почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
31
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

    
    

 Вопрос:

    
    Я и моя взрослая дочь 18 лет проживаем в однокомнатной муниципальной квартире общей площадью 29,6 кв.м. Квартира с совмещенным санузлом, жилая площадь составляет 17,6 кв.м. В жилищном отделе, куда мы обратились с просьбой о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с нас требуют дополнительную справку из БТИ, в которой должно быть указано наличие балкона, площадь которого (как утверждают работники жилищного отдела) включается в общую площадь квартиры. Правильно ли это? Неужели площадь балкона учитывается при постановке на учет по улучшению жилищных условий?
    
    Еще один вопрос. Моя дочь учится в государственном учебном заведении, а жилотдел, помимо уже предоставленной справки с места ее учебы (с указанием окончания срока обучения), требует еще справку о ее доходах. Законно ли это? Есть ли у нас шансы встать на муниципальную очередь для улучшения жилищных условий? Куда можно обратиться в случае неправомерного отказа жилотдела?


Подшивалов Е.П., г.Москва



 Ответ:

    
    Включение в общую площадь жилого помещения балконов и лоджий прямо предусмотрено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства земельных отношений РФ от 4 августа 1998 года N 37. Согласно этой Инструкции общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами:
    
    для лоджий - 0,5;
    
    для веранд и холодных кладовых - 1,0.
    
    Отметим, что приведенные коэффициенты могут быть применены и к определению общей площади жилья индивидуального дома.
    
    Согласно приложению к постановлению Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "Положение о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве" граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет, в соответствии с Положением. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями или денежными средствами на их приобретение в собственность, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.
    
    Согласно п.4 Положения в зависимости от дохода, приходящегося на каждого члена семьи в течение года, включая детей, нетрудоспособных членов семьи и иждивенцев, жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального или коммерческого найма. В соответствии с п.5 Положения граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма и договору безвозмездного пользования в пределах нормы предоставления жилого помещения (далее - норма предоставления). Норма предоставления составляет 18 кв.м общей площади на одного человека.
    
    Согласно п.13.1 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в Москве и занимают жилые помещения размером менее установленной нормы на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет (далее - норма постановки на учет). Нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 10 кв.м общей площади для отдельных квартир и 15 кв.м общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа.
    
    Согласно п.18 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в жилищные органы по месту жительства. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами городской администрации. Граждане и члены их семей предоставляют сведения о жилых помещениях, а также о гражданско-правовых сделках, совершенных с жилыми помещениями за 5 лет, предшествующих постановке на учет. Сопоставление приведенных норм приводит к неутешительным для вас выводам: на вас и дочь приходится по 14,8 кв.м общей площади (даже без учета балкона) при норме постановки на учет 10 кв.м. В силу этого вы не можете встать на муниципальную очередь по улучшению жилищных условий.
    

    Заметим, что до 2001 года порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулировался постановлением Московской городской Думы от 24 декабря 1997 года N 95 (которое было отменено постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12). Согласно подп."б" п.12 старого постановления нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащими постановке на учет признавались граждане, "проживающие в смежных, неизолированных комнатах, а также в однокомнатных квартирах по две и более семьи, в том числе семьи, которые состоят из родителей и постоянно поживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, при условии, что на каждого проживающего приходится менее 15 кв.м общей площади".
    
    Таким образом, в период действия постановления от 24 декабря 1997 года N 12 (несмотря на то, что общая площадь вашей квартиры составляет 29,6 кв.м) вы с дочерью не имели права стать на учет на улучшение жилищных условий, поскольку дочь была несовершеннолетней. С 31 января 2001 года действует постановление Московской городской Думы, в котором порядок постановки на учет несколько изменен (в частности, уже исключена возможность постановки на учет и предоставления раздельного жилья родителям и совместно проживающим с ними совершеннолетним детям). В ст.29 ЖК РСФСР (с последними изменениями от 25 июля 2002 года) совместное проживание в однокомнатной квартире разнополых лиц, к сожалению, не указано в качестве основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
    
    Правда, согласно ст.41 ЖК РСФСР и п.45 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет (это ограничение не применяется только по отношению к супругам). Однако эти нормы учитываются при предоставлении жилого помещения, но не при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    За разъяснениями и справками можно обращаться в Департамент государственного и муниципального имущества г.Москвы (г.Москва, ул.Каретный Ряд, д.2/1), Департамент муниципального жилья и жилищной политики (г.Москва, Газетный пер., д.1/13), Государственную жилищную инспекцию Москвы (г.Москва, проспект Мира, д.19).


    Что касается требования жилищного отдела предоставить справку о доходах вашей дочери, то оно незаконно.



Людмила Грудцына,
    адвокат Межтерриториальной коллегии
    "Гильдия российских адвокатов"
"Адвокат", N 7, 2003 год

31 июля 2003 года N Э3145

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование