почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
11
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2006 года Дело А49-609/2006-76а/19


[Суд удовлетворил заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления НДС, начисления пеней и штрафа, поскольку заявителем обоснованно была применена льгота, предусмотренная подп.10 п.2 ст.149 НК РФ]
(Извлечение)


    Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., при участии: от заявителя: муниципального учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы" - Пудров Ю.А., доверенность от 09.03.2006 N 08-455/7; от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Пензы - Вавилов О.В., доверенность N ПОВ-04-16003, Коробейникова М.Л., доверенность от 24.04.2006 N ПОВ-04-03/5327, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Пензы, г.Пенза, на решение от 25.04.2006 (судья ...) Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-609/2006-76а/19 по заявлению муниципального учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы", г.Пенза, о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Пензы, г.Пенза, от 30.12.2005 N УЕЮ-888, установил:
    
    Муниципальное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы" (далее - МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Пензы (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.12.2005 N УЕЮ-888 в части доначисления налога на добавленную стоимость, начисления пеней за несвоевременную уплату данного налога и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
    
    Решением суда первой инстанции от 25.04.2006 заявленные требования удовлетворены.
    
    В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
    
    В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанный судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.
    
    Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
    
    Инспекцией проведена выездная налоговая проверка МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 20.06.2003 по 01.03.2005, в ходе которой установлена, в частности неполная уплата налога на добавленную стоимость вследствие занижения налоговой базы в связи с применением льготы по налогу и занижения объекта налогообложения. Результаты проверки отражены в акте от 15.12.2005 N 175.
    
    На основании материалов проверки инспекцией принято решение от 30.12.2005 N УЕЮ-888 о привлечении МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" к налоговой ответственности, в соответствии с которым, в том числе начислены 4180481 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предложено уплатить 58647478 рублей налога на добавленную стоимость и 6291916 рублей пеней.
    

    По мнению инспекции, МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" при отсутствии договоров найма жилого помещения, заключенных в письменной форме, неправомерно применило в июне-декабре 2003 года льготу по налогу, предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем неуплачен налог на добавленную стоимость в сумме 11612772 рублей.
    
    Признавая недействительным оспариваемое решение инспекции в этой части о доначислении указанной суммы налога, соответствующих сумм пени и штрафа, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вступившим в законную силу решением суда от 15.11.2004 по делу N А49-9923/04-691а/8 признано неправомерным доначисление инспекцией за 2003 год налога на добавленную стоимость в сумме 33771064 рублей, в том числе 14088656 рублей на суммы дотаций из бюджета на покрытие разницы между регулируемыми и льготными тарифами по жилищно-коммунальным услугам, и 19682408 рублей налога в связи с применением льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, по вышеуказанному налоговым органом основанию.
    
    Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
    
    Судом также признано недействительным решение инспекции от 30.12.2005 N УЕЮ-888 в части доначисления МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" налога на добавленную стоимость за январь-август 2004 года в сумме 22807185 рублей, начисления пени и штрафа на эту сумму, по мотиву необоснованного применения льготы согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в отношении услуг по содержанию и обслуживанию жилья, капитальному ремонту, а также занижения налоговой базы на сумму дотаций в размере 50 процентов от тарифа на эти услуги. Поскольку правомерность применения данной льготы в отношении названных услуг и обоснованность невключения в налогооблагаемую базу дотаций на покрытие разницы между регулируемым тарифом и предоставлением льгот по оплате отдельным категориям населения за указанный период, по тем же основаниям в оспариваемом решении налогового органа, установлены вступившими в законную силу решениями суда от 27.12.2004 по делу N А49-12984/04-880а/7, от 31.01.2005 по делу N А49-12986/04-830а/13, от 27.12.2004 по делу N А49-12985/04-832а/19, от 04.04.2005 по делу N А49-1762/2005-115а/17, от 12.04.2005 по делу N А49-1764/2005-112а/19, от 23.05.2005 по делу N А49-1765/2005-123а/22 и от 31.05.2005 по делу N А49-1662/2004-104а/13, имеющими преюдициальное значение обстоятельств для рассмотрения настоящего дела.
    
    В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
    

    Как следует из решения инспекции, МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 103312249 рублей за сентябрь-декабрь 2004 года, ввиду невключения в налоговую базу стоимости услуг по содержанию и обслуживанию жилья, капитальному ремонту, содержанию и обслуживанию мусоропровода; 3599868 рублей налога от выручки по реализации услуг по вывозу твердых бытовых отходов за период с июня 2003 года по декабрь 2004 года; 466299 рублей налога в результате занижения в 2003-2004 годах налоговой базы на сумму денежных средств, полученных через органы социальной защиты населения, в связи с предоставлением льгот отдельным категориям населения при оказании услуг по вывозу бытового мусора и 18962693 рублей налога за период с 2003 года по февраль 2005 года ввиду занижения налогооблагаемой базы на сумму денежных средств, полученных от органов социальной защиты населения, в связи с реализацией коммунальных услуг с учетом представления льгот отдельным категориям населения.
    
    Принимая решение об удовлетворении требований и признании недействительным в этой части оспариваемого решения инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих сумм пени и штрафа, суд первой инстанции исходил из следующего.
    
    Федеральным законом от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции от 24.12.2002) (далее - Закон) определено понятие жилищного фонда, оплаты жилья и определяется порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам.
    
    Согласно статье 1 Закона под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
    
    Статьей 13 Закона предусмотрено, что основанием для вселения в жилое помещение по договору найма является ордер.
    

    В силу статьи 15 Закона оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения. Оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.
    
    В состав квартирной платы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" входит плата за содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, наем жилья.
    
    В пункте 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.85 N 415, услуги по вывозу мусора не указаны в перечне коммунальных услуг, плата за которые взимается помимо квартирной платы.
    
    Следовательно, услуги по содержанию и обслуживанию жилья, капитальному ремонту, содержанию и обслуживанию мусоропровода, по вывозу бытового мусора являются составной частью платы за жилье.
    
    Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно уставу г.Пензы, принятому Пензенской городской Думой 30.06.2005 N 130-12/4, к вопросам местного значения г.Пензы относятся, в том числе: организация в границах города Пензы электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, организация строительства и содержания жилищного фонда, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Обеспечение услугами заключается в организации работы муниципальных служб и иных хозяйствующих субъектов, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения.
    
    В соответствии с уставом МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы", утвержденным постановлением главы администрации г.Пензы от 14.05.2005 N 622, названный Департамент создан для осуществления функций по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе Пензе и является некоммерческой организацией. Предметом его деятельности являются организационные и управленческие функции, в том числе в виде сбора платежей с населения за пользование жилым фондом, ремонт и содержание жилищного фонда и иные коммунальные услуги, организация размещения муниципальных заказов на оказание коммунальных услуг. Деятельность МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" финансируется за счет средств бюджета.
    
    Таким образом, МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" как муниципальное учреждение создано для решения задач, стоящих перед местным самоуправлением в области жилищно-коммунального обслуживания населения.
    

    Осуществление организационных мероприятий, перечисленных в уставе и касающихся обеспечения населения коммунальными услугами, входит в круг обязанностей органов местного самоуправления, и заключается в организации работы муниципальных служб и предприятий, непосредственно поставляющих энергоресурсы, выполняющих работы (оказывающих услуги), необходимые для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, которые переданы из оперативного управления МУ "Жилсервис" и МУ "Коммунсервис" (реорганизованными в МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" по постановлению главы администрации г.Пензы от 14.05.2005 N 622), на основании постановления главы администрации г.Пензы от 21.12.2004 N 2462/1.
    
    Предмет деятельности МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" вытекает из требований пункта 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", устанавливающего, что к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.
    
    Согласно уставу, заявитель выполняет функции заказчика по муниципальным заказам в целях реализации указанных полномочий. Этому праву корреспондирует закрепленное в статье 33 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Сопутствующие такой деятельности услуги не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
    
    Пункт 2 статьи 153 Кодекса предусматривает формирование налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с учетом выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
    
    Полученные МУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" средства населения за пользование жилыми помещениями, включая плату за содержание и ремонт помещений, обслуживание мусоропроводов и вывоз бытового мусора, а также коммунальные услуги не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, поскольку получение платы за жилье и коммунальные услуги в данном случае рассматривается как выполнение органом местного самоуправления пунктов 4 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", согласно которым указанные сборы производятся собственниками домовладений или уполномоченными ими организациями через расчетно-кассовые центры.
    

    Таким образом, выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований и признании недействительным оспариваемого решения инспекции от 30.12.2005 N УЕЮ-888 в части доначисления налога на добавленную стоимость, начисления пеней и штрафа, соответствуют материалами дела и действующему законодательству.
    
    При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, основанного на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
    
    Решение от 25.04.2006 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-609/2006-76а/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
    
    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
    
    

Председательствующий
...

Судьи
...

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование