- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
На оплату труда членов сельхозкооператива
не должен начисляться ЕСН
Вопрос:
Государственное учреждение - региональный Фонд социального страхования (далее - ГУ - РО ФСС РФ) отказало в выделении средств сельхозкооперативу (далее - СПК) на цели социального страхования, которые СПК запросил в соответствии со ст.78 и абзацем 6 п.3 ст.243 НК РФ у Фонда социального страхования в сумме превышения расходов СПК на цели социального страхования над суммами взносов ЕСН в Фонд социального страхования у СПК по итогам 9 месяцев текущего года.
Свой отказ ГУ - РО ФСС РФ мотивировало тем, что согласно абзацам 3, 4, 8 и 13 ст.1, п.1 ст.3 Закона N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" труд членов сельхозкооператива в СПК является личным трудовым участием члена, которое не является работой п найму, а, следовательно, не может быть оформлено трудовым договором. Цитируем текст ГУ - РО ФСС РФ: "Законодательство о сельхозкооперации предполагает только личное трудовое участие члена кооператива, а не найм его на работу".
Далее ГУ - РО ФСС РФ считает, что согласно абзацу 4 ст.6 Закона N 165-ФЗ "Об обязательном социальном страховании" застрахованными лицами признаются только граждане, работающие по трудовым договорам, и делает на основании всего вышеизложенного общий вывод, что на оплату труда членов сельхозкооператива не должен начисляться ЕСН согласно п.1 ст.236 НК РФ, а также они не подлежат государственному социальному страхованию в части страховых выплат по Фонду социального страхования и, следовательно, - цитируем: "не имеют право на получение пособий по государственному социальному страхованию за счет средств Фонда социального страхования".
Правильна ли позиция ГУ - РО ФСС РФ? Просим при этом учесть, что фактически все СПК имеют коллективные трудовые договора с членами СПК, а их работа оформляется индивидуальными трудовыми договорами и приказами.
г.Ульяновск
Ответ:
Позиция регионального Фонда неправомерна, ущемляет права работников сельхозкооператива и может быть оспорена Вами в суде или в вышестоящей инстанции.
В преамбуле Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с изменениями от 11 июня 2003 года) указано, что отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 указанного Закона производственный кооператив является коммерческой организацией, следовательно, как любая коммерческая организация сельхозкооператив обязан платить установленные законодательством РФ налоги и сборы.
Главой 24 Налогового кодекса установлен единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками единого социального налога в соответствии со статьей 235 НК признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Особенности исчисления налоговой базы по ЕСН установлены, например, для членов крестьянского (фермерского) хозяйства. В целях главы 24 НК РФ члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Однако никаких исключений для работников сельскохозяйственных кооперативов данная глава НК РФ не устанавливает.
Таким образом, оплата труда членов сельскохозяйственного кооператива для целей исчисления ЕСН ничем не отличается от оплаты труда любой коммерческой организации. Все правила определения ЕСН в равной степени относятся как к работникам кооператива, так и к работникам иного хозяйственного общества.
Трудовым кодексом также не предусмотрено ущемление прав работника при приеме его в организацию любой формы собственности.
Согласно статье 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
В вашем кооперативе заключены трудовые договоры с работниками, позволяющие установить как трудовые функции каждого работника, так и размер заработной платы, которая, в свою очередь, является базой для начисления единого социального налога.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 31 декабря 2002 года), обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 указанного Закона установлено, что застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Полагая, что отношения по социальному страхованию распространяются только на граждан, работающих по трудовым договорам, ГУ - РО ФСС РФ неправомерно сужает круг лиц, в отношении которых действует данный Закон.
Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" устанавливает порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей.
В частности, данным Законом установлено, что гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:
средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом;
средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом.
Выплата иных видов пособий по обязательному социальному страхованию работникам, указанным выше, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, даже если ваш кооператив является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, то и в этом случае ваши работники обеспечиваются всеми видами пособий в общем порядке.
В заключение отметим, что если ваш региональный фонд социального страхования не считает ваш кооператив плательщиком ЕСН по тем причинам, которые вы изложили в своем вопросе, в таком случае вам тем более обязаны вернуть деньги, которые вы уплатили в составе ЕСН Фонду социального страхования.
М.Н.Чуприна,
генеральный директор
ООО "РосЭксперт-Аудит"
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел.: (812)320-92-90
15 декабря 2003 года N А2597