- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО |
Руководителям территориальных |
Направляю информацию о производственном травматизме в организациях гражданской авиации в первом полугодии 2004 г., подготовленную на основе материалов расследования несчастных случаев на производстве и копий актов по форме Н-1, своевременно представленных в государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации (прилагается).
Предлагаю руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, генеральному директору ФУП "Госкорпорация по ОВД" довести указанную информацию до подведомственных организаций гражданской авиации для принятия мер по предупреждению несчастных случаев на производстве.
Обращаю внимание руководителей организаций гражданской авиации на необходимость своевременного представления в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Управление надзора за аэропортовой деятельностью, организацией воздушного движения и перевозок) копий материалов и актов расследования всех несчастных случаев на производстве в соответствии с требованиями распоряжения Минтранса России от 4 февраля 2003 г. № НА-20-р "О порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации".
А.В. Нерадько
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ИНФОРМАЦИЯ
о производственном травматизме в организациях
гражданской авиации в 1 полугодии 2004 г.*
Состояние производственного травматизма в 1 полугодии 2004 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года характеризуется следующими показателями (по сообщениям, актам по форме Н-1 и материалам расследования несчастных случаев, поступившим в ГС ГА до 10 июля соответственно 2003-го и 2004-го года):
Показатели |
Первое полугодие 2003 г. |
Первое полугодие 2004 г. |
Пострадало всего, чел. |
135 |
131 |
в том числе: |
|
|
смертельно |
5 |
3 |
тяжело |
19 |
25 |
____________
* В настоящей информации не учитываются пострадавшие в авиационных происшествиях.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ
ОРГАНАМ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА МИНТРАНСА РОССИИ
И ОРГАНИЗАЦИЯМ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ,
НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОДВЕДОМСТВЕННЫМ ГСГА
Наименование |
Число пострадавших, чел. | ||
|
Всего |
из них: | |
|
|
смертельно |
тяжело |
1 |
2 |
3 |
4 |
ОМТУ, МТУ, ТУ ВТ Минтранса России и объединения ГА: | |||
Архангельское |
3 |
- |
- |
Восточно-Сибирское |
3 |
- |
- |
Дальневосточное |
7 |
- |
1 |
Западно-Сибирское |
1 |
- |
- |
Камчатское |
3 |
- |
- |
Приволжское |
16 |
1 |
4 |
Приобское |
14 |
1 |
2 |
Саха (Якутское) |
9 |
1 |
1 |
Северо-Восточное |
4 |
- |
- |
Северо-Западное |
9 |
- |
6 |
Уральское |
2 |
- |
- |
Центральных районов |
2 |
- |
1 |
Южное |
2 |
- |
1 |
ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
6 |
- |
- |
Организации, непосредственно подведомственные ГСГА: | |||
ОАО "Аэрофлот российские авиалинии" |
13 |
- |
3 |
ЗАО "Авиакомпания "Волга-Днепр" |
4 |
- |
2 |
ГТК "Россия" |
1 |
- |
- |
ОАО "Авиакомпания "Домодедовские Авиалинии" |
4 |
- |
- |
ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" |
9 |
- |
- |
ФГУАП "Кавминводыавиа" |
2 |
- |
1 |
ЗАО "АТБ Домодедово" |
3 |
- |
- |
ЗАО "АВК Домодедово" |
1 |
- |
- |
Авиаремонтные заводы: | |||
ОАО "Внуковский АРЗ" (№ 400) |
3 |
- |
1 |
ОАО "Новосибирский АРЗ" |
2 |
- |
- |
ОАО "Омский завод ГА" (№ 41) |
3 |
- |
- |
ОАО "Ростовский АРЗ № 412" |
1 |
- |
1 |
ОАО "Уральский завод ГА" |
2 |
- |
- |
Учебные заведения: | |||
Ульяновское ВАУ |
2 |
- |
1 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ ПО СЛУЖБАМ
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Наименование |
Число пострадавших, чел. | |||
|
Всего |
из них: | ||
|
|
смертельно |
тяжело | |
ИАС (АТЦ, АТК, АТБ) |
31 |
- |
9 | |
СОП (СОПП и СОПГП) |
14 |
- |
- | |
Ремонтно-строительные и эксплуатационные службы (РСУ, СЭЗиС, АХО, ОКСиЭНС, СГМ, ЖКХ) |
13 |
- |
3 | |
ССТ |
10 |
- |
2 | |
Служба бортпроводников |
9 |
- |
1 | |
САБ (в т.ч. ВОХР) |
8 |
1 |
- | |
Летная служба |
6 |
- |
1 | |
СПАСОП |
4 |
- |
4 | |
ГСМ |
3 |
- |
- | |
ТиСТО |
2 |
1 |
1 | |
Аэродромная служба |
2 |
- |
- | |
ЭРТОС |
2 |
- |
- | |
ЭСТОП |
2 |
- |
- | |
МСЧ |
1 |
- |
- | |
ОМТС |
1 |
- |
- | |
УВД |
1 |
- |
- | |
АУП |
1 |
- |
- | |
Прочие |
8 |
1 |
1 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ ПО ПРОФЕССИЯМ
Профессия |
Число пострадавших, чел. | |||
|
Всего |
из них: | ||
|
|
смертельно |
тяжело | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Авиационный техник (механик) |
17 |
- |
7 | |
Водитель автомобиля (в т.ч. спецмашины) |
9 |
- |
3 | |
Бортпроводник |
8 |
- |
1 | |
Грузчик (загрузчик), транспортировщик, механизатор погрузочно-разгрузочных работ, докер |
8 |
- |
- | |
Летный состав (командир ВС, второй пилот, бортинженер, бортмеханик, бортштурман, бортрадист, бортоператор) |
7 |
- |
2 | |
Инженер ЭРТОС, инженер по радиолокации, радионавигации и связи |
6 |
- |
1 | |
Слесарь по ремонту летательных аппаратов; слесарь по ремонту авиадвигателей; слесарь-ремонтник; слесарь по ремонту автомобилей; слесарь-сборщик, слесарь-механик |
6 |
- |
1 | |
Сторож, стрелок САБ (в т.ч. ВОХР), контролер (дежурный) КПП, охранник |
6 |
- |
1 | |
Инженеры всех наименований (кроме инженеров ИАС и ЭРТОС, радиолокации, радионавигации и связи), мастера |
5 |
- |
1 | |
Уборщик помещений, горничная, дежурная гостиницы |
5 |
- |
1 | |
Инспектор, инструктор, агент, специалист САБ |
4 |
1 |
- | |
Руководители и заместители руководителей организации и структурных подразделений организаций |
4 |
1 |
- | |
Электромонтер, электромонтажник, электромеханик, электрослесарь |
4 |
- |
- | |
Пожарный, стрелок-пожарный, начальник пожарного расчета, пожарный-спасатель |
3 |
- |
3 | |
Маляр, штукатур, плиточник-облицовщик |
3 |
- |
1 | |
Водитель электро- и автотележки, водитель самоходных механизмов, водитель погрузчика, оператор самолетного трапа |
3 |
- |
- | |
Рабочие всех наименований (кроме перечисленных) |
3 |
- |
- | |
Кладовщик (кроме кладовщика склада по ГСМ), заведующий складом, приемосдатчик груза и багажа |
2 |
- |
- | |
Мойщик летательных аппаратов, рабочий по уборке и экипировке воздушных судов, оператор уборочных машин |
2 |
- |
- | |
Станочник (токарь, фрезеровщик и др.) |
2 |
- |
- | |
Электрогазосварщик |
2 |
- |
- | |
Машинист котельных установок, оператор котельной, машинист насосных установок, машинист компрессорных установок, топливо-подачи |
1 |
1 |
- | |
Инструктор-парашютист, спасатель (парашютист) |
1 |
- |
1 | |
Комплектовщик |
1 |
|
1 | |
Авиационный техник по ГСМ, кладовщик склада по ГСМ, машинист оборудования нефтебаз |
1 |
- |
- | |
Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок |
1 |
- |
- | |
Диспетчер УВД, руководитель полетов |
1 |
- |
- | |
Инженер, мастер ИАС |
1 |
- |
- | |
Оператор заправочной станции (заправщик ГСМ), машинист распределительных нефтебаз |
1 |
- |
- | |
Плотник, столяр |
1 |
- |
- | |
Радиотехник, радиомеханик, радиооператор, техник по радионавигации, радиолокации и связи, телеграфист |
1 |
- |
. | |
Технолог, техник, техник по учету |
1 |
- |
- | |
Уборщик территории, дворник |
1 |
- |
- | |
Прочие профессии |
10 |
- |
1 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ
НА ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ПРОИСШЕСТВИЙ
Виды происшествий |
Количество пострадавших | |
|
Всего (в % к общему числу, пострадавших) |
В т.ч. со смертельным исходом (в % к числу пострадавших со смертельным исходом) |
1 |
2 |
3 |
Падение пострадавшего с высоты |
24,43 |
33,33 |
Падение с самолетных стремянок, доков |
7,63 |
- |
Падение с самоходных механизмов и спецмашин |
4,58 |
- |
Падение с подмостей, эстакад, цистерн, |
3,82 |
33,33 |
Падение с воздушных судов |
3,05 |
- |
Падение в незакрытые люки воздушного судна |
1,53 |
|
Падение с приставных лестниц, лестниц-стремянок |
1,53 |
- |
Падение в осмотровую канаву, канализационный колодец, яму, открытые люки и т.д. |
0,76 |
- |
Падение при выходе (входе) из воздушного судна и с бортовых лестниц |
0,76 |
- |
Падение при прыжке с парашютом или спуске с СУ-Р |
0,76 |
- |
Повреждения при падениях из-за поскальзывания, спотыкания на территории (на покрытии аэродромов, дорог; поверхности земли) и при входе в здания |
22,14 |
- |
Падение из-за поскальзывания, спотыкания в помещениях |
11,45 |
- |
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей |
9,16 |
33,33 |
В том числе: |
|
|
Воздействие отскочивших деталей, осколков от оборудования, инструмента и обрабатываемых материалов |
3,82 |
33,33 |
Воздействие движущихся воздушных судов |
0,76 |
|
Дорожно-транспортное происшествие |
6,87 |
33,33 |
В том числе: |
|
|
В том числе: |
0,76 |
|
Дорожно-транспортное происшествие вне территории предприятия по вине водителя сторонней организации |
0,76 |
- |
Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и т.д. |
6,11 |
- |
В том числе: |
1,53 |
- |
Падение предметов, оборудования и материалов при погрузочно-разгрузочных работах и перемещении тяжестей |
0,76 |
- |
Воздействие экстремальных температур |
3,82 |
- |
В том числе: |
|
|
Воздействие открытого огня |
3,05 |
- |
Воздействие расплавленных частиц металла, нагретых жидкостей, газа, пара |
0,76 |
- |
Воздействие вредных веществ |
3,05 |
- |
В том числе: |
|
|
Воздействие вредных веществ при попадании их на кожу и органы зрения человека |
3,05 |
- |
Нанесение телесных повреждений другим лицом |
2,29 |
- |
Падение на лестничном марше |
1,53 |
- |
Поражение электрическим током |
1,53 |
|
В том числе: |
|
|
Поражение электрическим током при ремонте, профилактическом осмотре и обслуживании электрооборудования электротехническим персоналом |
1,53 |
- |
Физические (статические и динамические) перегрузки |
1,53 |
- |
Падение в ВС из-за спотыкания, поскальзывания |
0,76 |
- |
Повреждения при стихийных бедствиях |
0,76 |
- |
Прочие |
4,58 |
- |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ ПО ОСНОВНЫМ
ПРИЧИНАМ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
Причины несчастных случаев |
Количество пострадавших | |
|
Всего (в % к общему числу пострадавших) |
В т.ч. со смертельным исходом (в % к числу пострадавших со смертельным исходом) |
1 |
2 |
3 |
Организационные причины: |
41,98 |
66,67 |
Неудовлетворительная организация производства работ |
32,82 |
66,67 |
Отсутствие контроля за состоянием территории, технологического и вспомогательного оборудования, своевременным проведением планово-предупредительных ремонта и осмотра, техническим обслуживанием оборудования, инструмента, помещений |
15,27 |
|
Отсутствие или недостаточный надзор со стороны руководителей подразделений и специалистов за ходом выполнения работы |
9,16 |
3,33 |
Необеспеченность работающих необходимым технологическим и вспомогательным оборудованием, материалами и инструментом, помещениями и необходимыми проходами (проездами) |
5,34 |
33,33 |
Нарушение допуска к работам повышенной опасности |
1,53 |
33,33 |
Несогласованность действий исполнителей, отсутствие взаимодействия между службами |
1,53 |
- |
Отсутствие должного надзора за самоходными механизмами и спецтранспортом (в части исключения допуска посторонних лиц к управлению ими) |
1,53 |
- |
Отсутствие или недостаточная механизация тяжелых, вредных и опасных работ |
1,53 |
- |
Отсутствие технического освидетельствования зданий, сооружений, оборудования и т.д. при сдаче их в эксплуатацию или проведении пусковых испытаний |
0,76 |
- |
Несовершенство технологического процесса |
7,63 |
- |
В том числе: |
|
- |
Недостатки в обучении безопасным приемам труда |
6,11 |
- |
Прочие |
2,29 |
- |
Технические причины: |
34,35 |
- |
Неудовлетворительное техническое состояние территории, зданий, сооружений |
19,85 |
- |
В том числе: |
|
- |
Неудовлетворительное состояние полов в зданиях и помещениях |
3,82 |
- |
Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
9,16 |
- |
В том числе: |
7,63 |
- |
Неудовлетворительная освещенность рабочего места (рабочей зоны) |
0,76 |
- |
Отсутствие необходимого порядка и захламленность рабочего места посторонними предметами, оборудованием, инструментами и т.п. |
0,76 |
- |
Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, средств индивидуальной защиты |
5,34 |
- |
В том числе: |
|
- |
Воздушных судов (оборудования, элементов, деталей и т.п.) |
1,53 |
- |
Спец- и автотранспорта, самоходных машин и механизмов |
0,76 |
- |
Станочного оборудования, механизмов и инструмента |
0,76 |
- |
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования |
0,76 |
- |
Прочие |
0,76 |
- |
Психофизиологические причины: |
77,86 |
100,00 |
Нарушение трудовой и производственной дисциплины |
24,43 |
33,33 |
В том числе: |
20,61 |
33,33 |
Невыполнение (нарушение) должностных обязанностей |
3,82 |
- |
Нарушение технологического процесса (преднамеренное) |
10,69 |
33,33 |
В том числе: Неправильная эксплуатация оборудования, инструмента |
6,87 |
- |
Использование оборудования, инструмента и материалов, не соответствующих технологии и виду выполняемых работ |
3,05 |
33,33 |
Нарушение правил дорожного движения |
6,11 |
33,33 |
Неприменение средств индивидуальной защиты (при их наличии) |
6,11 |
- |
Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения |
2,29 |
33,33 |
Прочие |
43,51 |
- |
В том числе: |
35,11 |
- |
Внезапное нарушение нормального функционирования органов человека; возрастные особенности |
4,58 |
- |
Растерянность, неуверенность в своих силах, недостаточный опыт работы |
2,29 |
- |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ПРИЧИН НЕКОТОРЫХ
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ,
ПРОИЗОШЕДШИХ ВО 2 КВАРТАЛЕ 2004 Г.
06.05.04, Саха (Якутское) ТУ, ГУП "Аэропорт Сунтар": в 9 час. утра оператор котельной - охранник Потапов В.М. принял смену и заступил на суточное дежурство. Примерно в 00 час. 35 мин. в котельной произошел пожар и взрыв котла. Принятыми мерами пожар был ликвидирован, а под завалом в помещении, где находились котлы, было обнаружено тело погибшего Потапова В.М.
Комиссия, расследовавшая это происшествие, пришла к выводу, что основными причинами пожара и взрыва котла, стало нарушение Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (в частности, для водогрейного котла "КДВ-1500" южнокорейского производства использовалось топливо (газоконденсатное печное бытовое котельное), которое не соответствовало техническим условиям), а также нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения средней степени.
09.05.04, Приобское МТУ, ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал", вертолетная площадка "Лабытнанги": приехав утром на работу, начальник вертолетной площадки Садовой В.И. сообщил сторожу, что пойдет снимать поворотный механизм ветроуказателя с недействующей в настоящее время осветительной вышки (не являющейся собственностью ОАО "АТК "Ямал") с целью установки его на помещение насосной ГСМ. (Осветительная вышка представляла собой конструкцию высотой 18 м из стальной трубы диаметром 0,5 м, в верхней части установлена площадка, имеющая защитное ограждение в исправном состоянии. Для подъема на площадку вышка оборудована металлической лестницей со страховочным ограждением в виде полуколец со стальными продольными прутками).
Через некоторое время сторож обнаружила Садового В.И., лежащего без признаков жизни у основания вышки. Прибывшие медицинские работники констатировали смерть Садового В.И. при множественных переломах ребер с чрезплевральными разрывами лёгких.
Комиссия, расследовавшая этот несчастный случай, сделала вывод, что пострадавший грубо нарушил требования безопасности при работе на высоте (не имея допуска к работе на высоте, в одиночку, без применения предохранительного пояса полез на осветительную вышку).
09.05.04, Приволжское ОМТУ, ЗАО "Международный аэропорт "Ульяновск - Восточный", САБ, ССТ: на пересечении рулежных дорожек (равнозначный перекрёсток с бетонным покрытием) произошло столкновение автомобиля УАЗ-3962 ("санитарка") под управлением водителя Леонидова В.Г., доставлявшего работника метеослужбы к проходной, с автомобилем ГАЗ-3307 ("вахта") под управлением водителя Клементьева А.Н., который развозил по постам инспекторов САБ Екатеренчука Н.А., Бутахина В.Н., Аглиллову З.М. и Малафееву О.В. В результате дорожно-транспортного происшествия Екатеренчук Н.А. погиб, а другие инспекторы САБ и водители автомобилей получили различные травмы.
В процессе расследования этого группового несчастного случая при опросе участников ДТП водитель Клементьев А.Н. объяснил свои действия так: "Я думал, что успею проехать", а водитель Леонидов В.Г. сообщил:
"Мне показалось, что водитель ГАЗ-3307 сбавляет скорость, тормозит, так как у него "помеха справа".
Причинами несчастного случая явились нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации, выразившиеся в том, что водитель Клементьев А.Н. не пропустил на пересечении дорог приближающийся справа УАЗ-3962 (нарушен п. 8.9 ПДД РФ), а водитель Леонидов В.Г. при возникновении опасности движения не принял меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства (нарушен п. 10.1 ПДД РФ).
Падение работников с высоты продолжает оставаться одним из основных видов производственного травматизма (в том числе с тяжелыми последствиями для пострадавших) в организациях гражданской авиации. Так,06.04.04, Приобское МТУ, ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал", Тюменский филиал, ПАС: получив задание на подготовку к вылету самолета Ту-134А, авиатехник Алиско Ю.Н. взял скребок для удаления снега, подкатил стремянку к правой консоли крыла самолета и, забравшись на крыло, приступил к удалению снега. В процессе работы, находясь у края крыла, Алиско Ю.Н. поскользнулся и, потеряв равновесие, спрыгнул на землю, получив при этом тяжелую травму - закрытый перелом правой пяточной кости.
Выполнение работ на высоте 1,3 м и более вблизи от неогражденного перепада по высоте без применения предохранительного пояса является грубым нарушением Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М -012-2000 (п. 2.1.13), а также Типовой инструкции по охране труда при работе на высоте ТИ Р О -54-012-01 (пп. 2.4.1, 2.4.2 и 3.5.2).
Однако комиссия, расследовавшая этот несчастный случай, посчитала его причинами только повышенное скольжение и неосторожность пострадавшего. В связи с этим в предложенных комиссией мероприятиях по устранению причин несчастного случая остались без внимания вопросы дополнения действующих в АТБ технологической документации и инструкций по охране труда установленными требованиями безопасности при работе на высоте и их изучения с работниками, занятыми на техническом обслуживании воздушных судов, при обучении безопасным приемам труда, а также вопросы обеспечения работников необходимым оборудованием и предохранительными приспособлениями при работе на высоте. (Как правило, несвоевременно принятые меры по предупреждению несчастных случаев (в том числе из-за неточных выводов и предложений комиссии) зачастую приводили к повторению аналогичных происшествий).
02.04.04, Саха (Якутское) ТУ, ЗАО "Акционерная компания "АЛРОСА", Мирнинское авиапредприятие, ИАС: для подогрева санузлов в хвостовой части самолета Ту-154 авиатехнику Афанасьеву А.А. необходимо было переместить рукава моторного подогревателя УМП-300 через люк грузового отсека самолета. Чтобы попасть в грузовой отсек, Афанасьев А.А., в нарушение технологии и инструкции по охране труда, использовал стремянку, не предназначенную для этого (стремянка была недостаточно высокой для входа в грузовой отсек).
В процессе перехода со стремянки Афанасьев А.А. стал одной ногой на колено в проем люка, а другой ногой оттолкнулся от стремянки, чтобы попасть в грузовой отсек. При этом стремянка сдвинулась, и Афанасьев А.А., потеряв опору, упал на бетонное покрытие стоянки, получив в результате перелом лучезапястного сустава левой руки.
09.06.04, Дальневосточное ОМТУ, ОАО "Авиакомпания "Восток": художник-оформитель Карпенков А.И. получил задание повесить вывеску на здание здравпункта (на высоте около 3 м). Для выполнения этой работы необходимо было установить строительные леса.
Начальник отдела ремонта и эксплуатации Якимов В.И. направил работников отдела Угрюмова А.И. и Сорокина И.В. для установки конструкции металлических строительных лесов около здания здравпункта, Карпенков А.И. также участвовал в этой работе.
Установив первую горизонтальную перемычку и не проверив её устойчивость, Сорокин И.В. и Карпенков А.И. приступили к монтажу следующей горизонтальной перемычки, находясь при этом на перекладине первой перемычки на высоте около 1,5 м. Для установки в сочленение следующей перемычки Карпенкову А.И. пришлось стукнуть по ней рукой. От удара из-за неустойчивой установки конструкция пошатнулась, Сорокин И.В. и Карпенков А.И. спрыгнули с неё на асфальтовое покрытие. При этом Карпенков А.И. ударился о лежавшую внизу металлическую перемычку от лесов и получил закрытый перелом правой пяточной кости.
Несчастный случай произошел в основном из-за отсутствия инструктажа с работниками по монтажу металлических строительных лесов и надзора со стороны начальника отдела Якимова В.И. за ходом выполнения работ, который не проконтролировал надежность и устойчивость монтируемой конструкции строительных лесов.
Значительное количество случаев производственного травматизма произошло, когда, с одной стороны, соответствующими должностными лицами не были приняты меры по безопасному выполнению работ (обеспечение исполнителей необходимыми технологией, оборудованием, проведение качественного обучения и инструктажа, осуществление контроля за ходом работ и т.п.), а с другой - работники сами не выполняли установленные требования по безопасности труда, нарушали инструкции по охране труда, не соблюдали трудовую дисциплину. Так,
07.04.04, Камчатское МТУ, ФГУ Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие, ИАС: электромонтер Пастухов А.С. получил задание на выполнение работ по сращиванию электрокабеля на стоянке воздушных судов.
После зачистки концов провода и травления паяльной кислотой одного из концов провода Пастухов А.С. надел гильзу на место соединения двух концов провода, затем для выполнения пайки и чтобы не повредить при этом пламенем паяльной лампы другой провод, лежащий рядом, решил развернуть кабель в удобное для работы положение. При повороте гильзы отверстием вверх конец провода вышел из гильзы и "спружинил", разбрызгав остатки паяльной кислоты. Одна из капель кислоты попала в левый глаз Пастухову А.С., что привело к химическому ожогу глаза.
Непосредственной причиной несчастного случая явилось нарушение инструкции по охране труда пострадавшим, который осуществлял травление концов провода паяльной кислотой без защитных очков. Кроме того, отмечены отсутствие технологии выполнения паяльных и лудильных .работ, а также недостаточная требовательность со стороны ведущего инженера Аи-РЭО, руководившего выполнением работ и не запретившего Пастухову А.С. работать с кислотой без защитных очков.
04.04.04, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", СОП: при комплектовании багажа авиапассажиров в помещении обработки багажа грузчик Герасимов С.А. самовольно сел за управление электрокаром ЕП-11.2 и, совершая маневр задним ходом, стал подгонять электрокар к транспортеру для укладки на него багажа (движение электрокара осуществлялось в стесненных условиях, при ограниченном обзоре и без помощи другого работника для руководства подъездом электрокара). В это время в зону движения электрокара вошел водитель самоходных механизмов Дрожжин Ю.В., не заметив которого, Герасимов С.А. совершил на него наезд платформой электрокара. Потеряв равновесие, Дрожжин Ю.В. ударился левой ногой о металлический бампер стоящего рядом тягача "Тойота", получив в результате гемартроз и ушибленную рану левого бедра.
Основными причинами несчастного случая явились недисциплинированность грузчика Герасимова С.А. и непринятие руководством службы мер по исключению возможности самовольного использования посторонними лицами электрокаров и других самоходных механизмов.
14.04.04, Приволжское ОМТУ, ОАО "Международный аэропорт "Курумоч", ССТ: сторож (с дополнительными обязанностями уборщика территории) Канбин А.Н. с целью подгонки черенков для мётел самовольно воспользовался деревообрабатывающим станком в столярной мастерской ССТ. При этом он приподнял защитный кожух дисковой пилы и начал обрабатывать заготовку. В процессе работы Канбин А.Н. коснулся правой рукой вращающегося диска, в результате чего произошел отрыв основной фаланги 4 пальца и ранение 4 пальца правой кисти.
Причинами несчастного случая явились недисциплинированность и пренебрежение требованиями охраны труда со стороны пострадавшего, а также отсутствие должного надзора за эксплуатацией деревообрабатывающих станков (в части исключения допуска к работе на них посторонних лиц) со стороны руководства ССТ.
Наибольшее количество несчастных случаев на производстве произошло в результате нарушений пострадавшими (или другими работниками) технологии выполнения работ или инструкций по охране труда, а также личной неосторожности и поспешности. Так,
25.04.04, Камчатское МТУ, ФГУ Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие, служба организации питания авиапассажиров: грузчик по загрузке бортпитания Колесов В.В. после погрузки бортового питания и закрытия двери автолифта в нарушение инструкции по охране труда не воспользовался сходными ступенями для спуска с эстакады (высотой около 1 м), а спрыгнул с неё. При прыжке левая нога у Колесова В.В. попала на небольшой камень и подвернулась, в результате чего он получил повреждение связок левого голеностопного сустава.
06.05.04, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", служба ЭСТОП: оперативная бригада в составе электромехаников Ёлкина А.В. Штыркова А.В. по распоряжению начальника смены и согласно наряду-допуску выполняла подготовительные работы для монтажа узла учета электроэнергии в панели 2 РУ 0,4 кВ в помещении трансформаторной подстанции ТП-51.
Не отключив выключатель нагрузки в ячейке 2 РУ-6 кВ (со стороны "высокого" напряжения) и не убедившись в отсутствии напряжения на токоведущих частях вводного автомата, электромеханик Ёлкин А.В. в присутствии находившегося рядом электромеханика Штыркова А.В. начал устанавливать переносное заземление на токоведущие клеммы вводного автомата. В момент прикосновения струбцины переносного заземления к токоведущей части произошло короткое замыкание с возникновением электрической дуги, от действия которой оба электромеханика получили ожоги кистей рук, а Ёлкин А.В. - ещё ожоги лица и шеи.
Причинами несчастного случая явилось невыполнение пострадавшими предписания наряда-допуска и требований Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ РМ-016-2001), которые не отключили подачу напряжения в РУ-6 кВ, не провели проверку отсутствия напряжения перед установкой переносного заземления, а также не применяли диэлектрические перчатки при выполнении этой работы.
08.05.04, Северо-Восточное МТУ, "Аэропорт Магадан", служба ГСМ: перед выполнением работ по заправке топливом самолета Ту-154 оператор заправочных станций Голикова Н.Н. вошла в самолет для получения пояснений от бортинженера. Проходя по первому салону, Голикова Н.Н. провалилась в незакрытый служебный люк для входа в подпольное пространство самолета и обслуживания установленного там спецоборудования. В результате падения Голикова Н.Н. получила закрытый перелом 5, 6 и 7 ребер справа и гематому правой поясничной области.
Несчастный случай произошел по вине авиатехника, готовившего самолет к вылету, который оставил незакрытым служебный люк в полу самолета и не принял мер по ограждению опасной зоны.
14.05.04, ОАО "Внуковский авиаремонтный завод № 400": при проведении отделочных работ интерьера на самолете Ту-154 мастер Фролова Г.В. проходила по первому салону в сторону центрального буфета-кухни. Не видя из-за навешенных штор, что на её пути не закрыт люк пола, Фролова Г.В., откинув штору, сделала шаг и провалилась в открытый люк, получив при этом закрытый перелом 8 и 9 ребер справа и ушиб грудной клетки.
Основной причиной несчастного случая явилось нарушение слесарем другого цеха технологической инструкции, согласно которой в случае снятия для ремонта крышки люка на её место должна временно устанавливаться макетная крышка люка.
20.05.04, Приобское МТУ, ФГУП "Надымское авиапредприятие", ССТ: водитель Герасимов А.А. в нарушение требований безопасности (установленных Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ 027-2003) выполнял ремонтные работы на спецмашине СПО-15, передняя часть которой была вывешена на домкрате, но не поставлена на козелки.
При попытке отворачивания ушка крепления левой передней рессоры произошло выскальзывание домкрата, установленного под подушку рессоры. При этом рессора приняла первоначальное положение, а у Герасимова А.А. 3-й и 4-й пальцы правой руки оказались зажатыми между кронштейном и ушком крепления рессоры, что привело к их травмированию.
Непринятие своевременных мер по предупреждению травмоопасных ситуаций, необеспеченность работников необходимым технологическим оборудованием или технологией выполнения работ, отсутствие контроля за исправностью и техническим состоянием оборудования и инструмента, т.е. невыполнение своих обязанностей должностными лицами стали причиной нескольких несчастных случаев, например,
16.04.04, ФГУП "Эльбрус-Авиа", САБ: находясь на суточном дежурстве при КПП, инспектор-контролер Кириченко Г.В. около 21 часа (т.е. в темное время суток) направилась в туалет, расположенный во дворе. Для включения освещения в туалете необходимо сначала войти в тамбур, где расположен выключатель. Входя в тамбур, Кириченко Г.В. в темноте споткнулась о невысокий порог и упала, получив травму левой руки.
Основной причиной несчастного случая явилась неправильная установка выключателя освещения туалета.
16.05.04, ЗАО "Авиакомпания "Волга-Днепр", ИАС: авиатехник Кузьмин С.Ю. производил осмотр задней части самолета Ан-124-100, находясь на универсальной стремянке А 3803-0000-0. Внезапно порывом ветра стремянку стало опрокидывать набок. Кузьмин С.Ю., поняв, что спуститься с падающей стремянки уже не успеет, спрыгнул с высоты около 2 м на бетонное покрытие стоянки, получив при этом тяжелую травму - закрытый чрезвертельный перелом правой берцовой кости.
Причиной несчастного случая стали неудовлетворительная организация работы и контроль за ходом её выполнения со стороны старшего инженера, который при неблагоприятных погодных условиях и в нарушение инструкции по охране труда при работе на высоте допустил выполнение работ на высоте при скорости ветра более 15 м/сек.
Комиссией, расследовавшей этот несчастный случай, предложено дополнить в обязанности дежурного по стоянке своевременно информировать о неблагоприятных погодных условиях работников авиакомпании.
21.05.04, ЗАО "АТБ Домодедово", ИАС: во время технического обслуживания самолета Ил-62 в первой секции ангара АТБ инженер Соколов М.И. наступил на металлическую крышку технологического люка в полу ангара, которая под его весом провалилась из-за коррозии петли крышки, в результате чего Соколов М.И. получил ушибленную рану левой голени.
Непосредственной причиной несчастного случая явилось неудовлетворительное техническое состояние технологических люков в ангаре АТБ, что стало следствием невыполнения руководством отдела эксплуатации наземных сооружений требований Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений.
Несколько несчастных случаев произошло в результате падений из-за поскальзывания в основном по причине неудовлетворительного состояния территории, в том числе из-за недостаточного контроля со стороны руководящего состава и соответствующих должностных лиц за её содержанием. Такие несчастные случаи имели место, например, в ГУП "Авиакомпания "Якутия" (2 случая), ФГУП "Авиакомпания "Башкирские авиалинии", ГУП "Аэропорт Маган", ОАО "Авиакомпания "Самара", ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод", МП "Аэропорт Нягань", Челябинском филиале ООО "Авиакомпания "Энкор" и др.
Консультант Управления надзора за |
|