- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 4 августа 2005 года N 0100/6096-05-32
О санитарно-эпидемиологических экспертизах
Анализ информации о санитарно-эпидемиологических экспертизах, осуществляемых территориальными управлениями и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека свидетельствует о наличии недостатков и упущений в этой работе.
Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, утвержден приказом Минздрава России от 15 августа 2001 года N 325, в приказе также выделена та часть продукции, санитарно-эпидемиологическая экспертиза которой проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России).
За период с 1 января 1998 года по 1 июля 2005 года на основании проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз было выдано 1518164 санитарно-эпидемиологических заключения, из них 1325916 - территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - центрами Госсанэпиднадзора), 40193 - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России).
Как свидетельствует анализ, по-прежнему центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России, Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), а также некоторыми территориальными управлениями Роспотребнадзора выдаются заключения на продукцию, не предназначенную для исключительного использования на подконтрольных им объектах, либо не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе, - на части кузова для легковых автомобилей, коробки передач, зеркала наружные для автомобилей, стальные штанги для пресса по переработке бумажных отходов, алюминиевые клипсы и петли для пищевой промышленности и т.п. (ЦГСЭН ФМБА); миски для животных, чехлы для бильярдных киев, манекены, рамки для фотографий деревянные и т.п. (ЦГСЭН Минобороны России), на шасси для седельного тягача, головки огнетушителей, автомобили, весла из алюминия, тракторы, ювелирные изделия и т.п. (территориальные управления по Тверской области, Санкт-Петербургу).
Свидетельством недостаточной квалификации специалистов и бесконтрольности со стороны руководителей территориальных управлений является то, что без наличия правовых оснований оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность и продукцию, которые санитарными правилами не регламентированы. Так, территориальным управлением по г.Москве оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на розничную торговлю сотовыми телефонами, аксессуарами, телефонными картами и т.п. Аналогичная ситуация сложилась в территориальном управлении по Приморскому краю, где 23,5% санитарно-эпидемиологических заключений выданы на продукцию, не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе. В территориальном управлении по Тверской области этот показатель составил 28,6%, в территориальном управлении по Республике Алтай - 40%, в территориальном управлении по Ростовской области - 29,4% и т.д.
Во многих территориях не соблюдается порядок выдачи свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, который предусматривает, что решение о необходимости проведения экспертизы принимает территориальное управление, и оно же выдает свидетельства и заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность испытательных лабораторий (центров), осуществляющих исследования (испытания).
Не налажена должным образом система учета, выдачи и использования бланков санитарно-эпидемиологических заключений. Так, в 2004 году выдано для использования 432199 бланков, а выдано (по данным реестра) - 274525 (63,5%) санитарно-эпидемиологических заключений. В территориальном управлении по железнодорожному транспорту этот показатель составил 19,8%, в территориальном управлении по Смоленской области - 23%, по Новосибирской области - 9,4%.
В ряде регионов продолжается практика взимания платы за выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности для целей лицензирования, а также в случаях, когда имеющихся в территориальном управлении материалов достаточно для принятия соответствующего решения без проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз. Нередко перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется санитарно-эпидемиологическое заключение, необоснованно расширяется.
На основании изложенного предлагаю.
Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- впредь до издания типового регламента деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации, оформлению санитарно-эпидемиологических заключений, в месячный срок разработать и утвердить временный регламент деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации, оформлению санитарно-эпидемиологических заключений, предусмотрев в нем, что решение о необходимости проведения экспертизы принимает территориальное управление, оно же выдает свидетельства и заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность испытательных центров (лабораторий), осуществляющих исследования;
- установить систематический контроль за деятельностью центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, включая вопросы организации и осуществления санитарно-эпидемиологических экспертиз, правильности учета и расходования бланков строгой отчетности, своевременности и полноты внесения данных в реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений;
- установить строгий контроль за правильностью определения необходимости государственной регистрации, оформления санитарно-эпидемиологического заключения. Каждый случай направления на экспертизу продукции (вида деятельности) при отсутствии на них установленных обязательных требований расценивать как показатель недостаточной профессиональной подготовки специалиста, к виновным принимать меры дисциплинарного воздействия, включая перевод на работу, не связанную с выдачей свидетельств о государственной регистрации, оформлением санитарно-эпидемиологических заключений;
- выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности обязательным требованиям осуществлять как правило на безвозмездной основе, по материалам государственного санитарно-эпидемиологического надзора за действующим, вводимым в эксплуатацию объектом;
- не допускать взимания платы за предоставление гражданам, юридическим лицам, таможенным органам информации о необходимости санитарно-эпидемиологической оценки отдельных видов продукции
Главным государственным санитарным врачам министерств, ведомств принять меры к недопущению выдачи подчиненными учреждениями заключений на продукцию, не предназначенную для исключительного использования на подконтрольных объектах, либо не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе.
Руководителям территориальных управлений, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачам министерств, ведомств довести настоящее письмо до сведения специалистов территориальных управлений и их отделов, центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, учреждений (структурных подразделений) министерств и ведомств, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г.Онищенко
Приложение
Таблица 1
СООТНОШЕНИЕ
количества полученных бланков санитарно-эпидемиологических заключений
и оформленных санитарно-эпидемиологических заключений за 2004-2005 годы
За 2004 год
|
Отгружено бланков количество |
Оформлено санитарно- |
Территориальные учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
432199 |
274525 |
ЦГСЭН Минобороны России |
13175 |
16859 |
Федеральное управление "Медбиоэкстрем" (ФМБА) |
12000 |
6826 |
Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте |
118547 |
55762 |
|
|
|
|
Отгружено бланков количество |
Оформлено СЭЗ на продукцию за 2005 (по реестру) |
Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте |
105990 |
21008 |
ЦГСЭН Минобороны России |
8000 |
9854 |
Федеральное управление "Медбиоэкстрем" (ФМБА) |
9000 |
9470 |
Территориальное управление (далее - ТУ) по Тверской обл. |
1500 |
406 |
ТУ по Брянской обл. |
2600 |
1205 |
ТУ по Смоленской обл. |
1700 |
391 |
ТУ по Ростовской обл. |
2400 |
1658 |
ТУ по Новосибирской обл. |
14200 |
1339 |
ТУ по Приморскому краю |
6600 |
1513 |
Таблица 2
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
(далее - СЭЗ), выданные за июнь 2005 года на продукцию,
не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе
Субъект Российской Федерации, ведомство |
Количество оформленных санитарно- |
Количество СЭЗ, не подлежащую санитарно- |
% СЭЗ на продукцию, не подлежащую санэпидэкспертизе |
ТУ по Приморскому краю |
412 |
97 |
23,54368932 |
ТУ по Тверской области |
70 |
20 |
28,57142857 |
ТУ по Московской области |
638 |
62 |
9,717868339 |
ГУ по Смоленской области |
311 |
36 |
11,5755627 |
ТУ по Алтайскому краю |
209 |
48 |
22,96650718 |
ТУ по Республике Алтай |
5 |
2 |
40 |
ТУ по Новосибирской области |
302 |
8 |
2,649006623 |
ТУ по Ростовской области |
34 |
10 |
29,41176471 |
ТУ по Владимирской области |
624 |
116 |
18,58974359 |
ТУ по Оренбургской области |
255 |
10 |
3,921568627 |
ТУ по Волгоградской области |
187 |
30 |
16,04278075 |
|
|
В среднем по территориальным управлениям: |
18,81726549 |
|
|
|
|
Органы Федерального медико-биологического агентства |
88 |
63 |
71,59090909 |
Таблица 3
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ (П)
период - январь-июнь 2005 года (по состоянию на 22.07.2005)
|
Всего |
по России |
по областям, (Роспотребнадзор без жд) | ||||||||
|
|
МО (18) |
ФМБА (65) |
жд |
на тран. (29) |
Твер- |
Брян- |
Смо- |
При- |
Рос- |
Ново- |
1. Пищевые продукты - продукты в натуральном или перера- |
10737 |
1969 |
2309 |
1827 |
2164 |
144 |
513 |
248 |
515 |
800 |
248 |
2. Товары для детей: игры и игрушки, одежда, постельное белье, обувь, учебные пособия, канцелярские товары, мебель, коляски, ранцы, искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента. |
1624 |
353 |
801 |
22 |
40 |
0 |
6 |
18 |
43 |
170 |
171 |
3. Материалы, оборудование, вещества, применяемые в практике хозяйственно- |
1376 |
327 |
1017 |
3 |
12 |
0 |
0 |
10 |
0 |
4 |
3 |
4. Парфюмер- |
245 |
25 |
63 |
57 |
33 |
0 |
0 |
4 |
2 |
18 |
43 |
5. Химическая и нефтехими- |
1367 |
758 |
342 |
17 |
45 |
0 |
0 |
5 |
89 |
98 |
13 |
6. Полимерные и синтетичес- |
5473 |
2679 |
777 |
25 |
289 |
20 |
127 |
52 |
330 |
505 |
669 |
7. Продукция машиностро- |
3443 |
1558 |
1455 |
73 |
128 |
100 |
52 |
24 |
6 |
15 |
32 |
8. Издатель- |
234 |
9 |
207 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
16 |
0 |
9. Изделия из натурального сырья, подвергаю- |
515 |
47 |
458 |
0 |
9 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
10. Материалы для изделий, контактирую- |
3751 |
1852 |
1113 |
2 |
440 |
3 |
4 |
0 |
230 |
3 |
104 |
11. Продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, в том числе генерирующе- |
4884 |
37 |
97 |
4703 |
9 |
5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
32 |
12. Строитель- |
17276 |
221 |
804 |
14197 |
1140 |
72 |
503 |
27 |
298 |
14 |
0 |
13. Подвижные транспортные средства и продукция транспортного назначения |
235 |
13 |
24 |
81 |
41 |
62 |
0 |
0 |
0 |
14 |
0 |
15*. Средства индивидуаль- |
10 |
6 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
_______________ | |||||||||||
Не указано |
23 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
23 |
ИТОГО |
51193 |
9854 |
9470 |
21008 |
4350 |
406 |
1205 |
391 |
1513 |
1658 |
1338 |
Текст документа сверен по:
рассылка