почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
1
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСТ Р 22.1.01-95


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Безопасность в чрезвычайных ситуациях

МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Основные положения

Safety in emergencies
Monitoring and forecasting. Basic principles


    
ОКС 13.200
ОКСТУ 0022

Дата введения 1997-01-01


Предисловие


    
    1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 года N 560
    
    3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    

    

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


    Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее - мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.
    
    Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.
    
    

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
    
    ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
    
    ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
    
    ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
    
    ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
    
    ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий
    
    ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения
    
    ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель
    
    

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ


    3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:
    
    3.1.1 мониторинг окружающей среды - по ГОСТ Р 22.1.02.
    
    3.1.2 прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС - по ГОСТ Р 22.1.02.
    
    3.1.3 метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
    

    

4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ СИСТЕМЫ
МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС


    4.1 Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:
    
    - организационной структуры;
    
    - общей модели системы, включая объекты мониторинга;
    
    - комплекса технических средств;
    
    - моделей ситуации (моделей развития ситуаций);
    
    - методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
    
    - информационной системы.
    
    4.1.1 Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:
    
    - природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;
    
    - биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;
    
    - техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;
    
    - чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.
    
    4.1.2 Организационная структура в общем случае включает в себя:
    
    - орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2);
    
    - службу наблюдении и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);
    
    - службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;
    
    - службу технического обеспечения деятельности системы.
    
    4.1.3 Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:
    
    - обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров;
    
    - обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации (в соответствии с моделью ЧС).
    
    4.1.4 Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:
    
    - общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;
    
    - комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;
    

    - критерии принятия решений.
    
    Примечание - При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия.
    
    4.1.5 Методы наблюдения и контроля должны содержать:
    
    - описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;
    
    - значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;
    
    - режим наблюдений - непрерывный или периодический;
    
    - точность измерений наблюдаемых параметров;
    
    - правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.
    
    4.1.6 Методы прогнозирования ЧС включают:
    
    - описание прогнозируемых процессов, явлений;
    
    - перечень, исходных данных для прогнозирования;
    
    - правила оценки репрезентативности исходных данных;
    
    - алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;
    
    - перечень выходных данных.
    
    4.1.7 Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.
    
    Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.
    
    Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам.
    
    Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение.
    
    4.2 В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:
    - глобальный;
    
    - национальный;
    
    - региональный;
    
    - местный;
    

    - локальный.
    
    Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.
    
    

5 ТРЕБОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ


    5.1 Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает:
    
    - законодательные акты;
    
    - нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;
    
    - нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления.
    
    5.2 Объектами нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.
    
    5.3 В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования.
    
    

6 ТРЕБОВАНИЯ К МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ


    
    6.1 Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления.
    
    6.2 Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений.
    
    6.3 Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).
    
    6.4 Требования к точности измерений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.
    



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование