательными.
     
     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
     
     1.1. Определение показателей микроклимата проводят при одном из двух равнозначных испытаний:
     
     а) в климатической камере;
     
     б) вне климатической камеры.
     
     1.2. На результаты испытаний не должны влиять другие источники теплоизлучения (например солнечная энергия).
     
     1.3. Для проведения испытаний могут быть представлены две системы обогрева:
     
     а) независимая от системы охлаждения двигателя;
     
     б) зависимая от системы охлаждения двигателя.
     
     1.4. Приборы и оборудование, применяемые для определения микроклимата на рабочем месте, даны в приложении 1.
     
     1.5. Контрольная точка сиденья (КТС) - по ГОСТ 25791.
     
     

2. РАСПОЛОЖЕНИЕ МЕСТ ИЗМЕРЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МИКРОКЛИМАТА

     
     
     2.1. Измерения температуры окружающей среды
     
     2.1.1. Двигатели с вытяжным вентилятором
     
     Измерения следует проводить:
     
     а) на расстоянии 1-1,5 м впереди трактора или машины и приблизительно на высоте 1,5 м от поверхности площадки;
     
     б) в воздухозаборнике, ведущем к обогревателю.
     
     В случае, если в системах используют более одного воздухозаборника, то температуру воздуха следует измерять, по крайней мере, в одном воздухозаборнике, выбранном таким образом, чтобы по возможности исключалось влияние внешних тепловых источников.
     
     2.1.2. Двигатели с нагнетательным вентилятором
     
     Измерения следует проводить:
     
     а) в точке, обеспечивающей температуру, равную температуре, приведенной в п.2.1.1а;
     
     б) в воздухозаборнике, ведущем к обогревателю (п.2.1.1б).
     
     2.2. Измерение температуры двигателя (при необходимости)
     
     Температуру жидкости, охлаждающей двигатель, следует измерять при выходе ее из блока цилиндров или у головки цилиндра прежде, чем охлаждающая жидкость достигнет термостата.
     
     У двигателей с воздушным охлаждением температуру охлаждающего воздуха двигателя следует измерять в точках, установленных изготовителем.
     
     2.3. Измерения температур обогревателя и потока охлаждающей жидкости (при необходимости)
     
     2.3.1. Температуру охлаждающей жидкости, поступающей в обогреватель, следует измерять у впускного трубопровода обогревателя, как можно ближе к нему.
     
     В системах, использующих более одного обогревателя, температуру охлаждающей жидкости следует измерять у впускного трубопровода первого обогревателя по потоку охлаждающей жидкости.
     
     2.3.2. Температуру охлаждающей жидкости, выходящей из обогревателя, следует измерять у выпускного трубопровода, как можно ближе к нему.
     
     В тех системах, где используют более одного обогревателя, температуру охлаждающей среды следует измерять у выпускного трубопровода последнего обогревателя.
     
     2.3.3. Для измерения теплоотдачи охлаждающей среды измеряют расход охлаждающей жидкости или воздуха. При использовании жидкости ее расход измеряют с помощью расходомера.
     
     2.3.4. Температуру воздуха, выходящего из обогревателя, следует измерять, по крайней мере, у одного выходного отверстия на глубине 10 мм внутри выходного отверстия. В выходных отверстиях больших обогревателей рекомендуется проводить многократные температурные измерения для получения среднего значения температуры на выходе.
     

     2.4. Измерение температуры воздуха в кабине проводят в точках 1-6.
     
     Измерение скорости движения воздуха проводят в точках 5 и 7.
     
     Расположение точек указано на черт.1.
     
     

Места измерения в кабине


Черт.1

     
     
     Примечание. На рабочих местах, предназначенных для работы в положении стоя, измеряют температуру на высоте 150 мм и (1650±50) мм от пола, относительную влажность и скорость движения воздуха на высоте (1650±50) мм от пола.
     
     
     Указанные измерения проводят не менее трех раз с интервалом 30 мин в течение времени проведения измерений микроклимата.
     
     2.5. Скорость движения воздуха снаружи кабины следует измерять на расстоянии 1-1,5 м впереди трактора или машины и приблизительно на расстоянии 1,5 м от поверхности площадки.
     
     

3. МЕТОД ИСПЫТАНИЙ

     
     
     3.1. Характеристики обогревателя определяют при температуре окружающей среды минус 5 °С или минус 15 °С. Температура окружающей среды должна поддерживаться в пределах ±3 °С. Температуру окружающей среды выбирает водитель-оператор, проводящий испытание. Скорость движения воздуха впереди кабины не должна быть более 6 м/с.
     
     Основное направление движения скорости воздуха определяют перед передним ветровым стеклом.
     
     3.2. Трактор (машина) с остановленным двигателем должен быть выдержан при заданной температуре не менее 10 ч. Этот период может быть уменьшен, если с помощью инструментов установлено, что охлаждающая среда и смазочное вещество стабилизировались при заданной температуре.
     
     3.3. Запуск и нагружение двигателя
     
     3.3.1. После подготовки трактора или машины в соответствии с п.3.2 двигатель может быть запущен с помощью внешних средств.
     
     3.3.2. Запуск двигателя принимается как начало периода испытаний.
     
     3.3.3. В течение первых 5 мин испытания частота вращения двигателя может соответствовать рекомендациям изготовителя для разогрева при запуске в холодную погоду.
     
     3.3.4. По прошествии 5 мин органы управления регулятором частоты вращения двигателя должны быть установлены оператором в положение, соответствующее полной подаче топлива.
     
     3.4. Система обогрева должна быть отрегулирована на максимальную теплоотдачу. Вентилятор обогревателя может включаться в любой момент в процессе проведения испытаний.
     
     3.5. Все значения температуры следует регистрировать постоянно или с интервалом не более 5 мин. В конце испытания измеряют избыточное давление в кабине. Скорость движения воздуха может быть измерена после испытания при тех же условиях, что и во время проведения испытания.
     
     3.6. Испытания прекращают через 60 мин после начала испытаний или при условии, что наибольшая измеренная температура воздуха внутри кабины увеличивается менее чем на 1 °С в течение 5 мин.
     
     

4. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ

     
     
     4.1. Протокол испытаний должен содержать следующую информацию:
     
     а) марку и модель трактора или машины (указать, были ли использованы для повышения температуры охлаждающей жидкости жалюзи радиатора, эластичная муфта сцепления вентилятора, производилась ли блокировка радиатора);
     
     б) температуру открывания термостата двигателя трактора или машины;
     
     в) марку и модель кабины;
     
     г) марку и модель системы обогрева и вентиляции;
     
     д) температуру окружающего воздуха;
     
     е) график, показывающий среднюю температуру внутри кабины, как функцию времени;
     
     ж) установившиеся значения температуры во всех точках проведения измерений внутри кабины и время, когда было достигнуто установившееся состояние;
     
     з) разность установившейся температуры между правой и левой ногой (точки 1 и 2) и максимальную разность между уровнем ноги и головы (точки 1, 2 и 5);
     
     и) скорости движения воздуха в двух точках проведения измерений внутри кабины;
     
     к) степень герметизации кабины;
     
     л) температуру окружающей жидкости двигателя в конце испытания (где необходимо);
     
     м) расход охлаждающей жидкости по п.2.3.3 (где необходимо), а также температуру на входе и выходе обогревателя (пп.2.3.1 и 2.3.2).
     
     4.2. Образец формы протокола испытаний дан в приложении 2.     
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

          
ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ МИКРОКЛИМАТА НА
РАБОЧЕМ МЕСТЕ

     
     
     1. Дистанционные средства измерений температуры, например термопары с точностью измерения до ±0,5 °С.
     
     2. Анемометр с точностью показаний до 10%.
     
     3. Манометр с точностью показаний до 10%.
     
     4. Расходомер воды (при необходимости) должен быть таким, чтобы перепад давления не превышал 500 Па. Точность показаний прибора до 2%.
     
     5. Секундомер с точностью показаний до 2%.
     
     6. Тахометр с точностью показаний до 2%.
     
     7. Климатическая камера (при необходимости) должна быть достаточно большой, чтобы в ней поместился трактор или машина, и снабжена устройством для создания и поддержания температуры и скорости движения воздуха вокруг кабины при значениях, установленных в настоящем стандарте.
     
     8. Оборудование для нагружения двигателя (в тех случаях, когда испытывают систему обогрева, зависящую от двигателя).     
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное

          
ОБРАЗЕЦ ФОРМЫ ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ

     
     
     1. Испытание N ___________________________________________ Дата _________________________
     
     2. Проводится по просьбе ________________________________________________________________
     
     3. Марка и модель машины (трактора) ______________________________________________________
     
     Температура открывания термостата _____________________________________________________ °С
     
     Особые характеристики __________________________________________________________________
     
     Укажите, были ли использованы в ходе испытания жалюзи радиатора, эластичная муфта сцепления вентилятора или была ли произведена блокировка радиатора
     
     ______________________________________________________________________________________
     
     4. Марка и модель кабины ________________________________________________________________
     
     Описание (элементы покрытия и т.п.) _______________________________________________________
     
     5. Марка и модель системы обогрева _______________________________________________________
     
     6. Температура окружающего воздуха при проведении испытания _____________________________ °С
     
     7. Средняя температура в кабине (графическое изображение функции времени, черт.2) _____________
     
     Примечание. Средняя температура - среднее значение шести точек, перечисленных в п.8     
     
     


Черт.2

     
     8. Установившиеся температуры внутри кабины:
     
     у левой ноги
     водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин;
     
     у правой ноги
     водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин;
     
     у левого бедра
     водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин;
     
     у правого бедра
     водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин;
     
     на уровне головы
     водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин;
     
     на уровне руки
     водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин.
     
     9. Колебания установившейся температуры внутри кабины:
     
     разность температур между левой и правой ногой ________________________ °С
     
     разность температур между левой (правой) ногой и головой _______________ °С
     
     10. Скорости движения воздуха внутри кабины:
     
     уровень глаза _____________ м/с
     
     уровень головы ___________ м/с
     
     11. Герметичность кабины ____________ Па
     
     12. Температура окружающей среды двигателя _____________ °С
     
     13. Производительность обогревателя
     
     Температура охлаждающей среды, поступающей в обогреватель ___________ °С
     
     Охлаждающий поток через обогреватель __________________ дм
     
     Примечание. Если охлаждающая среда - воздух, то производительность измеряют в кубических метрах в час.
          
          
     
Текст документа сверен по:
официальное издание
Система стандартов безопасности труда: Сб. ГОСТов. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2001