- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления
охраны труда МПС России
А.П.Мезенцев
4 апреля 2000 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Общие требования безопасности труда в типовых технологических процессах предприятий железнодорожного транспорта
ЦБТ-19-2001
Разработаны В. К Ивановым (ВНИИЖГ МПС) при участии Д.А.Смолякова (ЦБТ МПС).
Настоящие методические рекомендации предназначены для установления общих требований безопасности труда в типовых технологических процессах предприятий железнодорожного транспорта, а также требований к построению и содержанию типовых технологических инструкций безопасности работ на предприятиях хозяйств железнодорожного транспорта (ЦТ, ЦВ, ЦЛ, ЦД, ЦЭ, ЦШ, ЦУВС и т.д.).
Методические рекомендации соответствуют ГОСТ 3.1120-83 в части отображения и оформления требований безопасности труда в технологической документации.
1. Общие положения
1.1. Безопасность технологических процессов, используемых на предприятиях железнодорожного транспорта, достигается упреждением возникновения вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах в течение всего производственного процесса на объектах железнодорожного транспорта и должна обеспечивать требования безопасности:
- на территориях, в зданиях, сооружениях и объектах обслуживания предприятий железнодорожного транспорта, включая производственные площадки вне производственных помещений и установку на них знаков безопасности;
- при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте используемого в технологических процессах производственного оборудования (железнодорожного и автомобильного транспорта, станков, испытательных стендов, внутрицехового транспорта, средств механизации и автоматизации, подъемно-транспортных средств и т.д.), а также обеспечение необходимыми защитными средствами и знаками безопасности на оборудовании и в производственных помещениях;
- при эксплуатации инструмента, приспособлений, лестниц, стремянок, средств малой механизации в технологических процессах.
1.2. Требования безопасности работ (труда) типовых производственных процессов на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта должны излагаться в разделе "Требования безопасности" в типовой технологической инструкции на производственный процесс или в типовой инструкции работ по охране труда на технологический процесс (далее по тексту - ТИ).
1.3. Во вновь разрабатываемых и пересматриваемых ТИ должны быть отражены требования безопасности работ (труда) на рабочих местах (рабочих зонах) с учетом коллективной, групповой и индивидуальной безопасности труда работников, предприятий и организаций железных дорог, занятых в технологическом процессе.
1.4. В ТИ с учетом коллективной безопасности работников предприятий (организаций) железнодорожного транспорта, т.е. предприятий или организаций в целом, устанавливаются требования безопасности на территории предприятий (организаций), прилегающей к железнодорожным путям, а также к зданиям, сооружениям, специализированным технологическим площадкам, цехам, другим производственным помещениям, дистанциям пути, энергоучасткам, линиям СЦБ и связи и т.д.
1.5. В ТИ с учетом групповой и индивидуальной безопасности работников предприятий (организаций) железнодорожного транспорта, т.е. рабочих мест (рабочих зон), ограниченных работой бригады или отдельных работников предприятий, устанавливаются требования безопасности с учетом специфики производственного процесса:
- подготовительной технологической операции;
- основного технологического процесса (техническое обслуживание, ремонт и использование по назначению производственного технологического оборудования);
- заключительного технологического процесса.
1.6. Требования безопасности отдельных технологических процессов (по видам работ) разрабатываются с учетом специфики предприятий хозяйств железных дорог.
2. Общие требования безопасности
2.1. Общие требования безопасности работ в типовых технологических процессах устанавливаются для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта производственного оборудования на стадиях его проектирования и изготовления (включая сборку и монтаж).
2.2. Безопасность производственных процессов предусматривается комплексом проектных и организационных решений, заключающихся в реализации безопасных приемов, режимов работы и порядка контроля и поддержания работоспособного состояния производственного оборудования, производственных помещений, территорий, зданий и сооружений предприятия в типовом технологическом процессе, а также, в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, при обучении работников предприятия, занятых в производственном процессе, безопасным приемам работ.
2.3. В соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 и Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта ЦРБ-4676, должна быть утверждена номенклатура и места установки знаков безопасности, обеспечивающих безопасность работ в типовом технологическом процессе.
3. Классификация требований безопасности работ в типовой технологической документации
3.1. При выборе и обосновании требований безопасности труда для установления их в технологических документах необходимо исходить из классификации этих требований по следующим признакам:
- источник опасного и (или) вредного воздействия;
- вид опасного и (или) вредного воздействия;
- номенклатура объектов труда, являющихся возможным источником травмирования работников, занятых в технологическом процессе (технологическое оборудование, механизмы, транспорт и т.п.).
3.2. В зависимости от источника опасного и (или) вредного воздействия различают требования безопасности по отношению к:
- характеристикам процесса (операции), обусловливающим его опасное и (или) вредное воздействие, например, при работах на путях, дерево- и металлообработке, сварочных работах, малярных работах и т.д.;
- работнику (группе работников), занятому(ых) в технологическом процессе (операции), например, требования к технически грамотному и безопасному использованию оборудования (подвижного состава, автомашин, вагонов, оборудования, инструмента, приспособлений и т.д.) по назначению, его транспортированию, хранению и утилизации;
- условиям труда (по фактору травмобезопасности) на рабочих местах.
3.3. В зависимости от вида опасного и (или) вредного воздействия на работника (по природе влияния на его безопасность труда) используемых в технологическом процессе средств производства различают:
- требования физической безопасности работ, направленные на защиту работников от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов физической природы (движущихся машин, механизмов, подвижных частей производственного оборудования, передвигающихся изделий, заготовок, материалов, разрушающейся конструкции, обрушивающейся породы, повышенной запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах, повышенной или пониженной температуры поверхностей оборудования, материалов, повышенной или пониженной температуры воздуха на рабочем месте, повышенного уровня шума и вибрации (общей и локальной) на рабочем месте, повышенного уровня инфразвуковых колебаний, повышенного уровня ультразвука, повышенной или пониженной влажности воздуха, повышенной или пониженной ионизации воздуха, повышенного уровня ионизирующих излучений на рабочем месте, повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека, повышенного уровня статического электричества, повышенного уровня электромагнитных излучений, повышенной напряженности электрического и магнитного полей, отсутствия или недостатка естественного света, недостаточной освещенности на рабочем месте, повышенной яркости света, пониженной контрастности прямой и отраженной блескости, повышенной пульсации светового потока, повышенного уровня ультрафиолетовой и инфракрасной радиации, острых кромок, заусенец и шероховатостей на поверхности заготовок, инструмента и оборудования, расположения рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);
- требования химической безопасности работ, направленные на защиту работников от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов химической природы (по характеру воздействия на организм человека - токсические раздражающие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию; по пути проникновения в организм человека - через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы, слизистые оболочки), т.е. требования к обеспечению защиты организма человека от воздействия химических отравляющих веществ;
- требования биологической безопасности работ, направленные на защиту работника от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов биологической природы (микроорганизмов растительной или животной природы, бактерий, вирусов, грибков и т.д.) и продуктов их жизнедеятельности;
- требования психофизиологической безопасности работ, направленные на защиту работников от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов - статических и динамических нервно-психологических перегрузок (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки) - и устранение возможных негативных последствий;
- требования травмобезопасности работ на рабочих местах (зонах), направленные на увеличение безопасности труда работника (группы работников) на рабочих местах предприятия (территории предприятия, зданий и сооружений, производственных площадок и помещений, при работе на машинах, на подвижном составе, в вагонах, оборудовании, с инструментами, приспособлениями, профессионального отбора, инструктажа и обучения работников предприятия или организации железнодорожного транспорта).
3.4. В зависимости от назначения технологического документа (комплекта технологических документов) различают:
- требования безопасности работ к значениям показателей безопасности по всему множеству характерных для рассматриваемого технологического процесса (операции) опасных и (или) вредных воздействий на работника;
- требования к методам и средствам обеспечения безопасности работ в технологическом процессе (операции) по каждому виду опасных и (или) вредных воздействий на работника (группу работников) предприятия;
- требования к методам контроля (испытаний, измерений, экспертной оценки и анализа), обеспечивающих достоверную оценку безопасности работ в технологическом процессе (операции) по всей совокупности устанавливаемых норм и показателей санитарно-гигиенических условий труда и травмобезопасности на рабочем месте (зоне).
4. Выбор и установление требований безопасности работ в типовой технологической документации
4.1. Требования безопасности работ, устанавливаемые в технологических документах и контролируемые при аттестации рабочих мест и сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (в рамках Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - ССФЖТ), направлены на обеспечение безопасности работников предприятий железнодорожного транспорта при проведении работ, выполняемых в рамках технологических процессов (операции), и выбираются на основе действующих на железнодорожном транспорте государственных, международных законодательных актов и нормативных документов по охране труда.
4.2. В качестве исходных положений при установлении требований безопасности работ в технологических процессах (операциях) в технологических документах учитывают:
- номенклатуру источников опасных и (или) вредных факторов, их виды и характер воздействия;
- уровень потенциальной опасности (вредности) воздействий по каждому установленному фактору условий труда на рабочих местах предприятия железнодорожного транспорта;
- характер воздействия на работника (группу работников) (прямое, косвенное и др.);
- локализуемость действий опасных и (или) вредных факторов средствами, обеспечивающими безопасность работ (например, полное или частичное устранение воздействия вредного фактора на условия труда и травмобезопасность работника с использованием соответствующих средств локализации и защиты);
- вероятность последствия травмирования работника (с учетом оценки травмобезопасности технологических процессов);
- взаимосвязь одновременно действующих факторов (например, уровень шума и слабая освещенность рабочих мест);
- повторяемость (периодичность, частота) воздействия каждого фактора безопасности работ;
- распространяемость (динамика) воздействия опасного и (или) вредного фактора на работника во времени.
4.3. Оценку возможных последствий опасных (вредных) воздействий на работника при выполнении работ, определенных тем или иным технологическим процессом (операцией), проводят по всей совокупности технологической операции (приемов, переходов, процедур), предусмотренной технологическим регламентом и представляющей потенциальную опасность для работников предприятия при нарушении технологических режимов.
4.4. При выборе и установлении требований безопасности технологического процесса учитывают:
- источники и показатели опасных (вредных) воздействий, проявляемых при выполнении данного технологического процесса (операции), соответствие их требованиям нормативных правовых актов по охране труда на предприятиях железнодорожного транспорта;
- методы и средства снижения опасных (вредных) воздействий до допустимых пределов;
- методы и средства контроля за параметрами условий труда и травмобезопасности на рабочих местах предприятий.
5. Оценка травмобезопасности технологических процессов
5.1. Оценка травмобезопасности технологических процессов проводится с целью:
- объективного анализа безопасности работ (труда) в технологических процессах предприятия (организации) железнодорожного транспорта, применяемых в типовых технологических процессах;
- получения информации, необходимой для разработки плана организационно-технических мероприятий с целью улучшения условий труда и повышения уровня травмобезопасности рабочих мест в стабильном технологическом процессе.
5.2. Объектами оценки травмобезопасности являются:
- технологические процессы производства изделий (деталей, сборочных единиц);
- технологические процессы видов производства (монтажные, наладочные и ремонтные работы на объектах железнодорожного транспорта, кузнечное, сварочное, металлообработка, деревообработка и т.д.);
- технологические процессы производства (эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт производственного оборудования) предприятия.
5.3. Работа по оценке травмобезопасности технологических процессов проводится в два этапа: вначале оценивается уровень безопасности работ (труда) типовых технологических процессов, затем производится непосредственная оценка травмобезопасности технологических процессов предприятия.
5.4. Задачи, решаемые на этапах оценки травмобезопасности типовых технологических процессов, приведены в таблице.
Этап работы |
Задачи, решаемые на этапах |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
1. Оценка уровня безопасности работ (труда) технологических |
1. Выбор объекта оценки травмобезопасности технологических процессов (операций) предприятия. |
Организация, имеющая свидетельство на право проведения |
процессов |
конструктивно-технологическим признакам хозяйств (например, локомотивное депо, вагонное депо, дистанция пути, мастерские и т.д.). |
работ по оценке травмобезопасности на предприятиях МПС России, |
3. Группирование предприятий согласно классификатору на предприятия (участки ремонта пути, электропередачи, СЦБ и связи, сборочные цеха, цех металлообработки, цех деревообработки, механические мастерские и т.д.). |
совместно с предприятием | |
4. Уточнение перечня операций в используемом на рабочем месте типовом технологическом процессе. |
||
5. Установление нормативных значений показателей условий труда и травмобезопасности в типовых технологических процессах на предприятиях МПС России. |
||
6. Анализ безопасности работ (труда) типовых технологических процессов, используемых в хозяйствах МПС. |
||
7. Проведение оценки уровня безопасности работ (труда) типовых технологических процессов. |
||
8. Разработка плана мероприятий по повышению безопасности работ (труда) на предприятиях за счет совершенствования технологических процессов. |
||
2. Оценка травмобезопас- |
Присвоение класса опасности* и уровня профессионального риска работников, занятых в технологическом процессе. |
Организация, осуществляющая аттестацию рабочих мест по условиям труда на предприятиях МПС России. |
________________
* Примечание. Требования излагаются в Методиках аттестации рабочих мест на травмобезопасность и Методике оценки профессионального риска на предприятиях железнодорожного транспорта.
6. Порядок разработки и согласования "Требований безопасности" в технологических инструкциях типовых технологических процессов
6.1. Требования безопасности работ (труда) в ТИ вносятся разработчиком ТИ или подразделением (службой, сектором, отделом) охраны труда предприятия-разработчика ТИ по исходным требованиям типовой технологической документации.
6.2. В ТИ предприятия для каждого технологического процесса (операции) должны излагаться требования безопасности работ в отдельности или для комплекса технологических процессов (операций), объединенных одним производственным циклом (далее - ТИ предприятия).
Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных ТИ предприятия. К разработке временных ТИ предприятия предъявляются те же требования, что и при разработке постоянных ТИ.
6.3. ТИ предприятия проходят контроль полноты изложения требований безопасности работ (труда) в подразделениях (службах) по охране труда предприятий (организаций), согласовываются с профсоюзным комитетом предприятия (организации) железнодорожного транспорта, после чего утверждаются руководством предприятия, согласно установленному порядку.
6.4. Требования безопасности работ (труда), характерных для конкретного предприятия, устанавливаются в ТИ предприятия, которая должна быть направлена на рассмотрение:
- данному инженеру предприятия;
- инженеру по охране труда;
- в профсоюзную организацию предприятия.
7. Содержание и порядок изложения требований безопасности работ (труда) в типовых технологических инструкциях безопасности работ (труда)
7.1. Требования безопасности работ (труда) типовых производственных процессов на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта, излагаемые в разделе "Требования безопасности" типовой технологической инструкции на производственный процесс или в ТИ, разрабатываются с учетом внедрения новых технологий, передового опыта организации производства и труда, требований нормативных правовых актов, действующих в МПС России.
7.2. Правила отображения и оформления требований безопасности работ в типовой технологической документации приведены в приложениях 2 и 3.
7.3. В ТИ устанавливаются требования, общие для типовых технологических процессов предприятий как отдельных хозяйств железных дорог, так и для предприятий в целом на сети железных дорог.
7.4. Технологическая инструкция безопасности работ для предприятий (организаций) разрабатывается в соответствии с учетом местных условий и с указанием конкретных мер безопасности выполнения работ на основных производственных технологических средствах и использования вспомогательного оборудования на данном предприятии (организации) и для конкретных рабочих мест (рабочей зоны).
7.5. Требования ТИ следует излагать в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий труда, в которых выполняются отдельные виды работ.
ТИ должна содержать следующие разделы:
- перечень вредных и опасных производственных факторов;
- общие требования коллективной безопасности работ;
- требования безопасности* подготовительной(ых) технологической(их) операции(ий);
- требования безопасности* основного(ых) технологического(их) процесса(ов);
- требования безопасности* заключительного(ых) технологического(их) процесса(ов);
- требования безопасности* при возникновении аварийных ситуаций.
_______________
* Примечание. Требования излагаются в последовательности технологического процесса.
7.6. В разделе "Перечень вредных и опасных производственных факторов" должны быть приведены:
- перечень вредных и опасных факторов, сопровождающих технологический процесс и способствующих возникновению травматизма работников, занятых в технологическом процессе при использовании основных и вспомогательных производственных технологических средств в типовых технологических процессах предприятий (организаций) железнодорожного транспорта;
- нормативные значения вредных и опасных факторов, характерных для тех или иных работ, выполняемых на предприятиях железнодорожного транспорта (например, при работах на путях, работах на контактных сетях, сварочные работы, зарядка аккумуляторов и т.п.).
7.7. В разделе "Общие требования коллективной безопасности работ" должны быть отражены:
- требования безопасности, предъявляемые к территориям предприятий (организаций), прилегающим к железнодорожным путям, а также к зданиям, сооружениям;
- требования безопасности работ на специализированных технологических площадках, в цехах и в других производственных помещениях;
- требования безопасности работ на путях.
7.8. В разделе "Требования безопасности подготовительной(ых) технологической(их) операции(ий)" устанавливаются требования безопасности на рабочих местах (рабочих зонах) для групповой (бригад) и индивидуальной безопасности работников предприятий (организаций) железнодорожного транспорта.
При подготовке к выполнению основного технологического процесса должны быть отражены:
- требования безопасности при размещении, хранении и транспортировании материалов, запасных частей, заготовок, полуфабрикатов;
- требования безопасности при использовании материалов, заготовок, полуфабрикатов, обладающих опасными и (или) вредными свойствами;
- требования к расположению и организации рабочих мест (рабочей зоны), оснащению их приспособлениями, средствами малой механизации, инструментом для безопасного выполнения заданных технологических процессов, требования к применению средств индивидуальной и коллективной защиты, знаков безопасности и установлению сигнализации о пуске движущихся частей оборудования на рабочем месте и транспорта в рабочей зоне, к порядку технического обслуживания и ремонта основного технологического оборудования (включая его техническое диагностирование и неразрушающий контроль).
7.9. В разделе "Требования безопасности основного(ых) технологического(их) процесса(ов)" излагаются требования безопасности на рабочих местах (рабочих зонах) для групповой (бригад) и индивидуальной безопасности работников предприятий (организаций) железнодорожного транспорта при техническом обслуживании, ремонте и использовании по назначению производственного технологического оборудования:
- требования безопасной эксплуатации стационарного производственного технологического оборудования (станки, испытательные стенды);
- требования безопасной эксплуатации транспортных средств (железнодорожный транспорт, автотранспорт, козловые, автомобильные и железнодорожные краны);
- требования безопасной эксплуатации внутрицехового транспорта, подъемно-транспортных машин и оборудования (мостовые краны, тали, домкраты и т.д.);
- требования безопасной эксплуатации инструмента, приспособлений, средств малой механизации;
- методы контроля в технологическом процессе вредности от источников опасных и вредных производственных факторов.
7.10. В разделе "Требования безопасности заключительного(ых) технологического(их) процесса(ов)" устанавливаются требования безопасности на рабочих местах (рабочих зонах) для групповой (бригад) и индивидуальной безопасности работников предприятий (организаций) железнодорожного транспорта:
- требования безопасности при использовании отходов производства и готовой продукции, обладающих опасными и (или) вредными свойствами;
- требования безопасности при уборке (удалении), утилизации, обезвреживании отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов.
7.11. В разделе "Требования безопасности при ликвидации аварийных ситуаций" устанавливаются требования безопасности на рабочих местах (рабочих зонах) для групповой (бригад) и индивидуальной безопасности работников предприятий (организаций) железнодорожного транспорта:
- требования безопасности при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям на территории предприятий (организаций), а также в зданиях, сооружениях, на специализированных технологических площадках, цехах, в других производственных помещениях и других объектах железнодорожного транспорта;
- требования безопасности при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям при эксплуатации стационарного производственного технологического оборудования (станки, испытательные стенды);
- требования безопасности при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям при эксплуатации транспортных средств (железнодорожный транспорт, автотранспорт, автомобильные, козловые и железнодорожные краны);
- требования безопасности при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям при эксплуатации внутрицехового транспорта, подъемно-транспортных машин и оборудования (мостовые краны, тали, домкраты и т.д.).
7.12. В ТИ не должны применяться слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.
7.13. Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии полной расшифровки аббревиатуры в вводной части ТИ.
7.14. Каждой ТИ должно быть присвоено наименование и номер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.
Наименования ТИ могут быть, например, такими, как "Типовая технологическая инструкция безопасности работ при неразрушающем контроле колесных пар локомотивов"; "Типовая технологическая инструкция безопасности работ при техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации мостового крана в цехе ТР локомотивов".
Наименования ТИ для типовых технологических процессов, характерных для предприятий различных хозяйств железных дорог, могут быть, например, такими, как "Типовая технологическая инструкция безопасности работ при электросварочных работах в производственных помещениях", "Типовая технологическая инструкция безопасности работ при погрузочно-разгрузочных работах на территории предприятия".
7.15. Обозначение ТИ состоит из:
индекса ТИ - типовая технологическая инструкция безопасности работ;
Р - Российская Федерация;
32 - отраслевого кода МПС России;
телеграфного шифра департамента, управления МПС России;
порядкового номера, присвоенного Юридическим управлением;
года утверждения типовой технологической инструкции безопасности работ.
Например, "Типовая технологическая инструкция безопасности работ при неразрушающем контроле колесных пар локомотивов", утвержденная МПС России от 31 декабря 2001 года N ЦТ-31, имеет обозначение: ТИ Р-32-ЦТ-31-01.
7.16. Обозначение технологической инструкции безопасности работ предприятий состоит из:
индекса ТИ - технологическая инструкция безопасности работ предприятий;
телеграфного шифра предприятия;
порядкового номера;
года утверждения технологической инструкции безопасности работ предприятий.
Например, "Технологическая инструкция безопасности работ при неразрушающем контроле колесных пар вагонов" по Лосиноостровской Московской железной дороге от 1 июня 2001 года N 1 должна иметь обозначение: ТИ-ВЧД-8-001-01.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
сокращений, принятых в рекомендациях
МК - маршрутная карта
КТП - карта технологического процесса
КТПП - карта типового (группового) технологического процесса
ОК - операционная карта
КТО - карта типовой (групповой) операции
ВОП - ведомость операций
КЭ - карта эскизов
КК - комплектовочная карта
ПТОиР - правила по техническому обслуживанию и ремонту
ГОСТ Р ССБТ - государственные стандарты системы стандартов безопасности труда
ОСТ ССБТ - отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда
СП - санитарные правила
СН - санитарные нормы
ГН - гигиенические нормативы
СанПиН - санитарные нормы и правила
СНиП - строительные нормы и правила
ПБ - правила безопасности
ПУБЭ - правила устройства и безопасности эксплуатации
ПОТ М - правила по охране труда межотраслевые
ПОТ О - правила по охране труда отраслевые
ТОИ - типовые (отраслевые) инструкции по охране труда
ТИ - типовая технологическая инструкция безопасности работ (труда) производственного процесса.
Приложение 2
ПРАВИЛА
отражения требований безопасности работ в типовой технологической документации
1. Требования безопасности работ излагают в МК, КТП, КТТП, ОК, КТО, ВОП перед описанием технологического процесса (операции) или, в случае разработки ТИ, в ТИ на типовой технологический процесс.
При разработке ТИ требования безопасности работ излагаются в ТИ, а в соответствующих документах вместо изложения этих требований делается ссылка на обозначение ТИ типового технологического процесса.
2. Требования безопасности работ в МК, КТП, КТТП, ОК, КТО, ВОП, ТИ и КК следует отражать с использованием ссылок на обозначение действующих на предприятиях (организациях) железнодорожного транспорта нормативных правовых актов по охране труда, действующих на федеральном железнодорожном транспорте.
Допускается изложение требований безопасности работ в указанных документах. Необходимость текстового изложения требований безопасности работ определяется разработчиком технологической документации.
3. В МК, КТП, КТТП, ОК, КТО, ВОП следует указывать ГОСТ 3.1 НU - средства индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, защитные очки и др.) или обозначения (номера) комплектов средств индивидуальной защиты в соответствии с порядком, установленным на предприятиях (организациях) железнодорожного транспорта, средства коллективной защиты работников предприятия (организации), используемые непосредственно на рабочих местах (ограждения, защитные экраны, вентиляционные установки, средства заземления и др.), а также средства технологической оснащенности, обеспечивающие безопасность работ на предприятии (организации), щипцы для удаления деталей из зоны обработки, крюки для отвода стружки и др.), которые не являются составной частью используемого оборудования или технологической оснастки, но должны применяться совместно с этими средствами технологического оснащения, если они не указаны конкретно в инструкции по охране труда.
В технологической документации не указывают средства коллективной защиты, не предназначенные для использования непосредственно на рабочих местах при выполнении данного технологического процесса (операции), например, общецеховые системы теплозащиты и вентиляции.
4. Запись кодов (обозначений) средств защиты работников предприятий (организаций) и их наименования следует выполнять в соответствующих графах (строках), предназначенных для указания технологической оснастки, после кодов (обозначений), наименований технологической оснастки.
5. Установка и снятие с технологического оборудования заготовок, деталей, сборочных единиц и технологической оснастки, масса которых может превышать установленные нормы поднятия тяжестей вручную, должны быть описаны в отдельных переходах (операциях) или в ТИ, с указанием применяемых средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных работ.
При этом дается ссылка на типовые схемы строповки или приводится схема строповки в КЭ или на поле для эскиза соответствующих технологических документов, в которых описан данный технологический процесс (операция). Допускается схему строповки приводить в ТИ.
Приложение 3
ПРАВИЛА
оформления требований безопасности работ в типовой технологической документации
1. В ТЗ на разработку технологической документации (комплекта технологической документации) на изготовление или ремонт изделий на предприятиях (организациях) железнодорожного транспорта необходимо включать раздел "Требования безопасности работ (труда)".
2. В разделе "Требования безопасности работ (труда)" следует приводить конкретные требования по обеспечению безопасности работ (труда) при выполнении технологического процесса, на который разрабатывается технологическая документация по данному ТЗ, или приводятся ссылки на соответствующие нормативные правовые акты по охране труда, принятые на предприятиях (организациях) железнодорожного транспорта.
3. В МК, КТП, КТТП, ВОН ссылку на обозначение применяемых нормативных правовых актов по охране труда, принятых на предприятиях железнодорожного транспорта, следует приводить с привязкой к каждому технологическому процессу (операции).
Ссылку на обозначение применяемых нормативных правовых актов по охране труда, принятых на предприятиях железнодорожного транспорта, приводят после обозначения применяемых технологических документов в графе "Обозначение документа", а при ее отсутствии - а графе "Наименование и содержание операций" на строке, следующей за наименованием технологического процесса (операции).
4. В МК, КТП, КТТП, ВОП допускается общая ссылка на обозначение нормативных правовых актов по охране труда, принятых на предприятиях железнодорожного транспорта для группы однотипных операций, выполняемых на одном и том же или однотипном оборудовании (рабочем месте), при условии наличия такой ссылки на каждом листе этих документов для операций, описываемых на данном листе, например, "ИОТ N 44 (для опер. NN 010, 020, 025)".
Общую ссылку следует приводить в графе "Особые указания" или в отдельной строке документа, перед первым описываемым на данном листе технологическом процессе (операции). Данную ссылку допускается приводить в графе 23 блока Б5 основной надписи по ГОСТ 3.1103-82.
Конкретный порядок приведения общей ссылки на обозначение нормативного правового акта по охране труда, принятого на предприятиях (организациях) железнодорожного транспорта, устанавливается на уровне Департамента хозяйства или Управления МПС России, или предприятия (организации) железнодорожного транспорта.
5. При необходимости текстового изложения требований безопасности работ в МК, КТП, КТТП, ОК, КТО, ВОП его следует помещать перед описанием содержания операции (перехода) на отдельных строках по всей длине строк документа.
6. В ОК и КТО ссылку на обозначение нормативного правового акта по охране труда, принятого на предприятиях (организациях) железнодорожного транспорта, следует приводить в графе, предназначенной для обозначения нормативного правового акта по охране труда, принятого на предприятиях (организациях) железнодорожного транспорта, или для обозначения применяемых документов, а при ее отсутствии - в графе "Особые указания" или на первой отдельной строке перед описанием переходов после обозначения применяемых технологических документов*. Данную ссылку допускается приводить в графе 23 блока Б5 основной надписи по ГОСТ 3.1103-82.
_______________
* Примечания. 1. Вместо КЭ для дополнительных пояснений допускается использовать поле для эскиза соответствующих документов, на которых описан технологический процесс (операция).
2. Вместо КЭ графические иллюстрации и таблицы допускается применить в ТИ.
3. В случае если на схеме строповки в КЭ или ТИ указан код (обозначение) стропов, то в соответствующих документах, в которых описан технологический процесс (операция) по перемещению грузов, код (обозначение) стропов допускается не указывать при условии внесения данной информации в ВО.
7. В КЭ выполняют, при необходимости, дополнительные пояснения к требованиям безопасности работ, изложенным в текстовых документах (или документах, текст которых разбит на графы) в виде графических иллюстраций или таблиц, например:
эскиза детали (сборочной единицы) с указанием условных обозначений опор, зажимов и установочных устройств по ГОСТ 3.1107-81;
схемы строповки грузов;
схемы раскроя листового материала (полосы);
схемы укладки грузов на транспортные средства и при штабелировании;
схемы расстановки рабочих при групповой (бригадной) работе по перемещению грузов и т.д.
Текстовые пояснения к графическим иллюстрациям и таблицам приводятся, при необходимости, в КЭ после этих графических иллюстраций и таблиц.
8. В ТИ требования безопасности следует приводить перед описанием работы, подлежащей выполнению, в виде ссылок на соответствующие нормативные правовые акты по охране труда, принятые на предприятиях (организациях) железнодорожного транспорта, или в виде текстового изложения этих требований.
Требования безопасности в ТИ могут быть изложены в отдельном разделе.
9. При указании в ТИ кодов (обозначений), наименований средств индивидуальной защиты в МК, КТП, КТТП, ОК, КТО, ВОП коды (обозначения), наименования данных средств защиты допускается не указывать.
Вместо кодов (обозначений), наименований средств индивидуальной защиты допускается в ТИ указывать обозначения (номера) комплектов средств индивидуальной защиты в соответствии с порядком, установленным в отрасли или на предприятии (в организации).
10. В ВО указывают коды (обозначения), наименования технологической оснастки, обеспечивающей выполнение требований безопасности работ, и средства защиты, в том числе средства индивидуальной защиты работающих.
Коды (обозначения) средств защиты указывают после перечисления кодов (обозначений) технологической оснастки, применяемой при выполнении данной операции.
Допускается в ВО не указывать средства индивидуальной защиты.
11. В КК указывают требования безопасности работ, предъявляемые к комплектующим деталям, сборочным единицам и материалам, если они являются источниками опасных или вредных производственных факторов.
Данные требования указывают на первых строках документа по всей длине строки перед записью данных о комплектующих деталях, сборочных единицах и материалах.
Примечание. Вместо КК требования безопасности, предъявляемые к комплектующим деталям, сборочным единицам и материалам, допускается указывать в ТИ.
12. Требования безопасности работ (труда) ТТИ БТ на предприятиях и в организациях федерального железнодорожного транспорта приведены в приложении 1*.
________________
* Текст приложения в Сборнике отраслевых нормативных документов по охране труда на железнодорожном транспорте не приводится. - Примечание .
13. Примеры отражения требований безопасности в МК и ОК приведены в рекомендуемом приложении 4*.
________________
* Текст приложения в Сборнике отраслевых нормативных документов по охране труда на железнодорожном транспорте не приводится. - Примечание .
Примечание. В целях исключения дублирования информации при указании обозначения нормативного правового акта по охране труда, принятого на предприятиях (организациях) железнодорожного транспорта, и (или) при текстовом изложении требований безопасности работ ОК или КТО соответствующую информацию в МК, КТП, КТТП для операций, описанных в ОК или КТО, вносить не следует.
Текст документа сверен по:
Министерство путей сообщения
Российской Федерации.
Сборник отраслевых нормативных
документов по охране труда
на железнодорожном транспорте. - М., 2002.