- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2007 г. N Ф08-4531/2007
Дело N А53-16160/06-С1-13
[Поскольку ответчик не исполнил договорные обязательства по оплате за сверхлимитное
водопотребление и водоотведение, суд правомерно удовлетворил требование
истца о взыскании задолженности]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от истца - унитарного муниципального предприятия "Водник", от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Донской консервный завод", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донской консервный завод" на решение от 26.02.07 и постановление апелляционной инстанции от 04.05.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-16160/06-С1-13, установил следующее.
УМП "Водник" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Донской консервный завод" (далее - общество) о взыскании 828 087 рублей 79 копеек оплаты за сверхлимитное потребление воды и сброс сточных вод по договору от 01.01.06 N 81 и 9 702 рублей 4 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
До принятия решения истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 441 757 рублей 73 копейки долга и 7 322 рубля 4 копейки процентов.
Решением от 26.02.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.07, с общества в пользу предприятия взыскано 441 757 рублей 73 копейки задолженности и 7 322 рубля 4 копейки процентов. В остальной части требований производство по делу прекращено.
Судебные акты мотивированы тем, что ответчик допустил потребление воды и сброс сточных вод сверх установленных договором лимитов. Предприятие наделено полномочиями определять лимиты водоотведения. Размер платы за сверхлимитное водопотребление и сброс сточных вод установлен нормативно-правовыми актами.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и прекратить производство по делу. По мнению заявителя, условие договора о размере платы за сверхлимитное водопотребление и сброс сточных вод сторонами не согласовано. При этом действующим законодательством не установлен тариф за сверхнормативное потребление питьевой воды. Лимиты водоотведения установлены в договоре при отсутствии утвержденного органом местного самоуправления порядка установления лимитов. Вывод суда о наличии у предприятия полномочий на установление лимитов водоотведения документально не подтвержден.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предприятие (энергоснабжающая организация) и общество (абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.06 N 81, согласно которому энергоснабжающая организация отпускает питьевую воду абоненту и принимает от него канализационные стоки, а абонент оплачивает услуги предприятия. В соответствии с пунктом 2.1.2 договора предприятие обязуется обеспечивать питьевой водой абонента в размере поданной заявки и установленного лимита и принимать сточные воды с разбивкой по месяцам. В тексте названного пункта стороны согласовали помесячную и поквартальную разбивку водопотребления и водоотведения. Согласно пункту 2.2.2 договора абонент обязан своевременно и полностью оплачивать услуги предприятия, соблюдать лимиты и режим отпуска питьевой воды, нормативы водоотведения в сточных водах. В силу пункта 4.2.1 договора сумма оплаты за сверхлимитное водопотребление и сброс сточных вод определяется тарифом, повышенным до 5-тикратного размера за каждый кубический метр потребленной воды и сброшенных сточных вод. Срок действия договора установлен с 01.01.06 по 01.01.07.
По результатам произведенных предприятием замеров установлено превышение обществом лимитов водопотребления и сброса сточных вод, о чем составлены акты от 26.07.06, 25.08.06 и 27.09.06, на основании которых предприятие выставило счета на оплату за сверхлимитное водопотребление и сброс сточных вод на общую сумму 828 087 рублей 79 копеек.
Уклонение общества от оплаты сверхлимитного водопотребления и водоотведения по повышенному тарифу послужило основанием для обращения в суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В статье 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пунктам 70, 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила), расчеты за отпуск воды в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Платежи за сверхнормативный сброс сточных вод определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.83 N 273 установлены повышенные в пятикратном размере против утвержденных тарифы на питьевую воду, потребляемую предприятиями сверх лимита.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 определение порядка взимания платы за сброс сточных и загрязняющих веществ в системы канализации также отнесено к компетенции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению главы администрации Ростовской области от 06.08.97 N 268 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ростовской области" предельный размер кратности тарифа за сброс сточных вод абонентов с превышением установленных лимитов водоотведения ограничивался двукратной ценой (тарифом за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ).
Исковые требования в уточненном размере соответствуют указанным нормативным актам.
Суды правомерно отклонили довод заявителя о несогласовании сторонами условия договора о размере оплаты за сверхлимитное водопотребление и водоотведение. Указание в пункте 4.2.1 договора "до 5-кратного размера за каждый кубический метр" свидетельствует об установленном в договоре праве водоснабжающей организации требовать оплаты за сверхнормативное водопотребление и водоотведение в пределах 5-кратного размера тарифа. В силу приведенных нормативных актов данное условие договора подлежит применению в пределах двухкратного размера тарифа.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили уточненные исковые требования, взыскав с ответчика плату за сверхнормативное водопотребление и водоотведение, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. Расчеты объема и стоимости сверхлимитного потребления ответчик не оспорил.
Пунктом 58 Правил предусмотрено, что лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. В письме от 07.02.07 N 270 администрация Семикаракорского района подтвердила наличие у предприятия права устанавливать лимиты водопотребления и водоотведения для предприятий всех форм собственности г. Семикаракорска и Семикаракорского района (т. 1, л. д. 121). Размер лимитов согласован сторонами в договоре от 01.01.06 N 81 (пункт 2.1.2). В связи этим доводы заявителя об отсутствии у предприятия полномочий на утверждение лимитов водопотребления и водоотведения для общества обоснованно не приняты во внимание судом.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.02.07 и постановление апелляционной инстанции от 04.05.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-16160/06-С1-13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
текст документа сверен по:
файл-рассылка