- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Об изменениях в налоговом законодательстве в 2005 году для водопользователей
Вопрос:
Какие изменения в налоговом законодательстве ожидают водопользователей в 2005 году?
Ответ:
Вступление в силу с 1 января 2005 года новой главы 25.2 Налогового кодекса (далее - Кодекс) Российской Федерации "Водный налог" отменяет нормы Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
В соответствии со статьей 333.8 Кодекса в категорию плательщиков водного налога включены организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 86 Водного кодекса Российской Федерации к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
Порядок лицензирования специального водопользования установлен постановлением Правительства РФ от 03.04.97 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии".
Этим постановлением, в частности, предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта России.
Согласно статье 27 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. При этом для собственных нужд гражданин вправе свободно использовать водные объекты. При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо получение лицензии на водопользование. И в этом случае он является налогоплательщиком водного налога.
Таким образом, физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, и, соответственно, не имеющие специальных лицензий, не являются налогоплательщиками водного налога.
Обращаем внимание, что в целях определения объемов забора воды налоговыми органами могут быть затребованы от налогоплательщика дополнительные документы, необходимые для проверки расчетов суммы водного налога. Такие полномочия предоставлены налоговым органам статьями 31 и 88 Кодекса.
В случае отсутствия у налогоплательщика ведения учета объема забранной воды объемы рассчитываются исходя из учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии либо другими косвенными методами.
В отличие от ныне действующего законодательства в объект налогообложения не входит сброс сточных вод в водные объекты и использование акватории водных объектов в целях товарного рыборазведения (статья 333.9 Кодекса). Также не признаются объектами налогообложения забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан; для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан; забор воды из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.
Другие виды водопользования подлежат налогообложению на общих основаниях, в связи с чем необходимо ведение раздельного учета объектов налогообложения.
Принятая глава не предусматривает возможности предоставлять льготы законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, новой главой Кодекса установлены фиксированные ставки водного налога (а не интервал ставок, как было ранее). Что касается забора воды для водоснабжения населения, то на всей территории Российской Федерации устанавливается единая пониженная ставка - 70 руб. за 1 тыс. кубических метров.
Наличие или отсутствие лицензии не влияет на размер уплачиваемого налога, а данные лицензии на водопользование используются только для определения площади предоставленного водного пространства. Наряду с лицензией для определения размера налоговой базы могут использоваться данные договора на водопользование, а также материалы соответствующей технической и проектной документации.
Таким образом, увеличенные в пять раз ставки буду применяться только в случае осуществления водопользования сверх установленных лимитов.
Налоговым периодом для всех категорий плательщиков будет являться квартал, а не месяц, как было ранее.
Администрирование водного налога будет осуществляться по местонахождению объекта налогообложения.
Л.Ф.Канарева,
начальник отдела ресурсных,
имущественных и прочих налогов
УФНС России по Краснодарскому краю
Источник: официальный сайт http://www.r23.nalog.ru
17 января 2005 года N МВ3274