- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Льготы по налогу на имущество предприятий
Вопрос:
Имеет ли право общество применять льготу, предусмотренную в подпункте "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах", независимо от факта оплаты основных средств?
Ответ:
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах" (с изменениями): "При исчислении суммы платежа по налогу на имущество предприятий, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, стоимость имущества, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом сумм износа) основных производственных фондов, введенных в эксплуатацию в период, не превышающий последних четырех кварталов:
если суммарная покупная стоимость указанных основных производственных фондов или стоимость подрядных работ по созданию указанных основных производственных фондов превышает 1 миллион рублей, льгота предоставляется на период восьми кварталов, начиная с первого числа квартала, на начало которого были выполнены условия ее предоставления;
если суммарная покупная стоимость указанных основных производственных фондов или стоимость подрядных работ по созданию указанных основных производственных фондов превышает 5 миллионов рублей, льгота предоставляется на период шестнадцати кварталов, начиная с первого числа квартала, на начало которого были выполнены условия ее предоставления;
если суммарная покупная стоимость указанных основных производственных фондов или стоимость подрядных работ по созданию указанных основных производственных фондов превышает 500 миллионов рублей и они введены в эксплуатацию в период, не превышающий десяти кварталов подряд, льгота предоставляется на период двадцати восьми кварталов, начиная с первого числа квартала, на начало которого были выполнены условия ее предоставления".
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий": "Налогом в соответствии с настоящим Законом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости". Приведенная норма раскрывается в пункте 4 Инструкции ГНС РФ от 8 июня 1995 года N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями), которая сохраняет свое действие в силу пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с данной нормой:
"Налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по следующим счетам бухгалтерского учета:
01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы амортизации (износа);
04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации, учитываемой на счете 05 "Амортизация нематериальных активов");
08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчета 08-3 "Строительство объектов основных средств"; 08-4 "Приобретение объектов основных средств" и 08-5 "Приобретение нематериальных активов");
10 "Материалы";
11 "Животные на выращивании и откорме";
15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";
20 "Основное производство";
21 "Полуфабрикаты собственного производства";
23 "Вспомогательные производства";
29 "Обслуживающие производства и хозяйства";
41 "Товары";
43 "Готовая продукция";
44 "Расходы на продажу";
45 "Товары отгруженные";
97 "Расходы будущих периодов";
другие счета актива баланса по учету иных запасов и затрат".
Вместе с тем законодательство о бухгалтерском учете не ставит отражение приобретаемых основных средств на балансе в зависимость от их оплаты, поскольку предусматривает ведение бухгалтерского учета по отгрузке. Экономический смысл налоговой льготы, содержащейся в подпункте "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах" заключается в стимулировании развития производства на территории Санкт-Петербурга путем выведения из-под налогообложения приобретенных (построенных) и введенных в эксплуатацию объектов основных средств для окупаемости производства. Следовательно, в случае если для применения льготы необходим факт оплаты основных средств, которые уже приняты к бухгалтерскому учету и подлежат обложению налогом на имущество, то указанная цель льготы утрачивается (как раз в начале производственного цикла, когда необходимо стимулирование производства, налоговая нагрузка для налогоплательщика максимальна, а уже впоследствии - она снижается).
Более того, в Законе Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах" не указано на то, что при использовании льготы речь идет только об оплаченных основных фондах. Законодатель в данном случае применил количественный критерий, исходя из покупной стоимости производственных фондов, а не факта их оплаты. Поэтому налогоплательщику следует исходить из стоимости имущества по договору и его балансовой стоимости, то есть покупной стоимости имущества. Исполнение гражданско-правового обязательства покупателя перед продавцом по оплате имущества не влияет на отражение этого имущества в балансе налогоплательщика и в налоговом учете покупателя для целей исчисления облагаемой базы по налогу на имущество.
Обращаем внимание, что суммарная покупная стоимость, строго говоря, установлена в Законе Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах" не в качестве условия для применения льготы, а в качестве условия для определения периода ее применения. Следовательно, непосредственно на право налогоплательщика на применение льготы суммарная покупная стоимость не влияет.
Следует иметь в виду, что налоговое законодательство, равно как и законодательство о бухгалтерском учете, не дает определения понятия "покупная стоимость", тогда как согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ: "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)". Покупная стоимость представляет собой не что иное, как цену приобретения основных средств, которая согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ определяется сторонами договора в самом договоре. Таким образом, на момент постановки основных производственных фондов на баланс и ввода их в эксплуатацию (два условия применения льготы) все условия, предусмотренные в подпункте "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах" налицо и льгота может быть применена. Аналогичный вывод сделан Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 21.11.2001 по делу N А56-17147/01.
Вывод: Общество имеет право применять льготу, предусмотренную в подпункте "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах", независимо от факта оплаты основных средств.
Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64
29 октября 2003 года N Ю4343