почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
8
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 12 сентября 2000 года N 15/2


О проблемах качества реализации
государственного образовательного стандарта
в вузах Российской Федерации

    
    
    Заслушав и обсудив сообщение заместителя председателя Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации Киринюка А.А., коллегия отмечает, что за период с 1995 по 2000 годы Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации в ходе аттестации учреждений высшего профессионального образования проделана значительная работа по оценке качества реализации государственных образовательных стандартов (далее - ГОС).
    
    После внедрения первого поколения государственных образовательных стандартов (1995 год) проведена аттестационная экспертиза 601 государственного высшего учебного заведения, в том числе 55 классических, 105 технических университетов, 104 инженерных, 81 педагогического, 48 медицинских, 60 сельскохозяйственных вузов, 89 вузов экономики и права (включая вузы системы МВД России), 48 вузов культуры и искусства, 11 вузов физической культуры и спорта и 188 негосударственных высших учебных заведений. Кроме того, аттестационную экспертизу прошли 132 филиала вузов, из которых 6 - негосударственных. В 271 аккредитованном высшем учебном заведении проведены аттестационные экспертизы отдельных образовательных программ. Всего в вузах и филиалах аттестационную экспертизу прошли 9079 профессиональных образовательных программ, из них в негосударственных - 593.
    
    В большинстве вузов подготовка выпускников была признана соответствующей требованиям ГОСов, и они были аттестованы на нормативный пятилетний срок.
    
    Анализ материалов, проведенный по итогам аттестации, показывает, что реализация ГОСов происходит в изменившейся в целом ситуации в вузах.
    
    Высшие учебные заведения более гибко реагируют на запросы рынка. Количество вводимых вузами новых направлений и специальностей ежегодно возрастает в 1,2-1,5 раза. Прослеживается тенденция приближения образовательных структур к потребителям кадров и смещение объемов подготовки из базовых вузов в территориально-структурные подразделения (в среднем в год лицензируются около 300 филиалов). За последние три года более 40% программ введено в филиалах высших учебных заведений.
    
    Произошли изменения в соотношении объемов подготовки по гуманитарным, естественно-научным и техническим профилям (в 1995 году было открыто 187 гуманитарных и экономических программ и 194 технические и технологические образовательные программы, в 1999 году - соответственно 873 и 350). Увеличилось количество обучающихся. В 1992 году численность студентов в государственных вузах составляла 2638 тыс.чел., в 1999 году - 3728 тыс.чел. В настоящее время большинство студентов обучаются по специальностям экономики и управления (592,1 тыс.чел.), по гуманитарно-социальным (515,9 тыс.чел.), по естественно-научным (206,9 тыс.чел.).
    
    Наблюдаются существенные сдвиги в изменении содержания образования.
    
    Особенно заметные изменения произошли в содержании гуманитарных дисциплин.
    
    Наметилась тенденция к разработке внутривузовских изданий и использованию конспектов лекций как основного источника учебной информации.
    
    Качественный уровень преподавания в целом повысился. Активно используются новые методики и технологии обучения (деловые игры, Интернет, телесети, электронные учебники и т.д.). Значительно вырос уровень информатизации как учебного процесса, так и вузов в целом.
    
    Однако проведенные аттестационные экспертизы показали, что не все вузы полностью адаптировались к новой ситуации и сумели реализовать свой потенциал.
    
    В связи с замечаниями по качеству подготовки специалистов и особенно состоянию материально-технической базы 21 государственное высшее учебное заведение и 12 филиалов аттестованы на неполные сроки, аттестация 10 государственных вузов приостановлена из-за недостатков в оформлении организационно-правовой документации. На неполный срок аттестованы 6 негосударственных образовательных учебных заведений и 4 филиала. Ряду негосударственных образовательных учреждений отказано в аттестации. Только за 1999-2000 годы отказано или отложено рассмотрение вопроса по аттестации 17 негосударственным образовательным учреждениям.
    
    При использовании новых подходов к формированию содержания подготовки на основе требований ГОС, особенно на начальном этапе, вузы встретились со значительными трудностями. Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин был слабо профилирован и сориентирован на качество подготовки студентов по специальности. Развитие гуманитарного образования и расширение объемов подготовки по этому профилю сопровождалось снижением его качества. Значительная часть преподавателей экономических дисциплин слабо владеет иностранными языками и математикой, а также навыками работы с современными базами данных, что затруднило для них освоение зарубежного экономического опыта и использование его в учебном процессе.
    
    Цикл естественно-научных дисциплин для гуманитарных специальностей оказался не подкреплен учебно-методическими пособиями. Недостаточно подготовленными для чтения этих дисциплин в гуманитарных вузах оказались и преподаватели кафедр естественно-научного цикла.
    
    Более чем в 50% вузов не удалось организовать преподавание элективных курсов. Как правило, это были спецкурсы по выбору преподавателей. Такой спецкурс предлагался в единственном числе как обязательный.
    
    Мероприятия, проводимые в вузах по реализации ГОСов, во многих случаях не объединены в единую систему обеспечения качества подготовки специалистов. Преподаватели, ведущие занятия по различным дисциплинам одной образовательной программы, не связывают содержание своих курсов. Во многих вузах учебные дисциплины слабо ориентированы на развитие творческих способностей студентов, умений решения практических задач. Студенты зачастую не сориентированы на конечные цели учебных дисциплин, не знакомы с их программами.
    
    В связи с тем, что ГОСы создавались одновременно с развитием нормативно-правовой базы высшего образования, их качественная реализация сталкивалась с проблемами организационного характера. В большинстве вузов возникли проблемы с переходом от системы учебно-консультационных пунктов к филиалам и организации в них полноценного учебного процесса, неупорядоченность вопроса со специализациями привела к тому, что по ряду специальностей они были непрофильными.
    
    Общий спад производства, заметное сокращение производственных фондов не способствуют формулированию требований со стороны потребителей к высокому качеству подготовки специалистов. Не осуществляется обновление учебно-лабораторной базы, практически она остается на уровне конца 80-х годов. Сократились объемы закупок и обновления библиотечных фондов, снижаются объемы подписки периодических изданий, журнальная база в учебном процессе сокращается. В настоящее время добиться качественной реализации ГОСов невозможно без качественной информатизации учебного процесса. Однако во многих вузах используется устаревший парк компьютерной техники, недостаточное развитие получило создание электронных библиотек, в ряде учебных заведений отсутствуют локальные сети, мало количество терминалов, с которых имеется доступ к сети Интернет. Все это затрудняет возможности развития самостоятельных форм освоения учебного материала. В этих условиях во многих учебных заведениях аудиторная нагрузка превышает установленные государственным образовательным стандартом нормативы (27 час.) и достигает 36, в некоторых случаях - 42-44 часов.
    
    Не обеспечено обновление и поддержание собственной научной базы учебных заведений, что связано с сокращением научных исследований (фактическое финансирование научно-исследовательских работ в вузах за пять лет уменьшилось в 1,85 раза).
    
    Существенно ослабла материально-техническая база учебных заведений. По сравнению с нормативами не хватает более 3,5 млн.кв.м учебных площадей. Фактическая обеспеченность учебно-лабораторной площадью на одного студента дневной формы обучения сократилась с 12,1 кв.м в 1992 году до 10,7 кв.м в 1999 году при нормативе 18,3 кв.м. Общие затраты на подготовку студента очной формы обучения за этот период уменьшились в 1,8 раза (в 1992 году общие расходы на образование от внутреннего валового продукта страны составили 0,59%, а в 1999 году - 0,32%).
    
    Несмотря на значительный рост качественного уровня преподавательского состава (в 1992 году в высшей школе работали 15,7 тыс. докторов и 115,3 тыс. кандидатов наук, а в 1999 году соответственно - 25,8 тыс. и 122,4 тыс.), увеличение контингента студентов привело к тому, что численность студентов, приходящаяся на одного преподавателя, возросла с 11,6 в 1992 году до 15,9 в 1999 году. В 1992 году на одного кандидата наук приходилось 13,2 студента очной формы обучения, а в 1999 году - 19,2 (с учетом студентов негосударственных образовательных учреждений).
    
    В большинстве высших учебных заведений оценка качества выпускников ориентирована на внутривузовский контроль. Состав государственных аттестационных комиссий представлен в основном преподавателями выпускающих кафедр и не включает представителей кафедр, осуществляющих подготовку по другим циклам дисциплин. Резко сократилось внешнее рецензирование выпускных квалификационных работ. Рецензенты в основном дают профессиональную оценку выпускных работ, не связанную с общими требованиями государственных образовательных стандартов. Выпускающие кафедры не реагируют на замечания, содержащиеся в отчетах председателей государственных аттестационных комиссий, повторяющиеся практически ежегодно. Зачастую наблюдается непропорциональное соотношение разделов выпускных работ. Акцент смещается на вспомогательные и сопутствующие разделы в ущерб основному материалу. Остается недостаточной проработка экономической части отдельных проектов. Отзывы руководителей выпускных работ и рецензентов, как правило, не содержат конкретных замечаний. В ряде случаев наблюдается ежегодное дублирование тематики выпускных работ. Уменьшилось количество работ, носящих исследовательский характер, выполненных по материалам собственных исследований. Недостаточна доля выпускных квалификационных работ, выполненных по заказам предприятий.
    
    Таким образом, анализ материалов аттестации высших учебных заведений показывает, что в системе высшего образования остаются нерешенными вопросы, связанные с информационным обеспечением учебного процесса, слабым использованием в учебном процессе современных сетевых технологий, недостаточным доступом студентов к информационным базам данных, отсутствием механизма систематического обновления содержания образовательных программ, слабой внутривузовской системой контроля качества высшего профессионального образования, устаревшим учебно-лабораторным оборудованием, отсутствием стандартов дистанционного обучения, недостаточной трансляцией результатов научно-исследовательских проектов, реализуемых вузами, по разработке содержания образования на всю вузовскую систему, отсутствием экономического расчета эффективности введения новых направлений и специальностей подготовки, недостаточным нормативно-правовым обеспечением аттестации вузов, слабой эффективностью системы измерений уровня подготовленности выпускников.
    
    Все это не может не сказаться на качестве подготовки выпускников в высшей школе.
    
    При этом необходимо отметить, что российская система высшего профессионального образования позволяет сохранить возможность обеспечения социокультурного и экономического развития страны. В связи с вышеизложенным коллегия решила:
    
    1. Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации (Киринюку А.А.):
    
    1.1. Представлять ежегодный отчет о качестве реализации государственных образовательных стандартов в вузах Российской Федерации до 15 ноября текущего года.
    
    1.2. До 1 марта 2001 года разработать с привлечением к работе академической общественности положение об аттестации высшего учебного заведения.
    
    1.3. До 1 февраля 2001 года представить предложения по системе оценки качества подготовки выпускников на основе требований государственных образовательных стандартов.
    
    1.4. До 30 марта 2001 года доработать программу аттестации учреждений высшего профессионального образования на основе требований, предусмотренных комплексной оценкой деятельности вуза с ориентацией на оценку систем обеспечения качества подготовки специалистов.
    
    1.5. До 1 апреля 2001 года подвести итоги конкурса "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов".
    
    1.6. Обеспечить проведение конкурса "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" ежегодно.
    
    2. Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации (Киринюку А.А.) совместно с Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестаковым Г.К.) до 31 декабря 2000 года разработать механизм по оценке систематического обновления содержания образовательных программ.
    
    3. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.):
    
    3.1. До 1 января 2001 года подготовить материалы на магнитных носителях о разработанных научных проектах по качеству образования, выполняемых за счет государственных ресурсов, и передать их Отделу баз данных и документальной связи (Быстрову И.Е.) для рассылки в органы управления образованием.
    
    3.2. Совместно с Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации (Гуничевым В.Н.) в двухмесячный срок организовать разработку минимальных необходимых требований к материально-технической оснащенности учебного процесса по каждому направлению и специальности, с завершением работы до 1 сентября 2001 года.
    
    3.3. Совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (Поляковым А.А.) до 1 февраля 2001 года организовать разработку условий реализации технологий дистанционного образования.
    
    4. Управлению учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (Зорину Н.Л.) совместно с Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации (Киринюком А.А.) до 31 марта 2001 года провести анализ информационной обеспеченности учебного процесса, обратив особое внимание на обеспечение гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки.
    
    5. Управлению лицензирования, аттестации и аккредитации (Гуничеву В.Н.):
    
    5.1. При лицензировании в высших учебных заведениях новых направлений и специальностей учитывать стоимость реализации образовательных программ и наличие ресурсов у высших учебных заведений для реализации этих программ.
    
    5.2. Совместно с Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации (Киринюком А.А.) до 1 октября 2001 года разработать условия лицензирования, аттестации и аккредитации высших учебных заведений и их структурных подразделений, реализующих образовательный процесс с использованием технологии дистанционного обучения.
    
    6. Учредителям и ректорам высших учебных заведений обратить внимание на необходимость формирования современной информационной базы, обеспечивающей качественную реализацию государственных образовательных стандартов, включая увеличение доступа к информационным базам данных, с использованием современных сетевых технологий, и приобретение периодических научных и методических изданий.
    
    7. Ректорам высших учебных заведений в 2000/01 учебном году обеспечить условия для создания и развития внутривузовской системы контроля качества учебного процесса, обеспечив введение объективных измерений оценки работы преподавателей и учащихся.
    
    8. Расширить участие органов управления образованием и региональных советов ректоров в систематическом контроле за выполнением лицензионных требований вузами и их филиалами, работающими на данной территории.
    
    9. Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации (Киринюку А.А.) подготовить в 10-дневный срок приказ по реализации решения коллегии.
    
    

Председатель коллегии
В.М.Филиппов

    
    
    
Текст документа сверен по:
"Официальные документы
в образовании",
N 1, 2001 год

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование