почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
1
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


О правомерности изъятия земель у сельскохозяйственных организаций
и передачи их в ведение иных владельцев


         

 Вопрос:

     
    Часть лесов, арендуемых нами у лесхоза, ранее принадлежала колхозам. Ходят слухи о том, что леса были незаконно изъяты у колхозов и их будут возвращать. Не пояните ли Вы данную ситуацию?
    
    

 Ответ:

     
    Вопрос о правомерности изъятия земель у сельскохозяйственных организаций и передачи их в ведение иных владельцев поднимался еще в 1995 году. Так, в указании Минсельхозпрода РФ от 24 августа 1995 года N 71 "О порядке передачи лесов колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований" отмечалось следующее: "Действующим лесным законодательством колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным формированиям леса переданы во владение. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается лесной фонд этого колхоза или совхоза. Однако в ряде субъектов Российской Федерации участились случаи принятия решений об изъятии лесов, находящихся во владении сельскохозяйственных формирований, и передачи их лесхозам системы Рослесхоза. Это является противоправным действием, нарушением ст.10 Основ лесного законодательства Российской Федерации. Минсельхозпрод России доводит до сведения, что в соответствии со ст.72 п.1 "в" Конституции Российской Федерации и ст.2, ст.3 п.3, ст.5 п.2 Основ лесного законодательства Российской Федерации весь лесной фонд, включая и сельские леса, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Вопросы распоряжения лесами с передачей их от колхозов, совхозов и сельхозформирований иным владельцам должны рассматриваться с обязательным согласованием их с Минсельхозпродом России. Решения администрации об изъятии лесов, находящихся во владении сельхозформирований, принятые в одностороннем порядке, должны быть обжалованы в суд. Данное указание просим довести до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление сельским хозяйством, органов местного самоуправления и владельцев лесов - колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований".
    
    Как можно проследить из приведенного указания, позиция органов, обосновывающих неправомерность передачи лесов от сельскохозяйственных организаций лесхозам, строится на двух группах аргументов: 1. нарушение права данных организаций на владение лесами; 2. выход субъектов РФ за пределы своей компетенции при принятии решений о передаче лесов. Остановимся на анализе каждого из указанных аргументов.
    
    Воответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 года N 4613-1* лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
_________________________
    * Федеральным законом от 29 января 1997 года N 22-ФЗ в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации Основы лесного законодательства РФ признаны утратившими силу. Тем не менее, если передача лесов от колхозов лесхозу была осуществлена в период действия Основ, применению подлежат при определении правомерности передачи лесов именно они.

    

    Особенности ведения сельского хозяйства, лесопользования в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований были определены статьей 53 Основ лесного законодательства РФ. В соответствии с данной статьей ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Передача лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребности в них указанных владельцев лесного фонда. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с настоящими Основами, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет на пользование лесным фондом колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований выдаются органом (организацией), ведущим лесное хозяйство.
    
    Детально правовой режим лесов сельскохозяйственных организаций урегулирован Положением о колхозных лесах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968 года N 144**.
_________________________
    ** Указанный нормативно-правовой акт формально продолжает действовать и на текущий момент в части, не противоречащей более позднему законодательству РФ.

    
    Таким образом, лесное законодательство как в период действия законодательства СССР, так и в настоящее время исходило и исходит из признания возможности владения сельскохозяйственными организациями, в том числе и колхозами, отдельными участками лесов. При этом в случае реорганизации сельскохозяйственных организаций данное право подлежало переходу к их правопреемникам.
    
    Касаясь нормативного регулирования оснований и порядка передачи лесов колхозов иным владельцам, обратим внимание на следующие нормы.
    

    Как указано в пункте 6.3 Рекомендаций Роскомзема от 11 августа 1992 года N 570 по применению основных положений Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", "до 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхозов должны провести общие собрания и принять решения о следующем:
    
    - форме собственности на землю в своих хозяйствах: индивидуальной, коллективно-долевой или иной, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации;
    
    - выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по районной норме;
    
    - целесообразности получения в собственность земель, занятых лесными массивами, водоемами и соответствующими инженерными сооружениями при них, другими объектами общего пользования. По итогам собрания необходимо подать в органы местной власти заявление на предоставление земли в ту или иную форму собственности, о количестве и составе этой земли". Таким образом, из приведенной нормы можно констатировать, что решение о передаче лесов от колхозов лесхозам могло быть принято самими колхозами (в форме принятия решения об отказе от земель, занятых колхозными лесами и подачи в органы местного самоуправления соответствующего заявления).
    
    Иное основание прекращения прав колхозов на принадлежащие им леса и их изъятие предусмотрено статьей 53 Основ лесного законодательства РФ. В соответствии с указанной статьей государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, государственными органами управления лесным хозяйством и государственными органами охраны окружающей природной среды. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей могут лишать колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.
    
    Следовательно, право колхозов на принадлежащие им леса могло быть прекращено с их изъятием в случае систематического нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства. В этом случае решение об изъятии лесов должно было быть принято органом исполнительной власти субъекта РФ. Леса при этом случае подлежали передачи лесхозу.
    

    Что касается иных возможностей изъятия лесов у колхозов по решению органов государственной власти, то необходимо обратить внимание на следующие нормы. В соответствии с пунктом 23 Положения о колхозных лесах перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы допускается лишь в исключительных случаях. Перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы разрешается Советами Министров союзных республик, а в колхозных лесах второй группы - облисполкомами, крайисполкомами, Советами Министров автономных республик или Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления. Как следует из приведенной нормы, решение о передаче лесов от колхозов лесхозам должно приниматься на уровне органа государственной власти субъекта РФ. В то же время нельзя не учитывать, что Положение о колхозных лесах было утверждено постановлением Совета Министров СССР 4 марта 1968 года. Поэтому его применение, в том числе и применение приведенной нормы, возможно не иначе как с учетом более поздних изменений законодательства РФ.
    
    В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Аналогичная норма закреплена и в статье 2 Основ лесного законодательства РФ. В силу статей 3 и 5 Основ лесного законодательства РФ распоряжение лесным фондом РФ осуществляется совместно Российской Федерации и субъектами РФ. С учетом сказанного субъекты РФ не вправе самостоятельно принимать решения о передаче лесов от колхозов. Такие решения могли приниматься не иначе как по согласованию с федеральными органами государственной власти. Кроме того, на наш взгляд, такое решение не могло приниматься без согласия самих колхозов, право которых на колхозные леса было закреплено на нормативном уровне.
    
    Таким образом, с тем чтобы констатировать правомерность или неправомерность изъятия лесов у колхозов в данном конкретном случае, необходимо выяснить, во-первых, по каким из трех указанных выше оснований леса были изъяты у колхозов, во-вторых, соблюден ли предусмотренный для соответствующего основания передачи лесов порядок. Целесообразно получить у лесхоза и колхозов документы, которыми была оформлена передача лесов.



Смирнов А. Е.,
главный юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел/факс 176-78-64

9 февраля 2004 года N Ю4978

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование