почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
12
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
(РОСТРАНСНАДЗОР)

14.03.2007 № 5.9-95 ГА

Информационное письмо УНПЛГ ГВС
ФСНСТ об условиях эксплуатации
датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН

Руководителям территориальных
Управлений государственного
авиационного надзора Федеральной
службы надзора в сфере транспорта,
руководителям авиапредприятий,
подведомственных Ространснадзору
(по списку)

    
    
    
    
    В связи с обращениями предприятий гражданской авиации по вопросам предъявления к ним санкций со стороны инспекторов Межрегиональных территориальных округов «Ростехнадзора» по условиям эксплуатации датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН настоящим информируются предприятия ГА о состоянии взаимоотношений с ведомствами «Росатом» и «Ростехнадзор» по условиям дальнейшей их эксплуатации в ГА.
    
    I. Об эксплуатации датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН.
    В датчиках РИО-3 используются источники закрытого типа БИС-4АН, радиоактивные вещества которого имеют период полураспада 28,4 лет. В настоящее время в ГА используются порядка 3000 датчиков.
    В соответствии с требованиями документов в области ядерной безопасности Государственная служба ГА своим Указанием № 24.10-241 ГА от 27.08.02 г. обеспечила введение в действие процедуры лицензирования права эксплуатации радиационных источников на воздушных судах (ВС) эксплуатирующиеся в предприятиях ГА.
    В разработанных производственным объединением ПО «Маяк» техническими условиями ТУ 95.1067-83Е-ЛУ «Источник бета-излучения закрытый с радионуклидами стронций-90 + итрий-90 БИС-4АН» источнику установлены назначенный ресурс 6000 часов, назначенный срок службы 70000 часов. Предприятием «Росатома» ВО «Изотоп» выпущены паспорта на источник, а эксплуатирующие предприятия ГА оформили в МТО «Ростехнадзора» лицензии с указанными выше показателями ресурса и срока службы.
    В 1992г. «Таллиннский приборостроительный завод» прекратил выпуск для нужд ГА сигнализаторов типа РИО-3. Непринятие своевременных мер со стороны «Росатома» по восстановлению прекращенного производства привела к необходимости проведения работ по выявлению возможности продолжения эксплуатации выпущенных ранее датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН.
    Работы по продолжению эксплуатации источников осуществлялись на основании «Временного положения об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники», разработанного и согласованного институтами ГА и всеми опытно-конструкторскими предприятиями «Роспрома», введенного Приказом Федеральной авиационной службой России от 19.02.98г. № 47, и Решения ГС ГА № 24.2.1-305 ГА от 24.03.03г. о порядке проведения работ по увеличению назначенного срока службы закрытым бета-источникам БИС-4АН сигнализаторов обледенения РИО-3, РИО-3А и Программы №РИО-З.Э-02 работ по оценке технического состояния закрытого бета-источника БИС-4АН, входящего в состав радиоизотопного сигнализатора обледенения РИО-3 (РИО-ЗА). В ГА оценку продолжения эксплуатации комплектующих элементов бортовых систем воздушных судов осуществляет институт Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА).
    Указанная выше работа проводилась с учетом оценки технического состояния датчика РИО-3 и следующих показателей по результатам многолетнего опыта эксплуатации сигнализаторов РИО-3 (РИО-ЗА) в ГА:
    - надежностью показателя отказобезопасности стальной капсулы источника. По Федеральным авиационным правилам АП25 этот показатель в ГА составил более 10 на час полета налета парков ВС ГА с учетом общего количества выпущенных источников БИС-4АН, что соответствует практической невероятности разгерметизации капсулы. За весь период эксплуатации на ВС ГА сигнализатора РИО-3 на сегодняшний момент времени не подтверждено случаев нарушения герметичности стальной капсулы источника со стороны предприятий-изготовителей источников БИС-4АН ПО «Маяк» и сигнализаторов РИО-3 «Таллиннским приборостроительным заводом»;
    - отсутствием случаев разгерметизации капсулы на ВС в ГА, чему свидетельствуют действующие Протоколы Санитарно-эпидемиологических служб различных регионов РФ по проверке состояния радиационного фона рабочих мест у ВС, где не подтверждено случаев нарушения условий радиационной безопасности при эксплуатации источников БИС-4АН со стороны эксплуатирующих авиапредприятий ГА;
    - отсутствием в ведомствах «Росатома», «Роспрома» и ГА организаций по техническому обслуживанию и ремонту (ОТО и Р) датчиков РИО-3 с заменой источника БИС-4АН, сертифицированных федеральным органом ГА по Постановлению Правительства РФ № 346 от 27.05.02г. на соответствие Федеральным авиационным правилам «Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники» (ФАП-145).
    Учитывая изложенное, а также подготовленный к представлению на утверждение в Правительство Российской Федерации проект Постановления по включению Федеральной службы надзора в сфере транспорта (ФСНСТ) в Постановление Правительства РФ от 03.07.06 года за № 412 «О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» в перечень организаций, являющихся государственными органами управления использованием атомной энергии в ГА будет продолжена работа по эксплуатации датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН свыше 20 лет.
    
    II. О санкциях и рекомендациях МТО «Ростехнадзора» к авиапредприятиям ГА.
    1. Разработанными ПО «Маяк» Техническими условиями ТУ 95.1067-83Е-ЛУ «Источник бета-излучения закрытый с радионуклидами стронций-90 + итрий-90 БИС-4АН» установлено следующее: п. 1.3.9: «назначенный ресурс источника должен быть 6000 часов», п. 1.3.10 - «назначенный срок службы должен быть 70000 часов с даты его выпуска. Под критерием отказа понимается нарушение герметичности источника. Примечание. Назначенный срок службы и назначенный ресурс источника подтверждены результатами испытаний на стадии постановки на производство и опытом эксплуатации».
    По данным ФГУП ГосНИИ ГА, ПО «Маяк» и «Таллиннского приборостроительного завода» не подтверждено случаев нарушения герметичности стальной капсулы источника. В настоящее время безаварийный опыт эксплуатации источника со стальной капсулой составляет 24 года.
    В соответствии с ГОСТ 26693-88 «Построение, изложение, оформление и содержание паспортов и этикеток» в паспорте ВО «Изотоп» на источник БИС-4АН должно быть соблюдено содержание отмеченных выше пунктов ТУ95.1067-83Е-ЛУ, а именно, «назначенный ресурс 6000 часов» и «назначенный срок службы 70000 часов». Однако сведения в ТУ о назначенном сроке службы источнику, исчисляемому в годах, отсутствуют. Существующая в паспортах на источник БИС-4АН в разделе 3 запись «70000 часов (8 лет)» не соответствует п. 1.3.10 ТУ95.1067-83Е-ЛУ и является вольной трактовкой текста ТУ предприятием ВО «Изотоп».
    В связи с отмеченным, предприятия ГА не нарушают условий эксплуатации источника БИС-4АН, т.к. «назначенный ресурс 6000 часов» еще ни одним источником в составе датчика РИО-3 не выработан. Размерность времени эксплуатации назначенного срока службы «70000 часов» как в ТУ, так и в паспорте не соответствует ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Термины и определения» (он же ГОСТ 13377-67, ГОСТ 13377-75, ГОСТ 27.002-83), где отмечено, что срок службы изделий является календарной продолжительностью временного интервала, т.е. исчисляется в годах или месяцах. На примере многолетнего опыта взаимоотношений предприятия «Роспрома» предъявляют конструкторскую, ремонтную и эксплуатационную документацию для предприятий ГА в соответствии с вышеперечисленными ГОСТ, где любой ресурс исчисляется в часах или посадках, а срок службы - в годах.
    Учитывая изложенное, санкции МТО «Ростехнадзор» к авиапредприятиям ГА по эксплуатации источников БИС-4АН с «просроченным сроком службы» не имеют под собой никаких оснований из-за несоответствия, начиная с ГОСТ 13377-67 по ГОСТ 27.002-89, исчисления срока службы «70000 часов» источникам БИС-4АН как в ТУ 95.1067-83Е-ЛУ, так и в паспорте источника БИС-4АН и отсутствием показателя срока службы «8 лет» для источника БИС-4АН в ТУ 95.1067-83Е-ЛУ предприятия-разработчика ПО «Маяк», и в связи с этим не имеется оснований у МТО «Ростехнадзор» препятствовать выдаче или пролонгации лицензий на право эксплуатации радиационных источников в предприятиях ГА.
    2. Ряд исковых заявлений со стороны МТО «Ростехнадзор» к авиапредприятиям ГА о привлечении последних «к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)» или «нарушений условий действия лицензии» Решениями арбитражных судов были отклонены «на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях», «статей 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ». Принятие соответствующих решений арбитражными судами проводилось с учетом принципов состязательности и равноправия сторон, что соответствует Постановлениям и Определениям Конституционного суда Российской Федерации.
    Кроме того, в рассмотрении этих дел арбитражные суды указали, что «решения и разъяснения органов гражданской авиации для предприятий воздушного транспорта являются обязательными к исполнению».
    3. Требования МТО «Ростехнадзор» по утилизации (захоронению) датчиков РИО-3 из-за «просроченного срока службы» источника БИС-4АН являются не обоснованными, так как ремонтная технология, рекомендуемая ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт теоретической физики и автоматизации (ВНИИ ТФА), предусматривает повторное использование деталей датчика РИО-3.
    
    III. О ремонте датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН.
    После прекращения в 1992 году Таллиннским приборостроительным заводом сборки сигнализаторов типа РИО-3 с источниками БИС-4АН Минатом, ныне «Росатом», не предприняло шагов по восстановлению производства сигнализаторов. Только в 2002 году при взаимодействии УНПЛГ ГВС с институтом ВНИИТФА было предложено организовать работы по ремонту датчиков РИО-3 с заменой источника БИС-4АН.
    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.02 № 346 о лицензировании предприятий по ремонту авиационной техники, «Воздушным кодексом Российской Федерации» от 08.07.99г. №150-ФЗ, Федеральными авиационными правилами (ФАП-145) институт ВНИИТФА должен осуществить процедуру сертификации своих производственных мощностей как организации ОТО и Р. Однако до настоящего времени процедура прохождения сертификации ВНИИ ТФА не завершена.
    Предварительная оценка состояния дел по сертификации производства ВНИИ ТФА со стороны УНПЛГ ГВС показала, что:
    - отсутствует калька технических условий ТУ25-11-845-73 «Радиоизотопный сигнализатор обледенения РИО-3, РИО-3 А»;
    - отсутствует ремонтная документация по ремонту датчика РИО-3 с заменой источников БИС-4АН, разработанная и утвержденная в установленном порядке;
    - отсутствует оформленные в соответствии с ГОСТ 26693-88 паспорта датчиков РИО-3 и источников БИС-4АН с указанием гарантийных обязательств, межремонтного ресурса и срока службы, возможности эксплуатации датчиков с источниками в пределах ресурсов и сроков службы планеров воздушных судов;
    - незаконно продолжается работа по ремонту датчиков РИО-3, т.к. указанная организация не имеет права на проведение ремонта из-за отсутствия у нее сертификата федерального органа ГА о соответствии деятельности по ремонту авиационной техники;
    - отсутствует Решение УНПЛГ ГВС «Ространснадзора», определяющее порядок выполнения работ по ремонту датчиков РИО-3 с заменой на новый источник БИС-4АН;
    - процедура ремонта датчиков РИО-3 с заменой на новый источника БИС- 4АН для нужд ГА затянется на длительный период времени, а на замену источников в 3000 датчиках потребуется срок более 10 лет;
    - отсутствие у ВНИИ ТФА конструкторской, ремонтной и эксплуатационной документации по ремонту датчиков РИО-3 с заменой источника БИС-4АН на новый вступает в противоречие с требованием п.3.1.9 Федеральных норм и правил НП-038-02 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» НП-038-02 «Предприятия, изготавливающие ... элементы, важные для безопасности РИ, включая комплектующие изделия, оборудование и оснастку, должны располагать средствами, возможностями и условиями для их изготовления с соблюдением правил и норм в полном соответствии с требованиями конструкторской, технологической документации и НД», что, в свою очередь, влечет за собой несоответствие требованию п.23 «Положения о лицензировании в области использования атомной энергии» (несоответствие заявленной деятельности требованиям обеспечения радиационной безопасности).
    Проводимые ВНИИ ТФА ремонтные работы на датчиках РИО-3 с вышеперечисленными несоответствиями нормативной документации «Ространснадзора» и «Ростехнадзора» являются незаконными. Отремонтированные датчики считаются контрафактными, а установка таких датчиков на воздушные суда ГА запрещена.
    Прошу руководителей территориальных управлений государственного авиационного надзора Федеральной службы надзора в сфере транспорта довести настоящее информационное письмо до всех эксплуатантов ВС ГА, ремонтных заводов, подведомственных территориальных управлений Госавианадзора. В случаях отказов в выдаче лицензий «Ростехнадзором», принятии санкций к эксплуатирующим предприятиям ГА со стороны «Ростехнадзора», их причинах информировать УНПЛГ ГВС и воздержаться от самостоятельных шагов по решению межведомственных вопросов.
    Обращаю Ваше внимание, при взаимоотношениях с представителями «Ростехнадзора» относительно продолжения эксплуатации воздушных судов руководствоваться «Воздушным кодексом Российской Федерации» № 150-ФЗ от 08.07.99г., где в статье 10 «Приостановление действия сертификата и (или) лицензии или их аннулирование» в п.1 предусмотрено «Действие сертификата и (или) лицензии могут быть приостановлено органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами».
    
    
    

Начальник УНПЛГ

Ю.И.Евдокимов

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование