почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
23
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2006 года Дело N А23-254/06А-18-57


[Судебные акты отменены, заявленные требования индивидуального предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления таможни по делу об административном правонарушении удовлетворены, так как представление предпринимателем недействительного заключения после вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и утверждения соответствующего списка товаров не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.3 КоАП РФ]
(Извлечение)

   

     Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от предпринимателя - Герасимов В.А., представитель, дов. N 40-01/205872 от 02.06.2006; Калужской таможни - Кузнецов В.В., ст. инспектор, дов. N 6786 от 21.11.2005, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кашинцевой Натальи Александровны на решение от 02.02.2006 (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 15.03.2006 (судьи: ...) Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-254/06А-18-57, установил:

     Индивидуальный предприниматель Кашинцева Н.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калужской таможни от 29.12.2005 по делу об административном правонарушениия N 10106000-196/200   5.

     Решением арбитражного суда от 02.02.2006 (резолютивная часть объявлена 26.01.2006) предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.

     Постановлением апелляционной инстанции от 15.03.2006 (резолютивная часть объявлена 14.03.2006) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

     Кашинцева Н.А. обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление арбитражного суда.

     В отзыве на кассационную жалобу Калужская таможня просит суд отказать в ее удовлетворении, поскольку полагает, что доводы предпринимателя являлись предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, все они отражены в состоявшихся по делу решении и постановлении суда, и им дана правильная правовая оценка.

     Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя предпринимателя и таможенного органа, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция приходит к выводу, что обжалуемые решение и постановление арбитражного суда подлежат отмене.

     Из материалов дела следует, что Кашинцевой Н.А. по контракту N 616/00908022179/000002 от 20.02.2005, заключенному фирмой P.H.U. "МАТ-РОL", Pobert Ryzuma, г.Седлица, Польша, ввезены на территорию Российской Федерации грибы рода AGARICUS шампиньоны и подана грузовая таможенная декларация N 10106060/240305/0000723 на Калужский северный таможенный пост Калужской таможни. Получателем и декларантом поступившего из Польши товара является Кашинцева Н.А.

     Декларация подана 08.04.2005, в этот же день товар был выпущен в свободное обращение.

     В ходе вторичного контроля, проводимого отделом товарной номенклатуры и торговых ограничений Калужской таможни, было выявлено нарушение предпринимателем требований законодательства РФ по соблюдению запретов и ограничений при ввозе на таможенную территорию РФ товара.

     Усмотрев в данных действиях Кашинцевой Н.А. состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, Калужская таможня 30.11.2005 составила протокол об административном правонарушении, а постановлением от 29.12.2005 по делу об административном правонарушении N 10106000-196/2005 таможенный орган признал предпринимателя виновным в несоблюдении запретов и ограничений, не носящих экономического характера, на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, установленных ст.ст.124, 131 и 149 Таможенного кодекса РФ, приказом Министерства здравоохранения РФ N 325 от 15.08.2001 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции", Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и на основании ч.1 ст.16.3 КоАП РФ назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

     Полагая, что постановление о привлечение к административной ответственности Калужской таможни противоречит действующему законодательству РФ, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

     Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что Кашинцева Н.А. не предприняла мер для соблюдения правил по таможенному оформлению ввезенного товара с учетом запретов и ограничений, не носящих экономического характера, установленных ст.16 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения РФ N 325 от 15.08.2001 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции". Указанные обстоятельства отражены таможней в протоколе об административном правонарушении от 30.11.2005 и постановлении от 29.12.2005 по делу об административном правонарушении N 10106000-196/2005, в связи с чем привлечение предпринимателя к административной ответственности по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ признано правомерным.

     Кассационная инстанция считает указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций необоснованными ввиду следующего.

     Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и не носящих экономический характер запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с. таможенной территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.16.2 Кодекса.

     Согласно ст.158 ТК РФ на участников таможенных правоотношений возлагается обязанность соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

     В силу пп."б" п.9 ст.32 Федерального закона N 164-ФЗ от 08.12.2003 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся, в том числе, представления таможенным органам РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

     На основании п.п.1, 2 ст.16 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" продукция, ввозимая на территорию РФ юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция допускается на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

     Согласно п.2 ст.131 ТК РФ при декларировании товаров среди прочих документов декларант представляет разрешение, лицензию, сертификат и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

     В соответствии с п.1 ст.149 ТК РФ товар выпускается таможенным органом, в частности, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

     Приказом Министерства здравоохранения РФ N 325 от 15.08.2001 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции" раскрыто понятие продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, и утвержден перечень такой продукции (приложения N 2 и N 3). При этом грибы в указанный перечень не входили. Кроме этого пунктом 5 данного приказа было определено, что департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России необходимо разработать и утвердить номенклатуру продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе.

     В письме ФТС N 07-61/1249 от 22.09.2004 "О санитарно-эпидемиологических заключениях и свидетельствах о государственной регистрации продукции" указано, что в соответствии со ст.29 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" объектами контроля таможенных органов являются товары и транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию РФ для свободного обращения и подлежащие документальному подтверждению их соответствия требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям международных договоров РФ (далее - Товары).

     Для целей производства таможенного оформления списки Товаров с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством РФ.

     До утверждения Роспотребнадзором и Россельхознадзором указанных выше списков товаров в целях обеспечения таможенного контроля и таможенного оформления таможенные органы должны руководствоваться нормами приказов Минздрава России N 325 от 15.08.2001 (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.10.2001 регистрационный N 2978), N 89 от 26.03.2001 (зарегистрирован в Минюсте России 30.03.2001 регистрационный N 2639), N 344 от 10.11.2002 (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2002 регистрационный N 4063) и требовать представления свидетельств о государственной регистрации либо санитарно-эпидемиологические заключения. При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании сведения об осуществлении санитарно-карантинного контроля должным образом не подтверждены, в соответствии со ст.153 Таможенного кодекса РФ таможенные органы организовывают проведение необходимых экспертиз представленных документов путем запрашивания в территориальных центрах Роспотребнадзора информации, необходимой для принятия решений о выпуске товаров.

     Судом установлено и подтверждено материалами дела, что спорный товар выпущен в свободное обращение без предъявления должностными лицами Калужской таможни требования о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения на ввозимый товар и установления для этого соответствующего срока. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что у таможенного органа в момент выпуска товара в свободное обращение (08.04.2005), с учетом положений вышеназванных нормативно-правовых актов, не было сомнений относительно отсутствия у предпринимателя законной обязанности по предоставлению санитарно-эпидемиологического заключения на грибы.

     Подтверждением отсутствия необходимости предоставления санитарно-эпидемиологического заключения на спорный товар по состоянию на 08.04.2005 служит также тот факт, что "Список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации", в который вошли и грибы (код ТН ВЭД - 0709), был утвержден Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека лишь 26.08.2005 (письмо N ФТС N 01-06/30702 от 06.09.2005).

     В материалах дела (л.д.26-28) имеется также запрос начальника Калужской таможни Моржова А.В. N 16-14/7356 от 13.12.2005 в адрес заместителя руководителя федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, из которого также можно сделать вывод о том, что таможенный орган до 13.12.2005 не мог определиться о необходимости наличия санитарно-эпидемиологического заключения на ввозимые Товары. Так как запрос сформулирован следующим образом:

     "п.1 Имеется ли номенклатура продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, разработанная и утвержденная во исполнение п.5 приказа Минздрава России от 15.08.2001 N 325, если да, то когда и кем данная номенклатура была утверждена и чем необходимо было руководствоваться до утверждения данного списка.

     п.2 Исходя из чего, необходимо было руководствоваться таможенным органам, юридическим лицам и ПБЮЛ, при решении вопроса о необходимости либо отсутствии необходимости проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, так как в утвержденном приказом Минздрава России от 15.08.2001 N 325, списке товаров подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе (приложение N 2), не содержит точного наименования и/или кодов ТН ВЭД, продукции, в отношении которой санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится в обязательном порядке (запрашивать территориальные управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в случае возникновения затруднений, иное)".

     Роспотребнадзор в ответе от 12.01.2006 N 0100/107-06-31 (л.д.65-66), относительно номенклатуры продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, указал следующее. Согласно приказу Роспотребнадзора от 21.11.2005 N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг) продукции, проектной документации" разработка предложений по ее составу поручена ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии"'.

     По второму вопросу разъяснено, что отнесение товаров к объектам государственного санитарного надзора и выдача соответствующих разъяснений входит в полномочия Роспотребнадзора, а также, что список конкретизирует и уточняет в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ) перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе, приведенный в приложении 2 к приказу Минздрава России N 325 от 15.08.2001 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции".

     В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

     Отсутствие на момент ввоза спорного товара в утвержденной номенклатуре продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе (п.5 приказа N 325 от 15.08.2001), с учетом действий таможенного органа и даты утверждения списка, позволяет суду кассационной инстанции прийти к выводу о недоказанности Калужской таможней вины предпринимателя в инкриминируемом деянии на дату ввоза товара.

     Представление предпринимателем недействительного заключения после вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении 12.10.2005 и утверждения соответствующего списка Товаров 26.08.2005 не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.3 КоАП РФ.

     В силу прямого указания ч.ч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется административное производство.

     Таким образом, кассационная инстанция считает необходимым отменить решение и постановление арбитражного суда, удовлетворив заявленные требования предпринимателя ввиду отсутствия в его действиях вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

     Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ, суд постановил:

     Решение от 02.02.2006 и постановление апелляционной инстанции от 15.03.2006 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-254/06А-18-57 отменить.

     Заявленные требования индивидуального предпринимателя Кашинцевой Натальи Александровны удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Калужской таможни от 29.12.2005 по делу об административном правонарушении N 10106000-196/2005.

     Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
    
     Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2006 года.

     Полный текст постановления изготовлен 6 июля 2006 года.

    

    Председательствующий
     ...

     Судьи
     ...


  

Текст документа сверен по:
рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование