- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2000 года N 22-06-723
Об осуществлении контрольных функций органов управления образованием
Минобразование России в течение последних лет изучало деятельность органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по выполнению п.14 ст.33 Закона Российской Федерации "Об образовании" и п.36 Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 17.11.94 N 442, зарегистрированного Минюстом России 06.12.94 N 734*.
________________
*См. Образование в документах. - 1995. - N 1 - С.41 - 53 - Ред.
Требования, установленные указанными нормативными правовыми актами, предусматривают, что органы управления образованием, осуществившие лицензирование образовательных учреждений, должны проводить достаточный и эффективный инспекционный контроль по соблюдению образовательными учреждениями контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в лицензиях и приложениях к ним.
Анализ материалов инспекционных проверок показал, что деятельность органов управления образованием по вопросам лицензирования и, в частности, по осуществлению контроля за соблюдением образовательными учреждениями контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в лицензиях и приложениях к ним, не в полной мере соответствует вышеупомянутым требованиям.
С целью совершенствования функций контроля в системе образования Управлением инспекционно-аналитической работы обобщен опыт деятельности органов управления образованием, осуществляющих лицензирование образовательных учреждений, по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, и отмечено, что изменения условий функционирования системы образования в новых экономических и правовых реалиях требуют адекватного регулирования на всех уровнях управления в целях качественного обеспечения развития системы образования и соблюдения прав участников образовательного процесса.
Складывающаяся практика подготовки образовательных учреждений к новому учебному году и осуществления контроля органами управления образованием за деятельностью лицензированных ими образовательных учреждений требует:
- внедрения более эффективных технологий контроля за результатами подготовки образовательных учреждений к новому учебному году;
- правового оформления готовности подведомственных образовательных учреждений к новому учебному году и изменения примерной формы акта приема готовности школы к новому учебному году, одобренной коллегией Минпроса СССР от 22.07.77;
- определения необходимых критериев оценки и процедур данного процесса;
- достаточного количества проверок образовательных учреждений с целью определения соответствия условий осуществления образовательного процесса контрольным нормативам и показателям, зафиксированным в лицензиях и приложениях к ним.
Положения, установленные Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ, требуют от местного самоуправления решения вопросов организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.
Право лицензирования муниципальных образовательных учреждений, предоставленное органам управления образованием, не отменяет необходимости традиционного ежегодного приема готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Анализ материалов инспекционных проверок показал, что контроль органов управления образованием за деятельностью лицензированных ими образовательных учреждений проводится редко и во многом формально.
На основании вышеизложенного Минобразование России предлагает органам управления образованием субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, наделенным законодательством субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями:
1. Рассматривать ежегодный прием образовательных учреждений к новому учебному году как контроль органов управления образованием за деятельностью лицензированных ими образовательных учреждений в части соблюдения нормативов и показателей, зафиксированных в лицензиях и приложениях к ним.
2. Разработать на основе примерных актов о готовности образовательных учреждений к новому учебному году (прилагаются) на региональном и местном (муниципальном) уровнях соответствующие акты о готовности подведомственных образовательных учреждений к новому учебному году и придать им правовой статус документов по результатам проверки соответствия условий осуществления образовательного процесса нормативам и показателям, зафиксированным в лицензиях и приложениях к ним.
3. Разработать конкретные критерии оценки готовности образовательных учреждений к новому учебному году и планы мероприятий для обеспечения условий осуществления образовательного процесса в подведомственных образовательных учреждениях в соответствии с государственными и местными требованиями в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности образовательного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Первый
заместитель министра
А.Ф.Киселев
Приложение 1
к письму Министерства образования
Российской Федерации
от 22 июня 2000 года N 22-06-723
Орган управления образованием ____________________________________________ | |||||||
________________________________________________________________________ | |||||||
ПРИМЕРНЫЙ АКТ
| |||||||
к 200 ___ / ___ учебному году | |||||||
Составлен " __ "_________ 200 _ года | |||||||
Полное наименование, номер общеобразовательного учреждения, год постройки | |||||||
здания___________________________________________________________________ | |||||||
| |||||||
|
(город, район, село, улица, номер дома), | ||||||
____________, |
телефон N |
_____________________________________________ | |||||
| |||||||
________________________________________________________________________ | |||||||
| |||||||
местного самоуправления ________________________________________________ от | |||||||
"___" ________ |
200__года N _______ |
проверка проводилась комиссией в составе: | |||||
от администрации _________________________________________________________ | |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
(на правах оперативного управления или передаче | ||||||
________________________________________________________________________ | |||||||
|
в собственность образовательному учреждению, дата и N документа) | ||||||
3. Наличие документов, подтверждающих право на пользование земельным участком, на котором размещено образовательное учреждение (за исключением зданий, арендуемых образовательным учреждением) ___________________________ | |||||||
________________________________________________________________________ | |||||||
|
(наименование документа, дата и N) | ||||||
4. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности, установленной формы и выданной органом управления образованием в соответствии с Положением о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобразования России от 17.11.94 N 442 _______________ | |||||||
________________________________________________________________________ | |||||||
(N лицензии, кем выдана, на какой срок, имеется ли приложение (приложения), соответствие данных, указанных в лицензии, уставу и какие реализуются виды общеобразовательных программ) | |||||||
5. Соблюдение контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в Приложении (приложениях): | |||||||
| |||||||
________________________________________________________________________ | |||||||
________________________________________________________________________; | |||||||
| |||||||
________________________________________________________________________; | |||||||
| |||||||
________________________________________________________________________; | |||||||
|
(также указывается превышение допустимой численности обучающихся) | ||||||
г) наличие материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса: |
NN п/п |
Наименование кабинетов, лабораторий, учебных классов |
Необходимое количество |
Фактически имеется |
Оснащены в % |
Наличие инструкции по технике безопасности |
Наличие акта разрешения |
Наличие и состояние ученической мебели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Указать, какой мебели недостает в соответствии с нормами и ростовыми группами __ |
________________________________________________________________________ |
________________________________________________________________________ |
NN |
Наименование учебных мастерских |
Площадь |
Рабочие места обучающихся |
Наличие рабочего места учителя труда и его оборудование |
Наличие оборудования, инструмента, ТСО и УНП в мастерских в % |
Наличие и состояние мебели и инвентаря |
Тип пола |
Освещенность |
Акт проверки на заземление оборудования |
Состояние вентиляции | |
|
|
|
всего |
из них аттес. |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Наличие технических средств обучения, их состояние и хранение:
Наименование |
Норма (в зависимости от типа образовательного учреждения) |
Имеется в наличии |
Из них исправных |
Наличие приспособлений для хранения и использования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Диапроекторы |
|
|
|
|
Кинопроекторы |
|
|
|
|
Магнитофоны |
|
|
|
|
Электрофоны |
|
|
|
|
Видеомагнитофоны |
|
|
|
|
Радиоузел |
|
|
|
|
Лингафонный кабинет |
|
|
|
|
Устройства для |
|
|
|
|
Телевизоры |
|
|
|
|
и др. |
|
|
|
|
д) наличие физкультурного зала, наличие спортивного оборудования, инвентаря по норме, его состояние, акты-разрешения на использование в образовательном процессе спортивного оборудования ________________________________________ | ||||||||
________________________________________________________________________ | ||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
|
(согласно лицензии) | |||||||
6. Сведения о книжном фонде библиотеки: | ||||||||
- число книг ________________ , брошюр, журналов ____________________________; | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
| |||||||
|
_____________________________________________________________ | |||||||
| ||||||||
а) классов (учебных групп) |
__________ , |
обучающихся |
_____________, | |||||
|
(всего) |
|
(всего) | |||||
из них в I смену обучается классов (учебных групп) _____________________________, | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
| |||||||
| ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
- капитальных ____________________________________________________________, | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
- площадь участка __________, сколько на участке деревьев __________, в том числе | ||||||||
фруктовых ____________________, ягодных кустов ____________________; | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
________________________________________________________________________, | ||||||||
обеспеченность технологическим оборудованием, его техническое состояние в соответствии с установленными требованиями _________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
(если контроль осуществляется специально закрепленным персоналом лечебного учреждения, | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
надо указать договор или другой документ, подтверждающий медицинское обслуживание) | ||||||||
19. Готовность учреждения к зиме. Характер отопительной системы (котельная, теплоцентраль, печное и др.), ее состояние | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||
| ||||||||
Председатель комиссии _________________ (расшифровка подписи) | ||||||||
Члены комиссии: |
__________________ | |||||||
|
__________________ |
| ||||||
|
_______________________ |
|
Приложение 2
к письму Министерства образования
Российской Федерации
от 22 июня 2000 года N 22-06-723
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
(орган управления образованием) | ||||||||||||
| ||||||||||||
к 200 __/__ учебному году | ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
(полное наименование учреждения, тип, год постройки) | ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
(адрес учреждения, телефон) | ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
(фамилия, имя и отчество заведующего дошкольным учреждением) | ||||||||||||
В соответствии с постановлением (распоряжением) Главы администрации | ||||||||||||
______________ от " ____ " 200 ______ года N ____ проверка проводилась комиссией | ||||||||||||
в составе: | ||||||||||||
от администрации_________________________________________________________, | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
с общим количеством воспитанников _______ человек. | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
первые группы раннего возраста |
_________________ |
детей, | ||||||||||
вторые группы раннего возраста |
_________________ |
детей, | ||||||||||
первые младшие группы |
_________________ |
детей, | ||||||||||
вторые младшие группы |
_________________ |
детей, | ||||||||||
средние группы |
_________________ |
детей, | ||||||||||
старшие группы |
_________________ |
детей, | ||||||||||
подготовительные к школе группы |
_________________ |
детей. | ||||||||||
Из них детей/групп с круглосуточным пребыванием _____________________________ | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________, | ||||||||||||
| ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
соответствие учебно-методического обеспечения требованиям программ, педагогическая целесообразность их хранения и размещения ____________________ | ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
| ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
место приготовления |
_________________ , |
тара |
_______________________, | |||||||||
наличие горшков |
_________________ , |
утюгов |
_______________________, | |||||||||
наличие пылесосов для уборки _____________________________________________, | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
________________________________________________________________________; | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
| ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
| ||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||
АКТ составлен |
______________ |
числа |
__________________ | |||||||||
_____________ |
месяца |
____________________ |
года |
__________ | ||||||||
Председатель комиссии |
__________________________________ | |||||||||||
Члены комиссии: |
__________________________________ | |||||||||||
|
__________________________________ | |||||||||||
|
__________________________________ | |||||||||||
|
__________________________________ |
Примечания:
1. Проверка готовности ДОУ к новому учебному году заканчивается к 25 августа.
2. Акт приема готовности ДОУ составляется в двух экземплярах. Один Акт направляется в вышестоящий ОУО, другой остается в учреждении.
3. В комиссию, как правило, входят представитель администрации района (города), руководитель ОУО, рай(гор)кома профсоюза, представитель Госсанэпиднадзора и Госпожнадзора, заведующий дошкольным учреждением.
4. Если комиссия считает, что ДОУ не может быть принято, необходимо сформулировать конкретные условия его приема.
5. Данная форма акта носит рекомендательный характер, в зависимости от специфики проверяемого объекта в акт могут быть включены и другие вопросы.
6. В качестве оценок состояния можно использовать "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".
Приложение 3
к письму Министерства образования
Российской Федерации
от 22 июня 2000 года N 22-06-723
| |||||||||||||||||
проверки готовности учреждения начального профессионального образования | |||||||||||||||||
к новому 200__/__ учебному году | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
1. Полное наименование образовательного учреждения, тип здания, год постройки, регистрационный номер, номер лицензии и дата выдачи, номер свидетельства гос. аккредитации. | |||||||||||||||||
2. Адрес образовательного учреждения, телефон. | |||||||||||||||||
3. Фамилия, имя, отчество руководителя профессионального училища. | |||||||||||||||||
4. Общая площадь |
________ |
кв.м. |
полезная площадь |
_____________ |
кв.м. | ||||||||||||
5. Расчетное количество ученических мест ____________________________________ | |||||||||||||||||
- Установлено лицензией |
________________ |
мест. | |||||||||||||||
- Фактически обучается |
________________ |
чел. | |||||||||||||||
В том числе: | |||||||||||||||||
- на 1-м курсе |
____________ |
чел., количество учебных групп |
_______ ; | ||||||||||||||
- на 2-м курсе |
____________ |
чел., количество учебных групп |
_______ ; | ||||||||||||||
- на 3-м курсе |
____________ |
чел., количество учебных групп |
_______ ; | ||||||||||||||
- на 4-м курсе |
____________ |
чел., количество учебных групп |
________ | ||||||||||||||
6. На основании какого документа проводится проверка готовности ОУ к новому учебному году (номер постановления, распоряжения, приказа). | |||||||||||||||||
7. Состав комиссии: | |||||||||||||||||
- от администрации района (города), | |||||||||||||||||
- от органов управления образованием, | |||||||||||||||||
- от Госсанэпиднадзора, | |||||||||||||||||
- от Госпожнадзора, | |||||||||||||||||
- от энергонадзора, | |||||||||||||||||
от профсоюзов | |||||||||||||||||
и т.д. | |||||||||||||||||
8. Качество проведенного ремонта учебных корпусов и общежития | |||||||||||||||||
Вид ремонт |
Наименование учебных корпусов |
Оценка |
Общежития |
Оценка | |||||||||||||
Капитальный |
Учебный |
|
|
| |||||||||||||
Текущий |
Производственный |
|
|
| |||||||||||||
| |||||||||||||||||
а) | |||||||||||||||||
NN |
Наименование лабораторий, учебных классов |
Необходимое количество |
Фактически имеется |
Оснащены в % |
Наличие инструкции по технике безопасности |
Наличие акта разрешения |
Наличие и состояние ученической мебели | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
б)
NN п/п |
Наименование учебных мастерскихи учебных полигонов |
Рабочие места обучающихся |
Наличие рабочего мастера произ. об. и его оборудование |
Наличие оборудования, инструмента, ТСО и УНП в мастерских в % |
Наличие и состояние мебели и инвентаря |
Примечание | ||||||||
|
|
всего |
из них аттес. |
|
|
|
| |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||||||
| ||||||||||||||
11. Наличие и состояние пищеблока. | ||||||||||||||
NN п/п |
Наличие столовой или буфета |
Обеспеченность технологическим оборудованием |
Обеспеченность посудой и инвентарем |
Обеспеч. мебелью |
Санитарное состояние | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||||||
| ||||||||||||||
- учителя и преподаватели _________________________________________________; | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||||
_________________________________________________________________________ | ||||||||||||||
Акт составлен |
_____________ |
числа | ||||||||||||
|
_____________ |
месяц |
_____________ |
года. | ||||||||||
Председатель комиссии |
Ф.И.О. | |||||||||||||
Члены комиссии | ||||||||||||||
_______________________________________________ | ||||||||||||||
_______________________________________________ | ||||||||||||||
_______________________________________________ | ||||||||||||||
|
Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 19, 2000 год