почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
24
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2007 года Дело N А13-11804/2006-31


[Суд частично удовлетворил иск о взыскании убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку материалами дела установлено, что в спорный период истец предоставил льготы отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, при этом выделенные из бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери]

     
     
     Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кирейковой Г.Г., судей: Старченковой В.В. и Тарасюка И.М., рассмотрев 26.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.04.2007 по делу N А13-11804/2006-31 (судья Виноградова О.Н.), установил:
     
     Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Вологодского муниципального района "Сосны" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Вологодского муниципального района Вологодской области (далее - Администрация) о взыскании 1044358 руб. 12 коп. расходов, связанных с предоставлением в 2005 году отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
     
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области, Управление финансов Вологодского муниципального района.
     
     В порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом первой инстанции при рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области, Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области, муниципальное образование Вологодский муниципальный район в лице Финансового управления Вологодского муниципального района.
     
     В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Администрация и Управление социальной защиты населения Вологодского муниципального района.
     
     Решением суда от 23.04.2007 с Российской Федерации в пользу Предприятия за счет ее казны взыскано 885049 руб. 25 коп. В остальной части иска, а также в иске к Вологодской области и Вологодскому муниципальному району отказано.
     
     В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
     
     В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение от 23.04.2007 в части удовлетворения требований Предприятия за счет казны Российской Федерации и отказать в иске к Российской Федерации, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Российская Федерация свои обязательства выполнила и в полном объеме направила в Вологодскую область денежные средства, выделенные на цели финансирования федеральных льгот.
     
     В отзыве Предприятие, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения и рассмотреть дело без участия представителя истца.
     
     Стороны, третьи лица о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
     
     Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
     
     Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
     
     Как следует из материалов дела, в период с марта по октябрь 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне" Предприятие предоставляло отдельным категориям граждан Вологодского муниципального района льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
     
     Поскольку расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, Предприятию не возмещены, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
     
     Судом первой инстанции установлен факт предоставления истцом льгот гражданам, а также размер понесенных Предприятием расходов. Поскольку выделенных из федерального бюджета денежных средств для компенсации этих расходов оказалось недостаточно, суд взыскал убытки (за минусом налога на добавленную стоимость) с Российской Федерации. При этом суд сослался на то, что компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.
     
     Кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным.
     
     В соответствии с частями 1, 4 и 6 статьи 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части первой названной статьи. Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
     
     Порядок компенсации льгот предусмотрен также статьями 159-160 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.03.2005.
     
     Пунктом 42 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444, установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации в объемах, устанавливаемых законами о бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
     
     В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
     
     Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
     
     Пунктом 19 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление) разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
     
     Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
     
     Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
     
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
     
     На основании представленных в дело доказательств суд пришел к выводу о том, что выделенных из федерального бюджета в 2005 году субвенций оказалось недостаточно для возмещения расходов истца, в связи с чем возмещение понесенных расходов должно быть произведено за счет казны Российской Федерации, к расходным обязательствам которой отнесено финансирование соответствующих льгот.
     
     В соответствии с Правилами форма предоставления и расходования средств устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Правительство Вологодской области постановлением от 17.01.2005 N 41 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - постановление) утвердило Правила расходования и учета средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидам (далее - Областные Правила). Согласно пункту 8 Областных правил (в редакциях, действующих в 2005 году) организации, предоставляющие услуги, ежемесячно заполняют реестр (по форме приложения 1 к Областным правилам) на возмещение затрат по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в разрезе жилищно-коммунальных услуг, согласовывают с органами социальной защиты населения муниципальных образований области список получателей мер социальной поддержки, внесенных в регистр лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета, а также граждан, которым законодательством не предусмотрена ежемесячная денежная выплата, но предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
     
     В соответствии с частью первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
     
     В материалах дела имеются предусмотренные Областными правилами реестры граждан, которые имеют право на льготу. Факт согласования списков с органами социальной защиты населения подтверждается актами. Данное обстоятельство установлено судом и сторонами не оспаривается (отзыв Управления социальной защиты населения на листе 119 тома 3 дела).
     
     Кроме того, наличие задолженности в размере 1044358 руб. 12 коп. также подтверждается актом сверки задолженности по состоянию на 01.03.2007 (лист 140 тома 1 дела).
     
     Таким образом, иск Предприятия доказан по праву и размеру. Доводы жалобы сводятся к тому, что Российская Федерация направила в бюджет Вологодской области на компенсацию льгот выделенные федеральным бюджетом средства в полном объеме. Однако при их недостаточности не имеется оснований для освобождения Российской Федерации от исполнения обязательств в оставшейся части.
     
     Суд первой инстанции обоснованно уменьшил размер иска на сумму, составляющую налог на добавленную стоимость, поскольку суммы субсидий не облагаются названным налогом.
     
     При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Минфина - не подлежащей удовлетворению.
     
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
     
     Решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.04.2007 по делу N А13-11804/2006-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
     

     

Председательствующий
Г.Г.Кирейкова

Судьи:
В.В.Старченкова
И.М.Тарасюк

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование