- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
3 октября 1997 года № 206
г. Москва
О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22759 УХТИНСКОГО
ФИЛИАЛА ГАП "КОМИАВИА"
13.01.97г. экипаж вертолета Ми-8Т RA-22759 Ухтинского филиала ГАП "Комиавиа" в составе: командира воздушного судна Савина В.Г. - главного специалиста Управления летной службы. ФАС России, проверяющего Фатеева А.А. - заместителя командира летного отряда Ухтинского филиала ГАП "Комиавиа", командира воздушного судна Губареца Г.И., бортмеханика Беды В.Н. выполнял полеты по патрулированию газопровода и доставке служебных пассажиров и груза на объекты "Севергазпрома" по маршруту Ухта - Вуктыл - площадка "Компрессорная станция-3" - Самоцветный - гора Пеленер и обратно.
Выполнение данного полета было совмещено с тренировкой и проверкой Савина В. Г. в качестве командира воздушного судна перед допуском к самостоятельным полетам после перерыва в его полетах на вертолете Ми-8 в течение 11 месяцев.
Предварительная и предполетная подготовки экипажа выполнены без нарушений требований руководящих документов. Уровень профессиональной подготовки экипажа соответствовал требованиям нормативных документов. Погода по маршруту полета в момент вылета из Ухты соответствовала минимуму по правилам визуальных полетов и обеспечивала выполнение безопасного полета до площадки "Компрессорная станция-3".
При входе в зону ответственности командно-диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл экипаж доложил об изменении плана полета и первоначальной посадке в аэропорту Вуктыл, далее - на площадку "Компрессорная станция-3" и гору Пеленер.
К моменту посадки в аэропорту Вуктыл диспетчер командно-диспетчерского пункта местных воздушных линий Вуктыл получил новый прогноз погоды по Вуктыльской площади, которым высота нижней границы сплошной облачности предусматривалась 900 м (высота горы Пеленер 1062 м).
После посадки в аэропорту Вуктыл экипаж, не выключая двигатели и не заходя в аэродромный диспетчерский пункт, принял решение на продолжение выполнения задания. Решение на полет в горный район экипаж принял без учета известного ему еще при вылете из Ухты неблагоприятного прогноза, что противоречит требованиям п.п. 5.5.12.1. и 10.3.10.3. НПП ГА-85. Активное пилотирование на всем маршруте полета выполнял командир воздушного судна Савин В.Г. с левого пилотского сидения.
Диспетчеры командно-диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл Житенев В.Н. и Пшеничный А.А. при получении информации от экипажа о намерении лететь на Пеленер не информировали экипаж о прогнозе погоды по намеченному маршруту, не обратили внимание экипажа на его несоответствие требованиям безопасности полетов (с тенденцией ухудшения) и не потребовали изменить принятое решение, чем не выполнили требования п. 5.3.16. НПП ГА-85 и п. 1 Технологии работы диспетчера командно-диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл.
При выходе из зоны аэропорта Вуктыл экипаж, в нарушение требований п.п. 5.6.1., 5.6.5. НПП ГА-85 и п. 4.3.7 РЛЭ вертолета Ми-8, не установил на высотомере ВД-10 минимальное приведенное давление по маршруту - 763 мм. рт. ст. (полет выполнялся по давлению 754 мм. рт. ст.), не выставил задатчик опасной высоты полета на радиовысотомере РВ-3, в результате этого он был лишен сигнализации об опасной высоте полета.
По мере приближения к горному перевалу, по показаниям членов экипажа, метеоусловия стали ухудшаться до значений ниже минимально допустимых для выполнения полетов по правилам визуальных полетов в горах, что привело к необходимости уменьшить высоту полета до 50 м для обеспечения условий осмотра газопровода.
Правила аэровизуальных полетов предусматривают выполнение полетов на высоте не менее 50 м (п. 10.3.10.2 НПП ГА-85) и допускают, при необходимости, снижение до высоты 10 м (п. 10.3.10.4 НПП ГА-85). Но при этом необходимо соблюдать требования по установленным минимальным значениям нижней границы облаков и горизонтальной видимости (таблица 2 НПП ГА-85).
При выполнении полета на предельно малой высоте в условиях, не соответствующих требованиям по выполнению визуальных полетов, экипаж, с целью избежать столкновения со склоном горы и выйти на визуальный полет в сторону хорошей видимости и понижения рельефа местности, не стал набирать высоту, а энергично ввел вертолет в левый разворот. В процессе выполнения этого маневра, в условиях ограниченной видимости, вертолет столкнулся с заснеженной поверхностью горы на высоте 930 м и разрушился. Один пассажир погиб, члены экипажа и остальные пассажиры получили травмы различной степени тяжести.
По заключению комиссии по расследованию катастрофа произошла в результате столкновения вертолета с заснеженной поверхностью горного перевала в процессе выполнения экипажем маневра по возврату при ухудшении видимости и явилась следствием сочетания следующих факторов:
- принятие экипажем решения на полет при прогнозе, который не обеспечивал его безопасное выполнение, чему могла способствовать непередача диспетчерами командно-диспетчерского пункта местных воздушных линии аэропорта Вуктыл экипажу информации о последнем поступившем от авиационной метеорологической станции (гражданской) аэропорта Ухта неблагоприятном прогнозе погоды по горному району;
- недооценка экипажем негативной тенденции изменения метеоусловий в процессе приближения к горному перевалу, что не позволило реализовать правильное решение на возврат в условиях резкого ухудшения видимости и ограниченных возможностей для маневра в непосредственной близости от горных вершин при недостаточном запасе высоты полета.
При расследовании данной катастрофы комиссией был вскрыт ряд серьезных недостатков, отрицательно влияющих на безопасность полетов в ГАП "Комиавиа".
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальникам региональных управлений ФАС России, руководителям авиапредприятий и организаций гражданской авиации изучить обстоятельства и причины данного авиационного происшествия с летным составом подразделений и диспетчерским составом служб УВД, а также довести до их сведения информацию о том, что главный специалист УЛС ФАС России Савин В.Г. освобождцн от занимаемой должности и уволен из Федеральной авиационной службы России.
2. Начальнику Управления государственного регулирования ОВД ФАС России Щербакову Л.К., заместителям начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов Васильеву В.В. и Сидорову П.Н., рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию данного авиационного происшествия и принять меры по их реализации.
3. Начальнику Коми РУ ФАС России Головне А.А. устранить недостатки, выявленные в ходе расследования катастрофы, и о принятых мерах доложить ФАС России.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России Нерадько А.В.
Первый заместитель директора И.И. Валов