- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ |
Руководителям авиапредприятий и |
23.01.98 № 3.10-3 |
|
Для усиления контроля за техническим состоянием воздушных судов в процессе эксплуатации, путем оценки эффективности мероприятий по выявлению и устранению коррозионных дефектов:
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Утвердить типовой "Паспорт коррозионного состояния самолета (вертолета)" ( Приложение 1).
2. Утвердить "Технологическую инструкцию по ведению паспорта коррозионного состояния самолета (вертолета)" (Приложение 2).
3. Главным инженерам и техническим директорам производственных объединений, организаций и авиакомпаний:
3.1 Обеспечить ведение "Паспорта коррозионного состояния самолетов (вертолетов)" по каждому ВС, для чего:
3.1.1 Создать техническую комиссию;
3.1.2 Техническим комиссиям осмотреть каждое воздушное судно на ближайшей форме периодической технического обслуживания, начиная с 01.02.98г., но не позднее 01.05.98г.;
3.1.3 Результаты осмотра и копию заполненного "Паспорта.. "Таблица (часть 1,2 Приложения 1) оформить в виде разового осмотра и Акт, утвержденный начальником РУ ФАС России направить в ГосНИИ ГА для проведения анализа.
3.2 Обеспечить выполнение требований регламентов технического обслуживания и технологических указаний по выявлению и удалению коррозионных повреждений и восстановлению ЛКП с учетом обязательного использования Инструкций № 630/У от 10.09.85г. и 745/У от 08.12.88г.
4. Контроль за выполнением настоящего Указания возложить на начальника Управления поддержания летной годности ВС ФАС России Гипича Г.Н.
Приложение:
1. Паспорт коррозионного состояния
2. Технологическая инструкция
Первый заместитель директора ФАС России И.И. Валов
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПАСПОРТ
КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ
ВОЗДУШНОЕ СУДНО: (Тип ВС)
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: (Бортовой №)
ЗАВОДСКОЙ №:
Дата выхода с завода изготовителя:
ВЛАДЕЛЕЦ:
Таблица (часть 1)
№ п/п |
Дата послед- |
Дата запол- |
Наработка ВС |
| |||||||||
|
(число, месяц, год) |
месяц, год) |
С начала эксплуатации (С.Н.Э.) |
После последнего ремонта (П.П.Р.) |
В экстремальных условиях (в том числе климатических), способствующих образованию и развитию коррозии |
транспортировке косозионо- агрессивных веществ | |||||||
|
|
|
календ. лет |
летных часов |
поле- |
календ. лет |
лётных часов |
полё- |
Услов- |
календ. лет |
летных часов |
поле- |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица (часть 2)
Сведения об обнаруженных коррозионных повреждениях |
Мероприятия по |
Мероприятия по | |||
Форма ТО или ремонта, при которой обнаружены коррозионные |
Результаты контроля |
устранению коррозионных повреждений и ремонту |
дополнительной защите конструкций от коррозии(тип противокоррозионного | ||
повреждения, наименование нормативно- |
Карта корро- |
Размеры повреждений (площадь, глубина). Указываются при выходе из допусков по ТУ |
Метод и средство определения размеров коррозионных повреждений. При применении инструментальных методов НК указать НТД . |
соответствии с НТД, утверждённой |
паспортные данные, дата нанесения, НТД на проведение работ). |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
|
|
|
|
|
Приложение к паспорту коррозионного состояния (тип ВС) № (б/н)
КАРТА КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ
(наименование силового элемента планера ВС)
№___ от"__"______199 г.
Приводится эскиз силового элемента планера ВС, на котором указываются координаты обнаруженных коррозионных поражений, их границы, ориентировочная площадь и глубина.
При выполнении доработок и ремонта силовых элементов, связанных с упрочнением конструкции, к карте коррозионного состояния прикладываются соответствующие чертежы ( например, накладок или др. конструктивных элементов).
Контроль выполнил: (должность. Ф.И.О. специалиста, выполнявшего контроль силового, элемента, определявшего размеры и глубину коррозионных поражений)
Контроль исполнения: (должность. Ф.И.О.)
Карту составил: (должность. Ф.И.О.)
Приложение 2
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РФ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления поддержания летной
годности гражданских воздушных судов
ФАС России
Г.Н.Гипич
21.01.1998 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по ведению паспорта коррозионного состояния самолета (вертолета)
Общие требования.
К работам по заполнению и ведению паспорта допускаются специалисты указанных в п.2.1 служб эксплуатирующих и ремонтных предприятий, изучившие настоящую инструкцию и выполняющие её требования.
К работам по технологиям обнаружения и устранения коррозионных повреждений силовых элементов планера ВС, их ремонта и проведения антикоррозионной защиты допускаются лица, прошедшие специальное обучение, проверку навыков и знаний технологий, а также прошедшие обучение и проверку знаний по технике безопасности
К работам по обнаружению коррозии методами неразрушающего контроля (НК) допускаются специалисты не ниже второго квалификационного уровня по применяемым методам НК или лица, прошедшие специальное обучение по программам и методикам, согласованными с ГосНИИ ГА.
Указание. Настоящая инструкция является обязательным приложением к " Паспорту коррозионного состояния".
1. Введение.
1.1. Паспорт коррозионного состояния силовых элементов планера ВС служит для контроля за коррозионным состоянием указанных силовых элементов в целях:
систематизации информации об обнаруженных коррозионных повреждениях и сведении накопленной информации в единый документ для поддержания летной годности ВС на заданном уровне;
систематического контроля за коррозионным состоянием силовых элементов планера ВС (на каждой форме периодического ТО);
дополнительного учёта наработки ВС в условиях эксплуатации, способствующих более раннему образованию коррозионных повреждений и их быстрому развитию;
выявления мест конструкций, требующих введения инструментальных методов НК с целью обнаружения коррозионных дефектов на ранней стадии их развития;
определения объёмов и периодичности необходимых профилактических работ по антикоррозионной защите конструкций силовых элементов планера ВС;
совершенствования конструкции силовых элементов ВС при создании модификаций ВС и новых конструкций.
1.2. "Паспорт" является неотъемлемой частью технической документации ВС и входит в её состав, как составная часть "Дела ВС".
1.3. В "Паспорт" вносится вся необходимая информация об условиях эксплуатации ВС, обо всех случаях обнаружения коррозионных повреждений, методах и способах их устранения, об последующих доработках и ремонтах, об профилактической антикоррозионной защите конструкций.
2. Порядок ведения "Паспорта".
2.1. Ответственным за ведение "Паспорта" является:
начальник АТБ (технический директор) авиапредприятия;
директор АРЗ через службу главного технолога.
2.2. Оформленный "Паспорт" хранится вместе с формулярами ВС.
2.3. Основной частью "Паспорта" является таблица, в которую заносятся в соответствии с п.2.6 необходимые сведения. При этом записи должны вестись чернилами чёрного цвета аккуратно и без помарок. Допускается применять при заполнении граф таблицы общепринятые сокращения.
2.4. Заполнение "Паспорта" ведётся на основании документов, оформленных в связи с обнаружением и устранением коррозионных повреждений ( карт-нарядов, пооперационных ведомостей, ведомостей дефектаций, актов, протоколов осмотров ВС и т.д. ). При этом дополнительно составляется "Карта коррозионного состояния" силового элемента планера ВС, являющейся Приложением к "Паспорту" и его неотъемлемой частью.
2.5. Карта коррозионного состояния включает эскиз силового элемента планера ВС, который выполняется аналогично эскизу, приведённому в "Формуляре силовых элементов планера ВС" или другого технического документа из комплекта технической документации ВС.
На эскизе очерчиваются чернилами чёрного цвета аккуратно и без помарок границы зон коррозионных повреждений в случае их обнаружения. Внутри зон' заштриховывается тонкими линиями.
По результатам контроля в зоне коррозионных повреждений на эскизе делаются выноски:
линией, примыкающей к границе очерченной зоны указывается ориентировочная площадь обнаруженного коррозионного поражения в виде числового значения в мм ;
линиями к точкам (точке), находящимся внутри зоны указывается остаточная после удаления коррозии толщина материала силового элемента планера ВС. Числовое значение остаточной толщины записывается с точностью, определяемой точностью измерений по действующей НТД по контролю, но не менее, чем до десятых частей мм.
Примечание. При невозможности проведения прямых измерений остаточной толщины материала конструкций или при особых требованиях допускается указывать вместо значения остаточной толщины значение глубины выборки (зачистки) материала в зоне удаления коррозии, измеренное в соответствии с действующей НТД. В этом случае рядом с числовым значением глубины выборки необходимо указывать в скобках реальную толщину материла конструкции до удаления коррозионного повреждения. Реальная толщина определяется инструментальными методами НК в соответствии с НТД.
2.6. Порядок заполнения таблицы.
2.6.1. Графы 2...9 включают сведения об наработке ВС и заполняются по данным планово-диспетчерского отдела (ПДО).
2.6.2. Графы 10...13 заполняются в соответствии с методикой ГосНИИ ГА по определению регионов с экстремальными условиями эксплуатации.
2.6.3. Графа 14 заполняется в случаях эксплуатации ВС, оговоренных в "Руководстве по устранению последствий воздействия коррозионно-агрессивных веществ на конструкцию в процессе транспортировки", разработанной ГосНИИ ГА и утвержденной ФАС РФ. При этом указываются:
наименование (тип) коррозионно-агрессивного вещества в соответствии с действующим Перечнем, дата его попадания на конструкцию и дата его обнаружения;
мероприятия по устранению последствий попадания коррозионно-агрессивных веществ на конструкцию ВС в соответствии с указанным выше "Руководством";
мероприятия по восстановлению противокоррозионной защиты после удаления коррозионно-агрессивных веществ и устранения последствий их воздействия на конструкцию.
2.6.4. В графу 15 заносятся сведения о наименовании карты наряда, пооперационной ведомости, ведомости дефектаций актов и протоколов осмотров ВС, при которых были обнаружены коррозионные повреждения. Одновременно указывается форма ТО или ремонта при которой были обнаружены указанные дефекты.
2.6.5. В графе 16 делается отметка о составлении карты коррозионного состояния силового элемента планера ВС в случае обнаружения коррозионных повреждений. Требования к составлению карты коррозионного состояния изложены в пункте 2.5 настоящей инструкции. Карта коррозионного состояния составляется во всех случаях обнаружения коррозионных повреждений независимо от результатов определения их размеров;
2.6.6. В графе 17 делается запись в случае выхода размеров коррозионных повреждений из допусков по ТУ с указанием измеренной инструментальными методами величины площади и (или) глубины.
2.6.7. В графе 18 указываются методы и средства определения размеров коррозионных повреждений со ссылкой на действующую НТД. При применении инструментальных методов НК необходимо дополнительно указать разработчика НТД и документ, на основании которого она введена в действие;
2.6.8. В графе 19 указываются мероприятия по устранению коррозионных повреждений и ремонту конструкций со ссылкой на действующую НТД. В случае выполнения дополнительных мероприятий, не предусмотренных НТД, необходимо указать в соответствии с каким документом Разработчика AT выполнены доработки или ремонт. При этом необходимо прикладывать к карте коррозионного состояния соответствующий чертёж, по которому выполнены доработки или ремонт конструкции.
2.6.9. В графе 20 указываются мероприятия по дополнительной защите конструкций от коррозии. К работам по дополнительной защите от коррозии относятся работы по нанесению на элементы конструкции ВС поверх лакокрасочных покрытий специальных средств, относящихся к классу плёнкообразующих ингибированных нефтяных составов (Динитрол, НГ-222А и др.). Данные работы выполняются в соответствии с действующими инструкциями.
При этом указывается:
тип (марка) средства, использованного для дополнительной защиты от коррозии;
паспортные данные на профилактический противокоррозионный состав с указанием даты выпуска состава и завода-изготовителя;
дата проведения работ с указанием исполнителей и НТД, по которой были выполнены работы.
РАЗРАБОТЧИК ИНСТРУКЦИИ И ПАСПОРТА :
Директор НЦ эксплуатации ВС ГосНИИ ГА В.В. Кирин
Начальник отдела 137 ГосНИИ ГА Ю.А. Миколайчук
С.Н.С. отдела 137 ГосНИИ ГА Ю.Г. Казаманов
Начальник отдела 139 ГосНИИ ГА Н.А. Котелевец
Приложение к паспорту коррозионного состояния (тип ВС) № (б/н)
Перечень регионов, отнесенных к макроклиматическим районам с тропическим климатом
Код региона |
Наименование региона |
Район | |
|
|
Тропический влажный (ТВ) |
Тропический сухой (ТС) |
001 |
Австралия (северная и восточная часть) |
* |
|
002 |
Австралия (центральная часть) |
|
* |
003 |
Алжир |
|
* |
004 |
Ангола |
* |
|
005 |
Аргентина (западная часть) |
|
* |
006 |
Аргентина (северная часть) |
* |
|
007 |
Афганистан |
|
* |
008 |
Багамские острова |
* |
|
009 |
Бангладеш |
* |
|
010 |
Бахрейн |
* |
|
011 |
Бенин |
* |
|
012 |
Бирма |
* |
|
013 |
Боливия |
* |
|
014 |
Ботсвана |
|
* |
015 |
Бразилия (равнина реки Амазонки и восточная часть) |
* |
|
016 |
Бруней |
* |
|
017 |
Буркина-Фасо |
* |
|
018 |
Бурунди |
* |
|
* |
Вьетнам |
* |
|
020 |
Габон |
* |
|
021 |
Гаити |
* |
|
022 |
Гайана |
* |
|
023 |
Гамбия |
* |
|
024 |
Гана |
* |
|
025 |
Гватемала |
* |
|
026 |
Гвиана |
* |
|
027 |
Гвинея |
* |
|
028 |
Гвинея-Бисау |
* |
|
029 |
Гондурас |
* |
|
Код региона |
Наименование региона |
Район | |
|
|
Т ропический |
Тропический |
030 |
Джибути |
|
* |
031 |
Доминиканская Республика |
* |
|
032 |
Заир |
* |
|
033 |
Замбия |
* |
|
034 |
Зимбабве (западная часть) |
|
* |
035 |
Западная Сахара |
|
* |
036 |
Египет |
|
* |
037 |
Израиль |
|
* |
038 |
Индия (южная часть) |
* |
|
039 |
Индия (северная часть) |
|
* |
040 |
Индонезия |
* |
|
041 |
Иордания |
|
|
042 |
Ирак |
|
* |
043 |
Иран (кроме побережья Персидского и Оманского заливов) |
|
* |
044 |
Иран (побережья Персидского и Оманского заливов |
* |
|
045 |
Йеменская Арабская Республика |
|
* |
046 |
Кабо-Верде |
* |
|
047 |
Камерун |
* |
|
048 |
Кампучия |
* |
|
049 |
Каролинские Острова |
* |
|
050 |
Катар |
* |
|
051 |
Кения |
|
|
052 |
Китай (южнее Янцзы) |
* |
|
053 |
Китай (пустынные области северо-востока и северо-запада: пустыня Гоби, Алашан, Такла-Макан) |
|
* |
054 |
Колумбия |
* |
|
055 |
Коморские Острова |
* |
|
056 |
Кот-Дивуар |
* |
|
057 |
Конго |
* |
|
058 |
Kvбa |
* |
|
Код региона |
Наименование региона |
Район | |
|
|
Тропический влажный (ТВ) |
Тропически сухой (ТС) |
059 |
Кувейт |
* |
|
060 |
Лаос |
* |
|
061 |
Лесото |
* |
|
062 |
Либерия |
* |
|
063 |
Ливан |
|
* |
064 |
Ливия |
|
* |
065 |
Маврикий |
* |
|
066 |
Мавритания |
|
* |
067 |
Мадагаскар |
* |
|
068 |
Малави |
* |
|
069 |
Малайзия |
* |
|
070 |
Мали (кроме юго-западной части) |
|
* |
071 |
Мали (юго-западная часть) |
* |
|
072 |
Малые Антильские Острова (в том числе Барбадос. Гренада. Доминики Содружество. Сент-Винсент и Гренадины. Сент-Люсия. Сент-Кристофер и Ненис Федерация. Тринидад и Тобаго Республика) |
* |
|
073 |
Мальдивы |
* |
|
074 |
Марианские острова |
* |
|
075 |
Марокко |
|
* |
076 |
Мексика (полуостров Юкатан) |
* |
|
077 |
Мексика (остальные области) |
|
* |
078 |
Мозамбик |
* |
|
079 |
Намибия |
* |
|
080 |
Народная Республика Йемен |
|
* |
081 |
Нигер (кроме юго-западной части) |
|
* |
082 |
Нигер (юго-западная часть) |
* |
|
083 |
Нигерия |
* |
|
084 |
Никарагуа |
* |
|
085 |
Новая Каледония |
* |
|
Код региона |
Наименование региона |
Район | |
|
|
Тропический влажный (ТВ) |
Тропический сухой (ТС) |
086 |
Объединенные Арабские Эмираты (кроме побережья Персидского и Оманского заливов |
|
* |
087 |
Объединенные Арабские Эмираты (побережья Персидского и Оманского заливов) |
* |
|
088 |
Оман (кроме побережья Оманского залива) |
|
* |
089 |
Оман (побережье Оманского залива) |
* |
|
090 |
Пакистан (кроме побережья Оманского залива и Аравийского моря) |
|
* |
091 |
Пакистан (побережье Оманского залива и Аравийского моря) |
* |
|
092 |
Панама |
* |
|
093 |
Папуа-Новая Гвинея |
* |
|
094 |
Парагвай (восточная часть) |
* |
|
095 |
Парагвай (западная часть) |
|
* |
096 |
Перу |
* |
|
097 |
Пуэрто-Рико |
* |
|
098 |
Руанда |
* |
|
099 |
Сальвадор |
* |
|
100 |
Сан-Томе и Принсипи |
* |
|
101 |
Саудовская Аравия |
|
* |
102 |
Свазиленд |
|
* |
103 |
Сенегал |
* |
|
104 |
Сирия |
|
* |
105 |
Сингапур |
* |
|
106 |
Сомали (южная часть) |
* |
|
107 |
Сомали (северная часть) |
|
* |
108 |
Судан (южная часть) |
* |
|
109 |
Судан (северная часть) |
|
* |
110 |
Суринам |
* |
|
111 |
США (юго-восток и Флорида) |
* |
|
112 |
США (дальний запад и Калифорния) |
|
* |
Код региона |
Наименование региона |
Район | |
|
|
Тропический влажный (ТВ) |
Тропический сухой (ТС) |
113 |
Сьера-Леоне |
|
* |
114 |
Таиланд |
* |
|
115 |
Танзания |
* |
|
116 |
Того |
* |
|
117 |
Тунис |
|
* |
118 |
Турция |
|
* |
119 |
Уганда |
* |
|
12 |
Филиппины |
* |
|
121 |
Центрально-Африканская республика |
* |
|
122 |
Чад (северная часть) |
|
* |
123 |
Чад (южная часть) |
* |
|
124 |
Чили (северная часть) |
|
* |
125 |
Шри-Ланка |
* |
|
12й |
Эквадор |
* |
|
127 |
Экваториальная Гвинея |
* |
|
128 |
Эфиопия (северо-западная и юго-восточная часть) |
|
* |
129 |
Эфиопия (кроме северо-западной и юго-восточной части |
* |
|
130 |
Южно-Африканская Республика (северная часть) |
|
|
131 |
Ямайка |
* |
|
132 |
Япония (южные острова) |
* |
|
133 |
Коста-Рика |
* |
|