- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТР ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
ПРИКАЗ
21 октября 1988 г. |
Москва |
№ 168 |
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ
ИЛ-76ТД № 76464 КРАСНОЯРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГА
7 июля 1988 г. ночью в простых метеоусловиях, при выполнении взлета из аэропорта Мары-I, потерпел авиационное происшествие самолет Ил-76ТД № 76464 Красноярского объединенного авиаотряда.
Экипаж в составе командира ВС Фигурина С.М., второго пилота Трофимова В.В., штурмана Колпакова В.Г., бортинженера Власенко В.П. и проверяющего командира летно-методической эскадрильи УТЦ № 14 Халина А.Т. выполнял рейс по перевозке фруктов по маршруту Красноярск - Мары - Норильск - Красноярск с промежуточной посадкой в Караганде или Семипалатинске.
В аэропорту Мары-I экипажем было принято решение на выполнение полета до Норильска, без предусмотренной заданием на полет, посадки в промежуточном аэропорту. Взлетная масса и центровка воздушного судна не выходили за установленные пределы. Взлет выполнялся с кратковременной остановкой на исполнительном старте. Активное пилотирование в качестве командира ВС осуществлял проверяющий Халин А.Т.
В процессе движения самолета до контрольной скорости 150 км/ч после установки взлетного режима бортинженер, не убедившись в том, что обороты П двигателей соответствуют значениям взлетного режима, доложил о нормальных параметрах. По данным расшифровки МСРП обороты двигателей были менее указанных параметров.
Вследствие того, что взлетная тяга двигателей была занижена, нарастание скорости происходило медленнее и расчетной скорости отрыва 260 км/ч в пределах ИВПП воздушное судно не достигло. Прекращение взлета на скорости принятия решения не гарантировало безопасного его завершения и командир ВС (проверяющий) принял решение на продолжение взлета. Достигнутая воздушным судном скорость не обеспечивала подъемную силу, потребную для отрыва. Пролетев пониженный участок концевой полосы безопасности на расстоянии 49 м от торца ИВПП самолет приземлился и, пробежав 89 м, вновь оторвался. После отрыва произошло столкновение с антеннами курсового радиомаяка, а затем, на расстоянии 273 м от торца ИВПП, с бетонными столбами ограждения и КУНГом, при этом воздушное судно получило значительные повреждения, о чем экипаж диспетчеру аэропорта Мары-I не доложил.
Оценив сложившуюся ситуацию, командир ВС принял решение на продолжение полета до ближайшего аэродрома, где было бы возможным определить с земли состояние шасси и произвести посадку в светлое время суток. Вынужденная посадка выполнена благополучно в аэропорту Семипалатинск.
Расследованием установлено, что причиной авиационного происшествия с самолетом явился выпуск в полет неисправного воздушного судна с наличием дефицита суммарной взлетной тяги двигателей Д-30КП из-за невыполнения на них регулировки оборотов взлетного режима в АТБ Красноярского авиапредприятия и продолжение взлета при наличии отклонений параметров взлетного режима из-за необъективной информации экипажа бортинженером.
Развитию авиационного происшествия способствовало наличие препятствий на КПБ и полосе воздушных подходов на аэродроме Мары-I, а также неудовлетворительная организация и обеспечение полетов самолетов Ил-76 на данный аэродром.
4 июля 1988 г. при выполнении на самолете Ил-76ТД № 76464 периодического технического обслуживания в АТБ Красноярского авиапредприятия было выявлено несоответствие фактических оборотов взлетного режима двигателей оборотам, зафиксированным в их формулярах. Однако в нарушение требований п. 4.41.0.13 Регламента обслуживания самолетов Ил-76 и п. 4.5.6.7 указания ГУЭРАТ МГА от 09.04.87 № 23.1.7-52 начальник смены Духанин А.А. принял технически необоснованное решение не выполнять регулировку оборотов двигателей и выпустил в полет неисправное воздушное судно.
При проверке организации летной работы и качества технического обслуживания воздушных судов в Красноярском ОАО установлено, что полеты самолетов Ил-76ТД(Т) в аэропорт Мары-I осуществляются с июня 1987 года без выполнения технического рейса и приказа МГА о допуске этого аэродрома к эксплуатации указанным типом ВС. Планирование полетов экипажей в летном отряде не отвечает требованиям нормативных документов МГА. Перспективное планирование не производится, что существенно снижает качество предварительных подготовок экипажей. В летно-методической эскадрилье УТЦ № 14 отсутствует контроль за качеством профессиональной подготовки, своевременным прохождением инструкторским составом проверок практической работы в полете, выполнением ежеквартальных заходов в СМУ или с использованием шторки, прохождением ежеквартальной тренировки на тренажере. Командир ЛМЭ УТЦ № 14 Халин А.Т. имеет задолженность по прохождению сборов повышения квалификации.
Не обеспечивается качество технического обслуживания самолетов Ил-76 в АТБ Красноярского ОАО. Имеются недостатки в оформлении оперативной документации при техническом обслуживании воздушных судов. Не выполняется часть пунктов регламента самолета Ил-76, что свидетельствует о неудовлетворительной работе аппарата ОТК по контролю за качеством технического обслуживания.
Недостатки в обеспечении безопасности полетов в Красноярском управлении ГА продолжают иметь место, однако командно-руководящий состав ИАС управления и Красноярского авиапредприятия должных выводов и необходимых мер по их устранению не принимает. Рекомендации комиссии по расследованию авиационного происшествия, в части проверки тяговых характеристик, своевременно не были выполнены. В результате ряд самолетов Ил-76 были выпущены в полет с аналогичным дефектом.
Неудовлетворительно осуществляется взаимодействие наземной службы Туркменского управления ГА с соответствующей ведомственной службой в части контроля за качеством содержания аэродрома и его соответствия требованиям МГА.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям управлений, производственных объединений, учебных заведений и Отдельного авиаотряда № 235 ГА обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить с командно-руководящим, летным, инженерно-техническим составом, специалистами УВД и аэродромной службы.
Начальникам ГлавУЭАТ, ГУРАТ, ГлавУЛС МГА, ГосНИИ ГА в 20-дневный срок со дня получения приказа обеспечить разработку мероприятий по реализации рекомендаций комиссии, расследовавшей авиационное происшествие.
3. Начальнику ГлавУЭАТ МГА организовать проведение на воздушных судах разовой проверки параметров взлетного режима двигателей.
4. Начальнику ГлавУЛС МГА принять меры по повышению качества и совершенствованию системы организации и проведения технических рейсов.
5. Начальникам управлений ГА, на территории которых расположены аэродромы совместного базирования, провести проверку их соответствия требованиям МГА.
6. Начальникам ГлавУЭАТ, ГУРАТ МГА и ГосНИИ ГА до 31.05.89 с учетом требований Закона о государственном предприятии (объединении), переработать Положение о порядке восстановления поврежденных самолетов и вертолетов гражданской авиации.
7. В отношении лиц, виновных в авиационном происшествии с самолетом Ил-76ТД № 76464, согласиться с мерами, принятыми начальниками Красноярского и Туркменского управления ГА (Левандовскому И.А., командиру Красноярского ОАО строго указать. Серченю Э.Б., начальнику АТБ Красноярского ОАО в соответствии с Уставом о дисциплине работников ГА п.17 пп. "в" объявить строгий выговор. Красикову С.В., начальнику ОТК в соответствии с Уставом о дисциплине работников ГА п.17 пп. "в" объявить строгий выговор. Зеркалию С.А., заместителю главного инженера Красноярского управления ГА в соответствии о Уставом о дисциплине работников ГА п. 17 пп. "б" объявить выговор. Халину А.Т., командиру летно-методической эскадрильи УТЦ № 14 в соответствии с Уставом о дисциплине работников ГА п.17 пп. "б" объявить выговор).
8. За неудовлетворительную организацию выполнения указания ГУЭРАТ МГА от 29.04.88 № 23.1.7-52 в части контроля взлетной тяги двигателей в Красноярском управлении ГА главному инженеру управления Новиченко М.М. объявить строгий выговор.
9. Указать заместителю начальника ГлавУЭАТ МГА Емцову А.А. на невыполнение рекомендаций комиссии МГА, расследовавшей аналогичное событие в аэропорту Пенза, повторяющиеся случая выпуска в полет воздушных судов с наличием дефицита тяги.
10. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
А.Н. Волков