- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Обращение в Конституционный Суд с требованием о признании
не соответствующим Конституции Российской Федерации федерального закона
Вопрос:
Может ли обратиться в Конституционный Суд РФ организация (юридическое лицо) с требованием о признании не соответствующим Конституции РФ федерального закона? В каком порядке осуществляется такое обращение?
г.Санкт-Петербург
Ответ:
Конституция РФ и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" (далее - ФКЗ) регулируют процедуру обращения в КС РФ, а также рассмотрения этих предложений. Все категории лиц, наделенных правом на обращение, можно разделить на две категории:
- уполномоченные на обращение с требованием о признании не соответствующим Конституции РФ любого закона, независимо от сферы его применения;
- уполномоченные на обращение в строго предписанных законом случаях.
В соответствии со ст.125 Конституции РФ, а также ст.3 ФКЗ КС РФ рассматривает определенные категории дел, а п.4 ст.125 Конституции РФ и п.3 ст.3 ФКЗ предусматривают, что КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Эта формулировка вызывает вопросы, и основными являются следующие: могут ли обращаться по данному основанию в КС РФ юридические лица и что следует понимать под "конкретным делом"?
Ответ на первый вопрос был дан самим КС РФ в постановлении от 24.10.96 по делу о проверке конституционности ч.1 ст.2 ФЗ от 07.03.96 "О внесении изменений в Закон РФ "Об акцизах". В частности, КС РФ отметил следующее (см. п.2): "... граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). В данном случае акционерное общество, товарищества и общество с ограниченной ответственностью, обратившиеся в КС РФ, по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, ч.1 Конституции РФ) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35, ч.2 Конституции РФ) ". Важно напомнить: постановлением от 12.10.98 N 24-П КС РФ признал, что в КС РФ могут обращаться и государственные предприятия. Из сказанного выше следует, что в КС РФ могут обращаться и юридические лица.
Относительно же понятия "конкретное дело" в практике КС РФ не сформировалось подхода, который бы позволил определить данный термин. Анализ постановлений, вынесенных по результатам рассмотрения обращений граждан, свидетельствует: во всех случаях речь шла о том, что с требованием о проверке конституционности какого-либо закона обращались граждане (или юридические лица), по отношению к которым соответствующий закон был применен в конкретном судебном деле. Ни Конституция РФ, ни ФКЗ не содержат формулировки "конкретное судебное дело". Кроме того, надо учитывать и то, что речь идет о "подлежащем применению" законе, то есть о таком, который еще не был применен.
Поскольку специальных ограничений в законе не установлено, термин "дело" следует толковать расширительно, понимая под ним, например, дело налогоплательщика в налоговой инспекции. Для обращения в КС РФ у лица, которое будет выступать с таким обращением, должны быть какие-либо доказательства того, что его права были нарушены применением того или иного нормативного акта (например, решение налогового или иного органа о наложении санкций).
Что же касается собственно процессуального порядка обращения в КС РФ, поскольку обращение носит наименование "жалоба", то оно должно содержать определенные реквизиты:
- КС РФ как орган, в который направляется обращение;
- наименование заявителя, адрес и иные данные о заявителе, в случае участия в деле представителя заявителя - данные о представителе и его полномочия (кроме случаев исполнения функций представительства по должности). Представителем может быть адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности, каждая из сторон может иметь не более 3 представителей (ч.2 ст.53 ФКЗ);
- наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке;
- нормы Конституции РФ и ФКЗ, дающие право на обращение в КС РФ (ст.125 Конституции РФ, ст.3 ФКЗ и первая статья соответствующей главы ФКЗ - производство по определенной категории дел);
- точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;
- позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;
- требование, обращенное в связи с жалобой к КС РФ (см. ст.37 ФКЗ).
Кроме того, обращение должно быть оплачено государственной пошлиной (по жалобе юридического лица - 15 МРОТ, физического лица - 1 МРОТ). КС РФ может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты госпошлины или уменьшить ее размер (ст.39 ФКЗ).
Оксана Струнская,
эксперт "ЭЖ-ЮРИСТ",
"Экономика и жизнь - ЮРИСТ", N 11, март 2002 года
29 марта 2002 года N Э916