- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 марта 2001 года N 02-18/05-1899
[О направлении Методических рекомендаций по порядку исчисления
и уплаты единого социального налога (взноса)]
Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для сведения и использования в практической работе Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 декабря 2000 года N БГ-3-07/465 (далее - Методические рекомендации).
В связи с возникающими вопросами, связанными с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, обращаем внимание на следующие положения названных Методических рекомендаций.
1. В соответствии с пунктом 1 Методических рекомендаций нормативные правовые акты по порядку исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, обязанность по уплате которых возникла после введения в действие главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяются.
Данное положение не относится к нормативным правовым актам, регулирующим уплату взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так как в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" указанные взносы не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Действие главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяется и на организации и индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, поскольку они не являются плательщиками единого социального налога (п.2.2 Методических рекомендаций).
2. В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций крестьянское (фермерское) хозяйство может быть представлено следующими организационно-правовыми формами:
1) глава крестьянского фермерского хозяйства - как индивидуальный предприниматель,
2) крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо (если оно было создано до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Крестьянское (фермерское) хозяйство и глава крестьянского (фермерского) хозяйства могут являться работодателями и в этом случае обязаны уплачивать единый социальный налог, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации, с выплат и вознаграждений, производимых в пользу наемных работников.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, не являющиеся работодателями, в соответствии с пунктом 3 статьи 235 НК Российской Федерации не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно разъяснениям МНС России (пункт 2.1 Методических рекомендаций) глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к членам данного крестьянского (фермерского) хозяйства. Соответственно, с дохода главы и членов крестьянского (фермерского) хозяйства единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, не уплачивается.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" социальное страхование в обязательном порядке распространяется на граждан, работающих по трудовым договорам, а на иные категории граждан - лишь при условии уплаты ими или за них страховых взносов в порядке, установленном законом. Учитывая, что глава и члены крестьянского (фермерского) хозяйства не являются наемными работниками и не уплачивают со своего дохода единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, указанная категория граждан права на обеспечение по государственному социальному страхованию не имеет.
3. Обращаем внимание на то, что в пункте 4 Методических рекомендаций приведен перечень организаций, освобожденных в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" от уплаты единого социального налога с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, вышеперечисленные лица не подлежат государственному социальному страхованию.
4. В пункте 5 Методических рекомендаций МНС России разъяснило, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 238 НК Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, а также выплаты на санаторно-курортное и оздоровительное лечение, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, на суммы стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, в части, оплаченной за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год", письмо Фонда от 22 февраля 2001 года N 02-18/10-1392), единый социальный налог не начисляется.
5. В пункте 21 Методических рекомендаций разъясняются особенности уплаты единого социального налога с оплаты труда и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан.
Согласно статье 236 Кодекса законов о труде Российской Федерации все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Исходя из данной нормы, социальное страхование распространяется и на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам в российских организациях, независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и, соответственно, на оплату их труда начисляется единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Уплата единого социального налога иностранными представительствами, филиалами иностранных компаний, находящимися на территории Российской Федерации, за иностранных граждан, работающих в этих представительствах или филиалах, согласно разъяснениям МНС России, зависит от условий социального страхования, определенных международными договорами Российской Федерации со страной, из которой прибыл иностранный работник, а при их отсутствии - по условиям договора (контракта), заключенного с иностранным работником.
В связи с этим, если условиями трудового договора (контракта) предусмотрено, что социальное страхование иностранных работников должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации и, соответственно, иностранное представительство или филиал иностранной компании уплачивает единый социальный налог в Фонд социального страхования Российской Федерации в общеустановленном порядке (последний абзац пункта 21 Методических рекомендаций), то данное представительство (филиал) подлежат учету в качестве страхователей по государственному социальному страхованию в исполнительном органе Фонда по месту своего нахождения на территории Российской Федерации. В этих случаях иностранные граждане, работающие в данных представительствах (филиалах), подлежат обеспечению пособиями и иными гарантиями по государственному социальному страхованию в общеустановленном порядке.
Текст документа сверен по:
"Вестник государственного
социального страхования",
N 5, май, 2001 год