почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
24
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

     
     РД 31.04.24-86

     
     
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

     
     
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДИСПЕРГЕНТОВ НЕФТИ ОМ-6, ОМ-84 И КОРЕКСИТ 9527

     
     
Дата введения 1987-01-01

     
     
     РАЗРАБОТАНА Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом морского флота
     
     Заместитель директора по научной работе д.т.н. С.Н.Драницын
     
     Заведующий отделом патентным и стандартизации к.т.н., ст.н.с. М.М.Валдаев
     
     Руководитель разработки к.х.н., ст.н.с. Г.Н.Семанов
     
     Исполнитель к.х.н. И.А.Мурашев
     
     СОГЛАСОВАНА Главным управлением по охране вод Минводхоза СССР
     
     Начальник В.Ф.Костин
     
     Управлением "Главрыбвод" Минрыбхоза СССР
     
     Заместитель начальника А.И.Зуенко
     
     Главсанэпидслужбой Минздрава СССР
     
     Заместитель главного государственного санитарного врача СССР В.Е.Ковшило
     
     ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота
     
     Заведующий отделом охраны труда Е.И.Мерзлов
     
     УТВЕРЖДЕНА Управлением Госморспецслужбы Минморфлота
     
     Начальник О.Н.Халимонов
     
     ВЗАМЕН РД 31.04.02-80
     
     Письмом Минморфлота N ГС-19/40 от 12.02.86 срок введения в действие установлен с 01.01.87
     
     
     Настоящая инструкция разработана взамен "Временной инструкции по применению диспергентов ОМ-6 и Корексит 9527, предназначенных для ликвидации нефтяных пленок, плавающих на поверхности воды" и предназначена для организаций и служб Министерства морского флота, занимающихся проведением работ по ликвидации разливов нефти на море.
     
     Инструкция определяет технологию, порядок и нормы применения диспергентов нефти ОМ-6, ОМ-84 и Корексит 9527.
     
     Действие инструкции не распространяется на пресноводные водоемы, на водные объекты, которые являются заповедными, а также на районы моря, используемые для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
         

     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
     1.1. Современная технология ликвидации разливов нефти в море предусматривает использование наряду с механическими химических методов и средств. К эффективным химическим методам борьбы с загрязнением моря относится обработка нефтяных полей специальными препаратами - диспергентами нефти.
     
     1.2. Диспергенты нефти предназначены для рассеивания (эмульгирования) плавающих нефтяных пленок в большом объеме воды в виде мелкораздробленных капель нефти. При этом достигается понижение концентрации нефти в районе разлива, многократно ускоряются естественные процессы биоразрушения загрязнения, восстанавливается массо- и энергообмен морской среды с атмосферой, снижается пожароопасность разлива, предотвращается возможность загрязнения береговой полосы, образование "шоколадного мусса", уменьшается вероятность замазучивания морских птиц и зверей.
     
     1.3. Диспергенты следует применять лишь в тех случаях, когда нецелесообразно использование механических средств сбора разлитой нефти. При этом в каждом конкретном случае до создания карт экологической ценности побережья и моря необходимо получить разрешение Главводоохраны Минводхоза СССР, Главрыбвода Минрыбхоза СССР, органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы союзных республик.
     
     1.4. Данная инструкция разработана с учетом предельно-допустимых концентраций (ПДК), установленных Главрыбводом для диспергентов нефти ОМ-6, ОМ-84 и Корексит 9527, а также исследований токсичности диспергентов, проведенных организациями Минздрава СССР.
     
     1.5. Обработка загрязненных акваторий диспергентами проводится с помощью судов спецподразделений Минморфлота, ответственных за охрану морской среды, или с помощью авиасредств гражданской авиации, оснащенных аппаратурой для нанесения диспергентов.
     
     

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСПЕРГЕНТОВ НЕФТИ ОМ-6, ОМ-84 И КОРЕКСИТ 9527

     
     2.1. Диспергент нефти ОМ-6 разработан совместно ЦНИИ морского флота и ВНИИ поверхностно-активных веществ. Препарат представляет собой смесь биохимически окисляемых и взрывобезопасных веществ. Выпускается на СХЗ "Кивиыли".
     
     2.2. Диспергент нефти ОМ-84 разработан совместно ЦНИИ морского флота, ВНИИ поверхностно-активных веществ и Институтом биологии южных морей АН УССР. Состоит из биохимически окисляемых и взрывобезопасных веществ. По сравнению с диспергентом ОМ-6 обладает более высокими диспергирующими свойствами, меньшей токсичностью и содержит добавки, ускоряющие биораспад диспергированной нефти. Выпускается Волгодонским химзаводом.
     
     2.3. Диспергент нефти Корексит 9527 выпускается фирмой ЭКСОН (США). Это один из наиболее эффективных зарубежных диспергентов и единственный из зарубежных, разрешенный контролирующими органами для применения во внутренних водах СССР.
     
     2.4. Свойства диспергентов нефти представлены в табл.1.
     

Таблица 1

     
Свойства диспергентов нефти ОМ-6, ОМ-84 и Корексит 9527

     

Показатель

Диспергент

ОМ-6

ОМ-84

Корексит 9527

Внешний вид при 20 °С

Маслянистая жидкость от светло-коричневого до темно-коричневого цвета

Плотность при 20 °С, кг/м

840-890

860-910

1010

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм/с, не более

40

50

60

Температура вспышки, °С, не ниже

65

80

79

Температура замерзания,  °С

Минус 10

Минус 10

Минус 35

Эффективность (по методике ЦНИИМФа), %




начальная дисперсия (через 5 мин)

60

80

80

конечная дисперсия (через 30 мин)

20

40

40

Токсичность, ПДК, мг/л

0,005

0,25

0,05

Расход диспергента по отношению к нефти, не более

1:10

1:20

1:10

  

   
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

     
     3.1. К работе с диспергентами нефти допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности в соответствии с требованиями п.1.2 "Правил техники безопасности на судах морского флота" и ознакомившиеся с настоящей инструкцией.
     
     3.2. Диспергенты нефти ОМ-6, ОМ-84 и Корексит 9527 относятся к группе малотоксичных промышленных продуктов (4 класс по ГОСТ 12.1.007-76). При работе с диспергентами необходимо использовать куртки, ботинки, защищающие от масел и жиров (подгруппа Нж по ГОСТ 12.4.103-80*), и герметичные защитные очки (тип Г по ГОСТ 12.4.003-80**), а также респиратор ШБ-1 "Лепесток" (ГОСТ 12.4.028-76). Следует избегать длительного непосредственного контакта препаратов с кожными покровами. При попадании в глаза необходимо обильно промыть их большим количеством пресной воды.

________________

     * Действует ГОСТ 12.4.103-83.      
     ** На территории Российской Федерации  действует ГОСТ Р 12.4.013-97. - Примечание .
     
     3.3. При обработке акватории диспергентами нефти не разрешается находиться на палубе лицам, не занятым обслуживанием устройства для распыла диспергентов.
     
     3.4. При производстве работ должны быть приняты меры, исключающие попадание диспергентов в судовые помещения, систему вентиляции и т.д. Места разлива препаратов обрабатываются струей воды.
     
     3.5. Диспергенты нефти относятся к категории горючих жидкостей. При работе с ними запрещается пользоваться открытым огнем. При воспламенении препаратов следует применять пенные, углекислотные, порошковые огнетушители, песок, накидки.
     
     3.6. Бочки с препаратами должны быть надежно закреплены на палубе, а устройство для распыла диспергентов - на фальшборте судна.
     
     3.7. Во время работы запрещается разборка устройства для распыла диспергентов, его ремонт, чистка.
     
     

4. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСПЕРГЕНТОВ НЕФТИ

     
     4.1. С целью нанесения минимального ущерба морской среде диспергенты следует применять лишь в случаях, когда нецелесообразно использование механических средств борьбы с разливами нефти и когда нефтяное поле представляет реальную угрозу человеческой жизни, жизнедеятельности морских обитателей, пожарную опасность, может вызвать катастрофическое загрязнение береговых сооружений, мест отдыха населения, источников водоснабжения и т.п.
     
     4.2. Диспергенты рекомендуется применять на глубинах более 10 м. При распылении диспергентов необходимо избегать попадания их на чистую водную поверхность.
     
     4.3. Вопрос о порядке применения диспергентов для ликвидации нефтяного загрязнения решается штабом руководства операции (ШРО) или специальной комиссией, создаваемыми для борьбы с разливами нефти, на основании разрешения, полученного организацией, проводящей работы, от контролирующих органов.
     
     

5. УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСПЫЛА ДИСПЕРГЕНТОВ НЕФТИ С ПЛАВСРЕДСТВ

     
     5.1. Нанесение диспергентов с плавсредств осуществляется с помощью устройства для распыла диспергентов УРД-2. Устройство разработано Черноморским центральным проектно-конструкторским бюро, выпускается Астраханским судоремонтным заводом по ТУ 31.1082-81.
     
     5.2. Устройство рассчитано для установки на плавсредства, штатная система сжатого воздуха которых позволяет создать давление 0,5 МПа (5 кг/см) и расход воздуха 0,8 м/мин.
     
     5.3. Устройство для распыла диспергентов (чертеж) состоит из двух выносных труб (1) с соплами (2), смесительного устройства (3), пневмонасоса (4) и плотиков (5). Выносные трубы шарнирно закрепляются на каждом борту судна с помощью опор (6), удерживаются оттяжками и служат для подачи и распыла диспергента, а также для буксировки плотиков. Опоры крепятся струбцинами к фальшборту судна и позволяют регулировать по высоте и разворачивать выносные трубы.
     
    

    
Чертеж

1 - выносная труба; 2 - сопло; 3 - смесительное устройство; 4 - пневмонасос; 5 - плотик; 6 - опора

     
     
     Диспергент нефти из 200 л бочек подается к выносным трубам через смесительное устройство с помощью пневмонасоса. Смесительное устройство устанавливается на палубе и служит для смешивания (при необходимости) диспергента с водой до требуемой концентрации. Вода в смеситель подается от судовой пожарной системы. Регулирование расхода диспергента производится клапаном магистрали сжатого воздуха, давление контролируется по манометру, установленному перед клапаном пневнонасоса. Расход рабочей воды контролируется по манометру, установленному на смесительном устройстве.
     
     Плотики раскрепляются оттяжками по длине выносных труб и служат для перемешивания и лучшего диспергирования обработанной препаратом нефтяной пленки.
     
     

6. ТЕХНОЛОГИЯ НАНЕСЕНИЯ ДИСПЕРГЕНТОВ НЕФТИ С ПЛАВСРЕДСТВ

     
     6.1. На борту плавсредства производятся монтаж устройства для распыла диспергентов и его подготовка к работе в соответствии с прилагаемой к устройству инструкцией. При волнении моря выше 3 баллов и скорости ветра более 4 баллов установка плотиков не требуется. Проверяется работоспособность системы. Для этого клапаном подачи рабочей воды при закрытой магистрали сжатого воздуха устанавливается давление (по манометру на смесительном устройстве) около 0,2 МПа и оценивается качество распыла: струи воды, выходящие из сопел, должны иметь одинаковые углы и перекрываться на поверхности акватории на 10-20%. При некачественной работе сопел они прочищаются или заменяются.
     
     6.2. ШРО уточняются сведения о местоположении разлива, гидрометеоусловиях на месте разлива, характеристике нефтяного поля (сорт нефти, объем разлива, площадь пятна, толщина пленки).
     
     6.3. Исходя из количества и сорта разлитой нефти, толщины ее пленки, ориентировочно определяют необходимое для обработки количество диспергента, учитывая выбранное соотношение диспергент:нефть (табл.2 и п.6.5). На борту следует предусмотреть 2-3-кратный запас препарата по сравнению с рассчитанным или оговорить с ШРО условия доставки диспергента к месту аварии.
     
     

Таблица 2

     
Технологические данные для обработки нефтяных пленок диспергентами нефти

     

Параметры нефтяного разлива

Соотношение диспергент:нефть

Номер сопла

Скорость судна, уз

Давление, МПА (10 кг/см)

Расход, л/ч

толщина пленки, мм

кол-во разлитой нефти, т/га

воздуха

воды

диспергента

воды

0,015

0,15

1:10

2

8

0,11

0,20

187

5500

0,03

0,3

1:10

2

5

0,12

0,21

312

5500

0,07

0,7

1:10

2

5

0,15

0,21

625

5500

0,1

1,0

1:20

1

10

0,07

-

930

-



1:10

1

8

0,15

-

1480

-

0,2

2,0

1:30

1

10

0,10

-

1230

-



1:20

1

8

0,15

-

1480

-



1:10

1

8

0,55

-

2960

-

0,3

3,0

1:30

1

8

0,15

-

1480

-



1:20

1

8

0,30

-

2220

-



1:10

1

5

0,50

-

2780

-

0,5

5,0

1:30

1

8

0,38

-

2470

-



1:20

1

5

0,35

-

2320

-



1:10

1

3

0,50

-

2780

-

0,9

9,0

1:30

1

5

0,50

-

2780

-



1:20

1

3

0,40

-

2500

-

     
     
     6.4. Исходя из ориентировочных параметров нефтяного разлива, по табл.2 выбираются технологические данные для обработки загрязненной акватории. Пленки нефти толщиной менее 0,05 мм следует обрабатывать растворами диспергентов нефти ОМ-6 или Корексит 9527. Более толстые пленки - неразбавленными диспергентами ОМ-6, ОМ-84 или Корексит 9527.
     
     При выборе параметров обработки, отличных от представленных в табл.2, должно соблюдаться требование
     

,

     
где  - расход диспергента, л/ч;

     
      - скорость судна, уз.
     
     В этом случае начальная концентрация диспергентов в 5-метровом слое воды не превысит 10 мг/л, что, согласно исследованиям ГрузВНИРО, обеспечит безопасность морской среды и быстрое снижение концентрации до уровня ПДК.
     
     6.5. Соотношение диспергент:нефть выбирается в зависимости от объема разлива, свойств нефти, температуры окружающей среды, гидрометеоусловий. Во всех случаях это соотношение не превышает величины 1:10 для диспергентов ОМ-6 и Корексит 9527 и 1:20 для диспергента ОМ-84. При обработке пленок толщиной более 0,1 мм, а также при обработке высоковязких видов нефти, как правило, поддерживается максимальное соотношение. Для свежеразлитых, легкорастекающихся, маловязких нефтей, тонких пленок требуется меньшее соотношение. Так как оно зависит от многих факторов, то для нанесения минимального ущерба морской среды на практике рекомендуется начинать обработку при соотношении 1:30. При низком качестве обработки соотношение диспергент:нефть увеличивается.
     
     6.6. При подходе судна к месту разлива нефти приводится в действие устройство для распыла диспергентов. При этом, руководствуясь паспортом к устройству, включают и регулируют в соответствии с выбранными параметрами сначала подачу воды, а затем - подачу воздуха на пневмонасос.
     
     Контролируется работа плотиков: при своем движении плотики должны захватывать всю полосу, которая обрабатывается диспергентом.
     
     При распыле неразбавленного диспергента отключается подача воды от судовой пожарной системы, отсоединяется от смесителя шланг, а отверстие на смесителе заглушается.
     
     Замена сопел производится в дрейфе при отключенных рабочих магистралях.
     
     6.7. Обработку нефтяного поля следует проводить либо по спирали, начиная от периферии и сдвигаясь к центру, либо зигзагообразно по всей площади пятна.
     
     6.8. Качество обработки считается удовлетворительным, если на водной поверхности не остается следов нефти или наблюдаются лишь отдельные пятна площадью около 10 м.
     
     

7. ТЕХНОЛОГИЯ НАНЕСЕНИЯ ДИСПЕРГЕНТОВ НЕФТИ С АВИАСРЕДСТВ

     
     Авиационная обработка нефтяных загрязнений диспергентами нефти производится в соответствии с "Инструкцией по применению вертолетов Ми-2 и Ка-26 с серийной опрыскивающей аппаратурой для борьбы с аварийными разливами нефти в море" (приложение 1). Для авиаобработки используются диспергенты ОМ-6 и ОМ-84, первый - при соотношении диспергент:нефть = 1:10, второй - 1:20. Нормы расхода (табл.2 приложения 1) выбираются в зависимости от толщины обрабатываемой нефтяной пленки
     

,

,

     
где ,  - нормы расхода диспергентов при соотношении диспергент:нефть, равном соответственно 1:10 и 1:20, л/га;
     
      - толщина нефтяной пленки, мм.
     
     Диспергент нефти ОМ-84 наносится в неразбавленном виде. Диспергент ОМ-6 может использоваться в виде водных растворов.
     
     

8. ПРАВИЛА ТРАНСПОРТИРОВКИ И ХРАНЕНИЯ

     
     8.1. Транспортировка диспергентов нефти производится автомобильным, железнодорожным, водным или воздушным транспортом в соответствии с действующими правилами перевозки жидких горючих малоопасных химических продуктов.
     
     8.2. Диспергенты хранятся в стальных бочках. Хранение препаратов при низкой температуре и последующее размораживание не влияют на свойства продуктов при условии тщательного перемешивания перед применением.
     
     

Приложение 1
Обязательное


     
ИНСТРУКЦИЯ
по применению вертолетов Ми-2 и Ка-26 с серийной опрыскивающей
аппаратурой для борьбы с аварийными разливами нефти в море

     
     
Дата введения 1983-03-18

     
     
     СОГЛАСОВАНА Председателем Всесоюзного объединения "Мореплавание" Министерства морского флота Б.C.Майнагашевым 10.03.83
     
     УТВЕРЖДЕНА Заместителем министра гражданской авиации В.В.Кузькиным 18.03.83
     
     
     Инструкция составлена на основании результатов исследований, проведенных Всесоюзным научно-исследовательским институтом применения гражданской авиации в народном хозяйстве (ВНИИПАНХ ГА) и Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) в 1979-1982 гг.
     
     Инструкция подготовлена начальником отдела применения авиации в отраслях народного хозяйства канд. техн. наук Т.П.Зыряновым, начальником сектора применения авиации в промышленности канд. техн. наук Г.К.Носовым, младшими научными сотрудниками А.К.Поповым и М.П.Ребровым (ВНИИПАНХ ГА).
     
     Инструкция предназначена для специалистов предприятий гражданской авиации и морского флота, занимающихся ликвидацией аварийных разливов нефти в море.     
     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
     1.1. Настоящей инструкцией регламентируются:
     
     - организация подготовительных работ;
     
     - методика выполнения полетов;
     
     - правила техники безопасности.
     
     1.2. Вертолеты Ми-2 и Ка-26 с серийной опрыскивающей аппаратурой обрабатывают нефтяную пленку аварийного разлива нефти в море в соответствии с требованиями настоящей инструкции, действующих "Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-2", "Руководства по летной эксплуатации вертолета Ка-26", "Инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию конструкции вертолета Ми-2 с двумя двигателями ГТД-350", "Инструкции по технической эксплуатации вертолета Ка-26".
     
     1.3. В качестве рабочей жидкости используют диспергент ОМ-6 (ТУ 38-30940-79)*, применяемый спецформированиями АСПТР и портами Министерства морского флота при проведении работ по борьбе с аварийными разливами нефти в море. Подготовка диспергента нефти ОМ-6* и условия его применения регламентируются РД 31.04.02-80 "Временная инструкция по применению диспергентов ОМ-6 и Корексит 9527, предназначенных для ликвидации нефтяных пленок, плавающих на поверхности воды" (Л., ЦНИИМФ, 1980)**.

_______________

     * и диспергента ОМ-84.
     
     ** с 01.01.87 вместо РД 31.04.02-80 действует РД 31.04.24-86 "Инструкция по применению диспергентов нефти ОМ-6, ОМ-84 и Корексит 9527".
     
     1.4. Диспергент ОМ-6 представляет собой жидкую смесь биохимически окисляемых и взрывобезопасных веществ, вязкость которой зависит от температуры.
     

Характеристики диспергента ОМ-6

     

Плотность

840-890 кг/м

Вязкость:

     при 20 °С

не более 40 сСт

     при 5 °С

не более 200 сСт

Температура:

     замерзания

ниже минус 10 °С

     вспышки в закрытом тигле

не ниже 65 °С

Коррозионная активность

отсутствует

     
     Диспергенты не рекомендуется использовать при температуре воды и воздуха менее 5 °С.
     
     1.5. В соответствии с "Инструкцией об организации работ по ликвидации аварийных разливов нефти в море", утвержденной министром морского флота 2 февраля 1977 г. и министром гражданской авиации 16 марта 1977 г., территориальное управление гражданской авиации по заявке штаба руководства операциями по ликвидации аварийных разливов нефти (ШРО) соответствующего пароходства выделяет необходимое количество вертолетов и технические средства для их обслуживания.     
     

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

     
     2.1. ШРО пароходства информирует руководителя авиапредприятия о месте аварийного разлива нефти в море, направлении его дрейфа и норме внесения диспергента.
     
     2.2. Представитель аэродромной службы авиапредприятия совместно с представителем ШРО пароходства определяет место базирования вертолета (посадочную площадку) в соответствии с действующими "Инструкцией по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации" и инструкцией N 28/И-81 и информирует руководителя авиапредприятия о месте и размерах выбранной площадки, условиях подхода вертолета, состоянии грунта.
     
     2.3. ШРО пароходства направляет своего представителя к месту базирования вертолета для организации доставки диспергентов, их загрузки в емкости опрыскивающей аппаратуры и определения норм внесения диспергента.
     
     2.4. Перед вылетом в район аварийного разлива нефти экипаж вертолета должен:
     
     2.4.1. Навести на полетную карту место аварийного разлива нефти с учетом его дрейфа, место базирования вертолета и маршрут полета к нефтяному полю от характерного ориентира (навигационной или радионавигационной точки) на берегу.
     
     2.4.2. Провести предполетную подготовку в соответствии с НПП-78 ГА, п.8.12.11.
     
     2.4.3. Оборудовать вертолет серийной сельскохозяйственной аппаратурой, установив на штангах распылители необходимого диаметра. На борту вертолета иметь полный комплект распылителей других стандартных диаметров и при необходимости техническое средство для заправки вертолета рабочей жидкостью.
     
     2.4.4. После заполнения баков опрыскивателя водой проверить работу опрыскивающей аппаратуры на земле. Обратить особое внимание на качество герметизации стыковочных узлов опрыскивателя и в случае необходимости устранить подтекание жидкости. Применение опрыскивающей аппаратуры с негерметичной системой опрыскивателя запрещается.
     
     2.5. По прибытии на посадочную площадку командир экипажа должен:
     
     2.5.1. Проверить соответствие посадочной площадки требованиям Руководств по летной эксплуатации вертолетов Ми-2 и Ка-26. При необходимости принять меры к устранению выявленных недостатков.
     
     2.5.2. Провести инструктаж (под расписку) всех членов загрузочной бригады, водителей погрузочных и транспортных средств о соблюдении правил загрузки диспергента, техники безопасности и требований пожарной безопасности при работе у вертолета.
     
     2.5.3. Уточнить у представителя ШРО пароходства о местонахождении нефтяного разлива, нормах внесения диспергента и произвести необходимые штурманские и технологические расчеты.
     
     2.5.4. В соответствии с полученной информацией рассчитать секундный расход рабочей жидкости в зависимости от ее вязкости по формуле
     

,

     
где  - секундный расход воды в системе опрыскивания вертолета (см. табл.1);

     
      - безразмерный коэффициент, равный отношению расхода рабочей жидкости к расходу воды (см. рис.).
     
     

Таблица 1

     
Секундный расход воды в системе опрыскивания вертолетов, л/с

     

Тип вертолета

Диаметр выходного отверстия, мм

1

1,25

2

3

4

5

6

Ми-2

-

1,9

3,2

5,8

6,8

8,1

10,2

Ка-26

1,75

-

3,5

5,36

7,65

10,1

-

     
     

Изменение коэффициента расхода рабочей жидкости через форсунки опрыскивателя
в зависимости от ее температуры

          

     
     2.5.5. Установить на штанге опрыскивателя необходимый комплект распылителей и проверить правильность регулировки опрыскивающей системы при выполнении первого полета по обработке поля нефтяного разлива.
     
     2.5.6. Определить условия полета вертолета на рабочем гоне в зависимости от норм расхода диспергента (табл.2).
     

Таблица 2

     
Технологические нормативы авиаопрыскивания

     

Норма расхода, л/га

Скорость полета, км/ч

Секундный расход, л/с

Диаметр выходных отверстий распылителей, мм

1

2

3

4

Вертолет Ми-2

15

115

1,9

1,25

20

85

1,9

1,25

25

115

3,2

2,0

30

100

3,2

2,0

40

70

3,2

2,0

50

105

5,8

3,0

60

100

6,8

4,0

60

120

8,1

5,0

70

85

6,8

4,0

70

105

8,1

5,0

80

90

8,1

6,0

80

115

10,2

6,0

90

100

10,2

6,0

100

90

10,2

6,0

Вертолет Ка-26

15

105

1,75

1,0

20

80

1,75

1,0

25

65

1,75

1,0

25

120

3,5

2,0

30

105

3,5

2,0

40

80

3,5

2,0

40

120

5,36

3,0

50

95

5,36

3,0

60

80

5,36

3,0

60

115

7,65

4,0

70

70

5,36

3,0

70

100

7,65

4,0

80

115

10,1

5,0

90

100

10,1

5,0

100

90

10,1

5,0

     
     Примечания: 1. Число распылителей постоянно и равно:
     
     для вертолета Ми-2 - 128 шт.;
     
     для вертолета Ка-26 - 108 шт.
     
     2. Ширина рабочего захвата - 40 м.
     
     
     2.6. В случае использования водных растворов диспергента при заправке вертолета рабочей жидкостью первоначально закачивается расчетное количество чистого диспергента, а затем добавляется требуемое количество воды и смесь перемешивается в течение 2-5 мин.     
     

3. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ

     
     3.1. Типовой полет вертолетов Ми-2 и Ка-26 при ликвидации аварийных разливов нефти состоит из следующих элементов:
     
     - взлет с заполненными рабочей жидкостью баками;
     
     - набор высоты, переход в горизонтальный полет;
     
     - горизонтальный полет к характерному ориентиру на берегу моря;
     
     - полет от характерного ориентира в район поля нефтяного разлива;
     
     - выход в район поля нефтяного разлива, его поиск и обнаружение;
     
     - маневр по заходу на поле нефтяного разлива, достижение рекомендуемых рабочей высоты и скорости полета;
     
     - включение аппаратуры в начале гона;
     
     - полет над гоном с работающей аппаратурой, выключение аппаратуры в конце гона;
     
     - маневр по заходу на следующий гон или полет на посадочную площадку.
     
     3.2. Для наибольшей эффективности применения вертолетов Ми-2 и Ка-26 полеты выполнять с максимально допустимой взлетной массой, рассчитанной в соответствии с Руководством по летной эксплуатации соответствующего вертолета из условий возможности выполнения полета на одном двигателе.
     
     3.3. Первый полет к нефтяному разливу выполнить от характерного ориентира на берегу моря по предварительно вычисленным параметрам (расчетный курс, путевая скорость, расчетное время) на высоте 100-200 м.
     
     3.4. Если по истечении расчетного времени полета вертолета поле нефтяного разлива не будет обнаружено, его поиск осуществлять методом "расходящейся коробочки" с набором высоты до 500 м. Если после 15-20-минутного поиска поле не обнаружено, экипажу вертолета возвратиться на посадочную площадку для уточнения местонахождения нефтяного разлива и повторения полета.
     
     3.5. После обнаружения поля (нефтяное загрязнение просматривается контрастным глянцевым пятном на поверхности моря при полете "на солнце" и радужным с серебристыми отливами пятном при полете "от солнца") необходимо выполнить обзорный облет района, уточнить местонахождение, размер, конфигурацию и направление дрейфа поля нефтяного разлива. Если разлив нефти произошел вблизи береговой черты, выявить наличие и характер препятствий на берегу, мешающих полетам по опрыскиванию. В результате обзорного облета принять решение о способе и направлении обработки поля нефтяного разлива.
     
     3.6. Исходя из конфигурации поля нефтяного разлива и гидрометеорологической обстановки, обработку рекомендуется проводить по периметру поля, двигаясь к центру, или, начиная с одного края (с подветренной стороны), двигаться к другому краю.
     
     Обработку можно выполнять как загонным, так и челночным способом в зависимости от размера, формы и направления его дрейфа, однако предпочтительнее применение загонного способа, так как в данном случае при заходе вертолета на очередной гон обрабатываемый участок нефтяного разлива постоянно находится в поле зрения пилота.
     
     Вследствие быстрого и эффективного воздействия диспергента на нефть на водной поверхности образуется хорошо просматриваемый след, который служит ориентиром для последующего захода на рабочий гон. Время дня и погода на процесс диспергирования нефтяной пленки не влияют.
     
     3.7. При выполнении первого полета по обработке поля нефтяного разлива уточнить секундный расход рабочей жидкости в опрыскивающей системе и с учетом полученных результатов откорректировать параметры полета вертолета над гоном.
     
     3.8. Для обеспечения оптимальной ширины захвата, улучшения равномерности распределения и уменьшения сноса рабочей жидкости обработку поля нефтяного разлива производить при высоте полета вертолета 10-20 м и скорости от 65 км/ч до максимально допустимой (в зависимости от нормы внесения рабочей жидкости).
     
     Заход на гон выполнять с учетом солнцестояния и направления ветра.     
     

4. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

     
     4.1. При проведении работ по ликвидации аварийных разливов нефти в море с помощью диспергента ОМ-6*, относящегося к классу малоопасных химических веществ (4 класс по ГОСТ 12.1.007-76), следует соблюдать требования действующих "Правил по технике безопасности и производственной санитарии на авиационно-химических работах".

_______________

     * и диспергента ОМ-84.
     
     4.2. В случае загрузки вертолета неразбавленным диспергентом двигатель внутреннего сгорания загрузчика должен быть снабжен искрогасителем, глушитель защищен листовым асбестом или железным кожухом, а вертолет и загрузчик заземлены.
     
     4.3. При полетах над водной поверхностью каждый член экипажа на борту воздушного судна должен быть обеспечен спасательным жилетом, готовым к применению (п.8.12.11.3. НПП-78 ГА).
     
     4.4. Ежедневно после окончания опрыскивания сельскохозяйственную аппаратуру вертолетов необходимо промывать водой.
     
     

Приложение 2
Справочное

     
МЕТОДИКА РАСЧЕТА НАЧАЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
ДИСПЕРГЕНТОВ В ВОДОЕМЕ

     
     Глубина перемешивания смеси диспергент-нефть, определенная по результатам натурных испытаний, составляет 5 м.
     
     При расчете начальной концентрации принимается во внимание тот факт, что, согласно исследованиям ГрузВНИРО, при кратковременной экспозиции диспергенты не проявляют заметного токсикологического эффекта при концентрации в слое воды глубиной 5 м в момент смешения не более 10 мг/л. При скоростях морских течений (ветровых, конвекционных и т.д.), равных в среднем 0,5 м/с, будет происходить снижение исходных концентраций до значений ПДК за 30 минут.
     
     При расчете принимается во внимание рассеивание только в зоне работы плотиков (около 10 м) и не учитывается рассеивание в кильватерной струе. При учете последнего параметра начальные концентрации снизятся примерно в 2 раза.
     
     Пример 1.
     
     Обрабатывается пленка нефти толщиной 0,03 мм. Ширина зоны обработки - 10 м. Скорость буксира - 5 уз (9 км/ч). Обработка ведется водным раствором диспергента. Расход препарата - 312 л/ч (см. табл.2).
     
     На каждый километр обрабатываемой акватории будет нанесено 312/9=34,7 м диспергента. Обработанная площадь в расчете на 1 км составит 1000х10=10000 м, а объем 5-метрового слоя, в котором рассеется диспергент, - 50000 м. Начальная концентрация диспергента составит 34,7х10/5х10х10=0,7 мг/л (плотность диспергента принята 1000 кг/м).
     
     Пример 2.
     
     Обрабатывается пленка толщиной 0,5 мм неразбавленным диспергентом. Скорость буксира при соотношении диспергент:нефть=1:30, выбранная по табл.2, составляет 8 уз (15 км/ч). Ширина зоны обработки 10 м. Расход препарата - 2470 л/ч.
     
     В расчете на 1 км: объем диспергента - 2470/15=164,7 л, объем 5-метрового слоя воды - 5х10 м. Начальная концентрация - 164,7х10/5х10х10=3,3 мг/л.
     
     

Приложение 3
Справочное

     
МЕТОДИКА ОТБОРА И АНАЛИЗА ПРОБ ВОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ДИСПЕРГЕНТОВ

     
     Отбор проб воды при необходимости производится контролирующими организациями Минрыбхоза и Минводхоза СССР (по их решению). Организации Минморфлота, осуществляющие диспергирование нефтяного поля, предоставляют для этих целей необходимые плавсредства.
     
     Анализ проб проводится специализированными лабораториями контролирующих ведомств по методике, рекомендованной в данной инструкции, или по методике, принятой этими ведомствами.
     
     Отбор проб. Пробы воды отбираются с борта судна, следующего в кильватере за буксиром, проводящим распыление диспергента, на расстоянии 50-100 м. Отбор проб проводится по крайней мере с 3 горизонтов: 0,5, 2, 5 м непосредственно после обработки, через 30 минут и 1 час после диспергирования нефти, и по результатам их анализа рассчитывается среднее содержание диспергента в 5-метровом слое воды соответственно времени отбора проб. Пробы отбираются с помощью батометра или стеклянной бутылки с грузом и вытягивающейся пробкой. Перед каждым отбором проб емкости промываются чатыреххлористым углеродом. Минимальный объем пробы - 1 л. Отобранные пробы воды переливаются в чистые бутылки, опечатываются и доставляются для анализа на берег.
     
     Проведение анализа. Данная методика основана на фотоколориметрировании комплекса, образованного неионогенными ПАВ с числом молей окиси этилена не менее 3 с кобальтотиоцианатом аммония. Метод позволяет проводить определение микроколичеств ПАВ (0,1-20 мг/л) в водных растворах без предварительного концентрирования.
     
     В литровой колбе в 0,5 л воды растворяется последовательно 620 г роданистого аммония и 280 г азотнокислого кобальта. Раствор доводится до 1 литра, затем дважды обрабатывается бензолом для исключения возможных органических загрязнений.
     
     К 100 мл исследуемой пробы, находящейся в делительной воронке, добавляется 35-40 г хлористого натрия (при анализе проб морской воды это количество может быть снижено до 20 г) и 15 мл приготовленного раствора кобальтотиоцианата аммония. Содержимое воронки встряхивается до полного растворения соли и отстаивается в течение 15 мин.
     
     Добавляется 25 мл бензола, встряхивается (1 мин), содержимое воронки оставляется до полного расслоения фаз. Нижний водный слой сливается, а бензольный - центрифугируется с целью полного обезвоживания и спектрофотометрируется на ультрафиолетовом спектрофотометре при длине волны 320 нм (целесообразно сканирование в области 240-345 нм). Определение ведут в кювете с базовой длиной 1 см.
     
     Концентрация определяется по калибровочной кривой, которая предварительно строится для водных образцов с известной концентрацией диспергента.
     
     
     

Текст документа сверен по:
/ Министерство морского флота;
Центральный ордена
Трудового Красного Знамени
научно-исследовательский
институт морского флота. - Л., 1986

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование