- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПРИКАЗ
16 декабря 1991г. |
Москва |
№ 285 |
ОБ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ С ВЕРТОЛЕТАМИ
МИ-8 АВИАКОМПАНИИ «ТЮМЕНЬАВИАТРАНС»
04.09.91 произошла катастрофа вертолета Ми-8 № 24491 Ноябрьского филиала авиакомпании "Тюменьавиатранс".
Экипаж в составе командира вертолета Горлова И.В., второго пилота Кирилова В.В. и бортмеханика Аленькина Ю.Н. выполнял полеты по транспортировке груза на внешней подвеске. На борту вертолета находился стропальщик Игошин Ю.А., который не прошел подготовку для работы с внешней подвеской. В процессе выполнения полетов стропальщик выполнял обязанности, возложенные п.5.1.2.4 РЛЭ вертолета Ми-8 на бортмеханика.
При перелете для взятия очередного груза экипаж допустил уклонение от маршрута и вышел на буровую, расположенную в 8 км восточное от предусмотренной заданием. После определения ошибки экипаж выполнил разворот для следования на заданную точку. Этот маневр был воспринят стропальщиком как заход на посадку, и он, без предупреждения экипажа, выбросил в люк внешнюю подвеску с грузовыми тросами общей длиной 13,87 м. Это привело к попаданию строп в рулевой винт, его повреждению и возникновению тряски вертолета.
При выполнении вынужденной посадки в создавшейся ситуации произошло разрушение лопастей несущего винта при его ударе о деревья, грунт и хвостовую балку. Ударами лопастей была также разрушена пилотская кабина и нанесены тяжелые телесные повреждения командиру вертолета и второму пилоту, от которых они скончались.
Катастрофа произошла в результате разрушения конструкции вертолета при выполнении вынужденной посадки после повреждения в полете рулевого винта из-за попадания в него грузовых тросов внешней подвески, самовольно выпущенной находившимся на борту стропальщиком вследствие:
- низкого уровня технологической дисциплины в экипаже, выразившимся в неправомерном привлечении стропальщика к выполнению функций бортмеханика по уборке-выпуску подвески при предыдущих транспортировках груза, что привело к формированию у представителя заказчика не правильного стереотипа действий;
- недостаточного контроля экипажем за действиями стропальщика в полете и неудовлетворительного взаимодействия;
- невыполнения стропальщиком правил поведения в полете и техники безопасности;
- недостаточной подготовки стропальщика и организации транспортировки груза на внешней подвеске.
02.10.91 произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-8 № 24464 Ноябрьского филиала авиакомпании "Тюменьавиатранс".
Экипаж Заводского авиапредприятия объединения "Авиалинии Украины" в составе командира вертолета Исаченко В.В., второго пилота Олейника В.П. и бортмеханика Спирина Н.В. выполнял транспортно-связные полеты. При взлете в аэропорту Ноябрьск на борту вертолета находилось 9 пассажиров.
После прибытия в район буровой заход и посадку на выбранную с воздуха площадку выполнял второй пилот с разрешения командира вертолета, не имеющего допуска к инструкторской работе. Контрольная карта перед посадкой не выполнялась, бортмеханик при заходе о параметрах полете не информировал.
Для уточнения расчета на посадку второй пилот на высоте 20 м уменьшил значение общего шага несущего винта и угол тангажа, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения вертолета. Запоздалое и резкое увеличение общего шага командиром привело к снижению частоты вращения несущего винта и грубому приземлению передним колесом шасси на насыпь дороги, приподнятой над местностью на 0,8 м. После опускания основных колес шасси на грунт произошло разрушение лопастей рулевого винта, приведшее к потере путевой управляемости и опрокидыванию вертолета, в результате которого один пассажир получил незначительные телесные повреждения.
Причиной авиационного происшествия явилась посадка вертолета с большим углом тангажа передней стойкой шасси на насыпь дороги, приведшей к разрушению рулевого винта, потере управляемости и опрокидыванию вертолета на правый борт при сочетании следующих факторов:
- допуск к выполнению посадки второго пилота, не имеющего опыта полетов в производственных условиях;
- ошибка допущения вторым пилотом в расчете на посадку;
- отсутствие контроля за действиями второго пилота при заходе на посадку со стороны командира вертолета;
- запоздалые действия командира вертолета по исправлению отклонений в расчете на посадку.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям управлений, производственных объединений, авиакомпаний, концернов, авиакорпораций, учебных заведений и командиру Отдельного авиаотряда ГА обеспечить изучение причин и обстоятельств авиационных происшествий командно-летным и летным составом.
2. Руководителям предприятий Ноябрьского филиала авиакомпании "Тюменьавиатранс" и Заводского авиапредприятия объединения "Авиалинии Украины" организовать устранение недостатков, вскрытых комиссиями по расследованию.
3. Начальникам ГУЛЭС, ГУАРПУ и ГУТЭРАТ МГА рассмотреть рекомендации комиссий и в месячный срок после получения приказа принять решение по их реализации.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции МГА.
Заместитель Министра |
В.М. Курило |