- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Правовое положение иностранных инвестиций в России
В последнее время увеличилась активность иностранных инвесторов в России. Но для интенсивного привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику требуется более совершенное законодательство. Современным правовым проблемам регулирования иностранных инвестиций в нашей стране посвящена статья ведущего специалиста департамента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации юриста 1 класса С.А. Чекунова.
Сложившееся в последнее время мнение о будущем российского инвестиционного рынка после финансового кризиса достаточно категорично. Кризис показал, что стабилизация в России была мнимой - реальный сектор экономики не работал, а между тем устойчивость финансового рынка любого государства определяется его производственным потенциалом. Выход экономики из кризиса требует реализации широкой инвестиционной программы, в том числе с привлечением иностранного капитала, ибо будущее нашей страны во многом зависит от того, как скоро и в каком объеме придут к нам инвестиции из-за рубежа.
При всем многообразии оценок и мнений о путях дальнейшего развития российской экономики вопрос о полезности иностранных инвестиций вряд ли вызывает сомнения. Инвестиции напрямую связаны с созданием рабочих мест в условиях перехода к рыночным отношениям. Для привлечения иностранных инвестиций в Россию у нас должны быть созданы более благоприятные условия, чем в других странах. Наше государство обладает богатейшими природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, чрезвычайно емким внутренним потребительским рынком. Задача лишь в том, чтобы преодолеть все еще сохраняющуюся экономическую и политическую нестабильность в стране, создать устойчивое, неменяющееся законодательство, поскольку инвестиционное законодательство призвано закрепить как стабильность условий инвестиционной деятельности, так и необходимые льготы и преимущества. Создание надлежащей правовой базы будет способствовать не только преодолению политической и экономической нестабильности, но и обеспечению решения немаловажной задачи по привлечению и использованию иностранных инвестиций, прежде всего в производственной сфере.
Виды инвестиций
Слово "инвестиции" в переводе с английского языка (investments) означает "капиталовложения", и, следовательно, оба термина, употребляемых в российском законодательстве, равнозначны.
В Российской Федерации по используемой официальной методологии существуют следующие виды инвестиций:
иностранные инвестиции - это вложения иностранного капитала и капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории России с целью получения последующего дохода;
финансовые инвестиции - долгосрочные и краткосрочные капиталовложения предприятий в ценные бумаги других предприятий, в процентные облигации государственных и местных займов, в уставные фонды других предприятий на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставляемые другим предприятиям займы;
прямые инвестиции - капиталовложения, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими российскими предприятиями или контролирующими не менее 10% акций и акционерного капитала предприятия;
портфельные инвестиции - приобретение акций, векселей и иных ценных бумаг, составляющих менее 10% в общем акционерном капитале конкретных российских предприятий;
прочие инвестиции - не подпадающие под определение прямых и портфельных.
Говоря об иностранных инвестициях, необходимо прежде всего проводить различие между государственными и частными инвестициями.
Государственные инвестиции - это займы, кредиты, которые одно государство (или группа государств) предоставляет другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, регулируемых международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и "диагональные" отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому. Частные же инвестиции предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Однако инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами. Такая связь налицо при суброгации, когда инвестор передает свои права и требования государству.
В законодательных актах и международных договорах, как правило, дается примерный, а не исчерпывающий перечень видов (форм) иностранных инвестиций, поскольку понятие "инвестиции" охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны. В этот перечень входят:
недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности), соответствующие имущественные права, включая право залога;
денежные средства;
акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе в совместных;
право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность;
права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;
права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе промышленную) собственность, права на технологию, информацию и ноу-хау. При этом под интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания, а также "good will" (это понятие означает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей).
Деление на прямые и портфельные инвестиции зависит от степени контроля деятельности зарубежных компаний.
Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. По определению МВФ прямыми иностранные инвестиции признаются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Сообщества - 20-25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%.
Прямые инвестиции, цель которых состоит в минимизации издержек по сравнению с материнской компанией, подразделяются на две группы:
трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, т.е. тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки при этом играют незначительную роль, поскольку главное - это нахождение на рынке;
транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране.
Для прямых инвестиций характерно то, что при них инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка; они отличаются большей степенью риска, большей суммой, чем при портфельных инвестициях, и более высоким сроком капиталовложений. Такие инвестиции предпочтительны для стран - импортеров иностранного капитала.
Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями: организация новых предприятий и скупка или поглощение уже существующих компаний.
Портфельные инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Эти инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов). В ряде случаев международные корпорации, обладая портфельными инвестициями, реально контролируют иностранные предприятия в силу двух причин: из-за значительной распыленности акций среди инвесторов и из-за наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы (имеются в виду лицензионные и франчайзинговые соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание).
Повышение роли портфельных инвестиций в последнее время связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на внутреннюю природу инвестиционного кризиса в России, наша страна представляет значительный интерес для иностранных инвесторов. Их активность растет, ибо они убеждены в перспективности этого огромного рынка, где теоретически величина прибыли - одна из наиболее высоких в мире. Со времен нэпа словосочетание "иностранные инвестиции" в сознании многих стало показателем преобразования экономики и права.
Развитие правового регулирования иностранных инвестиций
Опыт нэпа. На протяжении всей истории развития законодательства об иностранных инвестициях одна из главных проблем заключалась в преодолении психологического барьера, поскольку трудно отбросить идеологические догмы о вредности использования иностранного капитала.
Не следует забывать, что еще на ХI съезде РКП (б) весной 1922 г. тезис Ленина провозглашал единство мирового хозяйства и международного рынка, из которого вытекала неизбежность сотрудничества с Западом*.
_________________
* Одиннадцатый съезд РКП (б): Стенографический отчет. - М., 1922. - С. 67.
В отдельные годы иностранные инвестиции в России составляли более половины всех новых капиталовложений в промышленность, а некоторые отрасли в значительной степени создавались иностранными фирмами. Так, с помощью иностранных инвестиций были построены железные дороги, в том числе гигантской протяженности Транссибирская магистраль, созданы металлургическая и техническая промышленность, электротехника. Знаменитая Кренгольмская мануфактура в Нарве была основана английской фирмой. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель не только построило керосиновый завод в Баку, но и проложило первый в России нефтепровод, создало флот нефтеналивных пароходов, а приобретя лицензию на право производства двигателей внутреннего сгорания Рудольфо Дизеля, создало дочернюю компанию "Русский дизель". И хотя Россия тогда не имела специального законодательства об иностранных инвестициях, но было принято, особенно в начале века, торговое, банковское, акционерное и иное законодательство, которое обеспечивало соответствующие условия для деятельности иностранного капитала.
Определенный опыт решения проблем развития с помощью привлечения в страну иностранных инвестиций был накоплен Советской Россией в 20-е годы в специфических условиях нэпа. В 1918 г. в первых правительственных документах, посвященных развитию отношений Советской России с капиталистическим миром, сформулированы правовые основы будущей концессионной политики, которыми заложены принципы, позднее вошедшие в Декрет об общих экономических и юридических условиях концессий 1920 г. В ноябре того же года Совет Народных Комиссаров принял Декрет об общих экономических и юридических условиях концессий (СУ РСФСР, 1920, N 91, ст. 481), в котором подчеркивалось намерение заключать концессионные договоры не вообще с кем-либо, а "с солидными, заслуживающими доверия, иностранными промышленными обществами и организациями".
Политика привлечения иностранного капитала в начале 20-х годов допускала наряду с концессиями создание смешанных обществ с участием иностранных компаний, и прежде всего торговых, а также продажу иностранных акций не только второстепенных по важности предприятий, но и акций транспортных, угольных, металлургических, нефтяных, ткацких предприятий при сохранении за государством "неоспоримого господства".
Таким образом, в то время была создана определенная организационно-правовая база для привлечения иностранного капитала.
Законодательство об иностранных инвестициях в период перестройки (1986-1991 гг.). Возможность допуска иностранных инвестиций в СССР началась в 1986 г. на основании решения Политбюро ЦК КПСС о возможности создания совместных предприятий. Это решение было связано с двумя постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. - N 991 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" и N 992 "О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами", которыми ознаменован переход к началу реформ в области внешнеэкономической деятельности.
Первые нормативные акты, способствующие привлечению в страну иностранных инвестиций, были приняты в 1987 г. Среди них в первую очередь надо назвать Указ Президиума Верховного Совета СССР "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления", изданный 13 января. Одновременно с ним Совмин СССР принял два постановления - N 48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ" и N 49 "О создании на территории СССР совместных предприятий с участием фирм капиталистических и развивающихся стран" (СП СССР, 1987, N 9, ст. 40), в которых сформулированы основные правила создания и деятельности СП на территории страны.
В октябре 1990 г. Президент СССР издал Указ "Об иностранных инвестициях в СССР" (Ведомости ВС СССР, 1990, N 44, ст. 944), а в декабре того же года Верховный Совет СССР принял Закон "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР" (Ведомости ВС СССР, 1990, N 51, ст. 1109).
Названные нормативные акты, если оценивать их с точки зрения политики государства в области иностранных инвестиций, породили достаточно противоречивую ситуацию. Они содержали слишком общие положения в отношении иностранных инвестиций. Эти акты, по существу, объявили открытыми для иностранных инвестиций любые отрасли экономики. Законодательство предоставляло предприятиям с иностранными инвестициями традиционные льготы в сфере налогообложения, однако искусственно установленный валютный курс побуждал к неоправданному завышению оценки инвестиций. Кроме того, отсутствовали конституционные гарантии иностранных инвестиций.
Последним значительным правовым актом в области иностранных инвестиций, принятым органами Союза ССР, был Указ Президента СССР от 17 августа 1991 года "Об обеспечении залогом обязательств, возникающих при осуществлении иностранных инвестиций в СССР".
Необходимо упомянуть и о международных договорах по этим вопросам. Советский Союз заключил и ратифицировал 14 двусторонних договоров о содействии и защите инвестиций (с Финляндией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, ФРГ, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией, КНР, Испанией, Швейцарией, Турцией, Республикой Корея).
Двусторонние международные соглашения. Следует отметить, что наряду с внутренним законодательством иностранные инвестиции регулируются в международной практике путем заключения международных договоров. Государства заключают в этой области как двусторонние, так и многосторонние договоры. В практике международных организаций отдельных стран (например, США) распространена разработка типовых - модельных соглашений, которые не только облегчают ведение переговоров с другими государствами, но и позволяют обеспечить единообразие их содержания. Специфика ситуации при переговорах с отдельными странами может быть учтена в ходе конкретных переговоров. По этому пути идет и Россия.
Российское Правительство постановлением от 11 июня 1992 года N 395 одобрило в качестве основы для переговоров Типовой проект соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В этом постановлении предусматривалось, что по результатам переговоров соответствующий комитет будет представлять Правительству предварительно согласованные проекты соглашений и предложения об их подписании от имени Правительства РФ. Смысл заключения двусторонних договоров заключается в следующем. Во-первых, благодаря такому договору каждое из заключивших его государств получает возможность обеспечить реализацию прав отечественных граждан в другой стране. Во-вторых, для иностранного инвестора из любой страны, который, несомненно, несет определенный риск, принципиально важно, чтобы принимающее инвестиции государство предоставляло надлежащую защиту и обеспечивало безопасность его капиталовложений в этой стране. Наличие таких гарантий не только во внутреннем законодательстве, но и в международном соглашении рассматривается как стремление принимающего государства обеспечить максимальную сохранность иностранной собственности и не принимать мер по ее принудительному изъятию. В-третьих, договорное регулирование дает определенную гарантию применения предусмотренного соглашением режима для инвестиций вне зависимости от того, какие изменения, в том числе законодательные, могут иметь место в стране - партнере по договору в будущем.
Все соглашения устанавливают порядок разрешения споров по толкованию и применению договоров между странами, заключившими такой договор. По предложению любой из сторон могут быть проведены консультации по этим вопросам. Споры должны разрешаться по возможности путем переговоров. Если соблюсти это условие не удается, то спор по требованию одной из сторон передается на рассмотрение третейского суда.
На сегодняшний день Россия заключила более трех десятков двусторонних соглашений. Они предусматривают взаимное применение (с определенными изъятиями) режима не менее благоприятного, чем предоставляется инвесторам третьих государств, а некоторые из них (например, с Великобританией, Италией, Канадой, Францией) предоставляют к тому же по мере возможности режим, действующий для собственных инвесторов (т. е. национальный режим). В соглашениях содержатся юридически выверенные определения понятий капиталовложений (инвестиций), инвесторов, доходов. В них детально оговариваются положения о защите и поощрении инвестиций, о переводе платежей в связи с инвестициями, о порядке разрешения инвестиционных споров, о суброгации (выкупе прав инвестора государством его происхождения в случае экспроприации имущества инвестора в принимающем государстве для решения вопроса о компенсации на межгосударственном уровне) и другие условия. Следует специально подчеркнуть целесообразность заключения двусторонних международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Их наличие, даже при незначительных совпадениях в их содержании с практикой применения внутреннего законодательства, позволяет снять у иностранных инвесторов опасения относительно произвольного применения принимающим государством своих внутренних предписаний в отношении иностранных инвестиций.
Помимо двусторонних соглашений инвестиционные отношения между субъектами могут регламентироваться посредством договоров. Договорное регулирование весьма важно при инвестициях в разработку природных ресурсов и естественных богатств. В области создания и деятельности совместных предприятий регулирование в нашей стране осуществляли по большей части сами партнеры путем заключения учредительных договоров. Но особую роль призваны сыграть соглашения, заключаемые с иностранным инвестором непосредственно государством. С российской стороны такие инвестиционные соглашения должны заключаться Минэкономразвития России.
Многосторонние соглашения. Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, определенное значение имеет участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски, которые они несут в связи с капиталовложениями в других странах.
Одним из таких соглашений является Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле 11 октября 1985 г. и вступившая в силу 12 апреля 1988 г. Благодаря ей система государственного и частного страхования дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. В функции созданного Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) входит заключение договоров страхования и перестрахования некоммерческих рисков, которым могут подвергаться инвестиции стран - участниц Сеульской конвенции. Россия подписала ее 15 сентября 1992 г. и ратифицировала постановлением Верховного Совета РФ от 22 ноября 1992 г. N 4186-1.
Широко применяется в настоящее время Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная в Вашингтоне 18 марта 1965 г. и вступившая в силу 14 октября 1966 г.* Она предусматривает создание Международного центра по урегулированию инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития. Россия подписала Вашингтонскую конвенцию 16 июня 1992 г., но пока не ратифицировала ее. Между тем присоединение к этой Конвенции открывает для нашей страны возможность обращаться в международный центр по рассмотрению таких споров.
__________________
* Текст Конвенции и комментарии к ней см.: Советский журнал международного права. - 1991. -N 2. - С. 210.
Кроме того, Россия стала членом Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. Присоединение к Генеральному соглашению о торговле и тарифах (ГАТТ) Всемирной торговой организации (ВТО), к договорам с Европейским сообществом (ЕС) и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также способствует сближению норм российского и международного права в сфере регулирования иностранных инвестиций.
Классификация российских правовых актов в сфере
регулирования инвестиционной деятельности
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любого государства, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений инвесторов как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования.
Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться:
1) по федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно:
акты Федерального Собрания;
акты Президента РФ;
акты Правительства РФ;
акты Банка России;
акты Российского фонда федерального имущества;
акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
2) по форме и юридической силе:
законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;
правовые акты главы государства (указы и распоряжения);
правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции);
правовые акты иных федеральных органов и учреждений;
3) по характеру правового регулирования (вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов):
административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;
4) по задачам и объему правового регулирования.
Эту группу составляют:
во-первых, так называемые базовые законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:
Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон "Об акционерных обществах", система отраслевых актов налогового законодательства, федеральные законы "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", Закон "О недрах", Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
указы Президента РФ, например "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации";
постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти;
во-вторых, предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего законы "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и "Об иностранных инвестициях в РСФСР", федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "О соглашениях о разделе продукции", а также отдельные указы Президента РФ (например, "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" и "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации"), отдельные постановления Правительства РФ (например, "Об утверждении Положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений" и "О порядке определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд") и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.
Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"
Названный Закон от 26 июня 1991 года N 1488-I (Ведомости ВС РСФСР, 1991, N 29, ст. 1005), заложив законодательную основу собственно инвестиционной деятельности, призван вместе с другими законами определять правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации.
Статья 1 определяет инвестиционную деятельность как вложение инвестиций (или инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций. В качестве инвестиций Законом рассматриваются денежные средства; целевые банковские вклады; паи, акции и другие ценные бумаги; технологии, машины и оборудование; лицензии, в том числе на товарные знаки; кредиты и займы; интеллектуальные ценности, а также любое другое имущество или имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации (ст.2).
Среди конкретных субъектов инвестиционной деятельности Законом названы инвесторы, заказчики, исполнители работ, поставщики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также банковские, страховые и посреднические организации и другие участники инвестиционного процесса.
Инвесторами признаются субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:
органы, уполномоченные управлять государственным муниципальным имуществом или имущественными правами;
граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;
иностранные физические и юридические лица;
государства и международные организации.
Инвесторы (в том числе иностранные) вправе выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов и покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. При этом Закон определяет, что заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую или иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (соглашением, контрактом) между ними. В тех случаях, когда заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором (соглашением, контрактом) между ними в соответствии с требованиями действующего российского законодательства.
Пользователи объектов инвестиционной деятельности - инвесторы (в том числе иностранные), а также любые другие российские и иностранные физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В тех случаях, когда пользователем объекта инвестиционной деятельности не является инвестор, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (соглашением, контрактом) или иным законным решением об инвестировании в порядке, устанавливаемом действующим законодательством. Названные субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников этой деятельности.
Под объектом инвестиционной деятельности понимаются в соответствии со ст.3 вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах российской экономики, ценные бумаги и целевые денежные вклады, научно-техническая продукция и другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Приведенный перечень объектов инвестиционной деятельности дополняет Указ Президента РФ от 26 июля 1995 года N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 31, ст. 3097), устанавливающий, что инвестиционная деятельность в Российской Федерации может осуществляться также путем приобретения физическими и юридическими лицами (инвесторами) инвестиционных паев паевых имущественных комплексов без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компании паевых инвестиционных фондов в целях обеспечения прироста имущества этих фондов.
Статьей 5 Закона провозглашены равные права всех инвесторов (в том числе иностранных) на осуществление инвестиционной деятельности в Российской Федерации. При этом не запрещенные законодательством формы вложения имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признаются неотъемлемым правом инвестора, охраняемым законом и гарантированным государством. Вместе с тем субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется российским законодательством, и выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.
Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности. Перечень таких работ, порядок выдачи лицензий и сертификатов устанавливаются Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Основным правовым документом, регулирующим партнерские, хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, признается договор (контракт) между ними.
Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств и любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих российскому законодательству, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.
Условия договоров (контрактов), заключенных между субъектами, сохраняют свою силу на весь срок их действия. В случаях, если после их подписания законодательством, действующим на территории России, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договоры (контракты) могут быть изменены. При этом незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. При отказе инвестора (отказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).
Определяя источники финансирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации, ст.8 Закона устанавливает, что на территории России инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:
собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан, юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);
заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
привлеченных финансовых средств инвесторов (средства, получаемые от продажи акций, паевые или иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
инвестиционных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов соответствующих внебюджетных фондов;
иностранных инвестиций.
Законом установлены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие России, обеспечивается федеральными органами государственной власти, представительными и исполнительными органами власти субъектов Федерации, а также местными органами власти в пределах их компетенции и осуществляется:
- в соответствии с государственными инвестиционными программами;
- прямым управлением государственными инвестициями;
- введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
- в соответствии с установленным законодательством, действующим на территории России, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
- контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации;
- антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства; экспертизой инвестиционных проектов.
В силу ст.14 государство выступает гарантом на территории Российской Федерации стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности. В связи с этим государственные органы и должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных рассматриваемым Законом. Если государственным органом принят акт, нарушающий законные права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, то причиненные в результате этого субъектам инвестиционной деятельности убытки, включая упущенную выгоду, должны возмещаться этим органом по решению суда или арбитражного суда.
Государство, кроме того, гарантирует в соответствии с законодательством, действующим на территории России, защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение сил дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основании законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с действующим законодательством инвестиции должны быть застрахованы. Отдельно отмечен Законом режим ответственности субъектов инвестиционной деятельности, а также основания прекращения или приостановления инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Так, при несоблюдении требований действующего российского законодательства и обязательств, предусмотренных в договорах (контрактах) между субъектами инвестиционной деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном указанными актами. В то же время государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых обязательств или возложенных на них на законных основаниях обязанностей по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности.
На основании ст.16 при реализации государственных заказов федеральные органы исполнительной власти несут взаимную имущественную ответственность с другими субъектами инвестиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, включая возмещение причиненного ущерба, в том числе упущенную выгоду.
Статьей 17 определены порядок и основания прекращения или приостановления инвестиционной деятельности со ссылкой на действующее российское законодательство. Если инвестиционная деятельность, в нарушение договора или соглашения, прекращается по инициативе инвесторов, то они возмещают другим участникам деятельности убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения своих обязательств по договорам (контрактам) с ними.
Уполномоченные государственные органы в установленном законодательством, действующим на территории Российской Федерации, порядке могут прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в следующих случаях: признания инвестора банкротом; стихийных и иных бедствий, катастроф; введения чрезвычайного положения, если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства. Порядок возмещения ущерба участниками инвестиционной деятельности определяется при этом законодательством Российской Федерации и ее субъектов в пределах их полномочий.
Закон об иностранных инвестициях
Наряду с рассмотренным Законом "Об инвестиционной деятельности" и иными законодательными актами инвестирование, осуществляемое иностранными физическими и юридическими лицами, государствами и международными организациями, а также собственно правовой режим иностранных инвестиций регулируется специальным Законом от 4 июля 1991 г. N 1545-I "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (в ред. от 10 февраля 1999 года). Это главный законодательный акт в данной сфере регулирования общественных отношений, он содержит передовые для своего времени идеи в области сотрудничества иностранного капитала в развитии российской экономики, переводя ее на рыночные начала функционирования, укрепления многоукладности хозяйства и форм собственности. Как юридический документ Закон в своих основных положениях отвечает международным стандартам инвестиционного законодательства. В нем воплощены основные принципы и даются ключевые понятия в сфере регулирования иностранной инвестиционной деятельности в России.
Статья 1 к легализированным в Российской Федерации категориям иностранных инвесторов относит иностранных юридических лиц; иностранных хозяйствующих субъектов, не имеющих статуса юридического лица в стране своей регистрации; иностранные государства; международные организации; иностранных граждан; лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранных государств.
Согласно Закону иностранными инвестициями признаются все виды имущественных интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в области предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода). Широкое определение иностранных инвестиций требует уточнений, иначе могут возникнуть трудности, например, с установлением категорий основных производственных фондов или имуществ, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями. В таких условиях государственные органы, призванные проводить в жизнь законодательные положения о налоговых и таможенных льготах для иностранных инвестиций (Министерство финансов, Государственная налоговая служба, Государственная таможенная служба и др.), вынуждены вырабатывать собственные определения основных производственных фондов, имуществ, ввозимых в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями.
Определение категории "иностранная инвестиция" - ключевой вопрос для законодателя, поскольку таким образом определяется круг правоотношений, подпадающих под регулирование данного Закона. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признает его право на льготы и гарантии, отмеченные в Законе. Обобщая определение "иностранные инвестиции", данные в Законе, можно сказать, что таковые являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах, вывезенной из другого государства и вложенной в предприятие (или дело) на территории другого государства.
Международные соглашения распространяются как на капиталовложения, так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности в качестве прибыли или ее доли, дивидендов, процентов, лицензионных и иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание.
Четкое определение понятия "иностранные инвестиции" имеет важное значение не только в целях внутригосударственного регулирования, но и для участия России в различных международных конвенциях по иностранным инвестициям. Это будет способствовать как совершенствованию национального законодательства, так и положительно влиять на процесс интеграции России в действующие механизмы международно-правового регулирования иностранных инвестиций.
Рассматриваемый Закон предусматривает в ст.3 осуществление иностранных инвестиций путем:
долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами Российской Федерации;
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами;
приобретения других имущественных прав;
иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории России законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Определение общего правового режима, предоставляемого для иностранных инвестиций, имеет существенное значение для создания благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Согласно ст. 6 Закона правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан Российской Федерации, за изъятиями, предусмотренными данным Законом.
В силу сложившейся международной практики иностранным инвестициям может быть предоставлен один из следующих правовых режимов: национальный режим и режим наиболее благоприятствуемой нации.
При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке, за некоторыми исключениями, равноправными субъектами, что не ущемляет интересов иностранных инвесторов. Из этого следует, что "национальный режим" означает такой режим, при котором права иностранцев на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу).
Принцип национального режима может предусматривать некоторые исключения и изъятия. Ограничения на деятельность иностранных инвесторов делаются для установления государственного контроля за развитием отдельных отраслей в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных юридических лиц. В разных странах круг этих отраслей различен, но, как правило, это добывающая и военная промышленность, а также отрасли сферы услуг (банковское и страховое дело). Некоторые из этих отраслей полностью закрыты для иностранных инвестиций, а в отдельные доступ разрешен только после получения специального разрешения.
К изъятиям из принципа национального режима для иностранных инвесторов можно отнести существующие в ряде отраслей тех или иных стран требования взаимности, т.е. выдача разрешений на иностранные инвестиции только в случае, если в стране происхождения этих инвестиций разрешается аналогичная деятельность инвесторов первой страны.
Многие десятилетия режим наибольшего благоприятствования рассматривается как один из важнейших юридических инструментов нормального осуществления международных торгово-экономических связей. Государства, заинтересованные в равноправном и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве, стремятся строить его на основе взаимности. Принцип наибольшего благоприятствования означает, что одно договаривающееся государство предоставляет другому договаривающемуся государству (его юридическим и физическим лицам) в той или иной согласованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим, как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.
Наибольшее благоприятствование, договорной режим и определение его объема - дело самих договаривающихся сторон. Стороны могут распространить действие этого режима на область экономических отношений, могут ограничить его действие лишь вопросами торговли, мореплавания и т. п., могут договориться о его применении только к отдельным областям регулирования их экономических отношений (например, к таможенному обложению).
Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного инвестора. Возможность таких рисков, именуемых часто некоммерческими, возрастает при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.д. Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства, применение иных принудительных мер. Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.
Основополагающую роль в правовом регулировании иностранных инвестиций играют предоставляемые инвесторам государственные гарантии, среди которых различают три основных вида:
гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, являющегося иностранной инвестицией на территории принимающего государства;
гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности;
гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.
Положения российского Закона в основном отвечают общепринятым международным стандартам государственных гарантий.
Первая из них - о неприкосновенности имущества инвестора и недопустимости его изъятия в результате национализации, конфискации или реквизиции - имеет особое значение в условиях России, экономический потенциал которой был в значительной степени создан на базе средств производства и других имущественных объектов, национализированных после 1917 года Провозглашение отказа от национализации и других форм экспроприации собственности - большое достижение данного Закона, ибо Конституция, Гражданский кодекс и другие основополагающие законодательные акты Российской Федерации, провозгласившие право частной собственности и отказ от ее национализации, были приняты после 1991 года.
В силу ст. 7 Закона иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.
Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории Российской Федерации законодательству указаний российских государственных органов, либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями.
Согласно ст.8 выплачиваемая иностранному инвестору компенсация должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций непосредственно до момента, когда официально стало известно о фактическом осуществлении либо о предстоящей национализации или реквизиции. Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных иностранному инвестору в результате действий, указанных в п. 2 настоящей статьи, осуществляется органом, допустившим такие действия.
Статья 9 содержит гарантии, касающиеся судебного порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций. Она устанавливает, в частности, что споры по вопросам размера, условий и порядка выплаты компенсации инвестору разрешаются в арбитражных судах, и регулируют порядок разрешения таких споров.
В силу исторически обусловленных обстоятельств главной фигурой среди иностранных инвесторов в первые годы реформирования экономики стали совместные предприятия или, как их стали именовать в законодательстве, предприятия с иностранными инвестициями. Само понятие "совместное предприятие" понималось в то время как своеобразная организационно-правовая форма, поскольку в законодательстве СССР и РСФСР отсутствовали такие общеизвестные организационно-правовые формы, как акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное товарищество и др. С принятия в 1994 г. нового Гражданского кодекса стало возможным организовывать совместные предприятия в принципе в любой из таких форм. Выбор формы зависит от ее целесообразности с учетом конкретных обстоятельств: размера капитала создаваемого предприятия, количества предполагаемых участников, характера льгот, предоставляемых для той или иной фирмы.
В Законе об инвестиционной деятельности было предусмотрено, что государство гарантирует стабильность прав инвесторов. В связи с этим большое значение придавалось введению Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 года (САПП РФ, 1993, N 40, ст. 3740) так называемой "дедушкиной", или "стабилизационной", оговорки. Стабилизационная оговорка предусматривается на случай, если государство вводит новое законодательство, которое существенно ухудшает условия инвестиционной деятельности, вследствие чего инвестор не получает от такой деятельности результатов, на которые он мог рассчитывать, осуществляя капиталовложения. Такая оговорка призвана сохранить неизменными для инвестора условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.
Наиболее традиционная разновидность стабилизационной оговорки - "дедушкина оговорка" (grandfathers clause). Согласно ей на инвестора в течение времени, предусмотренного в оговорке, не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, принятых после того, как инвестор приступил к инвестированию капитала, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону. Оговорку потому и называют "дедушкиной", что она сохраняет в силе прежнее, старое законодательство.
"Дедушкина оговорка" облегчает временный иммунитет от действия новых законов и иных нормативно-правовых актов, создает для инвестора переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. Эта оговорка очень проста и удобна в применении, а если она достаточно продолжительна, то способна стать эффективным инструментом привлечения инвестиций.
Следует иметь в виду, что "дедушкина оговорка" (как и иные стабилизационные механизмы) применяется только в тех случаях, когда стороной в договоре с иностранными инвестициями выступает принимающее государство, поскольку она не допускает нарушения баланса интересов сторон. Когда же в договоре выступают два частных лица (российский предприниматель и иностранный инвестор), нарушения баланса интересов сторон просто-напросто не происходит. Стабилизационная оговорка либо применяется к обеим сторонам (если законодательство распространяет ее на всех субъектов хозяйственных отношений), либо не применяется ни к одной из них.
Но и при существовании стабилизационной оговорки она не применяется автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. В зарубежной практике, например, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если такое новое законодательство связано с вопросами обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.
В Законе об иностранных инвестициях 1991 года такого рода гарантия не была предусмотрена вообще, а в новой редакции Закона 1999 года иностранному инвестору предоставляются гарантии, и прежде всего против необоснованной национализации. В Законе есть позиция, именуемая дедушкиной оговоркой, смысл которой в том, что после вложения инвестором первого рубля в реализуемый им проект над ним как бы раскрывается зонтик. Если произойдут изменения, ухудшающие условия ведения бизнеса, то они не будут распространяться на данный конкретный объект до срока его окупаемости, но, как правило, не более семи лет. Этот срок - некое обобщение: два года реализуется средний проект, еще пять лет уходит на то, чтобы он окупился. По особо крупным проектам (более 50 млн долл.) предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия "дедушкиной оговорки".
Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов, но в то же время все регулирование иностранных инвестиций было практически сведено к установлению порядка регистрации совместных предприятий. Это существенно сузило сферу применения Закона и в конечном итоге оттолкнуло значительное число потенциальных инвесторов.
Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100%-ным иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство с российскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством. Для российской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения. Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хозяйства, создание таких предприятий, тем более крупных, способных взять в свои руки большую часть российского рынка, следует лицензировать (постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 года N 1418 в ряде отраслей введена лицензионная система регулирования хозяйственной деятельности, которая распространяется и на иностранных инвесторов).
В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфере, прежде всего за характером слияний и поглощений. Федеральный закон от 25 мая 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" распространяет действие Закона от 22 марта 1991 года (Ведомости РСФСР, 1991, N 16, ст. 499) на все хозяйствующие субъекты, следовательно и на операции иностранных фирм.
В соответствии со ст.12 рассматриваемого Закона на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных российским законодательством. Установлено, что могут создаваться и действовать:
предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;
филиалы и представительства иностранных юридических лиц.
Конкретные условия и порядок создания предприятий с иностранными инвестициями определяются ст. 13, согласно которой такое предприятие может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (паев, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
Статьей 14 предусмотрено, что при создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкции, предварительно должна проводиться соответствующая экспертиза в порядке, установленном действующим законодательством. Такие экспертизы, в частности, предшествовали выдаче разрешения в Москве на финансирование и строительство зарубежными инвесторами современных отелей "Редиссон-Славянская", "Пента", а также на реконструкцию в пределах исторического центра Москвы гостиниц "Балчуг", "Националь" и многих других объектов столицы.
Статьей 20 гарантируется, что предприятия с иностранными инвестициями вправе осуществлять любые виды деятельности, отвечающие уставным целям этих предприятий, за исключением запрещенных действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Для ведения страховой, посреднической и иной профессиональной деятельности на фондовом рынке, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов РФ. Для ведения банковской деятельности вновь образуемой российской кредитной организации с иностранными инвестициями требуется лицензия Банка России. Законом также оговаривается, что Правительство РФ может определять иные виды деятельности, которые осуществляются предприятиями с иностранными инвестициями только на основании специального разрешения (лицензии).
Общий правовой режим и порядок таможенного налогообложения имущества предприятий с иностранными инвестициями определяется ст.24. В соответствии с этим порядком имущество, ввозимое в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в пределах сроков, установленных учредительными документами для его формирования, а также имущество, предназначенное для собственного материального производства, освобождается от взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ и услуг, предназначенных для выполнения работ по указанным соглашениям, а также при вывозе с ее таможенной территории товаров, являющихся в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов. Взимание таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" (СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 18).
В силу ст.25 предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных положениями действующих на территории Российской Федерации международных договоров. Порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт предприятиями с иностранными инвестициями, а также продукции, импортируемой этими предприятиями для собственных нужд, устанавливается Правительством РФ на основании правил происхождения товара, соответствующих мировой практике. При этом ввозимая по импорту продукция, подлежащая в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом.
Конкретный порядок определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд, был утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 года N 757 (СЗ РФ. 1994, N 11, ст. 1292). В соответствии с ним перечень документов, необходимых для получения сертификата, порядок их представления и рассмотрения, организация, выдающая сертификат, процедура выдачи сертификата определяются на основании Положения о сертификате продукции, импортируемой для собственных нужд, утверждаемым Министерством внешних экономических связей РФ.
На основании ст.27 страхование имущества и рисков предприятиями с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации осуществляется ими по своему усмотрению, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Общий порядок налогообложения предприятий с иностранными инвестициями регламентируется положениями ст.28, которыми устанавливается, что предприятиями с иностранными инвестициями любых принятых в Российской Федерации организационных форм уплачиваются все налоги, установленные действующим российским законодательством. Вместе с тем для предприятий с иностранными инвестициями, действующих в приоритетных отраслях экономики и в отдельных регионах, может устанавливаться льготный режим налогообложения.
Бухгалтерский учет и отчетность предприятий с иностранными инвестициями любых организационно-правовых форм на территории Российской Федерации ведутся по правилам, принятым в России. Наряду с этим ст. 30 предусмотрены права предприятий с иностранными инвестициями осуществлять дополнительно бухгалтерский учет и отчетность по правилам, действующим в стране регистрации или местонахождения иностранного инвестора.
В соответствии со ст.33 и 34 регулирование трудовых отношений, порядок социального страхования и пенсионного обеспечения, а также условия и порядок их регламентации и осуществления на этих предприятиях не должны ухудшать положения их работников по сравнению с условиями и порядком, предусмотренными действующим российским законодательством для российских хозяйственных организаций. Предприятия с иностранными инвестициями вносят все необходимые отчисления по государственному социальному страхованию как российских, так и иностранных работников. Отчисления на пенсионное обеспечение российских работников (рабочих и служащих) предприятия с иностранными инвестициями производят по ставкам, установленным для российских предприятий и организаций. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников (рабочих и служащих) предприятий с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие пенсионные фонды стран их постоянного местожительства в валюте и на условиях, предусмотренных законодательством соответствующих стран.
Согласно ст.37 иностранные инвесторы вправе участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также объектов незавершенного капитального строительства на территории Российской Федерации. При этом условия и порядок их участия в конкурсах и аукционах по приватизации указанных предприятий и по приобретению государственных пакетов акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, определяются российским законодательством.
В силу ст.40 предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляется на основе концессионных договоров. Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу природного ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Он владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении.
В соответствии с Законом "О недрах" (Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, N 16, ст. 834; СЗ РФ, 1995, N 10, ст. 823) концессии должны предоставляться на конкурсной основе, т.е. путем проведения тендеров, которые получили широкое распространение. В России они проводились в ходе реализации программы приватизации федеральными и региональными фондами имущества как через специально создаваемые тендерные фонды имущества, так и через специально создаваемые тендерные комиссии при проведении торгов по особо крупным проектам.
В заключение отметим, что рассмотренный Закон в целом отвечает требованиям современного уровня экономического развития и практики инвестиционной деятельности. Например, по достоинству стоит оценить такое нововведение Закона, как стабилизационная, или "дедушкина", оговорка. К положительным моментам можно отнести некоторое упрощение регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. И наконец, Закон достаточно полно определил предоставляемые иностранным инвесторам гарантии.
В то же время в Законе имеются отдельные недоработки, допущенные законодателем. Во-первых, все наиболее значимые его положения не являются нормами прямого действия и могут применяться только после издания соответствующих актов федеральных органов исполнительной власти. Во-вторых, вследствие того, что ключевые положения Закона сформулированы недостаточно четко, практикующим специалистам нередко приходится додумывать волю законодателя. И в-третьих, Закон фрагментарно регулирует только один вид инвестиций - прямые (прямые инвестиционные проекты), не упоминая о портфельных.
Субъекты Российской Федерации обладают полномочием самостоятельно определять систему налогообложения иностранного инвестора в соответствии со своей компетенции. В большинстве они разрабатывают свои проекты законов об организации налоговой системы, стремясь при этом сохранить инвестиционные приоритеты в правовом режиме как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Нормативно-правовая база в сфере внешнеторговой политики и в сфере иностранных инвестиций постоянно подвергается корректировке, особенно это касается таможенных пошлин и налогов. Федеральное Правительство изменяет пошлины по отдельным направлениям экономики и товаров, а региональные законодательные органы власти изменяют налоги и сборы на местном уровне. То и дело различные субъекты законодательных инициатив, лоббирующие интересы определенных финансовых групп, вносят изменения в Налоговый кодекс. Повышение налогов учитывается потом в ежегодном бюджете страны.
Между тем налоговое бремя не должно усиливаться. Иными словами, не должна иметь место такая ситуация, когда по одной статье бюджета налоговое бремя усиливается, а по другой снижается, и эти изменения взаимно компенсируются. Если так, то бремя не увеличилось и инвестиционный проект не получит никаких льгот. Чтобы не возникали тяжбы с инвестором, необходимо предусмотреть довольно простой механизм - заявительная регистрация инвестиционных проектов. Инвестор представляет на регистрацию свой проект, в котором сам рассчитывает свое налоговое бремя. При регистрации проекта (скорее всего это будет возложено на Минэкономразвития) проверяется корректность расчетов. Сделать это несложно, ведь от чиновников не требуется оценивать проект, важно лишь сверить указанные налоги, пошлины, тарифы на услуги естественных монополий и прочее с действующими нормами. Зарегистрированные параметры и станут отправной точкой для возможных разбирательств.
Состояние российской экономики постепенно улучшается, темпы инфляции много ниже аналогичных показателей прошлых лет, что, естественно, благоприятно действует на иностранных инвесторов.
Привлечение в экономику иностранного капитала - предмет внимания и заинтересованности Российского Правительства. Серьезные инвесторы - желанные гости в России. Способствовать совершенствованию на цивилизованной основе инвестиционной политики Российской Федерации, включая реальную активизацию крупных частных капиталовложений в экономику страны, могут только широкое внедрение экономических методов государственного регулирования и формирование современной законодательной базы иностранных инвестиций.
Для более интенсивного привлечения иностранных инвестиций в экономику России требуется продолжать развивать экономические и правовые предпосылки. Целенаправленная линия на финансовую стабилизацию, которая выдерживалась Российским правительством в последние годы, начала давать конкретные результаты.