- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Налог на прибыль: плата за регистрацию прав на недвижимое имущество
Вопрос:
Следует ли включать в объект налогообложения (налоговую базу) по налогу на прибыль организаций бюджетными организациями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество плату за регистрацию прав на недвижимое имущество и предоставление информации, получаемую на основании постановления Правительства РФ от 26 февраля 1998 года N 248 и решений органов исполнительной власти субъектов РФ, используемую исключительно для осуществления государственных функций (при условии зачисления платы на расчетный счет, открытый в кредитной организации)?
г.Калуга
Ответ:
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1998 года N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" установлены максимальные размеры ставок за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах.
До введения в действие Налогового кодекса для урегулирования вопроса о налогообложении получаемой учреждениями юстиции платы налоговое ведомство выпустило письмо МНС РФ от 3 октября 2000 года N ВГ-6-02/772 "О налогообложении прибыли учреждений юстиции при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до введения в действие части II Налогового кодекса Российской Федерации".
В указанном письме МНС содержались следующие положения, не утратившие своей актуальности и после введения главы 25 Налогового кодекса.
Деятельность учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является деятельностью по реализации задач, возложенных на учреждения юстиции законом, в сфере государственного управления и не является предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах является одним из источников финансирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом средства, получаемые в виде платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах, могут использоваться исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав.
По указанным средствам для учреждений юстиции составляется смета доходов и расходов. При этом денежные средства по указанной смете не подлежат обложению налогом на прибыль при условии расходования их по целевому назначению. Перечень расходов, связанных с созданием, поддержанием и развитием системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также обеспечением государственных гарантий зарегистрированных прав, утверждается Минюстом России.
Внереализационные доходы данных учреждений юстиции подлежат обложению налогом на прибыль в соответствии с действующим законодательством.
Централизуемая доля в размере, не превышающем 5 процентов от взимаемой платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, направляемая в федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является средствами строго целевого назначения и не подлежит обложению налогом на прибыль. По этим средствам должна составляться смета расходов в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.98 N 1013 "Об утверждении Временного положения о порядке перечисления и использования централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах".
Письмом МНС РФ от 6 июня 2002 года N ВГ-6-02/800 указанное выше письмо признано утратившим силу.
Между тем после вступления в силу главы 25 НК РФ характеристика получаемых учреждениями юстиции доходов не изменилась.
Обратимся к арбитражной практике по спорам о доходах учреждений юстиции.
Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 марта 2003 года N Ф04/1026-134/А03-2003 рассматривался вопрос об отнесении платы за регистрацию к денежным средствам, связанным с оказанием платных услуг.
Как следует из материалов дела, письмом Управления МНС краевому учреждению юстиции "Алтайский краевой центр регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказано в предоставлении льготы по налогу с продаж в связи с отсутствием у налогового органа таких полномочий и указано на то, что денежные средства от платы за регистрацию права подлежат обложению налогом с продаж как денежные средства, связанные с оказанием платных услуг.
Пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
На основании изложенного первая и вторая судебные инстанции сделали вывод о том, что действующее законодательство не содержит ограничений, связанных с невозможностью оказания услуг государственными органами. В связи с чем, обладая статусом государственного органа, учреждение юстиции вправе оказывать услуги, взимать за них установленную законодательством плату, подлежащую обложению налогом с продаж.
Поскольку плата за регистрацию не включена в систему налогов и сборов, предусмотренных статьями 19, 20, 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", первые судебные инстанции пришли к выводу, что плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах является платой за услуги.
Между тем, как указано в постановлении ФАС, суд первой и апелляционной инстанций не дал правовой оценки доводам прокурора Алтайского края и учреждения юстиции о том, что ни одна из формулировок Закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не позволяет утверждать, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как деятельность уполномоченного государственного органа является услугой, оказываемой этим органом.
Согласно статье 2 упомянутого Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Статьей 11 этого же Закона предусмотрено строго целевое использование средств, получаемых в виде платы за государственную регистрацию и предоставление информации. Размер платы определяется не учреждением юстиции, а органами субъекта Российской Федерации с учетом максимального размера, определяемого постановлением Правительства Российской Федерации.
Также судебными инстанциями не приняты во внимание доводы прокурора и учреждения юстиции о том, что учреждение юстиции вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную законом. Указанный довод подтверждается частями 4, 5 статьи 9 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которыми установлено, что учреждение юстиции является государственным органом и осуществляет только деятельность, предусмотренную настоящим Законом.
Кроме того, Положение об учреждении юстиции, утвержденное постановлением администрации Алтайского края, не предусматривает право учреждения юстиции осуществлять иную деятельность и оказывать какие-либо платные услуги.
Судебные инстанции не приняли во внимание, что согласно абзацу 2 части 3 статьи 11 Закона о регистрации централизуемая доля средств, полученных за государственную регистрацию и предоставление информации, устанавливается Правительством Российской Федерации и направляется на содержание учреждений юстиции, следовательно, является формой финансирования и материально-технического обеспечения государственного органа исполнительной власти, применяемой наряду с бюджетным финансированием.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция постановила, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда имеющимся в деле доказательствам, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Учитывая изложенную выше позицию, напомним, что согласно пункту 14 статьи 250 Налогового кодекса в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Таким образом, при наличии целевого использования получаемых средств, на наш взгляд, можно не включать в налоговую базу по налогу на прибыль бюджетными организациями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество плату за регистрацию прав на недвижимое имущество и предоставление информации.
М.Н.Чуприна,
генеральный директор
ООО "РосЭксперт-Аудит"
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел.: (812)320-92-90
20 января 2004 года N А2669