- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
|
|
Об авиационном происшествии с самолетом Ан-2 RA 02482 |
|
20 декабря 1998 г. при взлете с аэродрома Аян днем в простых метеоусловиях произошла авария самолета Ан-2 RA-02482 Николаевского-на-Амуре ОАО Дальневосточного МТУ ФАС России.
Экипаж в составе командира воздушного судна Алехина В.Н., второго пилота Геворгяна А. С. выполнял рейс по перевозке пассажиров, багажа и почты по маршруту Нелькан-Аян-Нелькан. Самолет эксплуатировался на лыжном шасси.
Предполетная подготовка экипажа была проведена в аэропорту Нелькан. В нарушение п.4.12.3 HПП ГА-85 экипаж предполетный медицинский контроль не проходил, так как руководство НОАО его не организовало. При принятии решения на вылет командир ВС метеодокументацию на руки не получил и в нарушение п.3.6.8 НПП-85 диспетчеру ВМДП-КДП не предъявил.
Перед вылетом на борту находилось 7 взрослых пассажиров, 2 ребенка и 173 кг груза. Взлетная масса и центровка не выходили за пределы, разрешенные РЛЭ самолета Ан-2. При этом в нарушение раздела 1 "Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолета Ан-2", второй пилот не проконтролировал использование привязных ремней пассажирами, в результате были пристегнуты только 2 пассажира.
При ветре 300 град. 6-8 м/с с тенденцией к усилению, КВС принял решение производить взлет с попутным ветром с курсом взлета 125 град, с убранными закрылками, чем нарушил требования главы 2 РЛЭ самолета Ан-2, а также требования п.п.7.3.2 и 7.3.4 НПП ГА-85. В нарушение требований п.7.3.3 НПП ГА-85 взлет производился не от начала ВПП, а от рулежной дорожки (оставшаяся длина ВПП составила 660 м).
При установке взлетного режима двигателя в процессе доворота на курс взлета самолет был выведен правее оси ВПП и получил тенденцию к уклонению вправо, которую в процессе разбега экипажу устранить не удалось. Через 195 м от начала разбега самолет начал пересекать правую кромку ВПП. На запрос второго пилота "Решение?" КВС ответил "Взлетаем" и в нарушение п.7.3.7 НПП ГА-85 продолжил взлет по прилегающему к ВПП участку летного поля. Через 190 м разбега вне ВПП от удара о торос (высотой до 40 см) оторвался хвостовой лыжонок, еще через 95 м в результате выхода основных лыж на открытые участки каменистого покрова летного поля начали разрушаться пирамиды шасси с опусканием носовой части самолета и соударением лопастей воздушного винта о землю. Самолет, пробежав 690 м от места начала разбега, остановился на расстоянии 30 м за торцом ВПП и в 41 м правее кромки ВПП, получив при этом значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.
Результаты анализа крови, взятые у экипажа после авиационного происшествия показали среднюю степень опьянения командира ВС.
Причиной авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-02482 явилось управление самолетом командиром ВС Алехиным В.Н. в состоянии алкогольного опьянения, сопровождавшегося неадекватными действиями на взлете.
При расследовании авиационного происшествия вскрыты серьезные недостатки в организации и проведении летной работы в Николаевском-на-Амуре ОАО.
Находившийся в аэропорту Нелькан командир эскадрильи самолетов Ан-2 НОАО не обеспечил контроль за соблюдением экипажем предполетного отдыха и организацией данного вылета.
День, в который выполнялся данный полет, в аэропорту Аян был выходным и все функции по обеспечению прилета и вылета самолета осуществлял начальник аэропорта, не имея на то соответствующих допусков, вследствие чего командир ВС в нарушение п.п.7.6.11, 7.6.19 НПП ГА-85, гл.2 РЛЭ самолета Ан-2 выполнил посадку с попутным ветром, превышающим ограничения.
Текущая информация по безопасности полетов до авиационного персонала аэропортов Аян и Нелькан доводится нерегулярно, изменения и дополнения в документы регламентирующие летную работу не вносятся в течение длительного времени. Аэропорты Аян и Нелькан не обеспечены необходимым минимумом нормативных документов ГА России. Недостатки в организации полетов и контроль за их выполнением со стороны командно-руководящего состава НОАО способствуют нарушению отдельными экипажами правил подготовки и выполнения полетов. Так, из-за нарушений экипажем требований документов, регламентирующих летную работу, 21.03.1997г. в авиапредприятии уже имела место катастрофа вертолета Ми-2. Происшедшие события свидетельствуют о низкой эффективности профилактических мероприятий по обеспечению безопасности полетов в НОАО, а также о снижении контроля за деятельностью Николаевского-на-Амуре ОАО со стороны Дальневосточного МТУ ФАС России.
Приказом руководителя Дальневосточного МТУ ФАС России в свидетельстве пилота погашен талон нарушения № 1, а приказом командира Николаевского-на-Амуре ОАО командир самолета Алехин В.Н. уволен из НОАО.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Начальникам территориальных органов ФАС России довести данное Заключение до руководителей авиапредприятий.
2. Руководителю Дальневосточного межрегионального территориального управления ФАС России обеспечить контроль за ходом устранения недостатков, выявленных комиссией по расследованию авиационного происшествия.
3. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих самолеты Ан-2:
3.1. Причину и обстоятельства авиапроисшествия изучить с летным, диспетчерским и инженерно-техническим составом;
3.2. Провести занятия с летным составом с принятием зачетов по аэродинамическому обоснованию недопустимости взлетов и посадок на самолетах Ан-2 с попутной составляющей ветра, превышающей ограничения РТЭ самолета Ан-2;
3.3. Определить порядок прохождения предполетного медицинского осмотра в аэропортах МВЛ экипажами перед полетами и диспетчерами, перед заступлением на смену;
3.4. Проверить в приписных аэропортах своевременность поступления и изучения информации по безопасности полетов, а также обеспечить начальников этих аэропортов необходимым минимумом нормативных документов.
4. Командиру Николаевского-на-Амуре ОАО Долматову В.П.:
- принять меры по улучшению качества подбора кадров летного состава, обратив особое внимание на деловые и моральные качества при назначении командиров воздушных судов;
- повысить персональную ответственность командно-летного состава авиапредприятия за состояние организации летной работы и уровень безопасности полетов.
Начальник УГНБП |
А.В. Нерадько |