почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
24
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 марта 2006 года N 50-Г06-2


Условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на региональном уровне должны быть определены представительным органом власти субъекта Российской Федерации в соответствующем законе
(Извлечение)

     
     
     Постановлением Законодательного собрания Омской области от 21 апреля 2005 года N 95 принят Закон Омской области "О внесении изменений в Законы Омской области "Об оплате труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета" и "О государственной политике Омской области в сфере образования", который 29 апреля 2005 года подписан губернатором Омской области и вступил в силу с 6 мая 2005 года.
     
     В п.5 ст.7 Закона Омской области от 6 января 2000 года N 225-ОЗ "О государственной политике Омской области в сфере образования" (в ред. от 29 апреля 2005 года) определено, что размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), устанавливаются правительством Омской области.
     
     Прокурор Омской области обратился в суд с заявлением о признании п.5 ст.7 указанного Закона недействующим по тем основаниям, что названное положение противоречит ст.2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", п.5 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. от 22 августа 2004 года), согласно которым размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. По мнению прокурора, правительство Омской области является органом исполнительной власти и не вправе принимать законодательные акты.
     
     Решением Омского областного суда от 12 декабря 2005 года в удовлетворении заявления отказано.
     
     В кассационном представлении прокурор ставил вопрос об отмене указанного решения, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права.
     
     Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 29 марта 2006 года кассационное представление прокурора удовлетворила по следующим основаниям.
     
     Согласно абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
     
     В ст.2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (в ред. от 29 декабря 2004 года) закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. от 13 января 1996 года), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
     
     Дополнение аналогичного содержания внесено в абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" ст.16 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
     
     Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что к законодательным актам относятся все нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, в том числе нормативные акты высшего органа исполнительной власти - правительства Омской области, а поскольку в Федеральном законе прямо не указано, что размер, условия и порядок возмещения расходов должен быть урегулирован законом субъекта Российской Федерации, законодательный орган вправе был самостоятельно определить механизм правового регулирования, делегировав полномочия правительству Омской области.
     
     Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
     
     Действительно, понятие "законодательные акты" в законе не определено. Вместе с тем при оценке юридического термина следует исходить из того, в каком значении он употребляется в данном правовом акте.
     
     Согласно ст.6 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ положения законодательных актов, указанных в ст.2 настоящего Закона (т.е. законов Российской Федерации и РСФСР), об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
     
     Анализируя ст.2 указанного Закона в системной связи со ст.6, можно сделать вывод о том, что под законодательными актами в данном нормативном правовом акте следует понимать законы. Иное толкование противоречит правилам юридической техники, согласно которым один и тот же термин в нормативном правовом акте употребляется в одном и том же значении.
     
     В соответствии с подп."б" п.1 ст.5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательное регулирование по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Законодательным (представительным) органом государственной власти в Омской области согласно ст.35 Устава Омской области является Законодательное собрание Омской области.
     
     Таким образом, размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), должны быть установлены законом, а не постановлением правительства Омской области.
     
     Делегирование этих полномочий правительству Омской области в данном случае противоречит принципу самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий, установленному подп."ж" п.1 ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
     
     Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Омского областного суда отменила, приняла новое решение, которым заявление прокурора Омской области удовлетворила: признала противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу п.5 ст.7 Закона Омской области от 6 января 2000 года N 225-ОЗ "О государственной политике Омской области в сфере образования" (в ред. от 29 апреля 2005 года).
     

     
Текст документа сверен по:
Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации,
N 1, январь 2007 года
     
     

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование