- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 1999 года Дело N А56-16974/98
[В рассматриваемой ситуации пени не могли быть начислены, так как банковский процент
не может быть отнесен к категории таможенных платежей, перечень которых определен статьей 110 Таможенного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Почечуева И.П. и Никитушкиной Л.Л., при участии в заседании представителей истца - Ступниковой Л.К. (доверенность от 01.02.99), ответчика - Андреевой Е.В. (доверенность от 05.01.99 № 40-05-19/017), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение от 29.10.98 (судьи Асмыкович А.В., Жбанов В.Б., Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 24.12.98 (судьи Королева Т.В., Никитушева М.Г., Капелькина Л.М.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-16974/98,
установил:
Закрытое акционерное общество "Контейнершипс СПб" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургской таможне о признании недействительным уведомления Санкт-Петербургской таможни от 27.07.98 № 0409/98/242 о довзыскании 1 410 036 рублей 14 копеек таможенной пошлины и признании не подлежащим исполнению платежного поручения Санкт-Петербургской таможни от 02.09.98 № 0409/98/0708 на безакцептное списание 1 410 036 рублей 14 копеек процентов и пеней, начисленных по налогу на добавленную стоимость, специальному налогу и ввозной таможенной пошлине.
Решением от 29.10.98 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.12.98 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Санкт-Петербургская таможня просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неприменение судом статьи 72, пункта 5 статьи 121 Таможенного кодекса Российской Федерации и Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров (утвержденного Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 28.07.95, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации и утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации 11.08.95 № 927).
Представитель истца в судебном заседании отклонил доводы жалобы, считая судебные акты, принятые по настоящему делу, законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
ЗАО "Контейнершипс СПб" в 1994-1995 годах ввезло в Российскую Федерацию технологическое и транспортное оборудование в соответствии с таможенным режимом "временный ввоз" по таможенным декларациям с уплатой периодических таможенных платежей по налогу на добавленную стоимость, специальному налогу и ввозной таможенной пошлине.
Истец оформил таможенные декларации в связи с изменением таможенного режима "временный ввоз" на таможенный режим "выпуск в свободное обращение" 22.01.98. Товары, оформленные по этим ГТД, истец внес в уставный капитал ЗАО "Контейнершипс СПб" как вклад иностранного участника в предприятие с иностранными инвестициями, поэтому истцу была предоставлена льгота в виде освобождения от ввозной таможенной пошлины в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 № 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями" и по налогу на добавленную стоимость и специальному налогу в соответствии с подпунктом "щ" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" ( в редакции Закона Российской Федерации от 01.04.96 № 25-ФЗ).
В соответствии с Порядком уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров от 28.07.95 в случае заявления временно ввезенных товаров к таможенному режиму "выпуск для свободного обращения", уплаченные суммы периодических таможенных платежей засчитываются в суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с помещением товаров под указанный таможенный режим. За фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов за время нахождения товаров под таможенным режимом "временный ввоз" взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам (далее - банковский процент). Позиция Санкт-Петербургской таможни сводится к тому, что, поскольку льгота по таможенной пошлине и налогам для товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, не существовала на момент помещения товаров под таможенный режим "временный ввоз", то при смене режима на "выпуск для свободного обращения" должен взиматься банковский процент. При этом, исходя из акта сверки расчетов (том 3, лист дела 15), Санкт-Петербургская таможня начислила истцу пени с даты подачи декларации в режиме "выпуск для свободного обращения" по дату выставления инкассового поручения - 02.09.98. Однако доводы ответчика правомерно отклонены судом. Банковский процент может быть взыскан в случае фактического использования рассрочки уплаты таможенных платежей при ввозе товаров под таможенным режимом "временный ввоз". В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и таможенная пошлина, и НДС, и СН являются налогами. Налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика (в данном случае истца) уплатить определенную сумму в бюджет в срок, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству и полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. В данном случае периодические платежи, подлежащие внесению в бюджет в связи с помещением товаров под режим "временный ввоз", уплачивались истцом полностью и своевременно. Просрочка внесения налоговых платежей не имела места. Впоследствии при оформлении выпуска товаров под таможенным режимом "выпуск в свободное обращение" с учетом льгот, предоставленных законодательством, таможенная пошлина и налоги не начислялись (далее - налоги) и уплате не подлежали. Следовательно, государству не был нанесен ущерб несвоевременным внесением в бюджет обязательных платежей и, как было указано выше, рассрочка платежей фактически не имела места. Иными словами, отсутствует база для начисления банковского процента.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа также не может согласиться с позицией Санкт-Петербургской таможни в связи с тем, что технологическое и транспортное оборудование было ввезено истцом в период с декабря 1994 года по сентябрь 1995 года, тогда как Порядок уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров был опубликован и вступил в силу с 28.09.95. То есть указанному нормативному акту, на который ссылается Санкт-Петербургская таможня, не может быть придана обратная сила и его действие не может быть распространено на платежи по уже ввезенным и задекларированным товарам.
Кассационная коллегия также считает необходимым отметить, что Санкт-Петербургская таможня неправомерно начислила пени на банковские проценты с даты подачи декларации в таможенном режиме "выпуск в свободное обращение" по дату выставления инкассового поручения. В соответствии со статьей 124 Таможенного кодекса Российской Федерации пени начисляются на неуплаченные таможенные платежи. В рассматриваемой ситуации пени не могли быть начислены, так как, во-первых, банковский процент не может быть отнесен к категории таможенных платежей, перечень которых определен статьей 110 Таможенного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим. Во-вторых, как было изложено выше, у ЗАО "Контейнершипс СПб" отсутствовала обязанность по уплате банковского процента в бюджет.
Учитывая вышеизложенное, кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения и постановления, принятых по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение от 29.10.98 и постановление апелляционной инстанции от 24.12.98 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-16974/98 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.Корпусова
Судьи
И.П.Почечуев
Л.Л.Никитушкина