почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
1
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Приложение
к письму Министерства
экономики Российской Федерации
от 17 июля 1995 года N ИМ-663/02-93


Основные виды контрактных цен, применяемых при
заключении государственных контрактов

    1. Основным принципом формирования цен государственных контрактов является обеспечение экономической выгодности производства и поставки товаров, выполнения работ и услуг для государственных нужд, при эффективном использовании средств государственного бюджета, направляемых на эти цели, что достигается формированием их на договорной основе.

    2. Механизм формирования цены по каждому конкретному государственному контракту определяют следующие основные факторы:
    
    2.1. Действующий механизм государственного регулирования цен в различных отраслях и сферах экономики, особенности  налогообложения


    При расчетах по государственным контрактам налог на добавленную стоимость и специальный налог применяются в соответствии с действующим законодательством.

    При наличии государственного регулирования цен на поставляемую продукцию (или часть продукции) по государственному контракту цена контракта (или соответствующие элементы издержек) определяются в соответствии с действующими нормативными актами и методиками (по ценам на продукцию оборонного назначения, продукцию топливно-энергетического комплекса, тарифы транспорта, связи и т.п.).

    2.2. Наличие или отсутствие конкуренции в производстве поставляемых товаров, работ и услуг


    При заключении контрактов на поставку немонополизированной продукции в ходе конкурсного отбора и торгов претенденты-поставщики конкурируют друг с другом, предлагая заказчику выгодные условия поставки, в том числе более низкую цену контракта, запрашивают более умеренные льготы, дотации, субсидии, ассигнования.

    При заключении государственных контрактов на поставку монополизированной продукции, когда невозможна организация конкурсов и торгов, контрактная цена устанавливается по соответствующим нормативным актам и методикам. При этом возрастает роль финансового контроля со стороны заказчика за уровнем цен и издержек по государственным контрактам, устанавливается определенная нормативными актами норма прибыли по контракту на поставку монополизированной продукции.
    
    2.3. Экономические особенности производства поставляемых товаров, работ и услуг

    На механизм формирования цен государственных контрактов влияют особенности характера производства и формирования затрат предприятий и отраслей, производящих поставляемую продукцию; сроки производства поставляемых товаров, работ и услуг; наличие аналогичной продукции на рынке (ее объективную дефицитность); степень однородности и конкретности поставляемой продукции.

    Если государством закупаются товары массового или серийного производства, устойчиво имеющиеся в наличии на рынке, то цена контракта в основном определяется уровнем свободной рыночной цены на эту продукцию и достигнутой с поставщиком договоренностью о размере оптовой скидки (надбавки) за объем закупаемой партии товаров, за условия и сроки поставки. При необходимости для обеспечения гарантированного заключения государственных контрактов на поставку продукции, по которой имеет место ограниченное предложение и конкуренция покупателей, целесообразно широкое применение надбавок и льгот. При поставке сложных видов товаров (мелкосерийного, уникального производства), работ и услуг особенности согласования контрактной цены определяются выбором порядка учета издержек и определения ориентировочного размера получаемой поставщиком прибыли в зависимости от того, предсказуем ли заранее рациональный уровень затрат (цены) на заказываемую продукцию (работы) и насколько могут быть контролируемы со стороны заказчика осуществляемые подрядчиком затраты, в какой форме и за что должен поощряться поставщик. В этом случае выбор вида контрактной цены осуществляется на основе достижения договоренности между заказчиком и поставщиком.

    3. Основные виды цен государственных контрактов

    Выбор того или иного вида контрактной цены в значительной степени зависит от экономических особенностей производства поставляемых товаров, работ и услуг, формирования издержек и механизма стимулирования поставщика и предполагает минимизацию бюджетных расходов. Выделяются следующие укрупненные виды контрактных цен:

    цены, устанавливаемые без проведения конкурса в соответствии с данными методическими рекомендациями:

    - фиксированные цены;

    - цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности;

    цены, устанавливаемые по результатам проведения конкурсов и аукционов:

    - цены по поставкам стандартных товаров.

    Фиксированные цены и цены, возмещающие издержки, предполагают различные принципы распределения хозяйственных рисков (возможных потерь) между заказчиком и поставщиком.

    Фиксированные цены почти не изменяются (изменяются только в оговоренных контрактом случаях) в ходе исполнения контракта. Цены, возмещающие издержки, включают в себя затраты, возросшие по объективным причинам в ходе выполнения контракта, и, если это предусмотрено контрактом, фиксированную норму или объем прибыли.

    Таким образом, в случае непредсказуемости изменения условий производства и динамики затрат по контракту при применении твердо фиксированных цен хозяйственный риск (возможные потери) почти полностью ложатся на поставщика. При применении в этом случае цены, возмещающей издержки и обеспечивающей прибыльность, хозяйственный риск почти полностью ложится на заказчика. Применение различных фиксированных и возмещающих издержки цен предполагает распределение хозяйственного риска между поставщиком и заказчиком в той или иной пропорции. Процедура выбора типа контрактной цены по договоренности между заказчиком и поставщиком предоставляет возможность найти компромиссное решение, сбалансированно удовлетворяющее интересы заказчика и поставщика. При установлении контрактных цен по результатам торгов и конкурсов, при определении цен по поставкам стандартных товаров распределение хозяйственных рисков определяется в основном состоянием рыночной конъюнктуры и интенсивностью конкуренции между претендентами на осуществление поставок.

    Контрактные цены различных видов (подвидов) формируются следующим образом.

    3.1. Фиксированные цены

    Данный вид цены применяется по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые товары, работы и услуги имеют в основном традиционный характер, результаты разработки могут быть заранее определены достаточно точно.

    Возможно применение фиксированных цен при заключении контрактов на поставку широкого круга продукции массового и серийного производства различных отраслей, типовой техники, строительство объектов, поставку топлива, сырья, продовольствия и др.

    Уровень фиксированной цены устанавливается на стадии заключения контракта на основе договоренности со значительной степенью жесткости (т.е. по исполнению контракта уровень фиксированной цены существенно не изменяется). Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Подрядчик в основном принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат. Фиксированные контрактные цены могут корректироваться в установленном порядке при изменении определенных не зависящих от поставщика факторов (повышение государственных регулируемых цен, инфляционные последствия эмиссионной политики государства, повышение размера налогового изъятия и т.п.) и в соответствии с выбранным по контракту механизмом стимулирования поставщика и порядком индексации расходов по госконтрактам.

    Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком и не может превышать установленной предельной нормы и прибыли.

    Планируемые издержки по поставкам продукции для государственных нужд калькулируются, обосновываются поставщиком и контролируются заказчиком в соответствии с действующими нормативными актами, определяющими правила калькуляции затрат, составления и обоснования смет. Затраты целесообразно калькулировать в ценах, действующих на момент составления калькуляции (сметы). При значительной дифференциации рыночных цен на используемые при исполнении контракта сырье, материалы, комплектующие, топливо и энергию, дифференциации затрат по найму рабочей силы заказчик и поставщик договариваются о величине указанных средних рыночных цен для использования этих величин при калькуляции затрат (если органами государственной власти не установлены иные правила учета величин рыночных цен для калькуляции затрат по государственным контрактам; например, могут быть использованы цены определенной товарной биржи).

    Принимая во внимание длительность исполнения контракта, отдельные элементы и статьи затрат могут определяться с учетом прогнозируемых уровней цен, установленных официально в рамках государственного регулирования цен (цены ТЭК и т.п.), а также с учетом официальных прогнозов динамики цен и намеченных мер в области эмиссии денег, информации по изменению свободных (рыночных) цен.

    Вид фиксированной контрактной цены определяется выбором способа корректировки плановых издержек и механизма стимулирования поставщика. Возможно применение следующих видов фиксированных цен.
    

    3.1.1. Твердо фиксированная цена

    Твердо фиксированная цена остается неизменной на весь срок исполнения контракта. Допускаются корректировки уровня цены с целью компенсации инфляции. Цена может пересматриваться по инициативе заказчика при необходимости изменения объема работ по контракту, при внесении дополнений в контракт.

    Твердо фиксированная контрактная цена включает планируемые издержки, планируемую прибыль, компенсацию инфляции (по договоренности полную или частичную). Планируемая прибыль определяется умножением величины планируемых издержек на согласованную норму прибыли по контракту. Возможно применение твердо фиксированной цены при реализации крупных гражданских и военных объектов, строительстве крупных объектов, при поставках стандартной продукции.
    
    3.1.2. Фиксированная цена, поэтапно корректируемая в соответствии с изменением издержек

    Применяется при заключении контрактов, выполняемых поэтапно в течение длительного периода времени (поставки новой техники и технологий, оборонной продукции, строительство, транспорт, поставки сырья, топлива, материалов и т.п.).

    Первоначальная цена (установленная в соответствии с пунктом 3.1.1) пересматривается в связи с изменениями издержек по контракту, происходящими под влиянием объективных факторов (изменение цен на сырье, материалы и энергию, государственное регулирование оплаты труда и т.п.). При подписании контракта оговаривается предельная величина роста затрат, которую обязуется компенсировать заказчик (например, в процентах к первоначально установленной цене). При росте затрат первоначальная цена повышается, но не более оговоренного размера. При снижении издержек по объективным причинам (т.е. не в результате усилий поставщика) первоначальная цена уменьшается на величину снижения затрат, при этом первоначально планируемая прибыль в составе контрактной цены не меняется.

    Корректировки первоначальной цены осуществляются поэтапно (по мере исполнения контракта). Заказчик осуществляет жесткий контроль за издержками поставщика по контракту, может проверить правильность калькуляции затрат и соответствующую документацию. Данный вид цены позволяет в определенной степени сократить хозяйственный риск для поставщика; при благоприятной конъюнктуре возможна также экономия бюджетных средств без сокращения планируемой по контракту прибыли поставщика.
    
    3.1.3. Фиксированная цена с долевым распределением разницы между планируемыми и фактическими издержками

    Применяется в случаях, когда одной из целей заключения контракта является повышение уровня экономических параметров поставляемой продукции, снижение издержек ее производства, при разработке и производстве новой техники и т.п. Контрактом устанавливается верхний предел цены и правила долевого распределения разницы между фактическими и планируемыми издержками по контракту. Определяются доли распределения разницы издержек между заказчиком и поставщиком (экономия издержек или перерасход распределяются между заказчиком и поставщиком в заранее фиксированной одинаковой пропорции).

    После исполнения контракта (или его этапа) определяется разница между фактическими и планируемыми издержками. Первоначальная цена определяется в соответствии с пунктом 3.1.1.

    Если фактические издержки превышают планируемые (перерасход), то конечная цена определяется сложением первоначальной цены с долей перерасхода, оплачиваемой заказчиком (конечная цена превышает первоначальную, но не выше установленного предела цены). Если фактические издержки ниже планируемых (экономия), то конечная цена определяется вычитанием из первоначальной цены доли экономии, оставляемой заказчику (конечная цена ниже первоначальной).

    По контракту не определяется минимальная гарантированная прибыль поставщика и не ограничивается максимальный размер фактически полученной поставщиком прибыли.

    Возможен также поэтапный пересмотр контрактной цены, поэтапные изменения правил долевого распределения разницы между планируемыми и фактическими издержками. При завершении каждого предыдущего этапа контракта на основе анализа фактических издержек и правил долевого распределения экономии (перерасхода) устанавливаются планируемые издержки и планируемая прибыль последующего этапа контракта. При значительном изменении хозяйственной конъюнктуры поставщиком и заказчиком по согласованию могут пересматриваться пропорции долевого распределения экономии и перерасхода по этапам контракта. По промежуточным этапам контракта могут быть установлены верхние и нижние пределы прибыли.

    3.2. Цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности
    
    Применяются при невозможности планирования издержек производства по контракту с необходимой точностью, когда неопределенность затрат и результатов по контрактам не позволяет фиксировать контрактную цену. Возможно применение данного вида цен в рамках государственных программ по разработке и производству новой техники и технологий, по соответствующим научно-исследовательским и конструкторским работам и т.п.

    Применение цен, возмещающих издержки производства, предполагает всесторонний контроль заказчиком хода работ по контракту, детальную и постоянную отчетность поставщика по всем видам затрат, обоснование уровня издержек (в том числе отдельных элементов затрат). Заказчик при определении цены учитывает собственные прогнозные оценки издержек по контракту и представляемую поставщиком ориентировочную смету затрат (уровень обоснованности сметы поставщика возрастает в случае организации конкурсного отбора и торгов).

    Контрактом может предусматриваться первоначальная цена, верхний предел цены, предельные значения определенных элементов затрат, норма или объем прибыли.

    После исполнения контракта заказчиком и поставщиком анализируются фактические издержки по контракту, выявляются обоснованные издержки в соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими калькулирование затрат и составление смет. Согласованные обоснованные издержки служат основой контрактной цены, возмещающей издержки.

    Вид цены, возмещающей издержки, определяется выбранным механизмом возмещения издержек и стимулирования поставщика.

    3.2.1. Цена, возмещающая только издержки

    Целесообразно применять при поставках научно-исследовательских и конструкторских разработок, при оплате работ, выполняемых бесприбыльными организациями, при возмещении затрат по эксплуатации государственного имущества и т.п.

    Заказчик возмещает в контрактной цене все обоснованные (в соответствии с действующими нормативными актами) издержки поставщика. Прибыль в контрактной цене в этом случае не предусматривается.

    3.2.2. Цена, возмещающая издержки до установленного предела

    Заказчик возмещает поставщику только обоснованные издержки, но не выше определенного в контракте предела (даже если фактические издержки превысили этот предел по объективным причинам и превышение обосновано поставщиком в соответствии с действующими нормативными актами).

    Область применения данной контрактной цены аналогична определенной в пункте 3.2.1.

    Контрактом может также определяться доля обоснованных согласованных издержек, возмещаемых заказчиком при выполнении поставок. Другая доля обоснованных издержек возмещается из собственных средств поставщика, что стимулирует экономию затрат поставщиком и поиск им рациональных хозяйственных решений.

     3.2.3. Цена, возмещающая издержки с фиксированным вознаграждением

    Может применяться в контрактах по крупным научно-техническим и оборонным проектам, по поисковым научным исследованиям, экспериментам, при неясности конечного результата работ по контракту, непредсказуемости издержек и т.п.

    Контрактная цена возмещает обоснованные согласованные издержки поставщика и фиксированный размер прибыли, не зависящий от фактических издержек по выполненному контракту. Данная фиксированная величина прибыли не меняется в зависимости от величины фактических издержек по контракту.

    Конечная контрактная цена состоит из возмещаемых обоснованных (согласованных) издержек (определяемых после исполнения контракта), и установленной контрактом фиксированной величины прибыли.

    Контрактом предусматривается контроль и прогнозирование поставщиком издержек по контракту в ходе его исполнения. Контрактом устанавливается предельное превышение (в %) фактическими издержками их первоначальной прогнозной величины. Если реальное превышение больше предельного, то контракт пересматривается.
    
    3.2.4. Цена,  возмещающая  издержки  с  долевым  распределением  экономии и перерасхода

    Применяется при значительной неопределенности хозяйственной конъюнктуры и величины издержек по контракту. Особенно целесообразно использование данного вида цены на начальных этапах проведения поисковых, экспериментальных научно-исследовательских конструкторских работ, при начале развертывания серийного выпуска поставляемой продукции и т.п. Контрактом устанавливается верхний предел издержек по контракту, пропорции распределения перерасхода и экономии издержек между поставщиком и заказчиком, верхний и нижний пределы вознаграждения (прибыли) поставщика, предельное превышение фактическими издержками их первоначальной прогнозной величины (см. п.3.2.3). При превышении издержками предельного уровня контракт пересматривается.

    Механизм формирования конечной цены аналогичен механизму формирования фиксированной цены с долевым распределением разницы между планируемыми и фактическими издержками (см. п.3.1.3). Отличие состоит в том, что экономия (перерасход) определяются как разница между прогнозируемыми издержками и обоснованными согласованными издержками по выполненному контракту. При этом заказчиком выплачивается поощрение подрядчику только в установленных контрактом границах верхнего и нижнего пределов вознаграждения.
    
    3.2.5. Цена,  возмещающая  издержки с прибылью и поощрительными выплатами

    Может применяться по контрактам, предусматривающим поставки новой техники и технологии, научно-исследовательских и конструкторских работ, при невозможности точной оценки технико-экономических и потребительских параметров поставляемой продукции и т.п.

    По контракту прогнозируются издержки и первоначальная прибыль. Заказчиком в одностороннем порядке устанавливаются нормы первоначальной прибыли и дополнительного вознаграждения (к прогнозируемым издержкам). Сумма норм прибыли и вознаграждения могут ограничиваться определенным верхним пределом. Дополнительное вознаграждение устанавливается по согласованию между заказчиком и поставщиком за достижение определенных технико-экономических и потребительских параметров, сроков изготовления поставляемой продукции (это достижение оценивается заказчиком после выполнения контракта, при этом норма дополнительного вознаграждения может корректироваться заказчиком).

    Конечная цена контракта складывается из обоснованных согласованных затрат (определенных после окончания контракта), величин первоначальной прибыли и дополнительного вознаграждения (вознаграждение может корректироваться по результатам исполнения контракта). Прибыль и вознаграждение определяются заказчиком в одностороннем порядке по правилам, установленным соответствующими нормативными актами.

    3.2.6. Цена, возмещающая издержки и прибыль

    Применяется по контрактам на поставку продукции, на которую уже разработаны стандарты и спецификации. Контрактом устанавливается фиксированная норма прибыли.

    Цена возмещает обоснованные согласованные издержки (определяемые после исполнения контракта) и прибыль (определяемую после исполнения контракта по установленной фиксированной норме к обоснованным издержкам).

    3.3. Цены по поставкам стандартных товаров

    Применяется по поставкам стандартных товаров, постоянно имеющихся в наличии на рынке, свободные рыночные цены которых известны. Контрактные цены в этом случае, как правило, устанавливаются по итогам торгов и конкурсов.

    Механизм формирования контрактной цены на стандартную немонополизированную продукцию предполагает сильное влияние торгов на установление цены и отдельных элементов затрат, размеров льгот, дотаций и субсидий. В этом случае одним из важнейших ценообразующих факторов является конкуренция между претендентами на поставку продукции. Закрепленные государственными нормативными актами правила формирования контрактных цен (на основе калькуляции затрат, определения прибыли, льгот, ассигнований по контрактам) используются в этом случае для определения стартовых значений цены контракта на конкурсах и торгах.

    Контрактная цена по стандартной продукции строится на основе свободной рыночной цены и может отличаться от нее на разницу, определяемую в ходе торгов, на величину скидки (надбавки) за размеры поставляемой партии, условия и сроки поставки и т.п. Предельные величины скидок (надбавок) устанавливаются соответствующими органами государственной власти.



Текст документа сверен по:
"Вестник Высшего
Арбитражного Суда",
N 11, 1995 год

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование