почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
24
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 августа 2007 года Дело N А54-1977/2006-С17


[Частично удовлетворяя иск о взыскании убытков за предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов 50% скидки за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой, суд, на основании положений ст.ст.4, 5 Федерального закона РФ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", правомерно указал, что предоставление льгот инвалидам должно производиться за счет средств федерального бюджета]
(Извлечение)

    
    
    Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от истца - не явился, извещен надлежащим образом, от ответчиков - не явились, извещены надлежащим образом, от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.11.2006 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 по делу N А54-1977/2006-С17, установил:
    
    Открытое акционерное общество "Центральная телекоммуникационная компания", г.Рязань, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, Отделу социальной защиты населения администрации Спасского района Рязанской области о взыскании убытков в сумме 176934 руб. 16 коп. за предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов 50% скидки за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
    
    Истец уточнил местонахождение истца - ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" г.Химки Московской области.
    
    В порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытки в сумме 176934 руб. 16 коп. за предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов 50% скидки за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
    
    К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Рязанской области, Правительство Рязанской области, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, Финансово-казначейское управление Рязанской области.
    
    Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.11.2006 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 145085 руб. 81 коп. убытков. В остальной части иска отказано. В иске к Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области и Отделу социальной защиты населения администрации Спасского района Рязанской области отказано.
    

    Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 указанное решение оставлено без изменения.
    
    Не соглашаясь с решением от 28.11.2006 и постановлением арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 145085 руб. 81 коп. убытков, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов в указанной части, как незаконных.
    
    Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
    
    В силу ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
    
    Поскольку в части отказа во взыскании 31848 руб. 35 коп. по делу решение от 28.11.2006 и постановление арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 никем из сторон не обжалуются, в силу ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты в указанной части не могут быть предметом исследования суда кассационной инстанции.
    
    Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
    
    Как установлено арбитражным судом, 28.01.2003 между ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" (оператор) и Отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования Спасского района Рязанской области (отдел) был заключен договор N 13 на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг электросвязи.
    
    По условиям вышеуказанного договора отдел обязался возмещать оператору текущие расходы, связанные с предоставлением услуг связи гражданам, обслуживаемым Спасским цехом, имеющим право на льготы в соответствии с федеральными законами: "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ в части предоставления льготы по абонентской плате за пользование квартирным телефоном и радиоточкой, "О ветеранах" от 02.01.2000 N 40-ФЗ* в части представления льготы по абонентской плате за пользовании радиоточкой.
______________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: " "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ)".- Примечание изготовителя базы данных.
         
    
    В период срока действия договора с 01.01.2003 по 31.12.2003 истец исполнил свою обязанность по договору и предоставил льготы по оплате услуг за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой гражданам, имеющим право на них, проживающим на территории Спасского района Рязанской области, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
    

    По данным отдела социальной защиты населения администрации муниципального образования Спасского района из общей суммы 1920000 руб., полученной для реализации льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на услуги связи истцу было возмещено 148491 руб. 75 коп. Сумма невозмещенных расходов составила 176934 руб. 16 коп.
    
    Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" в арбитражный суд с настоящим иском.
    
    Принимая решение по делу, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.ст.16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания убытков в размере 145085 руб. 81 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, отказав во взыскании 31848 руб. 35 коп., составляющих сумму налога на добавленную стоимость, включенных истцом в размер исковых требований.
    
    Арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции.
    
    Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов обоснованными, соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
    
    Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.
    
    В силу п.19 ст.4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
    
    Согласно ст.28 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
    
    Порядок возмещения расходов операторам связи, понесенных в связи с предоставлением льгот, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 "О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот" (действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 гг.), и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "Государственных пособиях гражданам, имеющих детей", где предусмотрено финансирование таких расходов за счет средств федерального бюджета.
    
    Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что финансирование расходов, указанных в п.1 настоящих Правил, в том числе инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
    
    Статьей 52 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" был утвержден фонд компенсаций в сумме 47411175,0 тыс.руб. Размер субсидий, направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлен в сумме 7618251,6 тыс.руб.
    
    В соответствии Законом Рязанской области N 84-ФЗ от 24.12.2002 "Об областном бюджете на 2003 год" на реализацию льгот, установленных федеральными законами, включая Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.95 "О социальной защите инвалидов в РФ" в бюджете Рязанской области предусмотрена сумма в размере 76725 тыс.руб., которая была выделена из Фонда компенсаций субсидии на реализацию ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ".
    
    Как установлено арбитражным судом, все средства, перечисленные из федерального фонда компенсаций были переданы и использованы по целевому назначению. Однако, затраты по льготам за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 в сумме 176934 руб. 16 коп. не были компенсированы истцу. Выделенных бюджетных средств на 2003 год было недостаточно для погашения всей стоимости льгот, предоставленных в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
    
    Как правильно установил арбитражный суд, факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены документальными доказательствами: списками льготных абонентов, проверенными комиссией Спасского отдела социальной защиты населения, договорами об оказании услуг связи (для физических лиц), оборотными ведомостями, счетами-фактурами, актом сверки объемов компенсации и не опровергнуты ответчиками.
    
    На основании положений ст.ст.4, 5 Федерального закона РФ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", арбитражный суд правомерно указал, что предоставление льгот инвалидам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
    
    Российская Федерация, установив Законом о социальной защите инвалидов льготы по предоставлению услуг связи, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
    
    Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации ОАО "ЦентрТелеком" указанных затрат, истец в силу ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
    
    Учитывая, что причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту инвалидов между бюджетами всех уровней, доказательств выделения субъекту Российской Федерации денежных средств, достаточных для возмещения в полном объеме расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования ответчик суду не представил, арбитражный суд обоснованно на основании ст.ст.16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
    
    Доводы заявителя об обязанности Рязанской области совместно с федеральным бюджетом финансировать указанные расходы не основаны на положениях действовавшего в спорный период законодательства.
    
    Согласно разъяснениям в пункте 18 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо исходить из того, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативно-правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
    
    Довод кассационной жалобы о том, что в материалах отсутствуют доказательства того, что финансовым органом субъекта Российской Федерации - Рязанской области были своевременно представлены сведения о фактической потребности области в выделении из федерального бюджета средств на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не может быть принят во внимание.
    
    Само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска предприятию, оказавшему услуги населению по льготным ценам, поскольку оно подлежало урегулированию в порядке межбюджетных отношений и не имеет правового значения при разрешении настоящего спора.
    
    Как правильно установлено арбитражным судом, факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - договором на оказание услуг связи с приложением документов, подтверждающих право на льготы, счетами, оборотными ведомостями, актами сверки.
    
    Также является несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что судом не исследован вопрос о целевом использовании субъектом Российской Федерации - Рязанская область средств, выделенных в соответствии с Порядком от 14.07.2001 N 536, в объеме, предусмотренном Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год".
    
    В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
    
    В нарушение указанной правовой нормы, заявитель кассационной жалобы не представил соответствующих доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании субъектом Российской Федерации данных средств.
    
    С учетом изложенных обстоятельств, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.
    
    Руководствуясь ст.287 п.1 ч.1, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.11.2006 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 по делу N А54-1977/2006-С17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
    
    Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
    

    

Председательствующий
...

Судьи
...

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование