почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
12
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2005 года Дело N Ф04-906/2005(13974-А27-33)


[Судебные акты об удовлетворении заявления о признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым предприятию доначислены авансовые платежи по налогу на имущество и пени за их несвоевременную уплату отменены, дело направлено на новое рассмотрение, так как судом не полно исследован вопрос о правомерности использования предприятием льготы по налогу на имущество, предусмотренной подпунктом 2 п.4 ст.374 НК РФ]
(Извлечение)

        

     Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., в судебном заседании при участии представителей сторон: от федерального государственного унитарного предприятия "Центральный штаб военизированных горноспасательных частей" - Цуляуф Е.В., по доверенности от 12.08.2005 б/н; от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово - Бунина Н.В., по доверенности от 11.04.2005 N 16-04/10805, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово на решение от 30.12.2004 (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области (судьи: ...) по делу N А27-27009/2004-6 по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Центральный штаб военизированных горноспасательных частей" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово о признании недействительным решения, установил:

     Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный штаб военизированных горноспасательных частей" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 08.10.2004 N 67346 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым Предприятию доначислено 445230 руб. авансовых платежей по налогу на имущество за первое полугодие 2004 года и 15148,32 руб. пеней за их несвоевременную уплату.

     Заявление налогоплательщика мотивировано тем, что Инспекция необоснованно отказала ему в применении предусмотренной пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготы по налогу на имущество.

     Решением от 30.12.2004 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2005, требования Предприятия удовлетворены в полном объеме. Суд исходил из того, что Предприятием правомерно применена льгота, предусмотренная подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

     В кассационной жалобе Инспекция, и в судебном заседании представитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу решение и постановление отменить, и принять новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что заявитель является самостоятельным юридическим лицом, не относится к федеральным органам исполнительной власти; служба в горноспасательных частях не является военной либо приравненной к ней службой.

     В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Предприятия отклонил доводы Инспекции, ссылаясь на законность вынесенных судебных актов, просит оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.

     Суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией производит замену ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Кемерово на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Кемерово.

     Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, находит принятые по делу решение и постановление подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

     Из материалов дела следует, что Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленного расчета по налогу на имущество предприятий за 6 месяцев 2004 года вынесено решение от 08.10.2004 N 67346 об отказе в привлечении Кемеровского отдельного военизированного горноспасательного отряда филиала федерального государственного унитарного предприятия "Центральный штаб военизированных горноспасательных частей" к налоговой ответственности в силу пункта 1 статьи 109 НК РФ, которым заявителю доначислен налог на имущество предприятий в сумме 445230 руб. и пени в порядке статьи 75 НК РФ в сумме 15148,32 руб., также предложено представить уточненный расчет по данному налогу.

     Основанием для доначисления налога и пени явилось неправомерное, по мнению Инспекции, невключение Предприятием в налоговую базу по налогу на имущество основных средств, являющихся объектом налогообложения налогом на имущество.

     Несогласие с вынесенным решением послужило основанием Предприятию для обращения в арбитражный суд.

     Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя решение и постановление Арбитражного суда Кемеровской области, исходит из установленных судом материалов дела и следующих норм материального права.

     Кассационная инстанция считает, что судом не полно исследован вопрос о правомерности использования Предприятием льготы по налогу на имущество, предусмотренной подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

     На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

     Нормой статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

     Из содержания подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ следует, что на основании данной нормы права льгота по налогу на имущество предоставляется тем организациям, которые относятся к федеральным органам исполнительной власти, использующим имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Одним из обязательных условий для применения данной льготы является то, что кадровые работники данных организаций должны состоять на военной и (или) приравненной к ней службе.

     Кассационная инстанция соглашается с доводами суда первой инстанции о том, что военизированные горноспасательные части - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

     При этом суд обоснованно, сославшись на нормы Федерального закона от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", указал, что к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

     Суд правомерно отметил, что тот факт, что сам по себе налогоплательщик федеральным органом исполнительной власти не является, не может быть положен в основу вывода об отсутствии у него права на налоговую льготу, установленную пунктом 4 статьи 374 НК РФ. Федеральное государственное предприятие "Центральный штаб военизированных горноспасательных частей" является специализированным формированием Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, входящим в единую систему органов управления, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Однако, принимая решение, суд исходил из того, что служба в соответствующих частях Предприятия приравнена к военной, поскольку основана на принципах единоначалия руководства, оправданного риска и обеспечения безопасности, постоянной готовности к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, воинской дисциплине. Данный вывод, по мнению кассационной инстанции, является не достаточно обоснованным.

     Действующее законодательство, в том числе законодательство о порядке прохождения военной службы, налоговое законодательство, не содержит указания на то, какую службу следует относить к приравненной к военной службе.

     Статья 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет военную службу как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

     Система государственной службы, согласно нормам статьи 2 данного Федерального закона, включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

     В силу статьи 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны (другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях.

     Таким образом, кассационная инстанция полагает, что к приравненной к военной службе относится только государственная служба.

     В соответствии с указанной статьей прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту), а граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими.

     Пребывание граждан в военизированных подразделениях на основании трудовых договоров и без наличия статуса государственного служащего не может являться основанием для утверждения о том, что их работа приравнена к военной службе.

     Следовательно, судом должен быть исследован вопрос о том, в каком порядке установлены отношения работников Предприятия с самим Предприятием, являются ли они государственными служащими.

     Суду необходимо также дать правовую оценку категории работников Предприятия - можно ли их отнести к категории военнослужащих, государственных служащих или они являются работниками по трудовому договору (контракту).

     В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует на основании устава.

     Таким образом, арбитражному суду при разрешении вопроса о том, относится ли заявитель к органам исполнительной власти, в котором предусмотрена приравненная к военной службе, необходимо было исследовать учредительные документы Предприятия, и в частности дать оценку пункту 1.3 устава, согласно которому Предприятие является коммерческой организацией, то есть преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; пункту 2.1, где указано, что Предприятие создано в целях, в том числе получения прибыли.

     Однако в нарушение статей 71, 162, 168, части 4 статьи 170, части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не дал всестороннюю оценку всем доказательствам по делу и тем самым принял решение на основании неполно исследованных обстоятельств дела, что могло привести к принятию неправильного решения.

     Кроме этого, согласно протоколу судебного заседания от 14.04.2005, резолютивной части постановления от 14.04.2005 дело N А27-27009/2004-6 в апелляционной инстанции рассматривалось в составе председательствующего судьи ..., судьями: ... Однако полный текст постановления апелляционной инстанции от 15.04.2005 подписан судьями: ...

     Согласно пункту 5 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подписание постановления суда не теми судьями, которые указаны в постановлении, является безусловным основанием для отмены данного судебного акта.

     Учитывая, что судом нарушены вышеуказанные нормы процессуального права, решение от 30.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2005 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду следует устранить данные нарушения, всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы, при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства, дать оценку всем доводам сторон, а также распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.

     Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 и пунктом 5 части 4 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

     Решение от 30.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27009/2004-6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

     Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
    

Председательствующий
    ...

     Судьи
  ...

    
    


Текст документа сверен по:
рассылка

              

   


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование