почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
11
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 14 ноября 2001 года N 24-3-03/206-АД496


О валютном контроле налогоплательщиков-резидентов России

    
    
    В ответ на ваш запрос Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
    
    Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    
    Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
    
    В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
    
    Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783, установлено, что МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим валютный контроль в установленном порядке, обеспечивает в пределах своей компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений.
    
    МНС России осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно через свои территориальные органы, имеет право осуществлять в пределах своей компетенции права органов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
    
    Таким образом, налоговые органы в ходе проведения налоговых проверок обязаны осуществлять контроль за совершением валютных операций резидентами, не являющимися кредитными организациями. При этом контролируется соответствие валютных операций требованиям статей 2-8 Закона Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Фиксирование выявленных в ходе выездной налоговой проверки фактов нарушения валютного законодательства осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
    
    Право привлечения резидентов к ответственности за нарушения валютного законодательства прямо установлено для налоговых органов только Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимании экспортных пошлин". В то же время отсутствие подзаконного акта, определяющего компетенцию и порядок осуществления налоговыми органами валютного контроля, не является основанием для неисполнения МНС России возложенных на него в соответствии с Законом функций органа валютного контроля, включая привлечение к ответственности за нарушения валютного законодательства. Данный вывод может быть сделан, исходя из позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.97 N 5898/96, в соответствии с которым отсутствие порядка привлечения экспортера к ответственности по пункту 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" не лишает органы валютного контроля права применять такую ответственность.
    

    Вместе с тем, если в ходе налоговой проверки выявлено нарушение, привлечение к ответственности за которое в соответствии с актами валютного законодательства относится к исключительной компетенции другого органа валютного контроля, налоговый орган в течение 10 дней со дня выявления такого нарушения направляет материалы в уполномоченный орган валютного контроля. Так, пунктом 2.3 Инструкции Банка России и ГТК России от 13.10.99 N 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" установлено, что при неполучении (несвоевременном получении) резидентом выручки по контракту решение о привлечении экспортера к ответственности либо об освобождении его от ответственности принимается таможенными органами в установленном порядке. По выявленным фактам таких нарушений материалы направляются в соответствующий таможенный орган.
    
    Пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что взыскание санкций, предусмотренных статьей 14 данного Закона, производится по решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению, вынесенному на основании представления агентов валютного контроля, с физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц применительно к порядку, установленному Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
    
    В соответствии со статьей 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
    
    Статьей 282 КоАП РСФСР установлено, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
    
    Кроме того, юридическому лицу - плательщику штрафа за нарушение валютного законодательства представляется срок (10 дней), в течение которого он вправе обжаловать в вышестоящий орган и (или) в суд решения органа валютного контроля о взыскании штрафа (ст.268 КоАП РСФСР). Если это решение в указанный срок не обжалуется, оно приводится в исполнение без применения судебной процедуры (см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2000 N 4-О).
    
    Также сообщаем, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принимались нормативно-правовые акты в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 72-ФЗ.
    

    В то же время, за текущий год Центральным банком Российской Федерации принят ряд мер, направленных на либерализацию валютного законодательства.
    
    Так, существенно упрощен порядок проведения юридическими лицами-резидентами операций, связанных с прямыми инвестициями в страны СНГ (Положение ЦБ РФ от 05.07.2001 N 142-П "О порядке проведения юридическими лицами-резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств"). Установлен единый порядок открытия и ведения физическими лицами-резидентами счетов в банках, находящихся в странах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и/или Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ) с обязательным уведомлением об этом налоговых органов (Инструкция ЦБ РФ от 29.08.2001 N 100-И "О счетах физических лиц-резидентов в банках за пределами Российской Федерации"). С 01.10.2001 действует Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.09.2001 N 1030-У "О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами-резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России", устанавливающее уведомительный порядок для операций, связанных с получением юридическими лицами-резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и исполнением обязательств по возврату указанных кредитов (займов).
    
    

Заместитель министра Российской Федерации
по налогам и сборам
С.Н.Шульгин

              

Текст документа сверен по:
"Налоги", N 11-12, июнь, 2002 год

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование