- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Налоговые споры вокруг визитной карточки
Вопрос:
Следует ли включать расходы по изготовлению визитных карточек для сотрудников в себестоимость продукции?
Ответ:
Своего рода визитной карточной сложности, недостаточной ясности и неполной определенности, характерных для российской налоговой системы, являются налоговые споры, до сих пор ведущиеся по поводу правомерности включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по изготовлению визитных карточек для сотрудников организации.
Нередко руководители и главные бухгалтеры организаций полагают, что указанные расходы можно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) ввиду очевидной их связи с производством. Такой же позиции придерживаются и отдельные специалисты по налоговому консультированию, чье мнение по этому вопросу можно встретить в печатных СМИ, а также в правовых базах данных и в Интернете.
Редко, но разделяют это мнение и сотрудники органов, формирующих налоговую политику в стране. Например, Департамент налоговой политики Минфина РФ на вопрос "Вправе ли организация включать в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты по изготовлению визитных карточек для работников своего аппарата управления?" ответил (письмо от 10.11.99 N 04-02-05/6), что "расходы по изготовлению визитных карточек для работников аппарата управления, которые по своим должностным обязанностям для осуществления производственной деятельности должны поддерживать контакты с другими организациями, по нашему мнению, могут включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываться при формировании налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль".
Такая позиция объясняется тем, что сегодня визитки стали неотъемлемой принадлежностью деловой культуры менеджеров всех уровней, торговых представителей и других сотрудников, характер работы которых требует общения с представителями других организаций. Трудно себе представить первую деловую встречу представителей разных организаций, которая не началась бы с обмена визитками. Также очевидно, что, если бы не производственная необходимость, вряд ли визитки (особенно с логотипами фирм) получили столь широкое распространение.
Однако, несмотря на все вышеизложенное, на практике следует учитывать, что работники налоговых органов, как правило, возражают против включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по изготовлению визитных карточек. На этой позиции налоговые органы стоят уже давно - с 1992 года, на что автор этой статьи обращал внимание читателей в своей книге "Расходы юридических лиц, нормируемые для целей налогообложения" (СПб, 1998). В последние годы указанная позиция налоговых органов выражена в письмах Госналогслужбы РФ от 16.09.97 N 02-4-07/8, Управления МНС РФ по г.Москве от 26.11.99 N 03-12/16373, от 03.12.99 N 03-08/17695, от 24.01.2000 N 06-08/4110 и др.
Все судебные споры по поводу включения указанных расходов в себестоимость закончились выигрышем налоговых органов (хотя не всегда в первой инстанции). Однако конца этим спорам пока не предвидится. Только в этом году соответствующие постановления в пользу налоговых органов вынесли Федеральный арбитражный суд Московского округа (от 16.01.2001 по делу N КА-А40/6222-00), Федеральный арбитражный суд Уральского округа (от 14.02.2001 по делу N Ф09-183/2001АК), Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа (от 01.02.2001 по делу N А63-1678/2000-С4).
При этом, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем постановлении отметил, что "ссылка истца на письмо Минфина РФ N 04-02-05/6 от 10.11.99 является неправомерной, т.к. указанное письмо не является официальным разъяснением по спорному вопросу, а частным мнением зам. руководителя Департамента налоговой политики, оно не было опубликовано и не зарегистрировано в Минюсте РФ".
Во всех случаях суды кассационной инстанции, так же как и налоговые органы, аргументировали свою позицию нормами Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с изм. и доп.). Однако содержащаяся в постановлениях судов аргументация не представляется очевидно бесспорной хотя бы потому, что, например, по двум из вышеуказанных дел суды первой инстанции (Арбитражный суд г.Москвы и Арбитражный суд Пермской области) вынесли решения в пользу налогоплательщиков и лишь кассационные инстанции стали на сторону налоговых органов (то есть ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд). Вместе с тем автору не известно ни одного судебного спора по этому вопросу, который закончился полной победой налогоплательщика.
Поэтому, руководствуясь сложившейся судебной практикой, следует рекомендовать бухгалтерам организаций не включать расходы по изготовлению визитных карточек для сотрудников в себестоимость продукции (работ, услуг).
Е.Ф.Мосин,
доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
E-mail: [email protected]
31 января 2002 года N Ю1802