Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/9/6697.htm


     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ,
СТРОИТЕЛЬСТВОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

     
     
     УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР В.Е.Ковшило 10 апреля 1980 года N 2164-80
     
     
     "Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений" разработаны докт. мед. наук В.И.Берзинь (кафедра гигиены Рижского медицинского института).
     
     Методические указания касаются условий размещения вузов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования их территории, гигиенических особенностей проектирования специализированных структурных подразделений вузов, их планировки, оснащения, микроклимата, условий видимости, оснащения техническими средствами обучения. Настоящие указания дополняют и разъясняют отдельные положения главы СНиП II-68-78 "Высшие учебные заведения. Нормы проектирования". Указания составлены на основании результатов специально проведенных исследований.
     
     Методические указания предназначены для органов санитарно-эпидемиологической службы, работников проектных и строительных организаций и сотрудников высших учебных заведений.
     
     

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
     Высокие темпы развития народного хозяйства в нашей стране, предусмотренные решениями XXVI съезда КПСС, требуют расширения подготовки высококвалифицированных специалистов, строительства новых и реконструкции существующих высших учебных заведений.
     
     В процессе обучения студенты встречаются со многими производственными факторами. Интенсивность и длительность их воздействия ниже, чем на промышленных предприятиях, однако, как показывают исследования, сочетание этого воздействия с интенсивной умственной нагрузкой определяет не только уровень работоспособности, но и состояние здоровья, эффективность учебного процесса и труда студентов и сотрудников ВУЗов.
     
     Условия труда студентов определяются с одной стороны спецификой учебного процесса, а с другой - материально-технической базой ВУЗов, состояние которой во многом определяется качеством проектирования и строительства объектов.
     
     Здания ВУЗов в настоящее время проектируются в соответствии с главой СНиПа II-68-78 "Высшие учебные заведения. Нормы проектирования" и других его глав. Настоящие методические указания разъясняют и дополняют основные положения этой главы, регламентирующие условия размещения ВУЗов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования территории, особенности проектирования учебных специализированных структурных подразделений, планировку, микроклимат, освещение, оснащение техническими средствами различных групп учебных помещений.
     
     Методические указания* разработаны доктором мед. наук В.И.Берзинь (Рижский медицинский институт) и предназначены для санитарных врачей, архитекторов и сотрудников ВУЗов.
_____________
     * Примечание: настоящие указания распространяются на высшие учебные заведения всех типов: институты, университеты, академии, высшие школы, высшие училища, консерватории.
     
     

1. Гигиенические требования к территории ВУЗов

     
     1.1. Размещение высших учебных заведений в генеральном плане города определяется профилем и размерами ВУЗа.
     
     Университеты, крупные технические и политехнические ВУЗы, институты физической культуры следует размещать в зеленой зоне города или в пригороде. Малые и средние по вместимости ВУЗы (педагогические, экономические институты, ВУЗы культуры и искусства) можно размещать на селитебной территории города. Медицинские ВУЗы следует размещать на базе крупных больниц. Сельскохозяйственные институты - в пригороде на базе учебно-производственных хозяйств. ВТУЗы допустимо размещать на периферии промышленных зон.
     
     1.2. На территории ВУЗа предусматриваются следующие основные зоны: учебно-научная с лабораторными корпусами, аудиторными блоками и научно-исследовательскими подразделениями; хозяйственная с подсобными мастерскими, гаражами, складами и т.п.; жилая со студенческими общежитиями и домами для сотрудников; спортивная с закрытыми и открытыми спортивными сооружениями. Последние две зоны могут быть общими для нескольких ВУЗов.
     
     1.3. Плотность застройки учебно-научной зоны должна быть в пределах 20-30%. Зонирование территории ВУЗа производится с учетом смежного размещения спортивной зоны с учебно-научной и жилой. Не менее 40% земельного участка ВУЗа отводится под озеленение.
     
     1.4. В крупных ВУЗах и вузовских комплексах не допускается размещение учебных корпусов в одну вытянутую линию. Наиболее рационально размещение специализированных лабораторий в параллельно или периметрально стоящих корпусах. Максимально допустимое расстояние между учебными корпусами одного факультета не должно превышать 700 м. Для ВУЗов, размещаемых в 1-м строительно-климатическом районе, предусматриваются отапливаемые переходы между отдельными учебными зданиями.
     
     1.5. При наличии магистральных дорог вблизи учебных зданий, последние должны располагаться не менее чем в 50 м от границы проезжей части. Земельный участок высшего учебного заведения ограждается и не должен пересекаться транспортными магистралями.
     
     

2. Гигиенические требования к объемно-планировочным решениям ВУЗов

     
     2.1. Здания ВУЗов следует проектировать с учетом их функционального назначения, объединяя в планировочные группы:
     
     - общеинститутские помещения - ректорат, административно-хозяйственные подразделения, мастерские, столовые, корпуса общеинститутских кафедр, общеинститутский аудиторный блок, технический центр института, центральная библиотека, блок актового зала и клуба, медицинский центр;
     
     - факультетские помещения - корпуса специализированных кафедр факультета, факультетский аудиторный блок, деканат;
     
     - корпуса научно-исследовательских подразделений (могут примыкать или объединяться с учебными зданиями соответствующих факультетов);
     
     - спортивные сооружения;
     
     - корпуса производственных, складских, хозяйственных и вспомогательных помещений;
     
     - жилые здания для студентов и сотрудников.
     
     Перечисленные структурные элементы необходимо размещать на территории ВУЗа и соответствующих функциональных зонах.
     
     2.2. По характеру учебно-технологического процесса, состоянию учебно-производственной среды, влиянию ее на функциональное состояние организма студентов и виду их деятельности учебные помещения ВУЗов распределяются на 5 групп:
     
     I группа. Помещения общего назначения - лекционные и групповые аудитории, читальные залы библиотек;
     
     II группа. Специализированные учебные помещения - лаборатории физические, радиотехнические, с вычислительной техникой, с техническими средствами обучения, лингофонные кабинеты, лаборатории с точными измерительными приборами и с электро- и радиоаппаратурой, залы курсового и дипломного проектирования.
     
     III группа. Учебные лаборатории-практикумы (с выделением производственных вредностей - стеклодувные, сварочные, химические, со средним и тяжелым машинным оборудованием);
     
     IV группа. Лаборатории-практикумы со специальным технологическим оборудованием - технология пищевых продуктов, химическая технология; обработка сырья, металлов, сплавов, пластмасс; ядерные установки и т.п.;
     
     V группа. Спортивные помещения.
     
     2.3. Поточные лекционные аудитории следует размещать в специализированных аудиторных блоках. В малых и средних ВУЗах допустимо размещение поточных аудиторий в торцевой части лабораторного блока (на нижних этажах) или в пристройке к нему. Изоляция лекционных аудиторий от лабораторий в этом случае достигается посредством холла или вестибюля.
     
     2.4. Размеры площади учебных помещений I и II групп принимаются согласно таблице 1.
     
     

Таблица 1

     

NN п/п.

Наименование помещений

Площадь на одно место (в м)

I группа - помещения общего назначения

1.

 Аудитория

 на 50-75 мест

1,5

2.

"

100 мест

1,3

3.

"

150 мест

1,2

4.

"

200 мест

1,1

5.

"

300 мест

1,1

6.

400 мест

1,0

7.

500 мест

0,9

8.

Групповые аудитории на 25 мест

2,2

II группа - специализированные учебные помещения

1.

Полугрупповые аудитории на 12 мест, кабинеты с вычислительной техникой, лингафонные кабинеты

3,0

2.

Учебные кабинеты на 25 мест

2,2

3.

Аудитории с обратной связью на 50-100 мест

1,8

4.

Чертежные залы, залы курсового и дипломного проектирования
     

3,6

     
     
     2.5. Для обеспечения оптимальных условий видимости на мелковой доске минимально допустимый угол рассматривания (физиологически обоснованный) должен составлять 35°. Допускается его уменьшение до 30°, при этом площадь рабочей поверхности меловой доски для аудитории на 50-75 мест должна быть не менее 5 м, для аудитории на 100-150 мест - не менее 7 м, для аудитории на 200 и более мест - не менее 10 м. Ширина меловой доски должна быть не менее 4 м в аудиториях до 100 мест и не менее 5 м в аудиториях вместимостью более 100 мест.
     
     При контроле за эксплуатацией аудиторий следует исходить из физиологически обоснованного минимального "угла рассматривания" меловой доски в 35°. При величине угла рассматривания 35° веерообразное размещение рабочих мест (в аудиториях на 100 мест и более) допустимо в пределах рабочего сектора с углом не более 110°. При соблюдении такой величины угла рабочего сектора приемлемой конфигурацией лекционных аудиторий может быть прямоугольная, квадратная и трапецевидная.
     
     2.6. Расстояние между оборудованием в аудиториях определяется условиями видимости объектов на меловой доске, а также органометрическими требованиями и принимается в соответствии с таблицей 2 (СНиП II-68-78; 3.23). Ширина коридоров в учебных зданиях и переходов между ними должна быть не менее 2,2 м.
     
     

Таблица 2

     

NN п/п

Расстояние между оборудованием

Допустимые величины (см)

1.

От меловой доски до демонстрационного стола

100

2.

От демонстрационного стола до пюпитров первого ряда в аудиториях:

- до 100 мест включительно

110

- свыше 100 мест

250

3.

От меловой доски до стола преподавателя

не менее 90

4

От меловой доски до первого ряда в аудиториях без демонстрационного стола

не менее 200

5

От меловой доски до последнего ряда в аудиториях

не более 200

6

Между аудиторными столами (включая место для стульев)

не менее 70

7

Между торцами столов в аудиториях до 50 мест

не менее 60

8

От пола до нижней кромки меловой доски

90

9

От пола до верхней кромки меловой доски в рабочем положении

не более 230

     
     
     2.7. Применение технических средств обучения в ВУЗах требует учета технических возможностей проекционной аппаратуры и соблюдения гигиенических рекомендаций по оптимальному ее использованию в лекционных и групповых аудиториях разной вместимости и размеров (табл.3). С целью сохранения оптимальных условий в аудиториях вместимостью более 200 мест проекционную аппаратуру рекомендуется размещать в смежном помещении - аппаратной. При использовании препараторских для проекции "на просвет" их площадь и глубина принимаются в зависимости от вида аппаратуры. Расстояние от экрана до спинки первого ряда сидений должна быть не менее 3 м, а до спинки последнего ряда - не более 20 м.
     
     

Таблица 3

     
Условия использования проекционной аппаратуры в учебных помещениях ВУЗов

     

Виды проекционной аппаратуры

Фокусное расстояние (м)

Максимальное проекционное расстояние (м)

Размеры экрана (м)

Расстояние от экрана до 1-го ряда (м)

1. Луч

18

4,50

110х80

1,65

2. Протон

75

4,60

208х142

3,12

3. Протон

100

6,15

208х141

3,12

4. Протон

150

9,20

208х141

3,12

5. Горизонт

78

4,80

209х142

3,13

6. ЛЭТИ (36х24)

92

6,83

260х170

3,90

7. ЛЭТИ (36х24)

122

9,06

260х170

3,90

8. ЛЭТИ (36х24)

143

10,00

260х170

3,90

9. Украина-4

35

8,75

240х180

3,60

10. Украина-4

50

12,50

240х180

3,60

11. Украина-4

65

16,25

240х180

3,60

12. КПТ-2

110

16,60

320х230

4,80

13. Черноморец

35

12,75

350х261

5,25

14. Черноморец

50

10,25

350х261

5,25

15. Черноморец

65

23,70

350х261

5,25

     
     
     2.8. При проектировании учебных лабораторий и практикумов со специальным учебно-технологическим оборудованием (III и IV группы) следует руководствоваться нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и народного хозяйства. В указанных помещениях предусматривается защита от газовыделений, шума, вибрации, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, избыточных низких или высоких температур и т.п. согласно установленным соответствующими документами нормативам.
     
     2.9. Помещения научно-исследовательских подразделений проектируются в соответствии с инструкцией по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений.
     
     2.10. Закрытые спортивные помещения и сооружения для ВУЗов проектируются в соответствии с главой СНиП II-76-78 по проектированию спортивных сооружений. Размещение крытых спортивных сооружений над учебными помещениями не допускается.
     
     2.11. Спортивные помещения ВУЗов должны размещаться в специальных корпусах. Размеры и количество спортивных залов принимаются согласно таблице 4. Для ВУЗов или группы ВУЗов с контингентом более 10 тыс. студентов допускается устройство легкоатлетических манежей и бассейна для плавания с ванной 50х25 м.
     
     

Таблица 4

          

Виды спортивных помещений

Размеры (м)

Количество залов при расчетном числе студентов (тыс. чел.)

до 2

4

6

8

10

12

Универсальный зал для спортивных пар и гимнастики

36х18х8

2

2

3

3

4

4

Универсальный зал для спортивных игр (с местами для зрителей)

42х24х8

-

1

1

1

1

2

Универсальный специализированный зал для борьбы, фехтования, бокса и др.

24х15х7

-

1

2

3

4

4

Зал занятий специальных подготовительных групп

18х12х4

-

-

1

2

2

3

     
     
     2.12. Количество открытых спортивных сооружений ВУЗов принимается согласно таблице 5. Открытые спортивные сооружения не должны размещаться со стороны окон учебных и библиотечных помещений. От окон остальных помещений ВУЗов спортивные площадки должны размещаться на расстоянии не менее 20 м. Допускается предусматривать лыжные базы с необходимым инвентарем на 20% студентов дневной формы обучения. Для ВУЗов, размещенных в IV строительно-климатическом районе, допускается устройство открытых бассейнов с подогревом воды.
     
     

Таблица 5

     

Виды спортивных сооружений

Количество спортсооружений при расчетном количестве студентов (тыс. человек)

до 2

4

6

8

10

12

Спортивное ядро с полем для футбола и беговой дорожкой 400 м

1

1

1

1

1

1

Площадка для волейбола

3

3

4

6

7

9

Площадка для баскетбола

2

2

3

4

5

6

Площадка для тенниса

2

2

2

4

4

4

     
     
     2.13. Общая площадь служебных помещений ВУЗов (ректорат, учебная часть, деканаты, административно-хозяйственные помещения и др.) принимается в зависимости от численности контингента студентов:
     

    студентов не менее 1000 - по 1,0 м на 1 студента

"

1000-2000 - по 0,8

"

"

2000-4000 - по 0,7

"

"

4000-6000 - по 0,6

"

"

6000-10000 - по 0,5

"

"

10000-12000 - по 0,4

"

     
     В составе каждой кафедры предусматривается: кабинет заведующего кафедры - 18 м, методический кабинет - 54 м, кабинеты для преподавателей из расчета по 4 м на одного преподавателя.
     
     2.14. Столовые и буфеты высших учебных заведений проектируются в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания. Количество буфетов в зданиях общежитий принимается в соответствии с главой СНиП IIА.1.71. "Жилые здания".
     
     Столовые ВУЗов следует размещать в отдельных зданиях. Наибольшее расстояние от учебно-производственных помещений до столовых не должно превышать 500 м.
     
     2.15. Общее количество посадочных мест в столовых ВУЗов должно составлять 20% расчетного контингента студентов. В том числе:
     

в столовых для студентов и сотрудников

- 13%

в столовых для сотрудников

- 1%

в диетических столовых

- 2%

в буфетах для студентов

- 3%

в буфетах для сотрудников

- 1%

     
     Количество посадочных мест в одном зале буфета должно быть не более 50.
     
     2.16. Для студентов и сотрудников ВУЗов с контингентом 8000 студентов и более предусматривается поликлиника. В ВУЗах с контингентом до 8000 студентов должен быть медицинский пункт, состоящий из: кабинета заведующего медпунктом и дежурной медсестры, терапевтического кабинета с приемной и помещением для ожидающих, зубоврачебного кабинета, процедурной, физиотерапевтического кабинета. Площадь указанных помещений принимается по 18 м. В ВУЗах с контингентом студентов более 4000, площадь терапевтического и физиотерапевтического кабинетов и процедурной увеличивается до 36 м. Для туалета следует выделять помещение на 2-4 унитаза с умывальником.
     
     В составе медпунктов консерваторий и музыкальных факультетов должен быть фониатрический кабинет площадью 54 м. В учебных корпусах ВУЗов допускается размещение аптечного киоска.
     
     

3. Естественное и искусственное освещение учебных помещений ВУЗов

     
     3.1. Учебные помещения ВУЗов должны иметь непосредственное естественное освещение, качественные и количественные показатели которого принимаются в соответствии с главой СНиП II-4-79* "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования". Объемно-планировочные решения аудиторий и лабораторий ВУЗов и размещение в них учебно-технологического оборудования должны обеспечить боковое левостороннее естественное освещение рабочей поверхности. В поточных лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.
________________
     * На территории Российской Федерации действуют СНиП 23-05-95. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.     
     
     3.2. Размещение залов курсового и дипломного проектирования, чертежных и рисовальных залов производится с учетом их ориентации на С, СВ, СЗ. Для остальных видов учебных помещений допускается свободная ориентация светопроемов. Солнцезащитные устройства рассчитываются в зависимости от климатического района и ориентации помещений.
     
     3.3. Помещения, используемые в качестве рекреаций, обеспечиваются естественным освещением. При освещении коридора с одного торца длина коридора не должна превышать 24 м, а при освещении с обоих торцов - не более 60 м. Расстояние между "световыми карманами" в коридорах принимается не более 30 м.
     
     3.4. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях принимаются не менее:
     

стены - 0,6

двери - 0,7

потолок - 0,7

оконные переплеты - 0,7

полы - 0,25

мебель и оборудование - 0,35

     
     3.5. Физиологически обоснованный минимальный коэффициент естественной освещенности (К.Е.О.) на рабочих местах в наиболее удаленной от окон точке в лекционных и групповых аудиториях составляет 2,5% для помещений. Указанная величина К.Е.О. может быть обеспечена только за счет верхнего света. При боковом освещении минимально допустимая величина К.Е.О. составляет 1,5%.
     
     3.6. Искусственное освещение в аудиториях, читальных залах и лабораториях ВУЗов должно обеспечивать на рабочих местах не менее 300 лк при использовании люминесцентных ламп (СНиП II-4-79). Оптимальный уровень освещенности на рабочих местах студентов составляет 600 лк. В кабинетах преподавателей искусственная освещенность от общего освещения должна быть не менее 200 лк с обязательным дополнительным местным освещением; в залах курсового и дипломного проектирования, а также в чертежных залах требуется 500 лк, в спортивных залах - 400 лк.
     
     

4. Воздушно-тепловой режим в помещениях разного назначения

     
     4.1. Расчетные температуры воздуха (в отопительный сезон) в учебных помещениях разного назначения принимаются согласно СНиП II-68-78 (таблица 6).
     
     

Таблица 6

     

NN п/п.

Назначение помещений

Температура* воздуха, °С

Допустимые пределы колебаний

Оптимальные параметры

Расчетная температура

1

2

3

4

5

I группа - помещения общего назначения

 

20-21

20

18

1.

2.

3.

4.

5.

Поточные лекционные аудитории

Читальные залы библиотек

Учебные кабинеты на 25 мест

Чертежные и рисовальные залы

Залы курсового и дипломного проектирования на 50 мест

II группа - специализированные лаборатории

19-21

20

20

1.

2.

3.

4.

5.

6.


7.

Физические

Радиотехнические

С точной измерительной аппаратурой

С электро- и радиоаппаратурой

Кабинеты с вычислительной техникой

Кабинеты с техническими средствами обучения

Лингафонные кабинеты

III группа - лаборатории с выделением производственных вредностей

 

17-18

17

16

1.

2.

3.

4.

Химические

Стеклодувные

Сварочные

Практикумы с машинным оборудованием

IV группа - лаборатории со специальным технологическим оборудованием

 

1.

2.

3.

4.

Технология пищевых продуктов

Химическая технология

Обработка сырья, металлов, сплавов

Ядерные установки и пр.

Принимается в соответствии с технологическим заданием и нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и отраслей народного хозяйства

V группа - спортивные помещения

 

12-14

14

14

Служебные помещения:

20-22

20

18

общественные организации, вспомогательные помещения, книгохранилища, фотолаборатории

Гардероб, вестибюли, рекреации

16-18

16

16

_______________
     * - При относительной влажности воздуха 30-60% и скорости движения воздуха до 0,15 м/сек.
     
     
     4.2. Кратность воздухообмена на одно рабочее место в учебных помещениях I и II групп предусматривается не менее 30 м воздуха. В лабораториях и практикумах с выделением производственных вредностей, предусматривается подача не менее 90% от общего расчетного объема приточного воздуха, остальное количество воздуха подается в коридоры. При наличии в лабораториях вытяжных шкафов, вытяжка осуществляется через них.
     
     4.3. Скорость движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов принимается в зависимости от ПДК выделяемых химических веществ:
     
     1,0-1,5 м/сек при ПДК менее 0,1 мг/м
     
     0,6-1,0 м/сек при ПДК от 0,1 до 10 мг/м
     
     0,5 м/сек при ПДК более 10 мг/м
     
     4.4. В моечных помещениях и лабораториях без вытяжных шкафов обеспечивается приток свежего воздуха в объеме 4 м/час, вытяжка 6 м/час на человека. В вестибюлях и рекреациях предусматривается приток воздуха по 2 м/час на человека. Вытяжка из служебных помещений должна составлять 1 м/час на человека. В остальных помещениях кратность воздухообмена принимается по расчету в соответствии с технологическим заданием.
     
     4.5. Вытяжные и приточные вентиляционные системы в специализированных лабораториях, практикумах и поточных аудиториях должны иметь пульт дистанционного управления контроля за их работой.
     
     4.6. Оконные переплеты во всех видах учебных помещений должны иметь открывающиеся створки, фрамуги и форточки в верхней зоне окна.
     
     4.7. У входных дверей высших учебных заведений рекомендуется проектировать воздушно-тепловые завесы в соответствии с главой СНиП II.33.75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
     
     

5. Санитарное содержание территории и помещений ВУЗов

     
     5.1. Территория ВУЗа должна использоваться студентами и сотрудниками в качестве дополнительных рекреаций во время перерывов между занятиями и для проведения спортивных игр на площадках спортивной зоны. Во все сезоны года необходимо организовывать очистку территории ВУЗа. В летний период проводятся мероприятия по уходу за зелеными насаждениями, дорожками, площадками. Зимой дорожки и площадки очищаются от снега.
     
     5.2. Полы, мебель, подоконники, оборудование в помещениях ВУЗов подлежат влажной уборке 3-4 раза в неделю. Санузлы периодически дезинфицируются 10% раствором хлорной извести.
     
     5.3. Спортивные помещения проветриваются после каждого занятия. Инвентарь и мебель подвергаются влажной уборке. Занятия в спортивных помещениях допускаются только в спортивных костюмах и спортивной обуви.
     
     5.4. Административно-хозяйственная часть обеспечивает регулярный контроль за осветительной аппаратурой и приборами по обеспечению воздушно-теплового режима. Очистка светильников осуществляется не реже одного раза в 3 месяца.
     
     5.5. Администрация и общественные организации ВУЗа обязаны содействовать соблюдению оптимальных условий во всех помещениях. При этом необходимо руководствоваться постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" (19 июля 1979 г.) и приказом N 438 (5 мая 1978 г.) Министерства высшего и среднего специального образования СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений".
     
     5.6. Санитарный надзор за условиями обучения, труда, быта и отдыха студентов возлагается на персонал медпунктов ВУЗов и местные санитарно-эпидемиологические станции.