- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
ПРИКАЗ
"30" мая 2000 г. № 160
г. Москва
О ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВЫХ
САМОПИСЦЕВ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Анализ материалов расследований авиационных происшествий и инцидентов показывает, что практически в каждом случае выявляются отказы датчиков или отдельных каналов систем регистрации полетной информации. Это усложняет определение причин опасных событий и снижает оперативность разработки профилактических мероприятий.
Так, при расследовании катастрофы с самолетом Як-40 RA 88170 в аэропорту Шереметьево 09.03.2000 установлено, что самописец МСРП-12 не фиксировал 4 из 12 аналоговых параметров и 6 из 12 разовых команд.
Авиационные предприятия не уделяют должного внимания вопросам обеспечения безопасности полетов с использованием полетной информации, своевременному и качественному выполнению регламентных работ. Подразделения расшифровки полетной информации работают неудовлетворительно. Сложившееся положение является недопустимым.
Вопросы улучшения организации работ по обеспечению эксплуатационной надежности систем регистрации полетной информации рассмотрены на заседании коллегии ФСВТ России 25 апреля 2000 года "О состоянии безопасности полетов гражданской авиации России и подготовке к проверке системы ее контроля экспертами ИКАО".
Во исполнение постановления коллегии ФСВТ России от 25.04.2000 № 8, в целях предупреждения авиационных происшествий и инцидентов, обеспечения работоспособности и регламентируемой точности систем регистрации полетной информации
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику проведения разовой проверки работоспособности бортовых самописцев на самолетах гражданской авиации России.
2. Руководителям авиационных предприятий и эксплуатантам воздушных судов:
2.1. принять меры по повышению качества технического обслуживания систем регистрации полетной информации;
2.2. до 30.07.2000 провести разовую проверку бортовых средств сбора параметрической и звуковой информации на всех эксплуатируемых воздушных судах по прилагаемой Методике;
2.3. результаты проверки направить в Государственный Центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте" ФСВТ России по форме, приведенной в прилагаемой Методике.
3. Директору Государственного Центра "Безопасность полетов на воздушном транспорте" ФСВТ России Елистратову А.В.:
3.1. провести выборочный контроль полноты и качества выполнения работ с использованием полученных из авиационных предприятий материалов;
3.2. до 30.10.2000 представить в ФСВТ России сводные результаты выполнения работ по п. 2.1, сопоставив их с данными Реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации и Реестра эксплуатантов воздушного транспорта Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя директора Горлова В.В.
Директор В.И. Андреев
Утверждено
Приказом ФСВТ России
от "30" мая 2000г. № 160
МЕТОДИКА
проведения разовой проверки работоспособности бортовых
самописцев на самолетах гражданской авиации России
Одной из острых проблем в гражданской авиации России стала эксплуатация воздушных судов с неисправными системами регистрации полетной информации. Авиационные предприятия и эксплуатанты (далее - авиационные предприятия) не уделяют должного внимания поддержанию работоспособного состояния этих систем. Правилом стало выявление отказов датчиков, отдельных каналов регистрации или систем в целом уже при расследовании авиационных происшествий или инцидентов, что значительно усложняет определение причин опасных событий и оперативную разработку профилактических мероприятий.
С целью устранения указанных недостатков и во исполнение Постановления Коллегии ФСВТ России от 25.04.2000 г. № 8 "О состоянии безопасности полетов гражданской авиации России и подготовке к проверке системы ее контроля экспертами ИКАО" разработана настоящая методика разовой проверки бортовых средств сбора параметрической и звуковой информации (бортовых самописцев) на самолетах гражданской авиации России.
Разовая проверка выполняется для каждого воздушного судна, эксплуатируемого в авиационном предприятии.
При выполнении разовой проверки используются те средства наземной обработки полетной информации, которые применяются в процессе эксплуатации воздушных судов данного авиационного предприятия:
- системы на базе персональных компьютеров, специальное программное обеспечение которых включено в Реестр специального программного обеспечения систем обработки полетной информации, допущенного к использованию в авиапредприятиях Российской Федерации;
- системы типа ЛУЧ;
- "Микрофот" или аналогичные устройства;
- наземные магнитофоны.
Все перечисленные ниже работы могут выполняться поэтапно и совмещаться с работами по формам технического обслуживания.
1. Проверка бортовых средств сбора параметрической информации
1.1. Для контролируемого воздушного судна обработать запись защищенного накопителя информации, относящуюся к последнему зарегистрированному полету.
Для воздушных судов, оборудованных регистраторами МСРП-12-96, для обработки выбрать, по возможности, полет продолжительностью менее 90 минут и содержащий все основные этапы: взлет, полет по маршруту, посадка.
Для самолетов типа Ил-62(М) обработку выполнять для регистраторов МСРП-12-96 и МСРП-64-2.
1.2. Обработку выполнять:
- для наземных систем на базе персонального компьютера с использованием программ автоматизированной обработки;
- для систем типа ЛУЧ с получением осциллограмм фрагментов основных этапов полета, содержащих записи всех аналоговых параметров и разовых команд;
- для регистраторов с записью на фотопленку с применением устройства "Микрофот" или аналогичного.
1.3. Для регистраторов типа МСРП-64, МСРП-256 и МСРП-А убедиться, что количество сбоев не превышает 60 в течение любых 15 минут записи и не более 15 в течение любой 1 минуты.
1.4. Убедиться, что все каналы записи, параметрические и бинарные, сигналы которых зарегистрированы на обрабатываемом носителе информации, работоспособны, т.е. характер изменения аналоговых параметров и появления разовых команд соответствует этапам полета.
1.5. Провести качественную и, по возможности, количественную оценку сходимости физических значений зарегистрированных параметров реальным режимам полета и работы контролируемых систем для всех зарегистрированных параметров.
Например, количественно могут быть оценены на отдельных режимах:
- значения скорости на этапе взлета;
- высоты полета на эшелоне;
- курсы взлета и посадки;
- режимы работы двигателей;
- значения углов крена и тангажа;
- положение рулевых поверхностей, органов управления и т.п.
1.6. Выполнить оценку наличия разовых команд, характерных для различных этапов полета. Обратить внимание на возможность появления разовых команд, наличие которых не характерно для определенных режимов полета, что может свидетельствовать о нарушении работоспособности системы регистрации.
1.7. Убедиться в отсутствии отказов датчиков типа обрыв (Рис.1), "затирание* (Рис. 2), повышенная дискретность (Рис. 3) и других.
|
|
|
1.8. При выявлении отказов в процессе выполнения п.п. 1.3-1.7 провести работы по их устранению, предусмотренные Регламентами технического обслуживания соответствующих типов воздушных судов. При необходимости выполнить замену датчиков или их перетарирование.
1.9. Выполнить контрольную запись при работе на земле с обязательной проверкой работоспособности всех датчиков перемещений (типа МУ-615), предусмотрев запись их минимального, среднего и максимального положений.
1.10. После выполнения п.п. 1.8, 1.9 обработать по п.п. 1.3-1.7 очередной рейсовый полет. При этом если в комплект бортового регистратора входит эксплуатационный накопитель, использовать его. Убедиться в отсутствии выявленных ранее недостатков и в том, что не появились новые отказы, в том числе вызванные использованием эксплуатационного накопителя.
1.11. При необходимости устранить выявленные отказы и повторить п.1.10.
1.12. Направить в Государственный Центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте" ФСВТ России следующие материалы по результатам выполнения п.п. 1.9-1.10:
- при использовании систем на базе персонального компьютера - копии записей бортового регистратора и тарировочные характеристики в виде текстовых файлов на машинных носителях (дискетах);
- при использовании систем типа ЛУЧ - осциллограммы фрагментов основных этапов полета, содержащие записи всех аналоговых параметров (в физике) и разовых команд;
- для регистраторов с записью на фотопленку - носитель информации (фотопленку) и тарировочные характеристики каналов.
2. Проверка бортовых средств сбора звуковой информации
2.1. Убедиться в наличии и разборчивости записи по всем каналам регистрации данных, относящихся к контролируемому полету. Для системы типа МАРС-БМ допускается прослушивание информации на борту.
2.2. При выявлении отказов устранить их и убедиться в работоспособности системы по материалам следующего полета.
2.3. Направить в Государственный Центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте ФСВТ России Акт о выполненных работах по п. 2.1, утвержденный руководителем авиационного предприятия.