- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 05.12.01 № НА-425-р
Дополнением № 16-Д\16 к Сертификату типа № 16-Д двигателям ПС-90А, установленным на самолетах Ил-96-300, эксплуатируемым по стратегии № 1, установлены ресурсы:
до первого капитального ремонта - 3000 часов (1000 циклов);
межремонтный ресурс - 2500 часов (1000 циклов);
назначенный ресурс - 5000 часов (1000 циклов).
На основании пунктов 4.1, 4.2, 5.5 "Положения о порядке изготовления, испытания, ремонта и эксплуатации авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов воздушных судов специального назначения" от 01.08.97, и во исполнение требовании Приказа № 050,
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Руководствуясь заключением № 311-94-072/2001 "Двигатель ПС-90А. Ресурсы и календарные сроки хранения и эксплуатации двигателей специального назначения", утвержденным 28.03.2001 председателем комиссии - генеральным директором ОАО "Пермский моторный завод", назначить двигателям ПС-90А специального назначения и двигателям №№ 3949044401004В, 3949042602004В, эксплуатируемым в ГТК "Россия" следующие ресурсы и сроки службы:
гарантийная наработка - 2500 часов (1000 циклов);
в том числе при эксплуатации по литеру "А" - 1500 часов (600 циклов);
срок службы и хранения - 10 лет
2. Эксплуатацию двигателей ПС-90А специального назначения и двигателей №№ 3949044401004В, 3949042602004В производить в соответствии с действующей ЭТД с учетом дополнительных требований (Приложение к РО только для самолета Ил-96-300ПУ зав. № 01009) к Регламенту ТО.
3. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на Руководителя департамента ПЛГ ГВС и ТР ГА - Горлова В.В.
Первый заместитель Министра |
А.В. Нерадько |
ДВИГАТЕЛЬ ПС-90А
Ресурсы и календарные сроки хранения и эксплуатации
двигателей специального назначения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 311-94-072/2001
(Утверждено председателем комиссии, генеральным директором
ОАО "Пермский моторный завод" Ю.Е. Решетниковым 28.09.01)
1.ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящее Заключение по ресурсу двигателей ПС-90А специального назначения составлено во исполнение требований пункта 4.5.4 "Положения о порядке изготовления, испытания и эксплуатации авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов воздушных судов специального назначения".
1.2. Заключение составлено на основании и с учетом следующих документов:
- "Положения о порядке изготовления, испытания и эксплуатации авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов воздушных судов специального назначения" - ЦИАМ, 1997 г.,
- Дополнение № 16-Д/16 к Сертификату типа двигателя ПС-90А № 16-Д,
- "Двигатель ПС-90А. Особые требования к изготовлению, испытаниям и эксплуатации двигателей специального назначения". Технические условия 94-00-807ТУД1-1,
- "Двигатель ПС-90А. Предъявительские и приемо-сдаточные испытания двигателей специального назначения". Инструкция 94-00-807И1-1,
- "Двигатель ПС-90А. Агрегаты специального назначения". Ведомость 94-00-807ВР155-1,
- "Двигатель ПС-90А. Ресурсы и календарные сроки хранения и эксплуатации двигателей специального назначения". Заключение № 311-94-248-2000.
2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТАЦИИ ДВИГАТЕЛИ ПС-90А ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ
2.1. Типовая конструкция двигателя ПС-90А на 10.08.2001 года определена сертификатом типа № 16-Д с дополнением № 16-Д/16.
2.2. Дополнением № 16-Д/б к Сертификату типа № 16-Д двигателю ПС-90А типовой конструкции при эксплуатации по стратегии № 1 управления ресурсом на самолете Ил-96-300 установлены следующие ресурсы:
- до первого капитального ремонта - 3000 часов (1000 циклов),
- межремонтный - 2500 часов (1000 циклов),
- назначенный - 5000 часов (1000 циклов).
Назначенные ресурсы основных деталей установлены в пределах:
- холодной части - 1460...10000 циклов,
- горячей части - 1000...10000 циклов.
2.3. Согласно техническим условиям 94-00-807ТУД на изготовление, контроль, приемку и поставку и в соответствии с ОТУ-2000 гарантийные обязательства по двигателю ПС-90А определяются условиями договоренности сторон, но не более разрешенных наработок.
2.4. Решением № 2000-475 "Об увеличении срока службы и хранения двигателей ПС-90А до 10 лет" двигателям ПС-90А, вновь изготовленным и после капитального ремонта, установлен срок службы и хранения 10 лет.
3. АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ПС-90А СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
3.1. Двигатели ПС-90А специального назначения изготавливаются и ремонтируются по Техническим условиям 94-00-807ТУД1-1, предусматривающим соответствие их типовой конструкции сертификату типа № 16-Д с учетом особых (дополнительных) требований к комплектованию, изготовлению, испытаниям и эксплуатации.
3.2. Особые (дополнительные) требования определяют для двигателей специального назначения вариант конструкции с длинным валом турбины низкого давления, комплектование агрегатами САУ специального назначения, уменьшенные допуски на размеры и параметры сопряжения деталей и сборочных единиц, более низкие нормы на уровень допустимых виброперегрузок и температур, особый порядок назначения ресурса и Регламент технического обслуживания.
3.3. Организационные вопросы при комплектовании, изготовлении, испытании и эксплуатации двигателей специального назначения во исполнение требований "Положения о порядке изготовления, испытания ремонта и эксплуатации авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов воздушных судов специального назначения" регламентированы стандартом предприятия СТП512.631 -94.
3.4. Для обеспечения эксплуатации самолета № 96012 наряду с двигателями специального назначения используются двигатели №№ 3949044401004В, 3949042501002, 3949042602004В, отобранные из числа серийных и доработанные для соответствия облику двигателей специального назначения (см. Заключения № 99-346 и 311-94-248-2000).
3.5. Все двигатели специального назначения и двигатели №№ 3949044401004В, 3949042501002, 3949042602004В имеют диски КВД с 8 по 13 ступень включительно с выносными элементами.
3.6. Заключением № 311-94-248/2000 от 24.12.00г. по двигателям специального назначения и по двигателям №№ 3949044401004В, 3949042501002, 3949042602004В определена возможность установления следующих гарантийных обязательств:
гарантийная наработка - 2000 часов (1000 циклов),
в том числе при эксплуатации по литеру "А" - 1200 часов (600 циклов),
срок службы и хранения - 7 лет.
4. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ
4.1. По состоянию на 07.09.2001г. всего изготовлено 3 двигателя специального назначения и 3 двигателя:
№№ 3949044401004В, 39490426020004В и 3949042501002 отобраны из числа серийных двигателей для использования в качестве двигателей специального назначения (см. пункт 3.4 данного Заключения); наработка двигателей и их параметры на начало эксплуатации и на текущий момент указаны в таблице № 1; анализ хода эксплуатации показал:
4.1.1. Все двигатели, за исключением двигателя № 3949042501002, имеют незначительный тренд основных параметров (см. таблицу № 1): оборотов вентилятора (Пв, об/мин), температуры газов за турбиной (t*т, град.С), отношения давления за турбиной к давлению на входе в двигатель (Рт/Рвх), давления суфлирования (Рсуф., кг/см2), виброперегрузок.
4.1.2. Двигатель № 3949042501002 за 1092 часа эксплуатации имеет увеличение температуры газов за турбиной на 19 град.С.
4.2. За весь период эксплуатации досрочно снято два двигателя:
- № 3949041702001сн снят при наработке 45 часов из-за поломки роликоподшипника центрального привода 6-2ПЛ1; причина поломки по результатам исследования данного случая и последующих - разворот роликов из-за нарушения кинематики его качения вследствие отклонений геометрических параметров при изготовлении роликов (отчеты КОИД №№ Э-479/2000, Э-491/2001); все разрушившиеся подшипники относятся к партии ЭХ, на двигателях специального назначения и на двигателях №№ 3949044401004В, 3949042602004В и 3949042501002 подшипников партии ЭХ нет,
- № 3949042602004В снят при наработке 537 часов 195 циклов из-за повреждения лопаток КВД (отчет КОИД № Э-450/2000, попадание постороннего предмета),
- двигатели №№ 3949041702001сн и 3949042602004В восстановлены на доработку первоначально установленных ресурсов в соответствии с "Положением о порядке изготовления, испытания, ремонта и эксплуатации авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок и главных редукторов воздушных судов специального назначения",
- двигатель № 3949042602004В вновь установлен на самолет № 96012 и на 07.09.2001г. наработал 747 часов 263 цикла.
4.3. Наработка на один цикл двигателей специального назначения и двигателей №№ 3949044401004В, 3949042602004В и 3949042501002 находится в пределах от 2,9 до 3,2 часа.
4.4. По всем исследованным причинам незапланированных съемов с эксплуатации двигателей по конструктивно - производственным причинам разработаны, внедрены или внедряются мероприятия.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.1. По результатам анализа эксплуатации серийных двигателей ПС-90А типовой конструкции и учитывая:
- что согласно дополнению № 16-Д/16 к Сертификату типа № 16-Д для эксплуатации с управления ресурсом по стратегии № 1 на самолете Ил-96-300:
ресурс до первого капитального ремонта - 3000 часов (1000 циклов), межремонтный ресурс - 2500 часов (1000 циклов), назначенный ресурс - 5000 часов (1000 циклов),
- особые технические и организационные требования к комплектованию, изготовлению, испытаниям и эксплуатации двигателей специального назначения,
- что диски КВД с 8 по 13 ступени включительно двигателей специального назначения и двигателей .№№ 3949044401004В, 3949042501002, 3949042602004В выполнены с выносными элементами,
- увеличение срока службы и хранения до 10 лет по Решению № 2000-475 - считать возможным установить по двигателям ПС-90А специального назначения и по двигателям №№ 3949044401004В, 3949042602004В следующие гарантийные обязательства:
гарантийная наработка - 2500 часов (1000 циклов),
в том числе при эксплуатации по литеру "А" - 1500 часов (600 циклов),
срок службы и хранения - 10 лет.
5.2. Эксплуатация двигателей ПС-90А специального назначения и двигателей №№ 3949044401004В, 3949042602004В и 3949042501002 до выработки ресурса по литеру "А" должна производиться в соответствии с действующей эксплуатационной документацией с учетом особых (дополнительных) требований к Регламенту технического обслуживания.
5.3. После окончания сроков хранения и эксплуатации или после выработки ресурса при эксплуатации по литеру "А" двигатели ПС-90А специального назначения и двигатели №№ 3949044401004В, 3949042602004В и 3949042501002 могут использоваться на воздушных судах обычного назначения до выработки установленных ресурсов или до истечения установленного срока эксплуатации и хранения.