почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
28
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ГОСТ 20058-80

Группа Д00

    
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

    
    
ДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В АТМОСФЕРЕ

Термины, определения и обозначения

Aircraft dynamics in atmosphere. Terms, definitions and symbols

    
    
Дата введения 1981-07-01

    
    
    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 июля 1980 г. N 3913 срок введения установлен с 01.07.1981 г.
    
    ВЗАМЕН ГОСТ 20058-74, кроме пп.45-67
    
    ВНЕСЕНЫ поправки, опубликованные в ИУС N 3, 1982 год, ИУС N 12, 1986 год
    
    Поправки внесены изготовителем базы данных

    
    
    Настоящий стандарт распространяется на летательные аппараты тяжелее воздуха, в основном самолеты.
    
    Стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины, определения, обозначения осей координат и буквенные обозначения величин, относящиеся к динамике летательных аппаратов в атмосфере Земли и других планет.
    
    Стандарт следует применять совместно с ГОСТ 22833-77 к и ГОСТ 23281-78
    
    Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
    
    Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
    
    Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять, если исключена возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
    
    Если необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и, соответственно, в графе "Определение" поставлен прочерк.
    
    Для отдельных понятий стандартизованные термины отсутствуют и, соответственно, в графе "Термин" поставлен прочерк.
    
    В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
    
    В справочном приложении 1 приведены чертежи основных углов, используемых в динамике летательных аппаратов в атмосфере, в справочном приложении 2 - матрицы преобразования величин из одной системы координат в другую, в справочном приложении 3 - таблица соответствия обозначений осей координат и буквенных обозначений величин, установленных в данном стандарте и МС ИСО 1151, ч.I-V.
    
    Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.
    
    

Термин

Обозначение

Определение

Примечание

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Динамика летательных аппаратов в атмосфере


Раздел механики, в котором изучается движение летательных аппаратов в атмосфере

Термин "летательный аппарат" в данном стандарте относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха, оснащенным, как правило, установкой для создания тяги (п.53) например, самолет, ракета, вертолет

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ И ЗЕМНЫЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ

2. Инерциальная система координат

Правая прямоугольная декартова система координат, начало которой помещено в некоторой точке пространства, либо перемещается с постоянной скоростью, а направление осей относительно звезд неизменно


3. Земная система координат

Правая прямоугольная декартова система координат, начало и оси которой фиксированы по отношению к Земле и выбираются в соответствии с задачей


4. Нормальная земная система координат

Земная система координат, ось которой направлена вверх по местной вертикали, а направление осей и выбирается в соответствии с задачей

Под местной вертикалью понимают прямую, совпадающую с направлением силы тяжести в рассматриваемой точке

5. Стартовая система координат

Земная система координат, начало которой совпадает с характерной точкой летательного аппарата в начальный момент движения, ось направлена вверх по местной вертикали, а направление осей и выбирается в соответствии с задачей


ПОДВИЖНЫЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ

6. Подвижная система координат


Правая прямоугольная декартова система координат, начало которой помещено на летательном аппарате, обычно в центре масс, а направление осей выбирается в соответствии с задачей


7. Ориентированная подвижная система координат

Подвижная система координат, направление осей которой относительно звезд неизменно


8. Земная подвижная система координат

Подвижная система координат, оси которой направлены так же, как и соответствующие оси земной системы координат


9. Нормальная система координат

Подвижная система координат, ось которой направлена вверх по местной вертикали, а направление осей и выбирается в соответствии с задачей


10. Связанная система координат



Подвижная система координат, осями которой являются продольная ось (п.11), нормальная ось (п.12) и поперечная ось (п.13), фиксированные относительно летательного аппарата


11. Продольная ось

Ось связанной системы координат, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направленная от хвостовой к носовой части летательного аппарата

1. Направление продольной оси может быть выбрано как по базовым осям самолета, крыла или фюзеляжа, так и по главным осям инерции. Выбор продольной оси должен быть указан.

2. Для осесимметричных летательных аппаратов продольная ось располагается вдоль оси симметрии

12. Нормальная ось

Ось связанной системы координат, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направленная к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей


13. Поперечная ось

Ось связанной системы координат, перпендикулярная плоскости симметрии летательного аппарата и направленная к правой части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей


14. Полусвязанная система координат

Подвижная система координат, ось которой совпадает с проекцией скорости летательного аппарата (п.35) на плоскость связанной системы координат, ось - с осью подъемной силы (п.18), a ocь - с поперечной осью


15. Связанная с пространственным углом атаки система координат

Подвижная система координат, ось которой совпадает с продольной осью, а ось лежит в плоскости, образованной продольной осью и направлением скорости летательного аппарата (п.35), и направлена противоположно проекции скорости на плоскость, перпендикулярную продольной оси


16. Скоростная система координат

Подвижная система координат, ось которой совпадает с направлением скорости летательного аппарата (п.35), а ось лежит в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направлена к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей


17. Скоростная ось

Ось скоростной системы координат, совпадающая с направлением скорости летательного аппарата (п.35)


18. Ось подъемной силы

Ось скоростной системы координат в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат помещено вне плоскости симметрии, и направленная к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей


19. Боковая ось

Ось, которая в совокупности со скоростной осью и осью подъемной силы составляет скоростную систему координат


20. Траекторная система координат

Подвижная система координат, ось которой совпадает с направлением земной скорости (п.37), ось лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось , и направлена обычно вверх от поверхности Земли


УГЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СВЯЗАННОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ И В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ, СВЯЗАННОЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ УГЛОМ АТАКИ

(Справочное приложение 1, черт.1)

21. Угол атаки



Угол между продольной осью и проекцией скорости летательного аппарата (п.35) на плоскость связанной системы координат

Угол атаки следует считать положительным, если проекция скорости летательного аппарата на нормальную ось отрицательна

22. Угол скольжения



Угол между направлением скорости летательного аппарата (п.35) и плоскостью связанной системы координат

Угол скольжения следует считать положительным, если проекция скорости летательного аппарата на поперечную ось положительна

23. Пространственный угол атаки



Угол между продольной осью и направлением скорости летательного аппарата (п.35)

Пространственный угол атаки всегда является положительным

24. Аэродинамический угол крена

Угол между нормальной осью и осью системы координат, связанной с пространственным углом атаки

Аэродинамический угол крена следует считать положительным, когда ось совмещается с нормальной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении продольной оси

УГЛЫ МЕЖДУ ОСЯМИ СВЯЗАННОЙ И НОРМАЛЬНОЙ СИСТЕМ КООРДИНАТ

(Справочное приложение 1, черт.2)

25. Угол рыскания

Угол между осью нормальной системы координат и проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость нормальной системы координат

Угол рыскания следует считать положительным, когда ось совмещается с проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

26. Угол тангажа

Угол между продольной осью и горизонтальной плоскостью нормальной системы координат

Угол тангажа следует считать положительным, когда продольная ось находится выше горизонтальной плоскости

27. Угол крена

Угол между поперечной осью и осью нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором угол рыскания равен нулю

Угол крена следует считать положительным, когда смещенная ось совмещается с поперечной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

УГЛЫ МЕЖДУ ОСЯМИ СКОРОСТНОЙ И НОРМАЛЬНОЙ СИСТЕМ КООРДИНАТ

(Справочное приложение 1, черт.3)

28. Скоростной угол рыскания

Угол между осью нормальной системы координат и проекцией скоростной оси на горизонтальную плоскость нормальной системы координат

Скоростной угол рыскания следует считать положительным, когда ось совмещается с проекцией скоростной оси на горизонтальную плоскость поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

29. Скоростной угол тангажа

Угол между скоростной осью и горизонтальной плоскостью нормальной системы координат

Скоростной угол тангажа следует считать положительным, когда скоростная ось находится выше горизонтальной плоскости

30. Скоростной угол крена

Угол между боковой осью и осью нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором скоростной угол рыскания равен нулю

Скоростной угол крена следует считать положительным, когда смещенная ось совмещается с боковой осью поворотом вокруг скоростной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

ТРАЕКТОРНЫЕ УГЛЫ

(Справочное приложение 1, черт.4)

31. Угол пути

Угол между осью нормальной системы координат и направлением путевой скорости (п.38)

Угол пути следует считать положительным, когда ось совмещается с направлением путевой скорости поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

32. Угол наклона траектории

Угол между направлением земной скорости (п.37) и горизонтальной плоскостью нормальной системы координат
    

Угол наклона траектории следует считать положительным, когда проекция земной скорости на ось положительна

УГЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА

(Справочное приложение 1, черт.5)

33. Угол ветра

Угол между осью нормальной системы координат и проекцией скорости ветра (п.39) на горизонтальную плоскость нормальной системы координат

Угол ветра следует считать положительным, когда ось совмещается с проекцией скорости ветра на горизонтальную плоскость поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

34. Наклон ветра

Угол между направлением скорости ветра (п.39) и горизонтальной плоскостью

Наклон ветра следует считать положительным, когда проекция скорости ветра на ось нормальной системы координат положительна

СКОРОСТИ

35. Скорость летательного аппарата

Скорость

Скорость начала связанной системы координат относительно среды, не возмущенной летательным аппаратом

1. При применении термина к конкретному виду летательного аппарата следует заменять слова "летательного аппарата" на термин конкретного вида летательного аппарата, например, "скорость самолета".

2. Составляющие скоростей по осям различных систем координат следует обозначать соответственно , , , с индексом соответствующей оси, например, - составляющая земной скорости  (п.37) по оси связанной системы координат; - составляющая скорости летательного аппарата по оси скоростной системы координат; при этом , а

36. -


Модуль скорости летательного аппарата


37. Земная скорость

Скорость начала связанной системы координат относительно какой-либо из земных систем координат

См. примечание 2 к п.35

38. Путевая скорость

Проекция земной скорости на
горизонтальную плоскость нормальной системы координат

То же

39. Скорость ветра

Скорость среды, не возмущенной летательным аппаратом, относительно какой-либо из земных систем координат

"

УГЛОВЫЕ СКОРОСТИ

40. Абсолютная угловая скорость летательного аппарата

Абсолютная угловая скорость

Угловая скорость связанной системы координат относительно инерциальной системы координат

1. Составляющие абсолютной угловой скорости летательного аппарата и угловой скорости летательного аппарата (п.41) по осям различных систем координат следует обозначать соответственно   и  с индексом соответствующей оси, например, - составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси скоростной системы координат.

2. Составляющие абсолютной угловой скорости летательного аппарата и угловой скорости летательного аппарата следует считать положительными при вращении летательного аппарата вокруг соответствующей оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси

41. Угловая скорость летательного аппарата

Угловая скорость

Угловая скорость связанной системы координат относительно какой-либо из земных систем координат

См. примечания к п.40

42. Скорость крена



Составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси связанной системы координат

См. примечание 2 к п.40

43. Скорость рыскания



Составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси связанной системы координат

То же

44. Скорость тангажа



Составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси связанной системы координат

"

МАССОВЫЕ И ИНЕРЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

45. Масса летательного аппарата

-

Масса является одной из характеристик материального объекта и определяет его инертные и гравитационные свойства. Масса механической системы - это сумма масс материальных точек, образующих систему

46. Момент инерции летательного аппарата относительно оси

Момент инерции






-





47. Центробежный момент инерции летательного аппарата

Центробежный момент инерции





-





48. Радиус инерции летательного аппарата относительно оси

Радиус инерции





-





УГЛЫ ОТКЛОНЕНИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

49. Угол отклонения органа управления тангажом


Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента тангажа (п.75), или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонений нескольких органов управления

1. При применении термина к конкретным видам органов управления тангажом следует заменять слова "органа управления тангажом" на термин конкретного вида органа управления, например, "угол отклонения руля высоты" (), "угол отклонения стабилизатора" ().

2. Угол отклонения органа управления тангажом осесимметричных летательных аппаратов следует обозначать .

3. Углы отклонения органов управления следует считать положительными при поворотах органов управления по часовой стрелке, если смотреть в направлении соответствующей оси связанной системы координат. При этом предполагается, что оси вращения органов управления креном и тангажом условно минимальными поворотами приведены в положение, параллельное поперечной оси, а ось вращения органа управления рысканием - в положение, параллельное нормальной оси, и знак угла отклонения органа управления креном определяется положением правого органа управления (справочное приложение 1, черт.6)
    
4. Для винтокрылых летательных аппаратов допустимо иное правило определения знака углов отклонения органов управления

50. Угол отклонения органа управления креном


Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента крена (п.73), или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонения нескольких органов управления

1. При применении термина к конкретным видам органов управления креном следует заменять слова "органа управления креном" на термин конкретного вида органа управления, например, "угол отклонения элеронов" () "угол отклонения дифференциального стабилизатора" ().

2. Угол отклонения органа управления креном осесимметричных летательных аппаратов следует обозначать .

3. См. примечания 3 и 4 к п.49

51. Угол отклонения органа управления рысканием


Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента рыскания (п.74) или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонения нескольких органов управления

1. При применении термина к конкретным видам органов управления рысканием следует заменять слова "органа управления рысканием" на термин конкретного вида органа управления, например, "угол отклонения руля направления" ().

2. Угол отклонения органа управления рысканием осесимметричных летательных аппаратов следует обозначать .

3. См. примечания 3 и 4 к п.49

СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

52. Результирующая сила

Главный вектор системы сил, действующих на летательный аппарат, без учета инерционных, гравитационных сил и сил, возникающих при контакте летательного аппарата с землей

Результирующая сила складывается из тяги (п.53) и аэродинамической силы планера (п.54).

Разложение результирующей силы на эти составляющие в каждом частном случае зависит от принятых условий

53. Тяга

Главный вектор системы сил, действующих на летательный аппарат со стороны двигателя в результате его функционирования

Составляющие тяги по осям различных систем координат следует обозначать с индексом соответствующей оси, например, - составляющая тяги по оси связанной системы координат

54. Аэродинамическая сила планера

Аэродинамическая сила

Главный вектор системы сил, действующих на летательный аппарат со стороны окружающей среды при его движении

В случаях, исключающих возможность различного толкования, индекс в обозначении может быть опущен

55. Продольная сила



Составляющая результирующей силы по оси связанной системы координат


56. Нормальная сила



Составляющая результирующей силы по оси связанной системы координат


57. Поперечная сила

Составляющая результирующей силы по оси связанной системы координат


58. Тангенциальная сила

Составляющая результирующей силы по оси скоростной системы координат


59. Подъемная сила

Составляющая результирующей силы по оси скоростной системы координат


60. Боковая сила

Составляющая результирующей силы по оси скоростной системы координат


61. Аэродинамическая продольная сила

Продольная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси связанной системы координат, взятая с противоположным знаком


62. Аэродинамическая нормальная сила

Нормальная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси связанной системы координат


63. Аэродинамическая поперечная сила

Поперечная сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси связанной системы координат


64. Сила лобового сопротивления

Составляющая аэродинамической силы планера по оси скоростной системы координат, взятая с противоположным) знаком


65. Аэродинамическая подъемная сила

Подъемная сила


Составляющая аэродинамической силы планера по оси скоростной системы координат


66. Аэродинамическая боковая сила

Боковая сила

Составляющая аэродинамической силы планера по оси скоростной системы координат


67. -

Составляющая аэродинамической силы планера по оси  системы координат, связанной с пространственным углом атаки, взятая с противоположным знаком


68. -

Составляющая аэродинамической силы планера по оси системы координат, связанной с пространственным углом атаки


69. -

Составляющая аэродинамической силы планера по оси системы координат, связанной с пространственным углом атаки


МОМЕНТЫ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

70. Результирующий момент

Главный момент системы сил, образующих результирующую силу, относительно характерной точки летательного аппарата

Результирующий момент обычно определяется относительно центра масс

71. Момент тяги

Главный момент сил, составляющих тягу, относительно характерной точки летательного аппарата

1. Момент тяги обычно определяется относительно центра масс.

2. Составляющие момента тяги в различных системах координат следует обозначать с индексом соответствующей оси, например, - составляющая момента по оси связанной системы координат

72. Аэродинамический момент

Момент, определяемый по формуле


73. Момент крена

Составляющая результирующего момента по оси связанной системы координат

1. Момент относительно рассматриваемой оси следует считать положительным, когда его вектор совпадает с направлением этой оси.

2. В случаях, исключающих различное толкование, в обозначениях составляющих результирующего момента индекс может быть опущен.

3. Термины для составляющих результирующего момента в других системах координат следует образовывать добавлением к данному термину терминов соответствующих систем координат, например, "момент крена в скоростной системе координат", соответственно буквенные обозначения следует образовывать добавлением к индекса соответствующей оси, например,

74. Момент рыскания

Составляющая результирующего момента по оси связанной системы координат

См. примечания к п.73

75. Момент тангажа

Составляющая результирующего момента по оси связанной системы координат

См. примечания к п.73

76. Аэродинамический момент крена

Момент крена

Составляющая аэродинамического момента по оси связанной системы координат

1. См. примечание 1 к п.73.

2. Термины для составляющих аэродинамического момента в других системах координат следует образовывать добавлением к данному термину терминов соответствующих систем координат, например, "аэродинамический момент крена в скоростной системе координат"; соответственно буквенные обозначения следует образовывать добавлением к индекса соответствующей оси, например,

77. Аэродинамический момент рыскания

Момент рыскания

Составляющая аэродинамического момента по оси связанной системы координат

См. примечания к п.76

78. Аэродинамический момент тангажа

Момент тангажа

Составляющая аэродинамического момента по оси связанной системы координат

"

ПЕРЕГРУЗКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

79. Перегрузка

Отношение результирующей силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

При определении перегрузки для условий разбега при взлете и приземления следует дополнительно учитывать силы реакции Земли

80. Продольная перегрузка

Отношение продольной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

81. Нормальная перегрузка

Отношение нормальной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

82. Поперечная перегрузка

Отношение поперечной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

83. Тангенциальная перегрузка

Отношение тангенциальной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

84. Нормальная скоростная перегрузка

Отношение подъемной силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

85. Боковая перегрузка

    Отношение боковой силы к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения

КОЭФФИЦИЕНТЫ СИЛ

86. Коэффициент аэродинамической продольной силы

Коэффициент продольной силы

Отношение аэродинамической продольной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .

2. Для самолета обычно за характерную площадь принимается площадь крыла.

3. Для обозначения частных производных коэффициентов сил и моментов устанавливается обозначение вида , где - буквенное обозначение рассматриваемого коэффициента силы или момента, а - буквенное обозначение величины, по которой берется производная от этого коэффициента, например,
    

-


частная производная коэффициента аэродинамической подъемной силы (п.90) по углу атаки;


- частная производная коэффициента аэродинамического момента рыскания (п.97) по углу отклонения элеронов

87. Коэффициент аэродинамической нормальной силы

Коэффициент нормальной силы

Отношение аэродинамической нормальной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

88. Коэффициент аэродинамической поперечной силы

Коэффициент поперечной силы

Отношение аэродинамической поперечной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

89. Коэффициент лобового сопротивления

Отношение силы лобового сопротивления к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

90. Коэффициент аэродинамической подъемной силы

Коэффициент подъемной силы

Отношение аэродинамической подъемной силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

91. Коэффициент аэродинамической боковой силы

Коэффициент боковой силы

Отношение аэродинамической боковой силы к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

92. -

Отношение составляющей аэродинамической силы планера к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

93. -

Отношение составляющей аэродинамической силы планера к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

94. -



Отношение составляющей аэродинамической силы планера к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

95. Коэффициент тяги

Отношение тяги к произведению скоростного напора на характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.86

КОЭФФИЦИЕНТЫ МОМЕНТОВ

96. Коэффициент аэродинамического момента крена

Коэффициент момента крена

Отношение аэродинамического момента крена к произведению скоростного напора на характерный линейный размер и характерную площадь летательного аппарата

1. .

2. Для самолета обычно за характерный линейный размер и характерную площадь принимают соответственно размах крыла и площадь крыла

3. См. примечание 3 к п.86

97. Коэффициент аэродинамического момента рыскания

Коэффициент момента рыскания

Отношение аэродинамического момента рыскания к произведению скоростного напора на характерный линейный размер и характерную площадь летательного аппарата

1. .


2. См. примечания 2 и 3 к п.96

98. Коэффициент аэродинамического момента тангажа

Коэффициент момента тангажа

Отношение аэродинамического момента тангажа к произведению скоростного напора на характерный линейный размер и характерную площадь летательного аппарата

1. .

2. Для самолета обычно за характерный линейный размер и характерную площадь принимают соответственно среднюю аэродинамическую хорду крыла и площадь крыла

3. См. примечание 3 к п.86

ХАРАКТЕРНЫЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ТОЧКИ

99. Фокус по углу атаки

Фокус


Точка, расположенная на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа остается постоянным при малых изменениях только угла атаки

1. .


2. Направление оси связанной системы координат выбрано таким образом, что при нулевом значении угла атаки подъемная сила летательного аппарата близка к нулю.

3. Это определение применимо к летательному аппарату при учете и без учета функционирования его двигателей, аэроупругих деформаций конструкции, а также к части летательного аппарата и к комбинации нескольких его элементов

100. Фокус по углу скольжения


Точка, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата, относительно которой моменты рыскания и крена остаются постоянными при малых изменениях только угла скольжения

1. и .

2. См. примечание 2 к п.99

101. Фокус по отклонению органа управления тангажом


Точка, расположенная на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой аэродинамический момент тангажа остается постоянным при малых изменениях только угла отклонения органа управления тангажом

1. .


2. См. примечание 2 к п .99

102. Фокус по отклонению органа управления рысканием


Точка, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата, относительно которой моменты рыскания и крена остаются постоянными при малых изменениях только угла отклонения органа управления рысканием

1. и .


2. См. примечание 2 к п.99

НЕЙТРАЛЬНЫЕ ЦЕНТРОВКИ

103. Нейтральная центровка по перегрузке при фиксированном руле высоты


Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при фиксированном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

При нейтральной центровке по перегрузке при фиксированном руле высоты одному и тому же значению угла отклонения руля высоты в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки

104. Нейтральная центровка по перегрузке при свободном руле высоты


Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при свободном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

1. При нейтральной центровке по перегрузке при свободном руле высоты одному и тому же значению шарнирного момента руля высоты в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки.

2. Предполагается, что сила трения равна нулю.

3. Под шарнирным моментом руля высоты понимают главный момент системы всех сил, действующих на руль высоты, кроме сил, действующих со стороны привода, относительно оси вращения руля высоты

105. Нейтральная центровка по скорости при фиксированном руле высоты


Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при фиксированном руле высоты

1. При нейтральной центровке по скорости при фиксированном руле высоты одному и тому же положению руля высоты могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении.

2. Нейтральная центровка по скорости при фиксированном руле высоты совпадает с фокусом по углу атаки, если влияние скорости на коэффициент момента тангажа пренебрежимо мало

106. Нейтральная центровка по скорости при свободном руле высоты


Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при свободном руле высоты

1. При нейтральной центровке по скорости при свободном руле высоты одному и тому же значению шарнирного момента руля высоты могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении.

2. См. примечания 2 и 3 к п.104

107. Нейтральная центровка по перегрузке при фиксированном рычаге управления


Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при фиксированном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

При нейтральной центровке по перегрузке при фиксированном рычаге управления одному и тому же положению рычага управления тангажом в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки

108. Нейтральная центровка по перегрузке при свободном рычаге управления


Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересесчения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений подъемной силы при свободном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

1. При нейтральной центровке по перегрузке при свободном рычаге управления одному и тому же значению усилия на рычаге управления тангажом в указанном движении летательного аппарата могут соответствовать различные значения перегрузки.

2. См. примечание 2 к п.104

109. Нейтральная центровка по скорости при фиксированном рычаге управления


Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной нa линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости  установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при фиксированном рычаге управления тангажом

При нейтральной центровке по скорости при фиксированном рычаге управления одному и тому же положению рычага управлении тангажом могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении

110. Нейтральная центровка по скорости при свободном рычаге управления


Распределение массы летательного аппарата, при котором центр масс совпадает с точкой, расположенной на линии пересечения плоскости связанной системы координат с плоскостью симметрии летательного аппарата, относительно которой момент тангажа не зависит от малых изменений скорости установившегося прямолинейного движения летательного аппарата при свободном рычаге управления тангажом

1. При нейтральной центровке по скорости при свободном рычаге управления одному и тому же усилию на рычаге управления тангажом могут соответствовать различные, мало отличающиеся значения скорости летательного аппарата в указанном движении.

2. См. примечание 2 к п.104

ПАРАМЕТРЫ УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ

111. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при фиксированном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при фиксированном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью


112. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при свободном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при свободном руле высоты, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

Предполагается, что сила трения равна нулю

113. Степень продольной статической устойчивости по скорости при фиксированном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при фиксированном руле высоты


114. Степень продольной статической устойчивости по скорости при свободном руле высоты

Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при свободном руле высоты

См. примечание к п.112

115. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при фиксированном рычаге управления


Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при фиксированном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью


116. Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при свободном рычаге управления


Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при свободном рычаге управления тангажом, когда движение летательного аппарата можно считать квазиустановившимся криволинейным движением в вертикальной плоскости с постоянной скоростью

См. примечание к п.112

117. Степень продольной статической устойчивости по скорости при фиксированном рычаге управления


Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы и установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при фиксированном рычаге управления тангажом


118. Степень продольной статической устойчивости по скорости при свободном рычаге управления


Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы в установившемся прямолинейном движении летательного аппарата при свободном рычаге управления тангажом

См. примечание к п.112

119. Эффективность органа управления тангажом


Приращение коэффициента момента тангажа, обусловленное полным отклонением органа управления тангажом от нейтрального положения

При применении термина к конкретным видам органов управления тангажом следует заменять слова "органа управления тангажом" на термин конкретного вида органа управления, например, "эффективность руля высоты" ()

120. Эффективность органа управления креном


Приращение коэффициента момента крена, обусловленное полным отклонением органа управления креном от нейтрального положения

При применении термина к конкретным видам органов управления креном следует заменять слова "органа управления креном" на термин конкретного вида органа управления, например, "эффективность элеронов" ()

121. Эффективность органа управления рысканием


Приращение коэффициента момента рыскания, обусловленное полным отклонением органа управления рысканием от нейтрального положения

При применении термина к конкретным видам органов управления рысканием следует заменять слова "органа управления рысканием" на термин конкретного вида органа управления, например, "эффективность руля направления" ()

122. Коэффициент эффективности органа управления тангажом


Частная производная коэффициента момента тангажа по углу отклонения opганa управления тангажом

При применении термина к конкретным видам органа управления тангажом следует заменять слова "органа управления тангажом" на термин конкретного вида органа управления, например, "коэффициент эффективности руля высоты" ()

123. Коэффициент эффективности органа управления креном


Частная производная коэффициента момента крена по углу отклонения органа управления креном

При применении термина к конкретным видам органа управления креном следует заменять слова "органа управления креном" на термин конкретного вида органа управления, например, "коэффициент эффективности элеронов" ()

124. Коэффициент эффективности органа управления рысканием


Частная производная коэффициента момента рыскания по углу отклонения органа управления рысканием

При применении термина к конкретным видам органа управления рысканием следует заменять слова "органа управления рысканием" на термин конкретного вида органа управления, например, "коэффициент эффективности руля направления" ()

    
    
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

    

Динамика летательных аппаратов в атмосфере

    1

Коэффициент аэродинамической боковой силы

    91

Коэффициент аэродинамического момента крена

    96

Коэффициент аэродинамического момента рыскания

    97

Коэффициент аэродинамического момента тангажа

    98

Коэффициент аэродинамической нормальной силы

    87

Коэффициент аэродинамической подъемной силы

    90

Коэффициент аэродинамической поперечной силы

    88

Коэффициент аэродинамической продольной силы

    86

Коэффициент боковой силы

    91

Коэффициент лобового сопротивления

    89

Коэффициент момента крена

    96

Коэффициент момента рыскания

    97

Коэффициент момента тангажа

    98

Коэффициент нормальной силы

    87

Коэффициент подъемной силы

    90

Коэффициент поперечной силы

    88

Коэффициент продольной силы

    86

Коэффициент тяги

    95

Коэффициент эффективности органа управления креном

    123

Коэффициент эффективности органа управления рысканием

    124

Коэффициент эффективности органа управления тангажом

    122

Масса летательного аппарата

    45

Момент аэродинамический

    72

Момент инерции

    46

Момент инерции летательного аппарата относительно оси

    46

Момент инерции летательного аппарата центробежный

    47

Момент инерции центробежный

    47

Момент крена

    73

Момент крена

    76

Момент крена аэродинамический

    76

Момент результирующий

    70

Момент рыскания

    74

Момент рыскания

    77

Момент рыскания аэродинамический

    77

Момент тангажа

    75

Момент тангажа

    78

Момент тангажа аэродинамический

    78

Момент тяги

    71

Наклон ветра

    34

Ось боковая

    19

Ось нормальная

    12

Ось подъемной силы

    18

Ось поперечная

    13

Ось продольная

    11

Ось скоростная

    17

Перегрузка

    79

Перегрузка боковая

    85

Перегрузка нормальная

   81

Перегрузка нормальная скоростная

    84

Перегрузка поперечная

    82

Перегрузка продольная

    80

Перегрузка тангенциальная

    83

Радиус инерции

    48

Радиус инерции летательного аппарата относительно оси

    48

Сила аэродинамическая

    54

Сила боковая

    60

Сила боковая

    66

Сила боковая аэродинамическая

    66

Сила лобового сопротивления

    64

Сила нормальная

    56

Сила нормальная

    62

Сила нормальная аэродинамическая

    62

Сила планера аэродинамическая

    54

Сила подъемная

    59

Сила подъемная

    65

Сила подъемная аэродинамическая

    65

Сила поперечная

    57

Сила поперечная

    63

Сила поперечная аэродинамическая

    63

Сила продольная

    55

Сила продольная

    61

Сила продольная аэродинамическая

    61

Сила результирующая

    52

Сила тангенциальная

    58

Система координат земная

    3

Система координат земная нормальная

    4

Система координат инерциальная

    2

Система координат нормальная

    9

Система координат подвижная

    6

Система координат подвижная земная

    8

Система координат подвижная ориентированная

    7

Система координат полусвязанная

    14

Система координат связанная

    10

Система координат, связанная с пространственным углом атаки

    15

Система координат скоростная

    16

Система координат стартовая

    5

Система координат траекторная

    20

Скорость

    35

Скорость ветра

    39

Скорость земная

    37

Скорость крена

    42

Скорость летательного аппарата

    35

Скорость летательного аппарата угловая

    41

Скорость летательного аппарата угловая абсолютная

    40

Скорость путевая

    38

Скорость рыскания

    43

Скорость тангажа

    44

Скорость угловая

    41

Скорость угловая абсолютная

    40

Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при свободном руле высоты

    112

Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при свободном рычаге управления

    116

Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при фиксированном руле высоты

    111

Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при фиксированном рычаге управления

    115

Степень продольной статической устойчивости по скорости при свободном руле высоты

    114

Степень продольной статической устойчивости по скорости при свободном рычаге управления

    118

Степень продольной статической устойчивости по скорости при фиксированном руле высоты

113

Степень продольной статической устойчивости по скорости при фиксированном рычаге управления

117

Тяга

53

Угол атаки

21

Угол атаки пространственный

23

Угол ветра

33

Угол крена

27

Угол крена аэродинамический

24

Угол крена скоростной

30

Угол наклона траектории

32

Угол отклонения органа управления креном

50

Угол отклонения органа управления рысканием

51

Угол отклонения органа управления тангажом

49

Угол пути

31

Угол рыскания

25

Угол рыскания скоростной

28

Угол скольжения

22

Угол тангажа

26

Угол тангажа скоростной

29

Фокус

99

Фокус по отклонению органа управления рысканием

102

Фокус по отклонению органа управления тангажом

101

Фокус по углу атаки

99

Фокус по углу скольжения

100

Центровка нейтральная по перегрузке при свободном руле высоты

104

Центровка нейтральная по перегрузке при свободном рычаге управления

108

Центровка нейтральная по перегрузке при фиксированном руле высоты

103

Центровка нейтральная по перегрузке при фиксированном рычаге управления

107

Центровка нейтральная по скорости при свободном руле высоты

106

Центровка нейтральная по скорости при свободном рычаге управления

110

Центровка нейтральная по скорости при фиксированном руле высоты

105

Центровка нейтральная по скорости при фиксированном рычаге управления

109

Эффективность органа управления креном

120

Эффективность органа управления рысканием

121

Эффективность органа управления тангажом

119

    
    
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

    
Основные углы, используемые в механике полета


Углы, определяющие направление скорости летательного аппарата в связанной
системе координат и в системе координат, связанной с пространственным углом атаки


Черт.1


Углы между осями связанной системы координат и нормальной системы координат


Черт.2


Углы между осями скоростной системы координат и нормальной системы координат


Черт.3


Траекторные углы


Черт.4


Углы, определяющие направление ветра


Черт.5


Углы отклонения органов управления


Черт.6

    
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    Справочное

    

МАТРИЦЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИЧИН
ИЗ ОДНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ В ДРУГУЮ

    
    1. Преобразование величин и формирование матриц преобразования
    
    Перевод величин из одной системы координат в другую может выполняться с помощью матрицы преобразования.
    
    В зависимости от вида пересчитываемых величин различают:
    
    преобразования составляющих вектора и соответствующих им коэффициентов;
    
    преобразования моментов инерции и центробежных моментов инерции (составляющих тензора инерции);
    
    преобразования производных
    
    и применяют соответствующие им матрицы преобразований.
    
    1.1. Преобразования составляющих вектора и соответствующих им коэффициентов
    
    Преобразования составляющих вектора в системе координат в соответствующие величины в системе координат и обратно - для прямоугольных систем координат осуществляются с помощью соотношений:
    

, ,

, ,

, .

    
    В матричной форме записи соотношения имеют вид:
    

и ,

где ,

    а ее транспонированная матрица
    

.

         
    Если , , - матрицы преобразования системы координат в , в и в соответственно, то матрица преобразования системы координат в систему координат определяется произведением матриц третьего, второго и первого преобразований
    

.

    
    Элементы (=1, 2, 3; =1, 2, 3) матрицы преобразования и ее транспонированной матрицы называются направляющими косинусами.
    
    Они представляют собой функции углов поворота, с помощью которых система координат переводится в систему координат . В применяемых здесь преобразованиях последовательные повороты осуществляются либо вокруг осей системы координат, либо вокруг линий узлов (осей систем в положениях, занимаемых ими перед очередными поворотами). Каждый последовательный поворот в положительном направлении представляется матрицей, в которой элемент на главной диагонали, соответствующий оси вращения, равен единице, а другие элементы соответствующей ему строки и столбца равны нулю. Два других элемента на главной диагонали равны косинусу угла поворота. В первой следующей за единицей строке оставшийся элемент равен синусу, а во второй - минус синусу угла поворота.
    
    Например, переход от нормальной к связанной системе координат осуществим тремя последовательными поворотами - на угол рыскания вокруг оси , угол тангажа вокруг линии узлов и угол крена вокруг продольной оси . Матрица соответствующего преобразования определяется произведением матриц.
    

.

    
    В ряде случаев переход от одной системы координат к другой осуществляется с помощью одного или двух элементарных преобразований.
    
    В таблице приведены направляющие косинусы для наиболее часто используемых преобразований составляющих векторов.
    
    

Направляющие косинусы для преобразований составляющих векторов

    


Связанная система координат




Нормальная




















Скоростная








0




Полусвязанная



0




0




0

0

1


Скоростная система координат




Нормальная





















Полусвязанная



0




0

1

0




0


Нормальная система координат




Полусвязанная























         
    
    Коэффициенты сил преобразуются с помощью таблиц направляющих косинусов так же, как составляющие сил и моментов, например,


;

;

.

    
    При преобразовании коэффициентов моментов учитывается различие характерных длин, используемых для приведения к безразмерному виду составляющих моментов в продольном и боковом движениях, например,
    

.

         
    1.2. Преобразование моментов инерции и центробежных моментов инерции
    
    Моменты инерции и центробежные моменты инерции образуют тензор инерции, который представляется относительно системы координат симметричной матрицей
    

.

    
    Тензор инерции в системе координат преобразуется в тензор инерции в системе координат соотношением
    

.

    
    Например, тензор инерции летательного аппарата относительно связанной системы координат (плоскость совпадает с его плоскостью симметрии =0 и =0), определяется относительно полусвязанной системы координат преобразованием
    

,

    
выполнение которого дает


;

;

;

.

    
    1.3. Преобразование производных
    
    1.3.1. Переход от производных в одной системе координат к производным в другой системе координат осуществляется тремя различными видами преобразований, применяемыми в трех соответствующих случаях:
    
    величины, от которых берутся производные, преобразуются, а по которым берутся производные, не преобразуются;
    
    величины, от которых и по которым берутся производные, преобразуются;
    
    величины, от которых берутся производные, не преобразуются, а по которым берутся производные, преобразуются.
    
    1.3.2. Первому случаю (1.3.1) соответствует преобразование
    

,

    
а если не зависит от величины, по которой берется производная, то соответственно более простое преобразование
    

.

    
    Например, производные по углу атаки от соответствующих сил в полусвязанной системе координат при переходе к связанной системе координат, определяются по выражению
    

,

    
откуда


;

;

.

    Более простым преобразованием будут определяться, например, соответствующие производные в связанной системе координат по заданным в полусвязанной системе координат производным по углу отклонения органов управления (или углу скольжения) от составляющих момента


;

;

.

    
    По соотношениям, аналогичным приведенным в п.1.3.2, будут определяться и коэффициенты соответствующих производных.
    
    1.3.3. Второму случаю (1.3.1) соответствует преобразование
    

.

    
    Матрицами и в этом соотношении систематизированы производные в соответствующих системах координат от трех составляющих вектора по трем составляющим другого вектора, причем элементы каждой строки этих матриц представляют составляющие вектора, от которого берется, а элементы каждого столбца - по которому берется производная.
    
    Например, производные от составляющих моментов по составляющим угловой скорости, заданные в полусвязанной системе координат, преобразуются в соответствующие величины в связанной системе координат по выражению
    

,

откуда
    









.

    
    1.3.4. Третьему случаю (1.3.1) соответствует преобразование
    

.

    
    1.4. Соотношения между углами атаки, скольжения, пространственным углом атаки и аэродинамическим углом крена имеют вид:
    

    
, .


, .

    
    1.5. Соотношения между углами Эйлера и угловыми скоростями в связанной системе координат имеют вид:
    




и  


.

    
    Пределы изменения углов:





ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное

Соответствие обозначений осей координат и буквенных обозначений величин,
установленных в данном стандарте и МС ИСО 1151, ч.I-V

    

Номер
термина

Термин

Обозначение



по ГОСТ 20058-80

по МС ИСО 1151, ч.I-V

3

Земная система координат, оси

















4

Нормальная земная система координат, оси















8

Земная подвижная система координат, оси

















9

Нормальная система координат, оси

















11

Продольная ось





12

Нормальная ось





13

Поперечная ось





17

Скоростная ось





18

Ось подъемной силы





19

Боковая ось





21

Угол атаки





22

Угол скольжения





25

Угол рыскания





26

Угол тангажа



27

Угол крена



28

Скоростной угол рыскания



29

Скоростной угол тангажа





30

Скоростной угол крена





31

Угол пути



32

Угол наклона траектории



33

Угол ветра



34

Наклон ветра



35

Скорость летательного аппарата





36

-





37

Земная скорость




Составляющие земной скорости по осям связанной системы координат












38

Путевая скорость
    

-

39

Скорость ветра





40

Абсолютная угловая скорость летательного аппарата



-

41

Угловая скорость летательного аппарата





42

Скорость крена





43

Скорость рыскания





44

Скорость тангажа





45

Масса летательного аппарата

46

Момент инерции летательного аппарата относительно оси















47

Центробежный момент инерции летательного аппарата















48

Радиус инерции летательного аппарата относительно оси













49

Угол отклонения органа управления тангажом

-


Угол отклонения руля высоты



-

50

Угол отклонения органа управления креном

-




Угол отклонения элеронов



-

51

Угол отклонения органа управления рысканием

-




Угол отклонения руля направления



-

52

Результирующая сила





53

Тяга





54

Аэродинамическая сила планера





55

Продольная сила



56

Нормальная сила



57

Поперечная сила



58

Тангенциальная сила



59

Подъемная сила



60

Боковая сила



61

Аэродинамическая продольная сила





62

Аэродинамическая нормальная сила





63

Аэродинамическая поперечная сила





64

Сила лобового сопротивления



65

Аэродинамическая подъемная сила



66

Аэродинамическая боковая сила



70

Результирующий момент



-

71

Момент тяги



-

72

Аэродинамический момент



-

73

Момент крена





74

Момент рыскания





75

Момент тангажа





76

Аэродинамический момент крена



77

Аэродинамический момент рыскания



78

Аэродинамический момент тангажа



79

Перегрузка

80

Продольная перегрузка

81

Нормальная перегрузка

82

Поперечная перегрузка

83

Тангенциальная перегрузка

84

Нормальная скоростная перегрузка

85

Боковая перегрузка

86

Коэффициент аэродинамической продольной силы

87

Коэффициент аэродинамической нормальной силы

88

Коэффициент аэродинамической поперечной силы

89

Коэффициент лобового сопротивления

90

Коэффициент аэродинамической подъемной силы

91

Коэффициент аэродинамической боковой силы


95

Коэффициент тяги

-

96

Коэффициент аэродинамического момента крена

97

Коэффициент аэродинамического момента рыскания

98

Коэффициент аэродинамического момента тангажа

111

Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при фиксированном руле высоты

-

112

Степень продольной статической устойчивости по перегрузке при свободном руле высоты

-

113

Степень продольной статической устойчивости по скорости при фиксированном руле высоты

-

114

Степень продольной статической устойчивости по скорости при свободном руле высоты

-

119

Эффективность органа управления тангажом

-

-


Эффективность руля высоты



-

120

Эффективность органа управления креном

-

-


Эффективность элеронов



-

121

Эффективность органа управления рысканием

-

-


Эффективность руля направления



-

122

Коэффициент эффективности органа управления тангажом

-



Коэффициент эффективности руля высоты



-

123

Коэффициент эффективности органа управления креном

-


Коэффициент эффективности элеронов



-

124

Коэффициент эффективности органа управления рысканием

-



Коэффициент эффективности руля направления


-

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование