- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям территориальных |
В связи с обращениями предприятий гражданской авиации по вопросам предъявления к ним санкций со стороны инспекторов Межрегиональных территориальных округов «Ростехнадзора» по условиям эксплуатации датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН настоящим информируются предприятия ГА о состоянии взаимоотношений с ведомствами «Росатом» и «Ростехнадзор» по условиям дальнейшей их эксплуатации в ГА.
I. Об эксплуатации датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН.
В датчиках РИО-3 используются источники закрытого типа БИС-4АН, радиоактивные вещества которого имеют период полураспада 28,4 лет. В настоящее время в ГА используются порядка 3000 датчиков.
В соответствии с требованиями документов в области ядерной безопасности Государственная служба ГА своим Указанием № 24.10-241 ГА от 27.08.02 г. обеспечила введение в действие процедуры лицензирования права эксплуатации радиационных источников на воздушных судах (ВС) эксплуатирующиеся в предприятиях ГА.
В разработанных производственным объединением ПО «Маяк» техническими условиями ТУ 95.1067-83Е-ЛУ «Источник бета-излучения закрытый с радионуклидами стронций-90 + итрий-90 БИС-4АН» источнику установлены назначенный ресурс 6000 часов, назначенный срок службы 70000 часов. Предприятием «Росатома» ВО «Изотоп» выпущены паспорта на источник, а эксплуатирующие предприятия ГА оформили в МТО «Ростехнадзора» лицензии с указанными выше показателями ресурса и срока службы.
В 1992г. «Таллиннский приборостроительный завод» прекратил выпуск для нужд ГА сигнализаторов типа РИО-3. Непринятие своевременных мер со стороны «Росатома» по восстановлению прекращенного производства привела к необходимости проведения работ по выявлению возможности продолжения эксплуатации выпущенных ранее датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН.
Работы по продолжению эксплуатации источников осуществлялись на основании «Временного положения об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники», разработанного и согласованного институтами ГА и всеми опытно-конструкторскими предприятиями «Роспрома», введенного Приказом Федеральной авиационной службой России от 19.02.98г. № 47, и Решения ГС ГА № 24.2.1-305 ГА от 24.03.03г. о порядке проведения работ по увеличению назначенного срока службы закрытым бета-источникам БИС-4АН сигнализаторов обледенения РИО-3, РИО-3А и Программы №РИО-З.Э-02 работ по оценке технического состояния закрытого бета-источника БИС-4АН, входящего в состав радиоизотопного сигнализатора обледенения РИО-3 (РИО-ЗА). В ГА оценку продолжения эксплуатации комплектующих элементов бортовых систем воздушных судов осуществляет институт Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА).
Указанная выше работа проводилась с учетом оценки технического состояния датчика РИО-3 и следующих показателей по результатам многолетнего опыта эксплуатации сигнализаторов РИО-3 (РИО-ЗА) в ГА:
- надежностью показателя отказобезопасности стальной капсулы источника. По Федеральным авиационным правилам АП25 этот показатель в ГА составил более 10 на час полета налета парков ВС ГА с учетом общего количества выпущенных источников БИС-4АН, что соответствует практической невероятности разгерметизации капсулы. За весь период эксплуатации на ВС ГА сигнализатора РИО-3 на сегодняшний момент времени не подтверждено случаев нарушения герметичности стальной капсулы источника со стороны предприятий-изготовителей источников БИС-4АН ПО «Маяк» и сигнализаторов РИО-3 «Таллиннским приборостроительным заводом»;
- отсутствием случаев разгерметизации капсулы на ВС в ГА, чему свидетельствуют действующие Протоколы Санитарно-эпидемиологических служб различных регионов РФ по проверке состояния радиационного фона рабочих мест у ВС, где не подтверждено случаев нарушения условий радиационной безопасности при эксплуатации источников БИС-4АН со стороны эксплуатирующих авиапредприятий ГА;
- отсутствием в ведомствах «Росатома», «Роспрома» и ГА организаций по техническому обслуживанию и ремонту (ОТО и Р) датчиков РИО-3 с заменой источника БИС-4АН, сертифицированных федеральным органом ГА по Постановлению Правительства РФ № 346 от 27.05.02г. на соответствие Федеральным авиационным правилам «Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники» (ФАП-145).
Учитывая изложенное, а также подготовленный к представлению на утверждение в Правительство Российской Федерации проект Постановления по включению Федеральной службы надзора в сфере транспорта (ФСНСТ) в Постановление Правительства РФ от 03.07.06 года за № 412 «О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» в перечень организаций, являющихся государственными органами управления использованием атомной энергии в ГА будет продолжена работа по эксплуатации датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН свыше 20 лет.
II. О санкциях и рекомендациях МТО «Ростехнадзора» к авиапредприятиям ГА.
1. Разработанными ПО «Маяк» Техническими условиями ТУ 95.1067-83Е-ЛУ «Источник бета-излучения закрытый с радионуклидами стронций-90 + итрий-90 БИС-4АН» установлено следующее: п. 1.3.9: «назначенный ресурс источника должен быть 6000 часов», п. 1.3.10 - «назначенный срок службы должен быть 70000 часов с даты его выпуска. Под критерием отказа понимается нарушение герметичности источника. Примечание. Назначенный срок службы и назначенный ресурс источника подтверждены результатами испытаний на стадии постановки на производство и опытом эксплуатации».
По данным ФГУП ГосНИИ ГА, ПО «Маяк» и «Таллиннского приборостроительного завода» не подтверждено случаев нарушения герметичности стальной капсулы источника. В настоящее время безаварийный опыт эксплуатации источника со стальной капсулой составляет 24 года.
В соответствии с ГОСТ 26693-88 «Построение, изложение, оформление и содержание паспортов и этикеток» в паспорте ВО «Изотоп» на источник БИС-4АН должно быть соблюдено содержание отмеченных выше пунктов ТУ95.1067-83Е-ЛУ, а именно, «назначенный ресурс 6000 часов» и «назначенный срок службы 70000 часов». Однако сведения в ТУ о назначенном сроке службы источнику, исчисляемому в годах, отсутствуют. Существующая в паспортах на источник БИС-4АН в разделе 3 запись «70000 часов (8 лет)» не соответствует п. 1.3.10 ТУ95.1067-83Е-ЛУ и является вольной трактовкой текста ТУ предприятием ВО «Изотоп».
В связи с отмеченным, предприятия ГА не нарушают условий эксплуатации источника БИС-4АН, т.к. «назначенный ресурс 6000 часов» еще ни одним источником в составе датчика РИО-3 не выработан. Размерность времени эксплуатации назначенного срока службы «70000 часов» как в ТУ, так и в паспорте не соответствует ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Термины и определения» (он же ГОСТ 13377-67, ГОСТ 13377-75, ГОСТ 27.002-83), где отмечено, что срок службы изделий является календарной продолжительностью временного интервала, т.е. исчисляется в годах или месяцах. На примере многолетнего опыта взаимоотношений предприятия «Роспрома» предъявляют конструкторскую, ремонтную и эксплуатационную документацию для предприятий ГА в соответствии с вышеперечисленными ГОСТ, где любой ресурс исчисляется в часах или посадках, а срок службы - в годах.
Учитывая изложенное, санкции МТО «Ростехнадзор» к авиапредприятиям ГА по эксплуатации источников БИС-4АН с «просроченным сроком службы» не имеют под собой никаких оснований из-за несоответствия, начиная с ГОСТ 13377-67 по ГОСТ 27.002-89, исчисления срока службы «70000 часов» источникам БИС-4АН как в ТУ 95.1067-83Е-ЛУ, так и в паспорте источника БИС-4АН и отсутствием показателя срока службы «8 лет» для источника БИС-4АН в ТУ 95.1067-83Е-ЛУ предприятия-разработчика ПО «Маяк», и в связи с этим не имеется оснований у МТО «Ростехнадзор» препятствовать выдаче или пролонгации лицензий на право эксплуатации радиационных источников в предприятиях ГА.
2. Ряд исковых заявлений со стороны МТО «Ростехнадзор» к авиапредприятиям ГА о привлечении последних «к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)» или «нарушений условий действия лицензии» Решениями арбитражных судов были отклонены «на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях», «статей 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ». Принятие соответствующих решений арбитражными судами проводилось с учетом принципов состязательности и равноправия сторон, что соответствует Постановлениям и Определениям Конституционного суда Российской Федерации.
Кроме того, в рассмотрении этих дел арбитражные суды указали, что «решения и разъяснения органов гражданской авиации для предприятий воздушного транспорта являются обязательными к исполнению».
3. Требования МТО «Ростехнадзор» по утилизации (захоронению) датчиков РИО-3 из-за «просроченного срока службы» источника БИС-4АН являются не обоснованными, так как ремонтная технология, рекомендуемая ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт теоретической физики и автоматизации (ВНИИ ТФА), предусматривает повторное использование деталей датчика РИО-3.
III. О ремонте датчиков РИО-3 с источниками БИС-4АН.
После прекращения в 1992 году Таллиннским приборостроительным заводом сборки сигнализаторов типа РИО-3 с источниками БИС-4АН Минатом, ныне «Росатом», не предприняло шагов по восстановлению производства сигнализаторов. Только в 2002 году при взаимодействии УНПЛГ ГВС с институтом ВНИИТФА было предложено организовать работы по ремонту датчиков РИО-3 с заменой источника БИС-4АН.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.02 № 346 о лицензировании предприятий по ремонту авиационной техники, «Воздушным кодексом Российской Федерации» от 08.07.99г. №150-ФЗ, Федеральными авиационными правилами (ФАП-145) институт ВНИИТФА должен осуществить процедуру сертификации своих производственных мощностей как организации ОТО и Р. Однако до настоящего времени процедура прохождения сертификации ВНИИ ТФА не завершена.
Предварительная оценка состояния дел по сертификации производства ВНИИ ТФА со стороны УНПЛГ ГВС показала, что:
- отсутствует калька технических условий ТУ25-11-845-73 «Радиоизотопный сигнализатор обледенения РИО-3, РИО-3 А»;
- отсутствует ремонтная документация по ремонту датчика РИО-3 с заменой источников БИС-4АН, разработанная и утвержденная в установленном порядке;
- отсутствует оформленные в соответствии с ГОСТ 26693-88 паспорта датчиков РИО-3 и источников БИС-4АН с указанием гарантийных обязательств, межремонтного ресурса и срока службы, возможности эксплуатации датчиков с источниками в пределах ресурсов и сроков службы планеров воздушных судов;
- незаконно продолжается работа по ремонту датчиков РИО-3, т.к. указанная организация не имеет права на проведение ремонта из-за отсутствия у нее сертификата федерального органа ГА о соответствии деятельности по ремонту авиационной техники;
- отсутствует Решение УНПЛГ ГВС «Ространснадзора», определяющее порядок выполнения работ по ремонту датчиков РИО-3 с заменой на новый источник БИС-4АН;
- процедура ремонта датчиков РИО-3 с заменой на новый источника БИС- 4АН для нужд ГА затянется на длительный период времени, а на замену источников в 3000 датчиках потребуется срок более 10 лет;
- отсутствие у ВНИИ ТФА конструкторской, ремонтной и эксплуатационной документации по ремонту датчиков РИО-3 с заменой источника БИС-4АН на новый вступает в противоречие с требованием п.3.1.9 Федеральных норм и правил НП-038-02 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» НП-038-02 «Предприятия, изготавливающие ... элементы, важные для безопасности РИ, включая комплектующие изделия, оборудование и оснастку, должны располагать средствами, возможностями и условиями для их изготовления с соблюдением правил и норм в полном соответствии с требованиями конструкторской, технологической документации и НД», что, в свою очередь, влечет за собой несоответствие требованию п.23 «Положения о лицензировании в области использования атомной энергии» (несоответствие заявленной деятельности требованиям обеспечения радиационной безопасности).
Проводимые ВНИИ ТФА ремонтные работы на датчиках РИО-3 с вышеперечисленными несоответствиями нормативной документации «Ространснадзора» и «Ростехнадзора» являются незаконными. Отремонтированные датчики считаются контрафактными, а установка таких датчиков на воздушные суда ГА запрещена.
Прошу руководителей территориальных управлений государственного авиационного надзора Федеральной службы надзора в сфере транспорта довести настоящее информационное письмо до всех эксплуатантов ВС ГА, ремонтных заводов, подведомственных территориальных управлений Госавианадзора. В случаях отказов в выдаче лицензий «Ростехнадзором», принятии санкций к эксплуатирующим предприятиям ГА со стороны «Ростехнадзора», их причинах информировать УНПЛГ ГВС и воздержаться от самостоятельных шагов по решению межведомственных вопросов.
Обращаю Ваше внимание, при взаимоотношениях с представителями «Ростехнадзора» относительно продолжения эксплуатации воздушных судов руководствоваться «Воздушным кодексом Российской Федерации» № 150-ФЗ от 08.07.99г., где в статье 10 «Приостановление действия сертификата и (или) лицензии или их аннулирование» в п.1 предусмотрено «Действие сертификата и (или) лицензии могут быть приостановлено органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами».
Начальник УНПЛГ |
Ю.И.Евдокимов |