- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ |
УТВЕРЖДАЮ |
АНАЛИЗ
состояния безопасности полётов в авиапредприятиях
(авиакомпаниях) и организациях ГА, подконтрольных
СЗ УГАН Федеральной службы по надзору
в сфере транспорта за 2006 г.
I. Общие данные о состоянии безопасности полетов
В 2006 году наблюдалось некоторое ухудшение показателей безопасности полетов с ВС Северо-Западного региона, в сравнении с аналогичным периодом 2005 года.
В течение 2006г. в авиапредприятиях (авиакомпаниях) подконтрольных Северо-Западному УГАН произошло:
- 38 авиационных инцидентов (в 2005г. - 36);
- 13 повреждений на земле ( в 2005г - 5).
Из них:
- 23 авиационных инцидента по причинам конструктивно-производственных недостатков (2005-21);
- 6 авиационных инцидентов, связанных с недостатками в работе летного состава(6 в 2005);
- 1 авиационный инцидент, связанный с недостатками в работе лётного состава АОН
- 5 авиационных инцидентов, связанных с недостатками наземных служб обеспечения полётов (8 в 2005).
Два авиационных инцидента связаны с неблагополучной орнитологической обстановкой в аэропорту Ганновера и «Пулково».
- один инцидент связан с несанкционированным выездом автомашины на ВПП.
Основными причинами данных авиационных событий явились:
1. Конструктивно-производственные недостатки авиационной техники.
2. Нарушение руководящих документов регламентирующих летную работу.
3. Недисциплинированность работников наземных служб обеспечения полетов.
Чрезвычайных происшествий в 2006г. с воздушными судами эксплуатантов коммерческой гражданской авиации не было.
Авиационное происшествие с ВС ФГУАП «Пулково» - катастрофа самолёта Ту-154 под Донецком.
Авиационное событие связано с нарушением экипажем ФГУП «ГТК «Россия» установленной схемы захода на посадку в аэропорту «Пулково» самолёта В-737-500.
По обоим авиационным событиям расследование продолжается.
Распределение событий по классам ВС представлено в таблице 1.
Таблица 1
КЛАССИФИКАЦИЯ |
ГОДЫ |
ВСЕГО |
В том числе на: | ||||
|
|
|
САМОЛЕТАХ |
ВЕРТОЛЕТАХ | |||
|
|
|
1-3 класса |
4 класса |
1-2 класса |
3 класса | |
АВИАЦИОННЫЕ |
2005 |
1 |
- |
- |
- |
1 | |
Катастрофы |
2005 |
1 |
- |
- |
- |
1 | |
Погибло |
2005 |
4 |
- |
- |
- |
4 | |
В том |
экипаж |
2005 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
|
пассажиры |
2005 |
3 |
|
- |
- |
3 |
Аварии |
2005 |
0 |
- |
- |
- |
- | |
Списано ВС |
2005 |
1 |
- |
- |
- |
1 | |
ИНЦИДЕНТЫ |
2005 |
36 |
31 |
2 |
3 |
0 | |
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ |
2005 |
0 |
- |
- |
- |
- | |
ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС |
2005 |
5 |
5 |
- |
- |
- |
По итогам 2006 года наблюдается стабилизация статистических показателей безопасности полетов. В сравнении с 2005 годом число авиационных инцидентов увеличилось незначительно (с 36 до 38). Тем не менее, в 2006 г. наметилась тенденция увеличения количества повреждений ВС с 5 до 13 (в основном из-за недостатков в работе авиационного персонала наземных служб аэропортов).
II. Краткая характеристика наиболее характерных инцидентов.
Таблица 2
№ |
Дата, тип ВС, № ВС, эксплуатант, командир ВС |
Место и характер события |
Причины (факторы) |
1 |
18.01.06г. Б-737 EI-CDD КВС Аницой О.Е., |
При выполнении рейса ПЛК-190 по маршруту Москва (Домодедово)-С.Петербург после посадки в Пулково экипаж обнаружил, что рукоятка управления разворотом заблокирована в нейтральном положении и управление разворотом передней ноги шасси невозможно. Переход на альтернативное управление от другой гидросистемы положительных результатов не дал. Экипаж освободил полосу, остановил самолёт и заявил об отказе разворота колёс передней опоры шасси. Самолёт был отбуксирован на стоянку тягачом. Повреждения самолёта отсутствуют. |
Расследование проведено комиссией СЗ УГАН |
2 |
02.02.06г Ту-154М RA-85204 КВС Темляков И.Н. |
При выполнении тренировочного полёта после взлёта не убрались закрылки в полётное положение ни в автоматическом, ни в ручном режимах. Давление и уровень гидрожидкости были в норме. В течении 20 минут вырабатывали топливо, в процессе захода на посадку довыпуск закрылков на 36 градусов, затем 45 градусов прошёл без замечаний, посадка выполнена благополучно. |
Расследование проведено комиссией СЗ УГАН |
3 |
07.02.06г. Ту-134 RA-65093 КВС Жартун А.Н. |
При выполнении захода на посадку допущена грубая посадка с перегрузкой 2.5 (по КЗ-63), после пересчёта - 2.15 |
Расследование проведено комиссией ЛМО ФГУАП «Пулково». |
4 |
26.03.06г Ту-154 RA-85187 ФГУАП «Пулково» |
При предполётной подготовке тягачом багажной тележки повреждён концевой обтекатель правой плоскости крыла |
ПВС |
5 |
28.03.06г. Ту-134 RA-65113 ФГУАП «Пулково» |
При выходе из МВЗ диспетчер сообщил экипажу об отсутствии с ним радиосвязи |
Расследование проведено комиссией СЗ УГАН |
6 |
Ту-134 RA-65109 КВС Аскеров Ш.А., Самара |
При выполнении рейса ПЛК 911 СПб - Самара при посадке в Самаре экипажем допущена перегрузка ny=2,4 на конструкцию и для техники пилотирования (оценка «неудовлетворительно»). |
Расследование проведено комиссией Приволжского УГАН. |
7 |
24.08.06 Ту-154 RA-85832 КВС Макошин А.Э., Иркутск |
Расшифровкой ССПИ выявлено, что при выполнении рейса ПЛК522 Иркутск - СПб после взлёта в Иркутске допущено превышение максимальных скоростей при выпущенных закрылках и предкрылках к концу уборки предкрылков. |
Расследование проведено комиссией СЗУГАН. |
8 |
23.09.06. МИ-8RA-22679 ЗАО «СПАРК+» КВС Закутилин |
При выполнении рейса БЖЖ 9304 по маршруту Мурманск-Сортавала экипаж допустил уклонение от установленного маршрута |
Расследование выполнено СЗ УГАН |
9 |
28.10.06 Ту-134 RA-65113 КВС Басов А.И., Екатеринбург |
При выполнении рейса ПЛК917 СПб - Екатеринбург при посадке в Самаре экипажем допущена перегрузка ny =2,31. Посадка производилась ночью в простых метеоусловиях. Экипаж и пассажиры не пострадали, повреждений самолёта нет. |
Расследование проведено комиссией ОАО АК «Уральские авиалинии» |
10 |
22.12.06 Ту-134 RA-65033 |
При заходе на посадку в аэропорту «Пулково» по указанию диспетчера выполнен уход на второй круг из-за несанкционированного выезда автомашины на ВПП |
Расследование провело СЗ УГАН |
В области АОН существенных изменений по безопасности полётов не произошло, интенсивные полёты проводились с аэропорта «Ржевка» Ленинградской области.
09.03.06г. СТ-24 RA-0275G эксплуатант АОН №1305007 КВС Артикульный В.И. «Ржевка» при выполнении тренировочных полётов в режиме «конвеер» в процессе разбега ВС уклонилось влево и выкатилось за пределы ИВПП. Расследование проведено комиссией СЗ УГАН.
Причина - ошибки экипажа при производстве взлёта (40219).
30.07.06. СТ-23 RA-0273G «Невский аэроклуб» КВС Василой Д.С. Днём в простых метеоусловиях при выполнении тренировочного полёта в зоне а/мА «Ржевка» потерпел катастрофу.
Причина - неправильные действия КВС при выполнении горизонтальных фигур высшего пилотажа и ошибки, допущенные КВС в технике пилотирования, которые привели к сваливанию самолёта в «штопор» на малой высоте.
Таблица 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ СОБЫТИЙ
(ПО ЭКСПЛУАТАНТАМ) ЗА 2005 и 2006 г.г.
|
Всего |
в том числе |
в том числе |
в том | |||||||||
Эксплуатант |
событий |
АП с ЧЖ |
АП БЧЖ |
|
числе | ||||||||
|
05г |
06г |
05г |
06г |
05г |
06г |
05г |
06г |
05г |
06г | |||
ФГУАП |
35 |
43 |
_ |
1 |
_ |
_ |
30 |
30 |
5 |
12 | |||
ОАО |
_ |
5 |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
5 |
_ |
1 | |||
ООО АП«Северсталь» |
1 |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
1 |
_ |
_ |
_ | |||
ОАО |
1 |
_ |
1 |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ | |||
ЗАО АК «СПАРК+» |
2 |
1 |
_ |
_ |
_ |
_ |
2 |
1 |
_ |
_ | |||
ООО «СЗ АТК |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ | |||
ООО |
3 |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
3 |
_ |
_ |
_ | |||
Эксплуатант АОН (СЭ АОН №1305007) |
_ |
2 |
_ |
1 |
_ |
_ |
_ |
1 |
_ |
_ | |||
«СПАРК» |
0 |
1 |
|
|
|
|
0 |
1 |
|
| |||
Всего: |
42 |
53 |
1 |
2 |
_ |
_ |
36 |
38 |
5 |
13 |
Примечание: В числителе - всего, в знаменателе - авиационные инциденты, связанные с деятельностью авиационного персонала.
В 2006 года произошло 11 повреждений воздушных судов по вине авиационного персонала аэропортов.
Распределение авиационных инцидентов и повреждений ВС на земле по типам ВС можно оценить по таблице 4
Таблица 4
ИНЦИДЕНТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС НА
ЗЕМЛЕ ПО ТИПАМ ВС В АВИАКОМПАНИЯХ
|
|
| |||
|
|
| |||
|
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
Ил-86 |
5/0 |
1/0 |
- |
- | |
Ту-154 |
13/2 |
10/2 |
3/2 |
8/1 | |
Боинг-737-5 |
3 |
13/1 |
1/1 |
2/2 | |
Боинг- |
- |
2/0 |
|
1/1 | |
Ту-134 |
9/2 |
9/7 |
1/1- |
2/2 | |
Ил-114 |
- |
- |
- |
- | |
Як-40 |
1/0 |
- |
- |
- | |
МИ-2 |
1/1 |
|
|
| |
Ми-8 |
2/0 |
2/1 |
- |
- | |
Ан-2 |
2/1 |
- |
- |
- | |
СТ-24 |
- |
1/1 |
- |
- | |
Итого: |
36/6 |
38/12 |
5/4- |
13/13 |
Примечание: В числителе - всего, в знаменателе - нарушения, связанные с деятельностью авиационного персонала.
Повреждения ВС на земле в 13 случаев по причине неудовлетворительной работы наземных служб обеспечения в аэропортах «Пулково», «Калининград» и «Шереметьево».
Анализ всех причин авиационных событий, происшедших в 2006 г. показал, что отказы авиационной техники по фактору «70120 - КПН», явились причиной 22 инцидентов (21 - в 2005 г.).
Кроме вышеперечисленных авиационных событий на территории Северо-Западного УГАН ФСНСТ Минтранса России произошли авиационные события с воздушными судами эксплуатантов других управлений :
Авиационных инцидентов -9;
ПВС-1.
III. Организация лётной работы
В соответствии с действующим «Руководством по организации летной работы в подразделениях ГА» (глава 11 РОЛР ГА-87) анализ организации летной работы (ОЛР) за 2006г. эксплуатантов ГА (АОН), подконтрольных Северо-Западного УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
1. Состояние производственной деятельности.
В период 2006г. на территории, поднадзорной Северо-Западному УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляли авиационные услуги следующие зарегистрированные эксплуатанты ГА (АОН):
а) эксплуатанты коммерческой ГА:
- ОАО «КД-авиа», СЭ-454;
- ФГУАП «Пулково», СЭ-242;
- ЗАО «Роснефть-Балтика», СЭ-152;
- ООО «Мурманская авиационная компания, СЭ-215;
- ЗАО «Авиакомпания «СПАРК+», СЭ-73;
- ЗАО «Балтийские авиалинии», СЭ-237;
- ОАО «Вологодское авиационное предприятие», СЭ-195;
- ООО «Лукиавиатранс», СЭ-425;
- ООО «СЗ АТК «Выборг», СЭ-254;
- ОАО «Псков-авиа», СЭ-465;
- ООО «Северсталь», СЭ-251;
- ФГУП «ГТК «Россия»,
б) эксплуатанты авиации общего назначения (АОН):
По состоянию на 01.01.07г. в управлении зарегистрировано 19 эксплуатантов авиации общего назначения, в пользовании которых находится 68 зарегистрированных ВС.
В период 3-го квартала 2006г. состоялось объединение авиапредприятий ФГУАП «Пулково» и ФГУП «ГТК «Россия». В настоящее время функционирует реорганизованный эксплуатант коммерческой ГА - ФГУП «ГТК «Россия», при этом СЭ - 242 ФГУАП «Пулково» аннулирован.
Эксплуатантами коммерческой ГА региона в течение 2006г. осуществлялась эксплуатация следующих типов ВС:
- самолеты - Ан-2, Ан-26, Ан-30, Ту-134, Ту-154, Ту-214, Ил-114, Ил-86, В-737;
- вертолеты - Ми-8 всех модификаций, Ми-2, Ка-32, AS-350, AS-355, Agusta A109E.
Эксплуатантами авиации общего назначения (АОН) региона в течение 2006г. осуществлялась эксплуатация легкомоторных самолетов самодельного производства (ЕЭВС), отечественного и иностранного серийного производства, вертолетов иностранного серийного производства (R-44, AS-350, AS-355, Agusta A109E), тепловых аэростатов и дирижаблей, а также дельталетов различных модификаций.
В период 2006г. подконтрольными эксплуатантами коммерческой ГА производилась также эксплуатация и освоение ВС иностранного производства. Так, в частности, эксплуатация ВС типа В-737 с целью пассажирских перевозок производится ОАО «КД-авиа» и ФГУП «ГТК «Россия», коммерческая эксплуатация вертолетов иностранного производства AS-350, AS-355, Agusta A109E - ЗАО «Авиакомпания «СПАРК+» и ЗАО «Балтийские авиалинии».
За отчетный период выполнение полетов на самолетах производилось, как правило, на регулярной основе с целью пассажирских перевозок, полеты на вертолетах производились в основном на нерегулярной (чартерной) основе, при этом основные виды производившихся полетов - перевозка служебных пассажиров и груза, аэровизуальный осмотр наземных объектов и магистралей топливно-энергетического комплекса РФ, полеты в интересах региональных поисково-спасательных баз (РПСБ) ГА, тренировочные полеты, аварийно-спасательные работы, поисково-спасательные, санитарные задания и полеты в интересах авиации общего назначения.
Эксплуатантами АОН выполнение полетов выполнялось, как правило, с целью удовлетворения внутренних (корпоративных) перевозок, вместе с тем по итогам проверок отмечены попытки выполнения летного обучения (летных тренировок) третьих лиц без наличия соответствующих полномочий (у организаций отсутствуют действующие сертификаты АУЦ ГА, нет допусков к инструкторским полетам и т.д.)
С целью надзора и контроля за состоянием организации летной работы (организации полетов в АОН) и общих вопросов авиационной деятельности в подконтрольном регионе, специалистами СЗ УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта совместно с другими надзорными органами (УНЛД ФСНСТ и т.д.) в течение 2006г. проведены следующие проверки:
- инспекционный контроль базовых объектов - 18 проверок;
- инспекционный контроль летной деятельности (на маршруте, перроне, грузовых/пассажирских салонов) - 93 проверки ;
- сезонной готовности - 19 проверок;
- другие виды проверок (по итогам расследований авиационных событий, совместно с др. надзорными и правоохранительными органами) - 5 проверок.
- проверки организации полетов эксплуатантов АОН - 12 проверок.
Все проверки производились с выездом на место базирования эксплуатанта, общий объем проверочной (инспекционной) деятельности со стороны инспекторского состава СЗ УГАН Федеральной службы по надзору в сфере деятельности по данному направлению составил не менее 620 человеко-дней.
По итогам проверок в необходимых случаях в адрес центрального (полномочного) органа сертификации вносились предложения (рекомендации) о внесении в деятельность подконтрольных эксплуатантов коммерческой ГА ограничений согласно статей 106, 107 действующих ФАП «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации».
В отношении подконтрольных эксплуатантов АОН, при необходимости, осуществлялись различные меры предупредительного и профилактического характера (предупреждения, разъяснения и т.д.) без процедур лишения (аннулирования) государственной регистрации.
2.Состояние организации летной работы эксплуатантов.
По итогам контроля состояния организации летной работы подконтрольных эксплуатантов коммерческой ГА отмечено:
2.1.Планирование летной работы.
Планирование летной работы экипажей ВС эксплуатантов осуществляется, как правило, в соответствии с действующими нормативными документами ГА РФ. У всех эксплуатантов имеются установленные Планы-графики подготовки, тренировки и проверки ЛС, а также месячные учетные Планы-графики рабочего времени экипажей ВС.
Планирование летной работы экипажей ВС производится, как правило, по нормам и правилам действующего РПП эксплуатанта.
По итогам инспектирования отмечались следующие замечания и недостатки:
- имеются случаи нарушений (переработки) ежемесячных норм рабочего времени у части ЛС из-за неудовлетворительного учета рабочего времени (ОАО «КД-авиа», ФГУП «ГТК «Россия»);
- отдельные нормы действующих РПП эксплуатантов (ОАО «КД-авиа», ОАО «Псков- авиа», ЗАО «Роснефть-Балтика», ЗАО «СПАРК+», ФГУП «ГТК «Россия») не соответствуют требованиям действующего «Положения об особенностях режима рабочего времени+», утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.11.2005г. № 139;
- не выдерживается установленный годовой график отпусков летного состава;
2.2 Профессиональная подготовка ЛС, формирование экипажей ВС и допуск к полетам.
Профессиональная подготовка летного состава эксплуатантов производится в соответствии с действующими нормативными документами ГА РФ.
Поддержание необходимого уровня теоретических знаний летного состава производится путем своевременного направления на прохождение КПК при сертифицированных АУЦ ГА и проведения соответствующих видов подготовок (тренировок) в предприятиях.
Переподготовка (переучивание) летного состава на ВС иностранного производства проводится на базе аккредитованных ФСНСТ зарубежных АУЦ ГА, летный состав эксплуатантов имеет необходимые сертификаты и свидетельства.
Тренажерная подготовка проводится на базе сертифицированных АУЦ ГА, включая зарубежные, установленный объем и периодичность тренировок, как правило, выполняется.
Ввод в строй КВС и других членов экипажей производится в соответствии с утвержденными ППЛС эксплуатантов, которые прошли установленные процедуры согласования и утверждения в ФСНСТ. Для проведения различных видов летных подготовок (тренировок) у эксплуатантов имеется достаточное количество подготовленного инструкторского состава.
Текущее продление свидетельств летного состава производится рабочими группами РКК управления ( 4 в наличии ). Полномочия инструкторского состава данных рабочих групп охватывают все эксплуатируемые в регионе типы ВС. Подтверждение полномочий пилотов-инструкторов и командиров ВС иностранного производства производится через ВКК ФСНСТ.
Формирование и закрепление экипажей ВС производится в порядке согласно РОЛР ГА-87 и оформляется соответствующими приказами эксплуатантов. Допуск членов экипажей к полетам производится после завершения установленной подготовки и издания соответствующих приказов. Необходимая учетная документация по подготовке и формированию экипажей, а также допуску к различным видам полетов (условиям) имеется и ведется.
По итогам инспектирования отмечались следующие замечания и недостатки:
- отдельные случаи формализма, снижение требовательности и объективности командно-инструкторского и командно-руководящего состава;
- периодичность тренажерной подготовки части ЛС, выполняющих полеты на ВС типа В-737 не соответствует требованиям п. 4.5.3.3.3. РОЛР ГА-87 (ОАО «КД-авиа», ФГУП «ГТК «Россия»);
2.3 Предварительная и предполетная подготовка экипажей.
Предварительная подготовка экипажей ВС эксплуатантов проводится в порядке согласно раздела 3.6 и в случаях, оговоренных п. 3.6.2 действующего НПП ГА-85. Учет и оформление документации по проведению предварительной подготовки, как правило, ведется в установленном порядке.
Предполетная подготовка экипажей проводится перед каждым вылетом в аэропорту вылета, сроки ее проведения соответствуют нормам действующему РПП эксплуатанта.
2.4 Проверка работы летного состава, выполнение полетов с проверяющими.
Проверка практической работы в воздухе членов экипажей проводится соответствующим полномочным командно-руководящим составом эксплуатантов в порядке и случаях, установленном пп. 3.7.1-3.7.5 НПП ГА-85.
По итогам выборочных проверок выполненных полетных заданий включение командно- инструкторского состава эксплуатантов в полетное задание в качестве проверяющих производится в установленном порядке.
По итогам инспектирования отмечались следующие замечания и недостатки:
- у части эксплуатантов проверки самолетовождения выполняются командно - руководящим составом из число пилотов, что не соответствует разделу 4.2 НПП ГА-85 и главе 3 НШС ГА-86 в части необходимости наличия отдельного должностного лица штурманской службы, ответственного за состояние штурманской подготовки подконтрольных членов экипажей ВС ГА;
2.5 Разбор полетов.
Разборы полетов у эксплуатантов проводятся в соответствии с действующими нормативными документами ГА РФ.
Периодичность разборов в летных службах (отрядах) соблюдается, необходимая учетная документация ведется, при проведении разборов оформляется общая, методическая и установочная часть.
Содержание разборов, в целом, соответствует фактической деятельности эксплуатантов, включая использование данных по анализу ССПИ.
Производится изучение материалов информации по БП, необходимые учетные ведомости ведутся, существенной задолженности по изучению данных материалов не отмечено.
В экипажах ВС после каждого полета проводится послеполетный разбор, по итогам проверок необходимые отметки об их проведении в полетных заданиях имеются.
2.6 Летно-методическая работа и летно-штабная документация.
Летно-методическая работа у подконтрольных эксплуатантов проводится, в целом, согласно действующего «Руководства по организации летной работы в подразделениях ГА».
У всех эксплуатантов имеются соответствующие годовые Планы летно-методических мероприятий и проводится техническая учеба с личным составом.
Для проведения летно-методических мероприятий в предприятиях имеются летно-методические класс с наглядным методическим материалом, однако часть материалов и оборудования находится в ветхом (изношенном) состоянии.
Как правило, в предприятиях каких-либо специализированных тренажеров функциональных систем (СТФС) и членов экипажей (СТЧЭ) оговоренных п. 4.5.3.3. РОЛР ГА-87 не имеется и соответствующих тренировок на них не производится.
Ведение летно-штабной документации производится, в целом, согласно действующей «Инструкции о порядке ведения летно-штабной документации в летных подразделениях ГА», при выполнении контроля за ведением данной документации (летные книжки, летные дела, заполнение заданий на тренировки, выполненные полетные задания и т.д.).
По итогам инспектирования отмечались следующие замечания и недостатки:
- у части эксплуатантов Планы летно-методических мероприятий не отражают фактическое состояние дел и потребности предприятия, не выдерживается установленный объем технической учебы;
- несвоевременное обновление летно-методических, учебных и др. справочных пособий летно-методических классов;
2.7 Составление анализов организации летной работы.
Контроль летной работы и составление анализов летной работы командно-руководящим составом эксплуатантов производится, как правило, в соответствии нормативными документами ГА РФ.
Вместе с тем, отмечаются случаи составления данных Анализов с отклонением от действующей «Методики составления анализа организации летной работы +», утв. МГА СССР № 3.13-353 от 21 октября 1982г. в части представления соответствующих сведений по общему налету эксплуатанта, движению и состоянию дисциплины летного состава, принятых (принимаемых) мерах по результатам авиационных событий и т.д.
Выводы и рекомендации:
Состояние организации летной работы (ОЛР) подконтрольных эксплуатантов коммерческой ГА региона, в целом, соответствует действующим нормативным документам ГА РФ;
Рекомендуется принятие дополнительных мер:
а) эксплуатантами коммерческой ГА:
- совершенствования текущего нормирования и учета летного труда членов экипажей ВС ГА эксплуатантов;
- активизации соответствующих летно - методических мероприятий в летных подразделениях, эксплуатирующих ВС иностранного производства.
б) полномочными органами ФСНСТ:
- рассмотрения необходимости установления административной ответственности за неправомерную передачу управления ( управление ) воздушным судном ГА (АОН) третьим лицам.
IV. Техническое обслуживание ВС.
4.1 Конструктивно-производственные дефекты
В 2006г. у эксплуатантов региона, подконтрольных СЗУГАН ФСНСТ, произошло 53 авиационных события, в т. ч:
- катастрофа - 2;
- авиационные инциденты - 38;
- повреждения ВС на земле - 13.
Из них 23 авиационных события были обусловлены неисправностями и отказами АТ, в том числе вследствие:
- конструктивно-производственных недостатков - 22;
- с выпуском в полет ВС с незавершенным ТО - 1.
Распределение событий по типам ВС и эксплуатантам по сравнению с 2005г. представлены в таблицах №1 и №2.
Таблица № 1.
Распределение авиационных событий по предприятиям региона.
№ |
Авиапредприятие |
2005г. |
2006г. |
1. |
ФГУАП «Пулково» |
18\1 |
19\1 |
2. |
ООО «АП «Северсталь» |
1 |
- |
3. |
ОАО «КДавиа» |
1 |
3 |
4. |
ООО «МАК» |
1 |
- |
5. |
ОАО «Вологодское АП» |
1\1к |
- |
6. |
ООО «Сев-Зап.АТК «Выборг» |
- |
- |
7. |
АО «Спарк+» |
1 |
- |
8. |
ОАО «Спарк» |
- |
1 |
Итого: |
23 |
23 |
Таблица №2.
Распределение авиационных событий по типам ВС.
№ |
Тип ВС |
2005г. |
2006г. |
1. |
Ил-86 |
6 |
1 |
2. |
Ту-154М |
6 |
8 |
3. |
Ту-154Б |
- |
- |
4. |
Ту-134 |
5 |
5 |
5. |
Б-737 |
2 |
8 |
6. |
Як-40 |
1 |
- |
7. |
Ил-114 |
- |
- |
8. |
Ми-8 |
1 |
1 |
9. |
Ми-2 |
1\к |
- |
10. |
Ан-2 |
1 |
- |
Итого: |
23 |
23 |
В 2006г. в условиях АТБ а\п «Пулково» из-за повреждения элементов ГВТ
посторонними предметами по причине неудовлетворительного состояния искусственных покрытий ВПП, РД, МС аэропорта восстановлено всего 7 авиадвигателей Д30КУ-154.
7 двигателей Д30КУ-154 восстановлены в условиях АТБ ФГУАП «Пулково» представителями ОАО НПО «Сатурн» со снятием двигателей с ВС путем замены колеса 1-й ступени КНД . После выполненных работ двигатели установлены на ВС для дальнейшей эксплуатации.
Авиадвигателей, получивших недопустимые повреждения элементов ГВТ,
что привело к их досрочной съемке и отправке в КР, в отчетном периоде нет.
В 2005г. из-за повреждения элементов ГВТ посторонними предметами было восстановлено 7 авиадвигателей.
Инциденты по вине ИТП АТБ «Пулково».
07.08.06г. Ту-134 №65112 (ФГУАП «Пулково»).
- При выполнении рейса по маршруту Пулково-Внуково после посадки в аэропорту назначения при ТО обнаружено отсутствие гайки крепления левого колеса К288Д передней опоры шасси, при этом контровочная крышка гайки находилась на штатном месте и была законтрена тремя болтами.
Причиной отсутствия гайки крепления левого переднего колеса явилось ее отворачивание вследствие неправильной установки левого переднего колеса. А\т Трацевский С.В. при установке колеса не убедился в том, что шлицы фланца на барабане колеса вошли в зацепление со шлицами на оси колеса (шлицы уперлись друг в друга, колесо не полностью село на ось - не дошло до распорной шайбы) установил, завернул и законтрил гайку колеса.
При рулении колесо вместе с контровочной крышкой сместилось на посадочное место, гайка, освободившись от контровки получила возможность отвернуться.
4.2. Повреждение ВС на земле
Повреждение ВС на земле связаны с недоброкачественным выполнением обязанностей, халатностью и низкой дисциплиной лиц инженерно-технического состава, обязанных контролировать производственный процесс. События с повреждениями СУ связаны с качеством покрытия ВПП, РД, и перрона, ответственность за которое несут аэродромные службы аэропортов.
06.01.06г. Ту-154 RA-85789 рейс FV229 СПб-Хельсинки, при предполётной подготовке ВС во время отъезда обливочной автомашины повреждена элеронная часть левого крыла. Причина-ошибка водителя.
22.01.06г. Ту-134 RA-65112 ФГУАП «Пулково», рейс ПЛК 965 Мурманск - СПб. При подготовке ВС к вылету в а/ту Мурманск повреждён руль высоты при обливе ВС противообледенительной жидкостью.
06.02.06г Ту-154-RA-85739, Пулково при подготовке ВС к вылету на МС №74 во время облива стабилизатора противообледенительной жидкостью при отъезде обливочной машины повреждена задняя кромка элеронной части левого полукрыла.
06.02.06г. Ту-154 RA-85739, Шереметьево, выполнялся рейс ПЛК136 СПб-Москва (Шереметьево). После посадки в Шереметьево при подгоне трапа для высадки пассажиров трапом повреждён зализ левого полукрыла второй входной двери.
19.02.06г Ту-154 RA-85785 ФГАП «Пулково» КВС Амосов А. А. рейс ПЛК -154 ШРМ - СПб, при выполнении послеполётного обслуживания обнаружена забоина в в недопустимой зоне на рабочей лопатке 1- ой ступени КНД Дв. №3. Двигатель снят с эксплуатации.
26.03.06г. Ту-154 М RA-85113 КВС Копылов В.А Франкфурт (Германия). При выполнении рейса FV-245 СПб - Франкфурт во время обслуживания ВС в аэропорту Франкфурта тягачом багажных тележек повреждена законцовка правого крыла. После проведения ремонта для обеспечения перелёта на базу рейс завершён.
15.06.06г. Ту-154 RA-85739 КВС Саньков В.П., Москва (ШРМ) при выполнении рейса FV 6501СПб-Москва-Париж-Москва-СПб в Шереметьево дверью тягача повреждено лакокрасочное покрытие ВС. Расследование проводит комиссия МАШ.
18.06.06г Ту-154 RA-85771 КВС Габитов В.М. ФГУАП «Пулково» рейс FV 237 С.-Петербург - Париж в аэропорту Шарль де Голь (Париж) при обслуживании ВС автолифтом повреждён Фюзеляж ВС с пробоиной размером 300 х 150 мм. Ошибка водителя, комиссия ФГУАП «Пулково».
02.07.06 Ту-134 RA-65093 КВС Миненко Г.И., Самара. При выполнении рейса ПЛК 752 Самара - СПб при от отъезде пассажирского трапа повреждена левая законцовка крыла и БАНО без пробоины обшивки крыла и повреждения силовых элементов.
07.08.06 Ту-154 RA-85785 КВС Пашков А.А., Москва (Шереметьево). Во время послеполётного обслуживания самолёта струёй выходящих газов от выруливающего с соседней стоянки самолёта была смещена незакреплённая стремянка, которая при движении столкнулась с правой плоскостью и разбила стекло БАНО, на кромках крепления сделаны вмятины размером 200х10 мм.
11.10.06 Ту-154 RA-85739, Пулково. При обслуживании самолёта автолифтом цеха бортпитания повреждёна служебная дверь буфета-кухни: сломан кронштейн навески, повреждена тяга навески, деформирована дверь.
03.12.06 Boeing-737-500 EI-CDF, Екатеринбург. Во время обслуживания самолёта отъезжающим автолифтом АЛ-3, доставившим бортовое питание, допущено столкновение с левым полукрылом в районе задней кромки законцовки левого крыла, в результате чего была сделана вмятина с разрывом размером 130х45 мм.
12.12.06 Boeing-737-500 EI-CDD, Шереметьево. Во время обслуживания самолёта самоходным электротрапом повреждена внутренняя окантовка задней левой двери внизу справа - трещина длиной 20 мм.
21.12.06 Боинг 737-300 EI-DSR. После заруливания на перрон и высадки пассажиров, при подъезде спецавтомобиля к переднему сан-техническому люку произошло столкновение с самолётом
26.12.06 Boeing-737-500 EI-CDН, Шереметьево. Во время обслуживания самолёта транспортёром нанесено повреждение лакокрасочного покрытия левее грузового люка размером 10х3 мм.
По отдельным авиационным событиям комиссии по расследованию работу не закончили.
V. Аэропортовая деятельность
Нарушение безопасности полетов по наземному обеспечению в 2006 году
Авиационных происшествий, серьезных авиационных инцидентов и нарушений правил использования воздушного пространства в течение года не было. Вместе с этим за указанный период произошло 16 инцидентов и 3 производственных происшествия, связанных с повреждением воздушных судов.
1.1 Основные количественные показатели по видам авиационных событий за 2006 год
Таблица №1
№ |
|
Месяц |
Всего | |||||||||||
|
события |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
год |
1 |
Авиац. происшествия: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Авиац. инциденты |
- |
- |
- |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
- |
2 |
16 |
3 |
Произв. происшествия: |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
3 |
4 |
Итого за период |
- |
- |
- |
5 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
- |
2 |
19 |
1.2 Авиационные инциденты
08.04.06г. 14.20UTC B-737 EI-CDF ФГУАП «Пулково» КВС Алексеев И.В. рейс ПЛК-187 Пулково - Домодедово. Обстоятельства: при отъезде от ВС автомобиля АПК-10 ЗАО «ГТП» задним торцом грузовой площадки кузова был поврежден носок воздухозаборника двигателя №2. Водитель Тимофеев А.М.
Причиной авиационного инцидента явилось нарушение работниками ЗАО «ГТП» Инструкции И ТО 020-2005г. выразившиеся в подъезде к ВС спецмашины типа АПК, не указанной в действующей схеме подъезда/отъезда и маневрирования спецмашин и механизмов при обслуживании ВС В-737, отсутствии руководства отъездом спецмашины со стороны руководителя подъездом/отъездом Бабуцкого А.В. и выполнение самовольного маневра водителем Тимофеевым А.М. без команды руководителя подъездом/отъездом.
Инцидент расследован комиссией СЗ УГАН. Председатель Берденников В.П.
22.12.06г. 05.30 UTC Ту-134 RA-65033 АК «Ют-Эйр» КВС Скрябин Ю.Н., рейс УТА 489Р Внуково-Пулково. Обстоятельства: при выполнении захода на посадку на ВПП-28п на высоте полета 120 м экипажу поступила команда от диспетчера об уходе на второй круг по причине занятой полосы.
Причиной авиационного инцидента явилось пересечение ВПП автомобилем службы ЭСТОП (водитель Васильев В.Г.) без разрешения
руководителя полетов на аэродроме. Инцидент расследован комиссией СЗ УГАН. Председатель Халявка А.Г.
1.3 Производственные происшествия
29.06.06г. 03.05UTC МС №24 Ту-134 RA-65055 АК «Ют-Эйр» КВС Бутков И.И. рейс УТА 490 Пулково-Внуково. Обстоятельства: при отъезде от ВС после загрузки багажа водитель СГМ Ураган М.Е. на тракторе МТЗ-320 гаражный №238 совершил наезд на заднюю часть правой гондолы шасси. На самолете имеется повреждение в виде вмятины на задней части правой гондолы шасси размером 15х15см.
Причиной происшествия явилось выполнение работ по обслуживанию ВС водителем СГМ Ураган М.Е. в состоянии алкогольного опьянения. Инцидент расследован комиссией СЗ УГАН. Председатель Кучеренко В.С.
11.10.06г. 11.40UTC МС №9 Ту-154м RA-85739 ФГУП ГТК «Россия» рейс 153 Пулково - Шереметьево. Обстоятельства: при обслуживании ВС автомобилем «Форд» гаражный №209 (водитель Молчанов А.В., грузчики Ступников С.М. и Галюк В.В.) при подъеме платформы повреждена служебная дверь буфета-кухни. Дверь деформирована, повреждены тяги и сломан кронштейн навески.
Причиной происшествия явилось не выполнение указаний руководителя работ и ошибка водителя. Происшествие расследовано комиссией ФГУП ГТК «Россия». Председатель Кондратьев В.П.
1.4 Случаи столкновения воздушных судов с птицами
За год произошло 6 случаев столкновения воздушных судов с птицами, два из которых произошли в аэропорту «Пулково».
31.05.06г. 03.44 UTC а/п «Пулково»Ту-214 RA-64505 ГТК «Россия» рейс ПЛК 922 Новосибирск - Пулково.
Попадание птицы в левый двигатель на выравнивании. При осмотре левого двигателя обнаружены следы птицы на рабочих лопатках №32,33 вентилятора без повреждения лопаток и следы птицы на спрямляющих вентилятора с левой стороны без повреждения лопаток.
23.06.06г. 20.05 UTC Ту-214 RA-64505 а/п «Пулково» ГТК «Россия» рейс 664 Адлер - Пулково.
При выполнении технического обслуживания обнаружены перья на спрямляющих вентилятора правого двигателя. Место и момент столкновения неизвестен.
05.09.06г. 05.55 UTC Ту-154м RA-85644 а/п «Пулково» а/к «Аэрофлот» рейс СУ 839 Шереметьево - Пулково.
При выполнении технического обслуживания обнаружены следы попадания птиц на первых ступенях КНД 1-ой и 3-й СУ. В процессе осмотра выявлены следующие повреждения рабочих лопаток двигателей:
- на 1-ой СУ РЛ №19 1-ой ступени КНД вмятина глубиной 10мм, длиной по хорде 25мм, длиной вдоль входной кромки 95мм напротив бандажной полки в недопустимой зоне; кроме этого имеется пять допустимых мелких забоин на РЛ 2-ой ступени КНД;
- на 3-й СУ РЛ №15 1-ой ступени КНД вмятина глубиной 3мм, длиной по хорде 6мм, длиной вдоль входной кромки 50мм на расстоянии 30мм от торца лопатки.
Причиной забоин на РЛ явилось попадание ВС на взлете в стаю птиц в аэропорту Шереметьево.
06.09.06г. 19.40 UTC Ту-134 RA-65759 а/п «Пулково» рейс Калининград - Пулково.
При выполнении технического обслуживания обнаружена вмятина на правой плоскости от попадания птицы. Место и момент столкновения неизвестен.
23.09.06г. 11.18 UTC B-737 EI-CDF ФГУП «Пулково» рейс ПЛК 231 Пулково - Берлин.
При выполнении технического обслуживания в а/п Берлин обнаружена погнутость девяти лопаток левого двигателя. Из объяснений КВС попадание птиц произошло на взлете в а/п «Пулково».
23.10.06г. 11.25 UTC а/п «Пулково» A-319-100 D-AILR а/к «Люфтганза», рейс LH-3216 Франкфурт - Пулково.
При выполнении технического обслуживания обнаружено попадание птицы в левый двигатель. Повреждены рабочие лопатки вентилятора, капот и задран кожух турбины. Место и момент столкновения неизвестен.
Из 6 случаев столкновения воздушных судов с птицами 2 случая произошли на аэродроме «Пулково». В обоих случаях столкновение произошло на этапе взлета и посадки.
1.5 Количественные показатели нарушений правил пользования аэродромом
За год зарегистрировано 2 случая замусоривания аэродрома и 8 случаев разлива масла и топлива. Распределение нарушений по ответственности сторон представлено в таблице №2.
Таблица №2
№ |
Дата |
Авиакомпания, организация, служба |
Замусоривание |
Разлив масла |
Разлив топлива |
1 |
09.04.06г. |
ГТК «Россия» |
- |
- |
15 кв.м |
2 |
08.10.06г. |
ГТК «Россия» |
1 |
- |
- |
3 |
21.10.06г. |
ГТК «Россия» |
1 |
- |
- |
4 |
02.05.06г. |
ССТ АП |
- |
90 кв.м |
- |
5 |
02.06.06г. |
АК «Уральские авиалинии» |
- |
- |
30 кв.м |
6 |
28.06.06г. |
АК «Люфтганза» |
- |
- |
50 кв.м |
7 |
24.07.06г. |
АК «Люфтганза» |
- |
1 кв.м |
- |
8 |
27.07.06г. |
АК «Еврофлай» |
- |
- |
3 кв.м |
9 |
23.08.06г. |
АК «Красноярские авиалинии» |
- |
- |
10 кв.м |
10 |
11.9.06г. |
Управл. механизацией №67 |
- |
6 кв.м |
- |
11 |
- |
Всего за период |
2 |
97 кв.м |
108 кв.м |
Из приведенной статистики можно сделать вывод о том, что руководители подразделений и предприятия ослабили контроль и организаторскую деятельность, направленную, на повышение безопасности полетов, обеспечение регулярности выполнения рейсов, а также соблюдения требований системы качества в аэропорту «ПУЛКОВО».
Меры, принимаемые к виновным в совершении нарушений недостаточны, организаторская работа руководителей подразделений неэффективна, что приводит к повторяемости, таких инцидентов как ПВС на земле и столкновений с птицами.
VI. Инспектирование
Проведено инспектирование:
Предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность- контроль хода под готовки к работе в весенне-летний период 2006 года проверены: ФГУП "Аэропорт "Пулково", ФГУАП «Пулково», «ОАО "Вологодское АП",», ФГУП «Псковавиа», ЗАО «Аэропорт Петрозаводск», ОАО «КДавиа», ФГУП «Калинградавиа», ЗАО «Балтийские авиалинии», ЗАО «СПАРК+», ООО «Лукиавиатранс», ЗАО «Роснефть-Балтика», ООО «Мурманская авиационная компания», ОАО «Аэропорт Мурманск», ООО «Авиапредприятие Северсталь», ООО С-З АТК «Выборг», ОАО «Аэропорт "Ржевка", ОАО «Аэропорт Апатиты», ОАО «Карельский окатыш»», 123 АРЗ А/П «Старая Русса», ООО «АВП», ЗАО ТЗК «Авианефть», ЗАО "Грузовой терминал Пулково», ЗАО ТЗК «СОВЭКС», ООО ТЗК «Аэро-Ойл», «С.Петербургский региональный центр ПВД», ГУДП «Сев-Запаэронавигация» в составе всех филиалов
Предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность- контроль хода под готовки к работе в осенне-зимний период 2006 года проверены: ФГУП "Аэропорт "Пулково", ФГУАП «Пулково», «ОАО "Вологодское АП",», ФГУП «Псковавиа», ОАО «КДавиа», ФГУП «Калинградавиа», ЗАО «Балтийские авиалинии», ЗАО «СПАРК+», ООО «Лукиавиатранс», ЗАО «Роснефть-Балтика», ООО «Мурманская авиационная компания», ОАО «Аэропорт Мурманск», ООО «Авиапредприятие Северсталь», ООО С-З АТК «Выборг», ОАО «Аэропорт Апатиты», ОАО «Карельский окатыш»», 123 АРЗ А/П «Старая Русса», ООО «АВП», ЗАО ТЗК «Авианефть», ЗАО "Грузовой терминал Пулково», ЗАО ТЗК «СОВЭКС», ООО ТЗК «Аэро-Ойл», «С.Петербургский региональный центр ПВД», ГУДП «Сев-Запаэронавигация» в составе всех филиалов.
Проверены: аэродромное обеспечение, электросветотехническое обеспечение, авиатопливообеспечение воздушных перевозок, служба спецтранспорта.
VII. Расследование АП, инцидентов и повреждений ВС на земле
Расследование авиационных событий за отчетный период в основном проводились согласно требованиям ПРАПИ-98 г. и инструкции МГА 26/и от 11.08.89 г.
Как недостатки можно отметить:
1.Качество проведённых расследований авиационных событий в ОАО «КД авиа» не соответствует требованиям ПРАПИ-98 и инструкции МГА 26/и от 11.08.89г.
2.Не выдерживание установленных сроков расследования (на что имелись как объективные так и субъективные причины).
ВЫВОДЫ:
В 2006 году состояние безопасности полетов в авиапредприятиях (авиакомпаниях) Северо-Западного региона удовлетворительное. Количество авиационных инцидентов по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. увеличилось с 36 до 38.
При этом:
- количество авиационных инцидентов по причине конструктивно производственных недостатков увеличилось с 21 до 23;
- количество авиационных инцидентов, связанных с деятельностью летного состава осталось без изменения с 6 до5 (1-АОН);
- количество авиационных инцидентов, связанных с деятельностью наземных служб обеспечения полётов уменьшилось с 8 до 5.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
В целях предупреждения авиационных происшествий, инцидентов и повреждений ВС на земле, исключения случаев нарушения нормативных документов по всем направлениям деятельности организаций ГА.
1.0 Руководителям организаций ГА:
1.1 изучить настоящий Анализ с авиационным персоналом непосредственно связанным с организацией и выполнением полётов;
1.2 составить план мероприятий по обеспечению безопасности полётов и представить в СЗ УГАН до 10.02.07г.;
1.3 осуществлять контроль за качеством подготовки авиационного персонала в службах обеспечения полётов;
1.4 принять меры по неукоснительному выполнению нормативных документов по содержанию аэродромов и посадочных площадок;
1.5 обеспечить выполнение требований нормативных документов по контролю качества техники пилотирования командиров ВС выполняющих полёты первый год;
1.6 при подборе кандидатов на должность КВС всесторонне оценивать лётную деятельность пилота с учётом мнения ЛМО (ЛМС) и ИБП;
1.7 организовать и обеспечивать дополнительный контроль за состоянием воздушных судов, находящихся в эксплуатации более 10 лет;
1.8 обеспечить выполнение требований по отбору лётного состава для переподготовки на другие типы воздушных судов.
2.0 Начальникам ИБП:
2.1 принять меры по осуществлению действенного контроля за соблюдением нормативных документов ГА работниками служб обеспечения полётов с целью исключения повреждений ВС на земле;
2.2 обеспечить своевременность поступления информации в СЗ УГАН об авиационных событиях и нарушениях нормативных документов по обеспечению безопасности полётов.
Начальник ОИБП |
|