- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ 23200-78*
Группа Д42
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ ГРЕБНЫЕ И МОТОРНЫЕ
Общие требования при поставке на экспорт
Pleasure row boats and motor boats.
General requirements when delivering for export
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 июня 1978 года N 1761 срок действия установлен с 01.01.1980 до 01.01.1985**
________________
** Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 4, 1994 год). - Примечание .
* ПЕРЕИЗДАНИЕ сентябрь 1982 года с Изменением N 1, утвержденным в июне 1981 года (ИУС N 8-1981 год).
Настоящий стандарт распространяется на прогулочные суда: гребные и моторные лодки и прогулочные катера (в дальнейшем суда), поставляемые на экспорт.
Стандарт не распространяется на надувные лодки, прогулочные байдарки и каноэ, парусные и парусно-моторные суда, плавучие дачи, прогулочные плоты, суда-амфибии, водные аттракционы, спортивные суда, суда на воздушной подушке и на подводных крыльях.
Термины и их определения приведены в справочном приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Суда, предназначенные для экспорта, должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 19105-73*, заказ-наряда заказчика по технической документации, утвержденной в установленном поpядкe. Содержание заказ-нарядов приведено в справочном приложении 3.
________________
* Действует ГОСТ 19105-79, здесь и далее. - Примечание .
1.2. Суда должны изготовляться в климатических исполнениях У, УХЛ, Т и М по ГОСТ 15150-69.
В обоснованных случаях по согласованию с предприятием-разработчиком и заказчиком допускается установка на судах отдельных изделий насыщения (комплектующих изделий) климатического исполнения с более жесткими требованиями, чем требования указанного в заказ-наряде климатического исполнения судна.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.3. Материалы и полуфабрикаты для судов должны отвечать требованиям стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
1.4. Лакокрасочные, а также металлические и неметаллические неорганические защитные и защитно-декоративные покрытия судов должны отвечать требованиям стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
Примечание. Для судов климатического исполнения УХЛ при выборе материалов, полуфабрикатов и лакокрасочных покрытий рекомендуется руководствоваться требованиями ГОСТ 14892-69 и ГОСТ 9.404-81.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.5. Покупные комплектующие изделия должны иметь товаросопроводительные и (или) эксплуатационные документы, подтверждающие их климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69.
1.6. Изделия насыщения одинакового назначения, применяемые на серийно изготовляемых судах одного или близких типов по ГОСТ 19105-73, должны быть унифицированы, а одного типоразмера - и взаимозаменяемы.
1.7. Материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия должны быть высшего или первого сорта и (или) аттестованы на категорию качества не ниже первой.
1.8. Межоперационную защиту заготовок, полуфабрикатов и деталей проводят по ГОСТ 9.028-74.
1.9. Корпуса судов должны быть водонепроницаемы.
Требования к водонепроницаемости корпусных конструкций, дельных вещей и оборудования должны быть указаны в технических условиях.
1.10. Суда должны сохранять основные параметры и размеры, а также эксплуатационно-технические характеристики, установленные ГОСТ 19105-73 и техническими условиями, в процессе и после воздействия климатических факторов внешней среды, предусмотренных ГОСТ 15150-69, при транспортировании, хранении и эксплуатации.
1.11. Климатическое исполнение, категория размещения и группы условий эксплуатации судов, объем климатических испытаний должны быть указаны в технических условиях.
Примечание. По согласованию с заказчиком допускается изготовление и поставка судов климатического исполнения, отличного от предусмотренного в заказ-наряде при условии обеспечения установленных эксплуатационно-технических характеристик и сохраняемости судов. В этом случае по технической документации предприятия-разработчика должны быть приняты необходимые меры защиты, такие как защитные покрытия, смазка, консервация, замена отдельных деталей и т.п.
1.12. Для судов должны быть установлены и указаны в технических условиях требования к надежности:
долговечности (сроку службы);
безотказности (наработке на отказ) только для механизмов и приборов за исключением подвесных моторов;
сохраняемости (среднему сроку сохраняемости);
ремонтопригодности (среднему времени восстановления).
1.13. Требования к надежности судов устанавливают по нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке (в дальнейшем НТД). НТД по надежности судов разрабатывают с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
1.14. Суда (комплектующие изделия) должны быть проверены на патентную чистоту в соответствии с установленным порядком.
1.15. Оценку технического уровня и качества судов проводят и оформляют в соответствии с ГОСТ 15467-79, ГОСТ 2.116-71* и НТД.
________________
* Действует ГОСТ 2.116-84. - Примечание .
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.16. Суда (комплектующие изделия), которым присвоена высшая категория качества, государственным Знаком качества не обозначают.
1.17. Технологическое оснащение производственных процессов изготовления и процессов технического контроля изготовления и испытаний судов (комплектующих изделий) осуществляют в соответствии с требованиями стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
1.18. Контроль точности и стабильности режимов и операций технологических процессов изготовления судов (комплектующих изделий) проводят по НТД, разработанной с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2. Предпочтение должно отдаваться применению статистических методов контроля и регулирования технологических процессов.
1.19. На всех стадиях разработки и постановки на производство новых образцов судов (комплектующих изделий) должна быть отработана и обеспечена технологичность деталей, сборочных единиц в соответствии с требованиями стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
1.20. Исправление брака, а также использование восстановленных деталей, сборочных единиц, если при этом нарушается или ухудшается один из показателей эксплуатационно-технических характеристик и (или) качества исполнения и (или) товарный вид судов (комплектующих изделий), не допускается.
1.21. Нанесение клейм, маркировки, приклеивание ярлыков операционного контроля, ухудшающих товарный вид судов, не допускается.
1.22. На маршрутной технологической документации и документации технического контроля должен быть проставлен штамп "Экспорт" красного цвета.
1.23. В процессе изготовления партии судов по исполняемому заказ-наряду заказчика вносить изменения в техническую документацию без согласования с заказчиком не допускается, если эти изменения меняют их основные параметры и (или) эксплуатационно-технические характеристики, и (или) товарный вид.
1.24. Отступления от технической документации без согласования с заказчиком не допускаются.
1.25. Поставку заказчику судов, изготовляемых для внутреннего рынка, производят по техническим условиям, к которым в установленном порядке разработаны и утверждены экспортные дополнения.
1.26. Изготовление и поставку судов на международные, национальные и специализированные торгово-промышленные ярмарки и выставки, организуемые за границей и в СССР, производят в соответствии с требованиями ГОСТ 20519-75Э и заказ-наряда заказчика.
2. КОМПЛЕКТНОСТЬ
2.1. В комплект поставки судна в соответствии с ГОСТ 19105-73 и техническими условиями в общем случае должны входить:
судно;
предметы снабжения;
запасные части на гарантийный срок;
инструмент и приспособления, необходимые для эксплуатации судна;
транспортная упаковка.
К комплекту прилагают товаросопроводительную и эксплуатационную документацию.
2.2. В комплект поставки моторных лодок подвесные моторы и системы дистанционного управления реверсом и газом подвесных моторов не включают, если отсутствуют иные требования заказчика.
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Суда должны быть подвергнуты приемосдаточным и периодическим испытаниям.
Комплектующие изделия подвергают приемосдаточным испытаниям.
3.2. При серийном (более 10 шт.) изготовлении судов (комплектующих изделий) для оценки стабильности качества должно быть отобрано из серии одно судно (комплектующее изделие) и принято в качестве образца (эталона), соответствующего требованиям настоящего стандарта.
3.3. Образец (эталон) должен быть принят комиссией под председательством руководителя или главного инженера предприятия-изготовителя (предприятия-смежника), назначенной приказом по предприятию, с участием представителей:
заказчика;
предприятия-изготовителя (предприятия-смежника);
предприятия-разработчика.
3.4. Акт приемки образца (эталона) должен быть оформлен в соответствии с требованиями, изложенными в НТД.
3.5. При внесении изменений в техническую документацию или в заказ-наряд в случае, если эти изменения меняют основные параметры и (или) эксплуатационно-технические характеристики, и (или) товарный вид судна, образец (эталон) должен быть заново отобран и принят комиссией.
3.6. Образец (эталон) судна (комплектующего изделия) может быть включен в последнюю или в промежуточную, если срок действия образца (эталона) истек, отгружаемую партию судов (комплектующих изделий).
3.7. Для оценки стабильности качества при контроле технологических операций изготовления деталей и сборочных единиц судов (комплектующих изделий) предприятиям-изготовителям (предприятиям-смежникам) необходимо отбирать из серии в качестве контрольных образцов образцы деталей и сборочных единиц.
3.8. Приемосдаточные испытания судов (комплектующих изделий) проводят по согласованным с заказчиком (предприятием-изготовителем) программам или перечням приемок, разрабатываемым предприятием-изготовителем (предприятием-смежником).
3.9. Если в процессе приемосдаточных испытаний будет обнаружено несоответствие судов (комплектующих изделий) требованиям настоящего стандарта, ГОСТ 19105-73 и технической документации, то они должны быть возвращены для устранения недостатков. После устранения недостатков суда (комплектующие изделия) должны быть повторно подвергнуты приемосдаточным испытаниям. Повторные испытания считают окончательными.
3.10. В зависимости от уровня качества, серийности выпуска, оснащенности производства допускается приемка заказчиком судов выборочным статистическим методом по НТД, разработанной с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
3.11. Периодическим испытаниям должны быть подвергнуты выборочные суда. Размеры выборки судов, подлежащих периодическим испытаниям, должны быть указаны в технических условиях.
Периодические испытания судов могут быть проверены по обоснованному требованию заказчика.
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Методы испытаний судов - по ГОСТ 19356-74*.
________________
* Действует ГОСТ 19356-79. - Примечание .
4.2. Суда в сборе с изделиями насыщения климатическим испытаниям не подвергают. При наличии соответствующих требований в технических условиях или требований экспертной комиссии климатическим испытаниям подвергают отдельные детали, сборочные единицы судна.
Допускается по согласованию с заказчиком проводить климатические испытания моделей судов, изготовленных по технической документации предприятия-разработчика при условии обеспечения полного конструктивного и технологического подобия модели и судна.
Примечание. Экспертная комиссия осуществляет научно-техническую экспертизу НТД по ГОСТ 1.22-76.
4.3. Климатические испытания деталей, сборочных единиц и (или) моделей судов проводят по программам климатических испытаний, разработанным предприятием-разработчиком в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ 15150-69, ГОСТ 15151-69. Для судов климатического исполнения УХЛ при разработке программ климатических испытаний деталей, сборочных единиц и моделей рекомендуется использовать требования, изложенные в ГОСТ 14892-69 и ГОСТ 9.404-81.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4. Климатические испытания комплектующих изделий, при наличии соответствующих требований в технических условиях или требований экспертной комиссии, проводят в соответствии с НТД.
4.5. Климатические испытания деталей, сборочных единиц комплектующих изделий и (или) моделей судов не проводят, если:
материалы, полуфабрикаты, детали, сборочные единицы, комплектующие изделия и технологические процессы, применяемые предприятиями-изготовителями (предприятиями-смежниками), не имеют отличия от примененных ранее при изготовлении судов соответствующего климатического исполнения;
в судах применены материалы, полуфабрикаты, детали, сборочные единицы и комплектующие изделия, устойчивость которых к воздействию климатических факторов внешней среды установлена НТД, а соединения деталей в сборочные единицы не изменяют их устойчивости;
при наличии технически обоснованных согласованных с заказчиком решений предприятия-разработчика об исключении климатических испытаний.
4.6. Материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, поступающие на предприятие-изготовитель (предприятие-смежник), должны быть подвергнуты входному контролю.
4.7. Контроль качества изготовления судов должен быть операционный сплошной, по всему технологическому маршруту или выборочный статистический. Контроль проводят в соответствии с НТД, разработанной с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
4.8. Контроль качества сварных, паяных и клепаных соединений проводят по НТД, разработанной с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
4.9. Неразрушающий контроль качества изготовления судов проводят по НТД, разработанной с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
4.10. Испытания корпусов судов на водонепроницаемость проводят наливом воды или погружением в воду не менее:
10 мин - корпусов судов из алюминиевых сплавов, стали и древесных материалов;
2 ч - корпусов судов из пластмасс.
Испытаниям на водонепроницаемость подвергают корпус каждого судна.
Испытания на водонепроницаемость корпусов судов из пластмасс и древесных материалов по согласованию с заказчиком допускается проводить выборочно. Периодичность испытаний в этом случае определяют статистическим методом по ГОСТ 18321-73.
4.11. Испытания на водонепроницаемость проводят при температуре окружающего воздуха не ниже 278 К (плюс 5 °С).
Появление течи или фильтрации воды через корпус судна не допускается.
4.12. Методы испытаний корпусных конструкций, дельных вещей и оборудования - по техническим условиям.
4.13. Испытания на водонепроницаемость судов проводят:
после приварки, приклепки, приклейки, приформовки и установки на разъемных соединениях всех деталей и сборочных единиц, установка которых после испытаний может нарушить водонепроницаемость;
до установки изделий насыщения, изоляции и обшивки;
до грунтования и окрашивания.
4.14. Контроль качества лакокрасочных, а также металлических и неметаллических неорганических защитных и защитно-декоративных покрытий судов (комплектующих изделий) проводят по НТД, разработанной с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2. Для судов климатического исполнения УХЛ рекомендуется использовать требования ГОСТ 14892-69 и ГОСТ 9.404-81.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.15. Контроль качества изготовления транспортной тары для упаковывания судов должен соответствовать требованиям ГОСТ 24634-81 Э. Контроль качества упаковки судов проводят по технической документации или НТД.
4.16. Контроль качества изготовления транспортной тары для упаковывания и упаковки комплектующих изделий проводят по технической документации или НТД.
4.17. Контроль качества маркировки проводят по технической документации или НТД.
4.18. Проверку готовности, качества и комплектности товаросопроводительной и эксплуатационной документации проводят до упаковки судна (комплектующих изделий) по эталонному комплекту документации и заказ-наряду.
4.19. Проверку размещения, надежности и качества закрепления упакованных судов (комплектующих изделий) на автомобильных и (или) железнодорожных транспортных средствах осуществляют по схемам, разработанным предприятием-изготовителем (предприятием-смежником) и согласованным в установленном порядке.
4.20. Погрузку, размещение, закрепление упакованных судов (комплектующих изделий) на транспортных средствах речного и морского флота, аэрофлота проверяют соответствующие службы портов по правилам и нормам, утвержденным в установленном порядке.
5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Маркировка судна.
5.1.1. На каждом судне на видном месте должна быть установлена фирменная табличка, содержащая:
товарный знак заказчика;
наименование и местонахождение (страна, город) заказчика;
наименование судна;
условное обозначение судна (название модели или ее индекс);
построечный номер;
климатическое исполнение;
полезную грузоподъемность;
пассажировместимость;
допустимую мощность подвесного мотора или стационарного двигателя;
надпись "Сделано в СССР".
5.1.2. Надписи на фирменных инструктивных, указательных и отличительных табличках должны быть выполнены на языке, указанном в заказ-наряде. По согласованию с заказчиком допускается изменение языка надписи.
Надпись "Сделано в СССР" допускается выполнять на отдельной табличке.
5.1.3. Фирменные таблички должны быть изготовлены в соответствии с ГОСТ 12969-67 и ГОСТ 12971-67 по чертежам предприятия-разработчика.
5.1.4. Инструктивные, указательные и отличительные таблички должны быть изготовлены по чертежам предприятия-разработчика в соответствии с требованиями ГОСТ 12969-67.
5.1.5. Надписи на табличках должны быть четкими и сохраняться в течение срока службы судна.
5.1.6. На комплектующих изделиях и запасных частях должна быть нанесена маркировка в соответствии с технической документацией или НТД и заказ-нарядом предприятия-изготовителя.
5.2. Консервация, упаковывание, маркирование упаковки, транспортирование и хранение.
5.2.1. Металлические детали, сборочные единицы, не имеющие лакокрасочных покрытий, на период транспортирования и хранения должны быть законсервированы в соответствии с требованиями ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 9.014-78.
5.2.2. Срок действия консервации судов (комплектующих изделий) должен быть указан в технических условиях.
5.2.3. Средства и способы консервации и расконсервации судов (комплектующих изделий) должны быть указаны в технических условиях и в руководстве по эксплуатации.
Дата переконсервации должна быть указана в руководстве по эксплуатации и в сертификате о качестве.
5.2.4. Упаковывание судов, маркирование упаковки производят в соответствии с требованиями заказ-наряда, ГОСТ 24634-81, ГОСТ 15846-79*, ГОСТ 14192-77** и ГОСТ 9.014-78. Упаковочная бумага и войлок для упаковывания судов тропического исполнения по ГОСТ 15158-78 и ГОСТ 15159-76.
__________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 15846-2002.
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 14192-96. - Примечание .
5.2.5. Упаковывание комплектующих изделий, маркирование упаковки производят в соответствии с требованиями заказ-наряда предприятия-изготовителя и НТД.
5.2.6. Упаковка должна обеспечивать сохраняемость судов (комплектующих изделий) от воздействия климатических факторов внешней среды и механических повреждений при транспортировании и хранении.
5.2.7. Габариты упаковки судов не должны превышать предельных габаритов, предусмотренных транспортными нормами. При наличии выступающих за нормируемые габариты частей судна должна быть предусмотрена возможность их демонтажа или складывания. Упаковывание и транспортирование демонтированных частей производят в отдельной упаковке.
5.2.8. Транспортирование судна с незакрепленными изделиями насыщения не допускается.
5.2.9. Упаковывание более одного судна, кроме гребных лодок, в одну тару не допускается.
При упаковывании судов более одного в одну тару необходимо применять средства крепления в таре, исключающие перемещение и повреждение судов.
5.2.10. Погрузку судов (комплектующих изделий) на транспортные средства, раскрепление их производят по технической документации или НТД. При этом должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие безопасное выполнение погрузо-разгрузочных работ.
5.2.11. Транспортирование и хранение судов (комплектующих изделий) производят в соответствии с требованиями заказ-нарядов и ГОСТ 15150-69, ГОСТ 9.014-78.
Группы (категории) условий транспортирования и хранения должны быть указаны в технических условиях.
5.2.12. Консервация и упаковка изделий, материалов и полуфабрикатов (заготовок), поступающих на предприятие-изготовитель (предприятие-смежник), должны отвечать требованиям ГОСТ 9.011-79, ГОСТ 9.014-78 и ГОСТ 9.081-77.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
6. ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
6.1. В комплект документации, поставляемой предприятием-изготовителем с судном, должна входить товаросопроводительная и эксплуатационная документация.
6.2. В комплект товаросопроводительной документации должны входить:
сертификат о качестве;
сертификат или свидетельство республиканских инспекций Речного Регистра или Регистра СССР для судов, поднадзорных им;
отгрузочная спецификация;
упаковочный лист.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3. В комплект эксплуатационной документации должны входить:
руководство по эксплуатации;
каталог изделий насыщения;
ведомость норм расхода запасных частей на один, три, пять и десять лет эксплуатации.
6.4. По требованию заказчика в состав эксплуатационной документации могут быть включены чертежи общего вида, схемы и другая конструкторская документация.
6.5. Товаросопроводительная документация должна быть разработана и оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 6.37-79.
6.6. Эксплуатационная документация должна быть разработана и оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 2.901-70 и ГОСТ 2.606-71.
6.7. Изложение содержания руководства по эксплуатации должно быть кратким, точным, исключающим двоякое толкование, и в той же редакции, с учетом специфики экспортной продукции, что и для судов, реализуемых на внутреннем рынке.
В руководстве по эксплуатации цену на судно не указывают.
Руководство по эксплуатации должно быть согласовано с заказчиком.
6.8. К руководству по эксплуатации из форм, предусмотренных ГОСТ 2.601-68*, прилагают только "Свидетельство о приемке".
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006. - Примечание .
В "Свидетельство о приемке" слова "Соответствует техническим условиям N" или "Соответствует стандарту технических условий N" и номера этих документов не включают.
6.9. В руководстве по эксплуатации по требованию заказчика после "Свидетельства о приемке" излагают "Сведения о продаже".
Магазин | |||||
|
(наименование магазина) | ||||
фирма | |||||
|
(наименование фирмы) | ||||
М.П. Дата продажи "_____"____________________19___г | |||||
Продавец | |||||
|
(подпись, фамилия) |
|
6.10. На товаросопроводительной документации под грифом "Эксперт" или рядом с ним типографским способом должно быть нанесено буквенное обозначение климатического исполнения судна русскими и латинскими заглавными буквами красного цвета при исполнении документов соответственно на русском и иностранном языках.
6.11. Изменения, подчистки и помарки в товаросопроводительной документации не допускаются.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.12. В товаросопроводительной и эксплуатационной документации не допускается указывать наименование и местонахождение предприятия-изготовителя и генерального поставщика, ставить печати и штампы, ссылаться на нормативно-техническую, за исключением государственных стандартов, и справочную документацию, указывают должности и фамилии подписывающихся лиц.
Штамп технического контроля с личным знаком или номером приемщика технического контроля ставят только на сертификате о качестве и в руководстве по эксплуатации.
6.13. Данные в "Свидетельство о приемке" вносят от руки черной тушью чертежным шрифтом 2,5 мм по ГОСТ 2.304-81.
6.14. Изменения в эксплуатационную документацию вносят в порядке, установленном ГОСТ 2.901-70.
6.15. Оригиналы и дубликаты товаросопроводительной и эксплуатационной документации, подготовленные для типографского издания, должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.3-77 и должны быть утверждены руководителем или главным инженером предприятия-изготовителя (предприятия-смежника).
6.16. Иллюстрации в эксплуатационной документации должны быть выполнены тем же способом, с соблюдением тех же требований, что и эксплуатационная документация. Допускается применение фотоиллюстраций высокого качества. Морщины в местах приклейки фотоиллюстраций не допускаются.
6.17. Товаросопроводительную и эксплуатационную документацию предприятий-смежников на комплектующие изделия хранят на предприятии-изготовителе.
6.18. В технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком эксплуатационная документация комплектующих изделий (стационарного двигателя, аппаратуры и др.) может быть включена в состав эксплуатационной документации судна. В этом случае она должна отвечать требованиям, предъявляемым к эксплуатационной документации судна, которые указывают в заказ-наряде предприятия-изготовителя или заказ-наряде заказчика, если комплектующие изделия изготовляют по заказ-наряду заказчика для предприятия-изготовителя.
6.19. Предприятие-изготовитель (предприятие-смежник) по требованию заказчика должно изготовлять и хранить эталонный комплект товаросопроводительной и эксплуатационной документации судов (комплектующих изделий).
При изготовлении и поставке партии судов (комплектующих изделий) менее 10 эталонный комплект товаросопроводительной и эксплуатационной документации не оформляют.
6.20. Эталонный комплект товаросопроводительной и эксплуатационной документации должен быть выполнен на языке, указанном в заказ-наряде, и тем же способом, с выполнением тех же требований, что и серийная товаросопроводительная и эксплуатационная документация.
6.21. Эталонный комплект товаросопроводительной и эксплуатационной документации должен быть принят техническим контролем предприятия и заказчиком, акт приемки должен быть утвержден руководителем или главным инженером предприятия-изготовителя (предприятия-смежника).
6.22. Копии товаросопроводительных документов на судно (комплектующее изделие) или на партию судов (комплектующих изделий) хранят на предприятии-изготовителе (предприятии-смежнике).
6.23. Один комплект эксплуатационной документации (на партию судов одного типа) направляют заказчику по его требованию.
6.24. Товаросопроводительная и эксплуатационная документация, поставляемая с судном, должна быть завернута в водонепроницаемую бумагу по ГОСТ 8828-75* и вложена в пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-73** толщиной не менее 150 мкм. Кромки бумажного пакета должны быть проклеены клеем или самоклеящейся полиэтиленовой лентой.
________________
* Действует ГОСТ 8828-89.
** Действует ГОСТ 10354-82. - Примечание .
Упаковочная бумага для упаковывания документации, поставляемой с судном тропического исполнения, - по ГОСТ 15158-78.
Наружный карман для вкладывания третьего экземпляра упаковочного листа или второго, в случая упаковки судна в обрешетку, должен быть изготовлен по ГОСТ 24634-81 Э.
6.25. В пакет с документацией должен быть вложен вкладыш из картона по ГОСТ 7950-77 (вкладыш тропического исполнения - по ГОСТ 15158-78) с четкой надписью на русском языке: "Товаросопроводительная и эксплуатационная документация", хорошо просматриваемой через полиэтиленовый пакет, или такая надпись должна быть нанесена на внутренний бумажный пакет.
Полиэтиленовый пакет с документацией должен быть заварен термоконтактным способом, перевязан шпагатом по ГОСТ 17308-71 или по ГОСТ 16266-70* и надежно закреплен внутри судна.
________________
* Действует ГОСТ 17308-88. - Примечание .
6.26. Государственные стандарты, на которые имеются ссылки в документах, направляют за границу в установленном порядке.
6.27. В случае, если судно не отгружено заказчику и подлежит реализации на внутреннем рынке, товаросопроводительную документацию необходимо оформлять заново в порядке, установленном для внутреннего рынка. Эксплуатационную документацию, если она оформлена в том числе и на русском языке, допускается не переоформлять. Маркировку судна при этом допускается не изменять.
7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
7.1. Требования к эксплуатации судов должны обеспечивать (при условии выполнения их владельцем):
безопасную эксплуатацию судна;
долговечность и сохраняемость судна
и должны быть изложены в руководстве по эксплуатации судна.
7.2. В руководстве по эксплуатации судна должны быть указаны:
климатическое исполнение;
условия транспортирования, хранения и эксплуатации;
полезная грузоподъемность;
пассажировместимость;
допустимая мощность подвесного мотора или стационарного двигателя;
район плавания (удаление от берега);
допустимая высота волны;
требования, связанные с квалификацией и правами владельца на управление судном и его эксплуатацию;
правила размещения и перемещения по судну людей и грузов;
требования к технике безопасности эксплуатации судов;
требования к пожарной безопасности при эксплуатации судна;
правила и порядок подготовки к эксплуатации и правила эксплуатации механизмов, судовых устройств, приборов и аппаратуры и судна в целом;
правила ухода за судном (консервация, расконсервация, соблюдение чистоты, устранение неисправностей, аварийный и навигационный ремонты и т.п.), хранения и транспортирования;
требования к сохранению плавучести и непотопляемости судна;
допустимые сила тока и напряжение электроприборов;
правила применения аварийных и спасательных средств, которыми комплектуется судно;
правила поведения пассажиров на судне в аварийных ситуациях;
правила использования технических средств, имеющихся на судне и обеспечивающих безопасность плавания (навигационное оборудование, сигнальные огни, звуковая сигнализация и т.п.).
8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8.1. Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие судов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения и эксплуатации.
8.2. Срок гарантии должен быть не более двадцати четырех месяцев с момента проследования судна через Государственную границу СССР.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
Термины, используемые в настоящем стандарте, и определения к ним
Термин |
Определение |
1. Заказчик |
Внешнеторговые организации СССР |
2. Генеральный поставщик |
Министерство (ведомство), подведомственные предприятия которого поставляют прогулочные суда для экспорта |
3. Предприятие-изготовитель |
Предприятие, изготовляющее и поставляющее прогулочные суда для экспорта |
4. Предприятие-смежник |
Предприятие, изготовляющее и поставляющее предприятию-изготовителю комплектующие изделия |
5. Изделия насыщения |
Оборудование, механизмы, устройства, изделия бытовой техники, дельные вещи, аппаратура, кабельные изделия, арматура, трубопроводы, системы, предметы снабжения, инструмент, приспособления и запасные части, устанавливаемые на судах |
6. Полуфабрикат |
Детали, сборочные единицы и изделия, подлежащие дополнительной обработке и (или) сборке |
7. Комплектующее изделие |
Часть изделий насыщения и полуфабрикатов, поставляемых предприятием-смежником предприятию-изготовителю судна |
8. Техническая документация |
Конструкторская и технологическая документация |
9. Корпусные конструкции судна |
Палуба, настил, рубка, надстройка, переборки, платформы и другие конструктивные элементы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
Номера государственных стандартов, рекомендации
и требования которых используются в настоящем стандарте
Содержание требований, изложенных в стандарте |
Номер государственного стандарта |
Номер пункта по настоящему стандарту |
1. Технологическое оснащение производственных процессов изготовления и процессов технического контроля изготовления изделий |
ГОСТ 8.002-71, ГОСТ 8.054-73, ГОСТ 14.301-73, |
1.17 |
______________ | ||
2. Контроль точности и стабильности режимов и операций технологических процессов изготовления изделий |
ГОСТ 14.317-75, ГОСТ 14.318-77, ГОСТ 16.304-74, |
1.18 |
3. Технологичность деталей, сборочных единиц изделий |
ГОСТ 14.201-73*, ГОСТ 14.202-73, ГОСТ 14.203-73, ГОСТ 14.204-73, ГОСТ 15.001-73 |
1.19 |
________________ | ||
4. Выбор материалов, полуфабрикатов, защитных и защитно-декоративных покрытий изделий |
|
|
4.1. Общие требования к материалам, полуфабрикатам изделий |
ГОСТ 9.104-79, ГОСТ 9.032-74, ГОСТ 9.014-78, |
1.3 |
4.2. Требования к материалам и полуфабрикатам для изделий тропического исполнения |
ГОСТ 15151-69, ГОСТ 15152-69, ГОСТ 15154-75, |
1.3 |
_________________ | ||
4.3. Общие требования к защитным и защитно-декоративным покрытиям изделий |
ГОСТ 9.104-79, ГОСТ 9.402-80*, ГОСТ 9.032-74, |
1.4 |
________________ | ||
4.4. Требования к защитным и защитно-декоративным покрытиям изделий тропического исполнения |
ГОСТ 15151-69, ГОСТ 15152-69, ГОСТ 15154-75, |
1.4 |
4.5. Технологические процессы нанесения защитных и защитно-декоративных покрытий на изделия |
ГОСТ 20022.10-78, ГОСТ 10950-78, |
1.4 |
5. Статистический приемочный контроль качества изделий |
ГОСТ 16490-70, ГОСТ 16493-70, ГОСТ 18242-72*, |
3.10, 4.7 |
_______________ | ||
6. Контроль качества изготовления изделий |
ГОСТ 3.1502-74*, ГОСТ 3.1503-74, ГОСТ 3.1504-74, ГОСТ 3.1505-75, ГОСТ 3.1506-75, ГОСТ 3.1507-76**, ГОСТ 14.317-75, ГОСТ 14.318-77 |
4.7 |
________________ | ||
7. Контроль качества соединений изделий |
4.8 | |
8. Неразрушающий контроль качества изготовления изделий |
ГОСТ 7512-75*, ГОСТ 14782-76*, ГОСТ 18442-80, |
4.9 |
________________ | ||
9. Контроль качества защитных и защитно-декоративных покрытий изделий |
ГОСТ 9.104-79, ГОСТ 9.402-80, ГОСТ 9.028-74, |
4.14 |
________________ * Действует ГОСТ 9.301-86. | ||
10. Надежность изделий |
ГОСТ 24634-81Э, ГОСТ 9.104-78, ГОСТ 13377-75, |
1.13 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное
СОДЕРЖАНИЕ ЗАКАЗ-НАРЯДОВ ЗАКАЗЧИКА И ПРЕДПРИЯТИЯ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ
1. В заказ-нарядах заказчика указывают:
номер, дату и основание выдачи заказ-наряда;
наименование и тип судна по ГОСТ 19105-79;
номер технических условий на судно;
климатическое исполнение, категорию размещения, группу (категорию) условий транспортирования, хранения и эксплуатации по ГОСТ 15150-69, ГОСТ 9.014-78, ГОСТ 9.104-79, ГОСТ 14007-68, ГОСТ 9.032-74;
требования к упаковке, тип упаковочных ящиков по ГОСТ 24634-81 Э;
требования к маркировке судна и к маркировке транспортной тары;
требования к составлению с указанием, на каком языке, оформлению и рассылке с указанием комплектности, количества и адресатов внешнеторговой товаросопроводительной и эксплуатационной документации;
страну-импортер (иностранного покупателя), грузополучателя, его почтовый адрес. При отсутствии иностранного покупателя эти сведения заказчик сообщает дополнительно, но не позднее чем за 45 суток до начала квартала поставки;
количество судов;
дату отгрузки;
виды транспорта;
пункты перегрузки с одного вида транспорта на другой;
отгрузочные и расчетные реквизиты;
специальные и дополнительные требования заказчика, согласованные с предприятием-изготовителем;
порядок приемки судна заказчиком.
2. В заказ-наряде предприятия-изготовителя указывают:
номер, дату и основание выдачи заказ-наряда;
наименование и тип или артикул комплектующего изделия;
номер технических условий, стандарта или чертежа на комплектующие изделия;
климатическое исполнение, категорию размещения, группу (категорию) условий транспортирования, хранения и эксплуатации по ГОСТ 15150-69, ГОСТ 9.014-78, ГОСТ 9.104-79, ГОСТ 14007-68, ГОСТ 9.032-74;
требования к упаковке, тип упаковочных ящиков, номер стандарта на тару;
требования к маркировке комплектующего изделия и к маркировке транспортной тары;
требования к составлению с указанием, на каком языке, оформлению и рассылке с указанием комплектности, количества и адресатов товаросопроводительной и эксплуатационной документации;
страну-импортер - при необходимости, обусловленной требованиями ГОСТ 15150-69;
грузополучателя, его почтовый адрес;
количество комплектующих изделий;
дату отгрузки;
виды транспорта (указывают при необходимости);
отгрузочные и расчетные реквизиты;
специальные и дополнительные требования предприятия-изготовителя, согласованные с предприятием-смежником;
порядок приемки комплектующих изделий предприятием-изготовителем.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1982