- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ 17479.1-85
Группа Б00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАСЛА МОТОРНЫЕ
Классификация и обозначение
Motor oils. Classification and designation
ОКСТУ 0209
Дата введения 1987-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
В.М. Школьников, канд. техн. наук; В.В. Булатников, канд. техн. наук; Н.А. Кузнецов, канд. техн. наук; Ф.Н. Мерзликин; В.Д. Резников, канд. техн. наук; Е.М. Мещерин, канд. техн. наук; Л.А. Садовникова, канд. техн. наук; Г.П. Белянчиков (руководители темы); Е.С. Чуршуков, д-р техн. наук; О.П. Наметкин, канд. техн. наук; В.Л. Лашхи, д-р техн. наук; Ю.П. Корольков; Т.В. Еремина, Е.И. Чесалин
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 г. N 4380
3. Срок проверки 1987 год
4. ВЗАМЕН ГОСТ 17479-72
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
|
|
| |
- " - | |
ГОСТ 10541-78 |
- " - |
- " - | |
ГОСТ 20302-74 |
4.1 |
ГОСТ 20303-74 |
4.1 |
ГОСТ 20457-75 |
4.1 |
ГОСТ 20991-75 |
4.1 |
ГОСТ 20994-75 |
4.1 |
ГОСТ 21490-76 |
4.1 |
Приложение 1 | |
- " - |
6. Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 3-92)
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (февраль 1996 г.) с Изменениями 1, 2, утвержденными в декабре 1987 г. и декабре 1991 г. (ИУС 3-88, 3-92)
ВНЕСЕНО Изменение N 3, утвержденное МНТКС (протокол N 15 от 28.05.99) и опубликованное в ИУС 11-99. Государство-разработчик Россия. Постановлением Госстандарта России от 26.08.99 N 273-ст введено на территории РФ с 01.01.2000. (ИУС N 11, 1999 г.). Примечание " КОДЕКС".
Изменение N 3 внесено юридическим бюро по тексту ИУС N 11-99.
1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.
3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначенных дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.
При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).
Таблица 1
|
| |
|
+ 100 °С |
- 18 °С, не более* |
|
|
|
4 |
" " 4,1 |
2600 |
5 |
" " 5,6 |
6000 |
6 |
" " 5,6 |
10400 |
6 |
Св. 5,6 до 7,0 включ. |
- |
8 |
" 7,0 " 9,3 " |
- |
10 |
" 9,3 " 11,5 " |
- |
12 |
" 11,5 " 12,5 " |
- |
14 |
" 12,5 " 14,5 " |
- |
16 |
" 14,5 " 16,3 " |
- |
20 |
" 16,3 " 21,9 " |
- |
24 |
" 21,9 " 26,1 " |
- |
3/8 |
" 7,0 " 9,3 " |
1250 |
4/6 |
" 5,6 " 7,0 " |
2600 |
4/8 |
" 7,0 " 9,3 " |
2600 |
4/10 |
" 9,3 " 11,5 " |
2600 |
5/10 |
" 9,3 " 11,5 " |
6000 |
5/12 |
" 11,5 " 12,5 " |
6000 |
5/14 |
" 12,5 " 14,5 " |
6000 |
6/10 |
" 9,3 " 11,5 " |
10400 |
6/14 |
" 12,5 " 14,5 " |
10400 |
6/16 |
" 14,5 " 16,3 " |
10400 |
|
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
Таблица 2
|
| |
|
|
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г |
|
|
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений |
Е |
|
Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, |
|
|
чем для масел групп и . Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
(Измененная редакция, Изм. N 3).
Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и бензиновых двигателей одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.
Примеры обозначения моторных масел:
М-8-В,
где М - моторное масло, 8 - класс вязкости (табл. 1),
В - масло для среднеформированных бензиновых двигателей;
М-6/10-В,
где М - моторное масло, 6/10 - класс вязкости (табл. 1),
В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;
М-4/8-ВГ,
где М - моторное масло, 4/8 - класс вязкости (табл. 1),
ВГ - масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В), так и в высокофорсированных бензиновых
двигателях (Г);
М-14-Д(цл20),
где М - моторное масло, 14 - класс вязкости (табл. 1),
Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 - масло может быть использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет щелочность около 20 мг КОН/г;
М-4/8-Д(т),
где М - моторное масло, 4/8 - класс вязкости (табл. 1),
Д- масло для высокофорсированных двигателей с наддувом,
т - трансмиссионное масло.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.
Таблица 3
|
|
| ||||||
|
В |
В |
В |
Г |
Г |
Г |
Д |
|
1. Образование отложений при высоких температурах |
|
|
|
|
|
|
|
|
при низких температурах |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
По ГОСТ |
2. Антиокислительные свойства |
|
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 20457-75 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1 |
3. Коррозионная активность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1 |
|
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
или по методу Д-245К |
4. Моющие свойства |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
По ГОСТ |
|
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
метод Д-240 |
|
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
метод Д-245 |
Примечания:
1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком "+".
2. Моторные свойства для масел групп Д, Д, Е, Е, Е не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу)".
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3)
5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в справочных приложениях 1-3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
(Измененная редакция, Изм. N 3).
Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации
Обозначение масла по настоящему стандарту |
Принятое обозначение |
Нормативно-техническая документация |
|
|
|
М-4/6-В |
М-4/6В
|
ГОСТ 10541-78 |
М-6/10-В |
М-6/10В
|
ГОСТ 10541-78 |
М-5/10-Г |
М-5/10Г |
ГОСТ 10541-78 |
М-6/12-Г |
М-6/12Г |
ГОСТ 10541-78 |
М-20-А |
МС-20П |
ТУ 38.101265-88 |
М-16-Б(т) |
МТ-16П |
|
М-8-А(т) |
Мт-8П |
ТУ 38.101277-85 |
М-6/10-Б |
МТЗ-10П(М-6/10Б) |
|
М-14-Б |
М-14Б |
ТУ 38.101264-72 |
М-10-В |
М-10В |
|
М-8-В |
М-8ВС |
ТУ 38.401595-86 |
М-10-В(с) |
М-10ВС |
|
М-14-В |
М-14В |
|
М-14-В(з) |
М-14В3 |
|
М-16-В |
М-16ИХП-3(М-16В) |
|
М-20-В |
М-20В |
|
М-20-В(ф) |
М-20ВФ |
|
М-10-Г(цс) |
М-10ГЦС |
|
М-8-Г |
М-8Г |
|
М-10-Г |
М-10Г |
|
М-8-Г(к) |
М-8Гк |
|
М-10-Г(к) |
М-10Гк |
|
М-10-Г(у) |
М-10ГУ |
ТУ 38 401-58-21-91 |
М-8-Г(ки) |
М-8ГКИ |
ТУ 38.1011278-89 |
М-10-Г(ки) |
М-10ГКИ |
ТУ 38.1011278-89 |
М-14-Г(цс) |
М-14ГЦС |
|
М-14-Г |
М-14Г |
|
М-16-Г(цс) |
М-16ГЦС |
|
М-20-Г |
М-20Г |
|
М-10-Д(м) |
М-10ДМ |
|
М-8-Д(м) |
М-8ДМ |
|
М-14-Д(м) |
М-14ДМ |
ТУ 38.401682-88 |
М-10-Д(цл 20) |
М-10ДЦЛ-20 |
|
М-14-Д(цл 20)
|
М-14ДЦЛ-20 |
|
М-14-Д(цл 30) |
М-14ДЦЛ-30 |
|
М-16-Д(р) |
М-16ДР |
|
М-4/8Г(рк) |
М-4/8ГРК |
ТУ 38.401699-88 |
М-8-Г (У) |
М-8ГУ |
ТУ 38.401-58-21-91 |
М-6/14-Д (м) |
М-6/14ДМ |
ТУ 38.401-938-92 |
М-14-Г(к) |
М-14ГК |
ТУ 38.401-58-98-94 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
(Измененная редакция, Изм. N 3).
Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел
настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN87
|
|
|
|
4 |
10W |
5 |
15W |
6 |
20W |
6 |
20 |
8 |
20 |
10 |
30 |
12 |
30 |
14 |
40 |
16 |
40 |
20 |
50 |
24 |
60 |
3/8 |
5W-20 |
4/6 |
10W-20 |
4/8 |
10W-20 |
4/10 |
10W-20 |
5/10 |
15W-30 |
5/12 |
15W-30 |
5/14 |
15W-40 |
6/10 |
20W-30 |
6/14 |
20W-40 |
6/16 |
20W-40 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное
(Измененная редакция, Изм. N 3).
Ориентировочное соответствие групп моторных
масел по эксплуатационным свойствам
|
|
А |
SB |
Б |
SC/CA |
Б |
SC |
Б |
CA |
В |
SD/CB |
В |
SD |
В |
CB |
Г |
SE/CC |
Г |
SE |
Г |
CC |
Д |
CD/SF |
Д |
SF |
Д |
CD |
Е |
CF-4/SG |
Е |
SG |
Е |
CF-4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Справочное
(Введено дополнительно, Изм. N 3).
Классы SAE по вязкости для моторных масел
|
|
|
|
0W |
3250 при -30 |
-35 |
Не менее 3,8 |
5W |
3500 " -25 |
-30 |
" " 3,8 |
10W |
3500 " -20 |
-25 |
" " 4,1 |
15W |
3500 " -15 |
-20 |
" " 5,6 |
20W |
4500 " -10 |
-15 |
" " 5,6 |
25W |
6000 " -5 |
-10 |
" " 9,3 |
20 |
- |
- |
Св. 5,6 до 9,3 включ. |
30 |
- |
- |
" 9,3 " 12,5 " |
40 |
- |
- |
" 12,5 " 16,3 " |
50 |
- |
- |
" 16,3 " 21,9 " |
60 |
- |
- |
" 21,9 " 26,1 " |
Примечания:
1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 "Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).
2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.
Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.
3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.
4. Некоторые изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при температуре 150 °С и скорости сдвига 10 с.
Текст документа сверен по: