- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2007 года Дело N А49-6515/2006-298оп/19
[Суд кассационной инстанции оставил решение арбитражного суда без изменения, поскольку в действиях предпринимателя отсутствует состав правонарушения по ч.ч.1 и 6 ст.15.25 КоАП РФ, т.к. произведенные расчеты между предпринимателем и хозяйствующим субъектом Республики Беларусь отвечают требованиям Соглашения от 20.02.97, следовательно, у административного органа отсутствовали основания для применения положений ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., с участием представителей сторон: от заявителя - Елизарова Л.В., предприниматель, паспорт ..., от ответчика - не явился, извещен, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области, город Пенза, на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.11.2006 (судья ...) по делу N А49-6515/2006-298оп/19, по заявлению индивидуального предпринимателя Елизаровой Ларисы Викторовны, город Пенза, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области, город Пенза, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, установил:
Индивидуальный предприниматель Елизарова Лариса Викторовна, город Пенза, обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области (далее - ТУ ФС ФБН в Пензенской области) о признании незаконным его постановлений от 03.11.2006 N 55-06-68/131-2006 о привлечении к административной ответственности по пункту 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) и от 03.11.2006 N 55-06-68/132-2006 о привлечении к административной ответственности по пункту 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.11.2006 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые ненормативные акты административного органа признаны незаконными и отменены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным решением ТУ ФС ФБН в Пензенской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 часов 09.03.2007.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в результате проведенной в отношении предпринимателя Елизаровой Л.В. проверки налоговым органом установлено осуществление предпринимателем денежных расчетов в российских рублях и долларах США по внешнеторговому договору N 21/06-115 от 01.09.2006 с нерезидентом не через банковские счета в уполномоченных банках и неоформление им паспорта сделки по названному контракту. Указанные действия расценены как нарушение валютного законодательства.
В отношении предпринимателя составлены протоколы об административных правонарушениях от 23.10.2006 N 565 и N 566, в которых ее деяния квалифицированы соответственно по части 1 и части 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, материалы проверки направлены в адрес ТУ ФС ФБН в Пензенской области.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель ТУ ФС ФБН в Пензенской области 03.11.2006 вынес постановления N 55-06-68/131-2006 и N 55-06-68/132-2006 о привлечении предпринимателя Елизаровой Л.В. к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, с назначением наказания в виде штрафов в размере соответственно 252687 рублей и 4000 рублей.
Признавая данные постановления незаконными, суд правомерно исходил из следующего.
В силу положений пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" использование валютных ценностей и валюты Российской Федерации в качестве средства платежа относится к числу валютных операций.
Статья 14 названного Закона предусматривает, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, приведенных в пункте 3 данной статьи.
В соответствии со статьей 20 этого же Закона Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Осуществление незаконных валютных операций образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок - состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.
Согласно статье 1 Соглашения от 06.01.95 "О таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь", заключенного между Правительством Российской Федерации и Республикой Беларусь, договаривающиеся стороны определяют Таможенный союз как экономическое объединение государств, основывающееся, в частности, на наличии единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза.
Статьей 1 Соглашения от 20.02.97 между Центральным банком России и Национальным Банком Республики Беларусь об организации расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь (далее - Соглашение от 20.02.97), заключенного исходя из договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об образовании Сообщества, предусмотрено, что все расчеты и платежи между Российской Федерацией и Республикой Беларусь осуществляются в национальных валютах Российской Федерации и Республики Беларусь, а также в свободно конвертируемых валютах в соответствии с законодательством, действующим на территории каждого государства.
Валюта платежа и форма расчетов определяются по договоренности субъектов внешнеэкономической деятельности.
В силу статьи 3 Соглашения от 20.02.97 уполномоченными банками Республики Беларусь являются банки, получившие Генеральную лицензию Банка Беларуси на проведение валютных операций с иностранной валютой.
Статья 5 данного Соглашения устанавливает, что участники внешнеэкономических связей могут совершать операции с денежными средствами в национальной валюте Российской Федерации и Республики Беларусь на их внутренних валютных рынках в порядке, определяемом законодательством этих государств.
В силу статьи 11 Соглашения от 20.02.97 открытие в уполномоченных банках Республики Беларусь счетов в белорусских рублях или иностранной валюте физическим лицам - резидентам Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, международным соглашением предусмотрен специальный порядок регулирования расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь.
Из материалов дела видно, что между предпринимателем Елизаровой Л.В. (резидентом Российской Федерации) и ОАО "Пинское промышленно-торговое объединение "Полесье" (Республика Беларусь) заключен договор N 21/06-1 15 от 01.09.2006 на поставку трикотажных изделий.
Пунктом 2.5 договора предусмотрено, что валютой платежа являются российские рубли или доллары США. Согласно пункту 2.2 договора расчеты осуществляются в форме 100-процентной предварительной оплаты путем зачисления денежных средств на расчетный счет поставщика.
Во исполнение заключенного договора 13.09.2006 предприниматель произвела оплату продукции в отделение ОАО "БелПСБ" в городе Пинске в размере 12300 долларов США и 6649 российских рублей.
Таким образом, в рассматриваемом случае валюта платежа и форма расчетов выбрана участниками внешнеэкономической сделки в соответствии с Соглашением от 20.02.97. Расчеты между физическим лицом-резидентом Российской Федерации и юридическим лицом Республики Беларусь осуществлены через уполномоченный банк Республики Беларусь на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь. Следовательно, исходя из Соглашения от 20.02.97, регулирование таких расчетов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
С учетом изложенного суд обоснованно признал вывод административного органа о совершении предпринимателем запрещенной валютной операции не соответствующим Соглашению от 20.02.97.
Неправомерным является также вывод административного органа о необходимости оформления заявителем паспорта сделки, так как в данном случае валютная операция осуществлена через уполномоченный банк Республики Беларусь на внутреннем валютном рынке этого государства.
Поскольку произведенные расчеты между предпринимателем и хозяйствующим субъектом Республики Беларусь отвечают требованиям Соглашения от 20.02.97, то у административного органа отсутствовали основания для применения положений Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Следовательно, в действиях предпринимателя отсутствует состав вмененного ему правонарушения.
При таких обстоятельствах при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятое судебное решение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.11.2006 по делу N А49-6515/2006-298оп/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...