- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 июля 2005 года N 04-2-02/269
О порядке удержания налога на доходы физических лиц
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу удержания налога на доходы физических лиц представительством иностранной организации и сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
При этом специального определения постоянного представительства для целей главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не предусмотрено. Упоминания об этом термине имеются в главах 25 "Налог на прибыль организаций" и 30 "Налог на имущество организаций", однако предметной связи с налогообложением доходов физических лиц от работы по найму здесь нет. Аналогичная ситуация складывается и в отношении понятия "постоянного представительства", предусмотренного в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключаемых Российской Федерацией с другими странами. В этих соглашениях указанный термин применяется исключительно для целей налогообложения прибыли и движимого имущества иностранных организаций.
Однако, формально, в соответствии положениями пункта 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины различных иных (неналоговых) отраслей законодательства, применяются в том значении, какое им придается Кодексом, т.е. в данном случае можно руководствоваться определением постоянного представительства, данным в пункте 2 статьи 306 Кодекса и указывающим на связь с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации.
До вступления в силу положений главы 25 Кодекса было принято исходить из общего лексического значения тех или иных терминов и понятий. Постоянное представительство иностранного юридического лица рассматривалось как функционирующее в течение относительно длительного периода времени его структурное подразделение, занимающееся коммерческой деятельностью и осуществляющее представительские, маркетинговые, рекламные функции, а также сбор информации.
Исходя из полученной нами информации, деятельность представительства иностранной организации в России осуществляется на долгосрочной основе. Таким образом, оно могло исполнять функции налогового агента и в соответствии с п.1 ст.226 Кодекса исчислять и удерживать у налогоплательщика сумму налога на доходы физических лиц, полученные от иностранной организации за работу, выполненную в Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями статьи 24 Кодекса налоговый агент обязан также своевременно перечислять налог в бюджет, вести учет выплаченных доходов и перечисленных персонально по каждому работнику, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога.
При этом следует иметь в виду, что суммы налога, удерживаемые Московским представительством с сотрудников корпунктов, находящихся в других субъектах Российской Федерации, должны были уплачиваться в бюджеты этих субъектов и (или) их муниципальных образований.
Поэтому при соблюдении Московским представительством иностранной организации всех вышеуказанных требований к нему не могут предъявляться претензии со стороны налоговых органов за выполнение функций налогового агента, хотя деятельность головной организации и не носит предпринимательский характер.
По общему правилу, физические лица, работающие в России на иностранную организацию, деятельность которой не приводит к образованию постоянного представительства с точки зрения международных налоговых соглашений и положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, должны исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Кодекса, т.е. путем подачи налоговых деклараций.
Заместитель руководителя
И.Ф.Голиков
Текст документа сверен по:
рассылка