почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
28
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 августа 2005 года N 1314-р


[Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга
критически важных объектов и (или) потенциально опасных
объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных
грузов)
]


    1. Одобрить прилагаемую Концепцию федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

    2. Роскосмосу совместно с Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСБ России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.


Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков



ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 августа 2005 года
N 1314-р


КОНЦЕПЦИЯ
федеральной системы мониторинга критически важных
объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры
Российской Федерации и опасных грузов


I. Введение

    1. Федеральная система мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов (далее - система мониторинга) осуществляет информационное обеспечение системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    2. Создание системы мониторинга обусловлено необходимостью совершенствования организации работ в области своевременного выявления и предупреждения угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма в отношении критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

    3. Система мониторинга создается в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы функционирования критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, транспортировки опасных грузов (далее - грузы) и (или) вопросы обеспечения защищенности этих объектов и грузов от угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

    4. Настоящая Концепция определяет цели, задачу, функции, состав, структуру, основные принципы и направления работ в области создания, использования и развития системы мониторинга.

    

II. Основные понятия

    5. Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:

    "критически важные объекты" - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;

    "потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации" - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;

    "объекты" - критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;

    "грузы" - опасные вещества, материалы, изделия и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировке или перегрузке могут создавать угрозу жизни и здоровью людей, вызывать загрязнение окружающей среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружений и средств, а также иного имущества;

    "защищенность объектов и грузов" - состояние, при котором в отношении объектов и грузов обеспечиваются условия для предотвращения возникновения потенциальной опасности и преодоления (снижения до минимального уровня) негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;

    "кризисная ситуация" - ситуация, которая характеризуется резкой сменой состояния параметров определенной группы внешних и внутренних процессов, действующих на объекты и грузы, протекает в течение короткого времени и может повлечь или повлекла за собой снижение защищенности объектов и грузов;

    "мониторинг объектов и грузов" - осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

    

III. Цели, задача и функции системы мониторинга

    6. Целями создания системы мониторинга являются последовательное снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты и грузы факторов террористического, техногенного и природного характера и минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды.

    7. Задачей системы мониторинга является информационная поддержка разработки и реализации мер по своевременному прогнозированию, выявлению и предупреждению угроз и кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов.

    Объектом мониторинга является состояние защищенности объектов и грузов.

    8. Система мониторинга должна обеспечивать выполнение следующих функций:

    а) сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации о местоположении, обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов, маршрутах транспортировки грузов и других необходимых данных;

    б) информационная поддержка работ, выполняемых в целях подготовки и реализации мер по обеспечению безопасного функционирования объектов (безопасной транспортировки грузов), предупреждению и локализации кризисных ситуаций, а также ликвидации их последствий;

    в) подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий;

    г) прогнозирование угроз объектам и грузам и динамики изменения состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и других факторов;

    д) ведение информационных баз данных для обеспечения поддержки принятия и реализации управленческих решений по защите объектов и грузов;

    е) предоставление в установленном порядке информационных ресурсов системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от несанкционированного воздействия;

    ж) формирование единого информационного пространства системы мониторинга на основе унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных средств;

    з) информационное обеспечение реализации международных договоров и соглашений в области мониторинга объектов и грузов, участницей которых является Российская Федерация.

    

IV. Состав и структура системы мониторинга

    9. Система мониторинга предполагает федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый уровни. При этом в состав системы мониторинга каждого уровня должны быть включены:

    а) центры системного мониторинга и оперативного управления (далее - центры мониторинга);

    б) системы, комплексы и средства получения информации об обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов;

    в) системы и средства телекоммуникаций, сбора, передачи данных и оповещения.

    10. Основными структурными элементами системы мониторинга, обеспечивающими решение возложенной на нее задачи, должны стать центры мониторинга федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    11. Объединение информационных ресурсов центров мониторинга различных уровней осуществляется с использованием систем и средств телекоммуникации, при этом учитывается необходимость обеспечения конфиденциальности информации и санкционированного удаленного доступа к их базам данных.

    При решении возложенной на систему мониторинга задачи должна быть предусмотрена возможность информационного взаимодействия центров мониторинга различных уровней с другими государственными и негосударственными информационными системами общего и специального назначения Российской Федерации, а также с международными информационными системами.

    Регламент информационного взаимодействия устанавливается в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации положением о федеральной системе мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов с учетом законодательства Российской Федерации в области защиты информации.

    

V. Основные принципы системы мониторинга

    12. При создании и использовании системы мониторинга необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

    а) обеспечение соответствия решаемой системой мониторинга задачи, а также ее структуры и характеристик:

    уровню угроз в отношении объектов и грузов;

    структуре и задачам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы обеспечения защищенности объектов и грузов и охраны окружающей среды;

    б) организационное, информационное и функциональное единство системы мониторинга, основу которого составляют:

    единая система классификации и кодификации угроз объектам и грузам, показателей и критериев оценки состояния защищенности объектов и грузов;

    базовые (типовые) протоколы, алгоритмы (программы) сбора, обработки и обмена информацией, подготовки и автоматизированной поддержки принятия и реализации управленческих решений на основе данных мониторинга;

    единая геоинформационная система;

    в) иерархичность построения системы мониторинга, возможность централизованного и санкционированного децентрализованного использования ресурсов системы мониторинга;

    г) рациональная функциональная совместимость центров мониторинга различных уровней;

    д) унификация программных, информационных и технических средств, обеспечение совместимости элементов системы мониторинга, возможности ее модульного наращивания и модернизации;

    е) возможность структурного и функционального развития, оптимизации состава пользователей системы мониторинга и спектра оказываемых услуг;

    ж) многофункциональность, обеспечивающая одновременное решение задач в интересах национальной безопасности и социально-экономического развития страны;

    з) преемственность, основанная на интеграции и совершенствовании иных систем мониторинга;

    и) гарантированная защита информации от несанкционированного доступа, включая ограниченный доступ к циркулирующей в системе мониторинга информации;

    к) недопущение зависимости системы мониторинга от иностранных технологий.

    

VI. Основные направления работ в области создания,
использования и развития системы мониторинга

    13. Основными направлениями работ в области создания, использования и развития системы мониторинга являются:

    а) организационное и финансово-экономическое обеспечение системы мониторинга;

    б) совершенствование нормативно-правовой базы;

    в) создание и внедрение перспективных научно-технических разработок;

    г) обеспечение национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов.

    14. В области организационного и финансово-экономического обеспечения системы мониторинга необходимо решить следующие задачи:

    а) разработка технико-экономического обоснования мероприятий по созданию и применению системы мониторинга, комплексной увязке ее составных частей, совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    б) анализ иных систем мониторинга, обеспечение унификации технических и организационных решений;

    в) выработка предложений по необходимым объемам и источникам финансовых средств (бюджетных и внебюджетных), их выделению (привлечению) на реализацию программ и планов мероприятий по созданию, использованию и развитию системы мониторинга;

    г) включение работ по созданию и развитию системы мониторинга в федеральные и региональные целевые программы;

    д) формирование института федеральных и региональных операторов работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов;

    е) разработка и реализация механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов для решения инновационных и инвестиционных задач в области мониторинга объектов и грузов.

    15. Основными направлениями деятельности в области совершенствования нормативно-правовой базы являются:

    а) обеспечение разработки проектов и принятия нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов, в том числе в отношении установления ответственности собственников (балансодержателей) объектов и грузов и эксплуатирующих их организаций за несоблюдение установленных мер по обеспечению осуществления мониторинга объектов и грузов;

    б) гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов с нормами международного права и международными договорами (соглашениями) в этой области;

    в) введение норм, предусматривающих обязательное оснащение объектов и грузов техническими системами, комплексами и средствами мониторинга их состояния (местоположения), а также норм их обязательной сертификации.

    16. Основными направлениями деятельности в области создания и внедрения перспективных научно-технических разработок являются:

    а) подготовка и внедрение технических регламентов для различных видов деятельности в отношении объектов и грузов, обеспечивающих выполнение требований по организации и проведению их мониторинга;

    б) отработка типовых (унифицированных) технических и организационных решений создания и использования системы мониторинга в рамках региональных целевых программ;

    в) разработка единой системы критериев и комплексных методик анализа обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов, маршрутов транспортировки грузов;

    г) обеспечение информационного обмена между центрами мониторинга различных уровней;

    д) создание в рамках системы мониторинга специализированных средств сбора и передачи информации, функционирующих на всей территории Российской Федерации;

    е) развитие систем дистанционного мониторинга объектов и грузов;

    ж) создание мобильных (перебазируемых) центров мониторинга, обеспечивающих информационную поддержку деятельности, осуществляемой при возникновении кризисных ситуаций;

    з) формирование отечественной научно-технической кооперации в области создания и использования системы мониторинга, в том числе определение головных организаций, объединяющих разработчиков и производителей технических систем, комплексов и средств мониторинга, а также системы мониторинга.

    17. Основными направлениями деятельности в области обеспечения национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов являются:

    а) обеспечение государственного контроля за информационной и научно-технологической безопасностью, в том числе за достоверностью и полнотой информационных ресурсов системы мониторинга;

    б) разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ юридических и физических лиц к информационным ресурсам системы мониторинга;

    в) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации при осуществлении взаимодействия с международными и иностранными органами и организациями;

    г) организация подготовки кадров в области создания, использования и обеспечения безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов.

             


Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование