- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 1996 года |
N 9/и |
О введении в действие Методики учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета на самолетах ГА
В целях подготовки к применению "Метода числа М" и увеличения точности выдерживания заданного значения числа М полета для самолетов типа: Ил-96-300, Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ту-154А, Б, С, М, Ту-204, Ан-124 целесообразно использовать рекомендации "Методики учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета".
Для обеспечения требований продольного эшелонирования при применении "Метода числа М" на трассах Российской Федерации, а также при полетах по международным авиалиниям
предлагаю:
1. Ввести в действие "Методику учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета".
2. Обеспечить изготовление и установку на самолетах бортовых таблиц к указателям числа М полета в соответствии с рекомендациями "Методики ..." при выполнении форм технического обслуживания (срок ноябрь 1996 года) и после ремонта самолетов.
3. Изучить "Методику ..." с летным и инженерно-техническим составом предприятий ГА в месячный срок со дня получения и принять к руководству рекомендации данной Методики.
4. Летным экипажам использовать рекомендации Методики при полетах по авиатрассам, использующих "Метод числа М".
5. Директорам ГосНИИ ГА и ГосНИИ "Аэронавигация" при очередной корректировке РЛЭ включить рекомендации "Методики ..." в части учета поправок и выдерживания заданного числа М.
6. "Метод числа М" и перечень трасс для его применения будет введен отдельным Указанием.
Директор ФАС России |
Г.Н.Зайцев |
Приложение
к указанию ФАС России
от 07.06.96 N 9/и
Методика учета поправок к бортовым
средствам измерения числа М полета
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Методика разработана для создания единого подхода к учету поправок показаний бортовых указателей числа М на самолетах ГА с целью обеспечения выполнения требований продольного эшелонирования при использовании "Метода числа М".
В данной методике приведены основные требования экипажам воздушных судов (ВС), выполняющих полеты по трассам при использовании "Метода числа М".
Методика составлена применительно к самолетам Ил-62М, Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ту-154А, Б, С, М, Ту-204, Ан-124.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Термин "Метод числа М" применяется для описания способа выдачи турбореактивным воздушным судам (ВС), выполняющим полет по одному и тому же маршруту, диспетчерских разрешений на выдерживание определенных значений числа М с целью сохранения необходимых интервалов продольного эшелонирования между последовательно летящими друг за другом ВС на одном и том же эшелоне, выполняющими набор или снижение высоты до этого эшелона и по расходящимся линиям пути.
1.2. Этот метод позволяет более рационально использовать воздушное пространство и обеспечить выполнение норм продольного эшелонирования между воздушными судами на участках маршрутов большой протяженности при минимальном вмешательстве службы управления воздушным движением (УВД).
1.3. "Метод числа М" рекомендуется применять в районах, для которых:
- на всем протяжении или части маршрута временно или постоянно отсутствует непрерывный радиолокационный контроль, а также возможны нарушения непосредственного радиообмена между диспетчером УВД и экипажем ВС;
- ВС в основном следуют по одним и тем же или расходящимся линиям пути, при этом на всем протяжении маршрута минимальные нормы продольного эшелонирования остаются постоянными;
- полеты, проводимые в данном районе, включают достаточно протяженные (например, не менее 1 часа) участки с установившимися режимами.
1.4. С целью точного измерения бортовыми средствами числа М полета, а также однотипности введения поправок к этим средствам, устанавливаются таблицы показаний к основным указателям числа М полета, учитывающие величины аэродинамических поправок.
1.5. Данная Методика применительна для самолетов: Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204, Ту-154А, Б, С, М, Ан-124.
1.6. Для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ил-62М, Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") бортовые таблицы показаний к указателям числа М не составляются.
2. РАСЧЕТ И СОСТАВЛЕНИЕ БОРТОВЫХ ТАБЛИЦ ПОКАЗАНИЙ
К УКАЗАТЕЛЯМ ЧИСЛА М ПОЛЕТА
Расчет бортовых таблиц к показаниям указателей числа М производится для крейсерских диапазонов чисел М полета по приведенным в настоящей Методике величинам аэродинамических поправок в единицах числа М.
Ниже приводится пример расчета бортовой таблицы к показаниям указателя числа М.
Таблица А
Расчет показаний к указателю числа М полета
с учетом аэродинамических поправок
Самолет: Ту-154Б N 85484 Указатель числа М: УМ-1К Дата заполнения: 20.01.96
+-------------------------------------------------------------------+
¦М зад. ¦Аэродин. поправка & Маэр. ¦Показания указателя числа М ¦
¦ ¦ ¦с учетом аэродин.поправок ¦
+-------------------------------------------------------------------+
0.80 -0.004 0.905
0.81 -0.002 0.915
--------------------------------------------------------------------
Расчет показаний указателя числа М с учетом аэродинамических поправок производится по следующей формуле:
Мпр.испр. = Мзад. - Маэр., где:
Мпр.испр. - показания указателя числа М с учетом аэродинамической поправки;
Мзад. - заданное значение числа М;
&Маэр. - аэродинамическая поправка по числу М (с учетом знака).
Для заполнения графы 2 таблицы А используются данные о величинах аэродинамических поправок &Маэр., приведенные в разделе 4 настоящей Методики.
Показания к указателю числа М полета в графе 2 таблицы А и бортовых таблицах, приведенных в разделе 5 настоящей Методики, должны быть округлены с кратностью 0,005 ед. числа М (при величинах более 0,003 числа М).
Бортовые таблицы к показаниям указателей числа М с учетом аэродинамических поправок оформляются единожды и не требуют переоформления при условии периодической проверки их наличия и правильности заполнения.
Технические службы авиационных предприятий при оформлении бортовых таблиц к показаниям указателей числа М используют данные, приведенные в разделе 5 настоящей Методики без проведения вышеуказанного расчета.
Форма, размеры и содержание бортовой таблицы к показаниям указателей числа М приведены в разделе 5 настоящей Методики.
Бортовые таблицы к указателям числа М должны располагаться в специальных кассетах в удобном для использования экипажем месте (например, в кармане кресла КВС или в столике члена экипажа).
3. УЧЕТ ПОПРАВОК К БОРТОВЫМ УКАЗАТЕЛЯМ ЧИСЛА М
И ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
"МЕТОДА ЧИСЛА М"
При полетах в регионах РФ, не обеспеченных средствами вторичной радиолокации, экипажи ВС должны выдерживать заданное значение числа М по указателям систем воздушных сигналов типа СВС.
Заданное число М полета на самолетах Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204 и Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") выдерживать без учета поправок к указателям числа М, а для самолетов Ил-96, Ил-76Т, ТД, МД, Ту-154А, Б, С и М (не оборудованных ПНК "Жасмин"), Ан-124 необходимо учитывать аэродинамические поправки, приведенные в бортовых таблицах, показанных в разделе 5 Методики.
При подготовке полета в районах с применением "Метода числа М" экипажи ВС должны включать в план полета информацию о числе М, которое предполагается выдерживать на маршруте.
При выполнении полета экипажа ВС должны более точно сообщать время пролета пунктов обязательного донесения (ПОД).
Экипажи турбореактивных ВС выдерживают число М полета, установленное органом УВД, и запрашивают разрешение на какое-либо изменение этой скорости. В случае, если необходимо срочно изменить число М полета (например, вследствие турбулентности), необходимо как можно раньше уведомить орган УВД о том, что такое изменение произведено.
Если летно-технические характеристики ВС не позволяют выдерживать заданное число М при наборе высоты или снижения на маршруте, экипаж этого ВС информирует об этом орган УВД в момент запроса на набор высоты или снижение.
1.7. Для самолетов Ту-154А, Б, М (не оборудованные ПНК "Жасмин") составляются бортовые таблицы показаний к указателям числа М только на высотах более 10100 м.
4. ВЕЛИЧИНЫ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОПРАВОК &Маэр. ПРИЕМНИКОВ
СТАТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОВ ГА НА КРЕЙСЕРСКИХ
ЧИСЛАХ М ПОЛЕТА
В таблице 4.1 приведены величины аэродинамических поправок &Маэр. приемников статического давления самолетов Ту-154А, Б, С, М и Ил-86, полученные по результатам статистического анализа материалов летных испытаний.
Таблица 4.1
+-------------------------------------------------------------------+
¦Тип самолета¦Заданные значения чисел М, ед.ч.М ¦
+-------------------------------------------------------------------+
0.80 0.81 0.82 0.83 0.84 0.85 0.86
Ту-154А, -0.004 -0.003 -0.002 -0.001 0 0 -
Б, М*
---------------
* самолеты Ту-154М, не оборудованные ПНК "Жасмин"
Ту-154С -0.005 -0.005 -0.004 -0.004 -0.004 -0.004 -
Ил-86 -0.003 -0.003 -0.003 -0.003 -0.004 -0.004 -0.004
--------------------------------------------------------------------
В таблице 4.2 приведены величины аэродинамических поправок Маэр. приемников статического давления самолетов Ил-76Т, ТД, МД и Ан-124, полученные по результатам статистического анализа материалов летных испытаний.
Таблица 4.2
+-------------------------------------------------------------------+
¦Тип ¦Заданные значения чисел М, ед.ч.М ¦
+--------+----------------------------------------------------------¦
¦самолета¦ 0.70 ¦ 0.71 ¦ 0.72 ¦ 0.73 ¦ 0.74 ¦ 0.75 ¦ 0.76 ¦ 0.77 ¦
+-------------------------------------------------------------------+
Ан-124 +0.009 +0.010 +0.011 +0.012 +0.013 +0.014 +0.015 +0.016
Ил-76, Т 0 +0.001 +0.002 +0.002 +0.002 +0.003 +0.004 -
ТД,
МД
--------------------------------------------------------------------
5. Бортовые таблицы показаний к указателям числа М
+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ан-124 Указатель числа М Тип: УСИМ-1 Дата заполнения: ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦Заданное значение числа М¦Показания указ.числа М с учетом ¦
¦ ¦аэрод.попр. ¦
+-------------------------------------------------------------------+
0.70 0.69
0.72 0.71
--------------------------------------------------------------------
+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ан-124 Указатель числа М Тип: УСИМ-1 Дата заполнения: ¦
+-------------------------------------------------------------------+
0.73 0.72
0.74 0.725
0.75 0.735
0.76 0.735
0.77 0.755
--------------------------------------------------------------------
Таблица 5.2
+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ту-154С Указатель числа М Тип: УМ-1К Дата заполнения: ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦Заданное значение числа М¦Показания указ.числа М с учетом ¦
¦ ¦аэрод.попр. ¦
+-------------------------------------------------------------------+
0.80 0.805
0.81 0.815
0.82 0.825
0.83 0.835
0.84 0.845
0.85 0.855
---------------------------------------------------------------------
Таблица 5.3
+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ил-76ТД Указатель числа М Тип: УМС-1 Дата заполнения: ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦Заданное значение числа М¦Показания указ.числа М с учетом ¦
¦ ¦аэрод.попр. ¦
+-------------------------------------------------------------------+
0.75 0.745
0.76 0.755
----------------------------------------------------------------------
Таблица 5.4
+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ту-154Б Указатель числа М Тип: УМ-1К Дата проверки: ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦Заданное значение числа М¦Показания указ.числа М ОО с учетом ¦
¦ ¦аэрод.попр. ¦
+-------------------------------------------------------------------+
0.80 0.805
0.81 0.815
--------------------------------------------------------------------
Таблица 5.5
+-------------------------------------------------------------------+
¦Самолет: Ил-86 Указатель числа М Тип: УСИМ-1 Дата заполнения: ¦
+-------------------------------------------------------------------¦
¦Заданное значение числа М¦Показания указ.числа М с учетом аэрод. ¦
¦ ¦попр. ¦
+-------------------------------------------------------------------+
0.80 0.805
0.81 0.815
0.82 0.825
0.83 0.835
0.84 0.845
0.85 0.855
0.86 0.865
--------------------------------------------------------------------
Примечания:
1. Величины аэродинамических поправок к бортовым указателям числа М используются только на значениях, которые приведены в бортовых таблицах.
2. Бортовая таблица 5.3 используется также и для самолетов следующих модификаций: Ил-76Т, ТД, МД. Бортовая таблица 5.4 используется также и для самолетов следующих модификаций: Ту-154Б6 М (не оборудованных ПНК "Жасмин").
3. Бортовые таблицы вкладываются в специальные кассеты из оргстекла. На обратной стороне таблицы указывается фамилия заполняющего таблицу и ставится его роспись.
4. Размеры бортовых таблиц:
- ширина всех таблиц 70 мм;
- высота таблиц для указателей числа М
самолетов Ил-86, Ту-154С, Ан-124 - 120 мм;
самолетов Ил-76, Ту-154А, Б, М - 80 мм.
Утверждено заместителем |
В.В.Горловым |