почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
5
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИИ

19.07.2000 №22.10-675
на № ______________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об авиационном происшествии
с вертолетом Ми-8Т RA-24428

  Руководителям территориальных
              органов ФС ВТ России
       Руководителям авиапредприятий




    3 августа 1999 года, днем, в простых метеоусловиях, в 125 км от аэропорта Братск, при посадке на подобранную с воздуха площадку, произошла авария вертолета Ми-8Т RA-24428, принадлежавшего Нижнеудинскому Государственному унитарному предприятию, подконтрольному Восточно-Сибирскому МТУ ФСВТ России.
    2.08.99 г. экипаж в составе КВС Лобанова В.Г., второго пилота Баркова А.В. и бортмеханика Васильева А.И. был откомандирован на оперативную точку Октябрьский, Чунского района Иркутской области для выполнения полетов по борьбе с лесными пожарами.
    3.08.99 г. экипаж вертолета, находясь на оперативной точке Октябрьский, получил заявку от заказчика (Чунского авиаотделения Иркутской базы авиационной охраны лесов) на выполнение полета по доставке десантников и пожарного имущества на лесные пожары. В состав экипажа, согласно заявки заказчика был включен летчик-наблюдатель Плеханов А. К., который не был вписан в задание на полет.
    Прогноз соответствовал минимуму КВС и требованиям для полетов по ПВП.
    Высадив десантников в назначенном месте, экипаж продолжил полет по осмотру пожаров. В процессе облета очагов пожаров экипажем были произведены две посадки с целью взятия на борт спусковых устройств десантников. О выполнении этих посадок экипаж в нарушение требований п.п.7.6.10, 10.4.2 НПП ГА-85 и п.6.6.3.2 Правил фразеологии радиообмена при выполнении полетов и управлении воздушным движением (приказ МГА от 27.02.87 г № 61) диспетчеру МДП Нижнеудинска не докладывал и отметок в задании на полет не делал.
    По показаниям экипажа, после обнаружения нового очага пожара было принято решение осмотреть площадку, находящуюся в непосредственной близости от него, определить ее пригодность для доставки десантников к очагу пожара. Как показал анализ записей САРПП-12Д1М, изменение параметров движения вертолета было характерно для выполнения КВС действий при подготовке к зависанию вертолета. В нарушение требований п.5.3.2.5 РЛЭ Ми-8 при зависании вертолета над площадкой на рабочем месте бортмеханика находился летчик-наблюдатель.
    Также в нарушение требований п.4.2.3.5 РЛЭ Ми-8, разворот для осмотра площадки выполнялся при ветре 5...8 м/с на угол более чем на 90°, что привело к ухудшению условий работы рулевого винта и путевого управления (при скорости ветра 5 м/с перемещение рекомендуется выполнять против ветра с разворотами на 90° к направлению ветра).
    Малый опыт самостоятельных полетов в качестве КВС (252 часа) не позволил ему своевременно определить начало непроизвольного разворота влево. Для прекращения разворота КВС дал правую педаль вперед до упора, но вертолет продолжал разворачиваться влево с увеличивающейся угловой скоростью. КВС предпринял попытку вывода вертолета из этого режима сбросив общий шаг до 6°, для уменьшения реактивного момента от несущего винта. Такие действия не привели к остановке вращения, однако произошло его замедление.
    С целью прекратить вращение КВС предпринял попытку перевести вертолет в режим разгона с увеличением общего шага НВ с 7° до 9,5°. Так как это не привело к прекращению вращения, КВС сбросил шаг-газ, после чего вертолет, вращаясь влево с нулевым креном и тангажом 6...7° на пикирование, столкнулся с поверхностью земли и разрушился, экипаж получил травмы различной степени тяжести.
    В период с 1997 г. отмечены еще три случая входа вертолетов Ми-8Т в режим самопроизвольного вращения: 02.10.97 г. вертолет Ми-8Т авиакомпании "АЗАЛ Геликоптер" (Республика Азербайджан) потерпел катастрофу в районе отдельной буровой установки в акватории Каспийского моря; 01.07.98 г. вертолет Ми-8Т RA-24646 ОАО "Бурятские авиалинии" потерпел катастрофу в районе рудника "Холбинский" (заключение УГНБП от 15.02.99 г. № 22.10-120); 22.05.99 г. вертолет Ми-8Т RA-24182 Дудинской ОАЭ ГУП "Норильское авиапредприятие" (заключение УГНБП от 20.01.2000г. № 22.10-45) потерпел аварию в аэропорту Дудинка. Предложение АО "МВЗ имени М.Л. Миля" внести в РЛЭ вертолета Ми-8 соответствующие рекомендации по действиям экипажа при возникновении разворотов влево при висении у земли ГосНИИ ГА были признаны нецелесообразными.
    Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8 RA-24428 явилось следствием сочетания следующих факторов:
    - нарушение КВС п.4.2.3.5 РЛЭ Ми-8, связанное с выполнением разворота вертолета на висении при скорости ветра более 5 м/с на угол более 900 к направлению ветра;
    - недостаточная профессиональная подготовка КВС, не позволившая ему своевременно распознать начало самопроизвольного левого вращения и принять правильные действия по пилотированию при нехватке запасов путевого управления вертолетом.
    В ходе расследования АП в Нижнеудинском ГУАП был выявлен ряд недостатков:
    - контроль за работой экипажей, находящихся на оперативных точках, со стороны командно-летного состава не налажен;
    - имеют место нарушения требований руководящих документов при ведении эксплуатационно-технической документации.
    Комиссией по расследованию отмечены недостатки в организации поисково-спасательных работ. Руководитель полетов Иркутского РЦ ЕС УВД действовал не оперативно, в течение 40 минут не принимал решение на подъем поисково-спасательного воздушного судна. В нарушение требований п.11.2.3 НПП ГА-85 при вылете на поиск на борту отсутствовал медицинский работник.
    В Восточно-Сибирском МТУ ФСВТ России не сделаны необходимые выводы по катастрофе вертолета Ми-8Т RA-24646 ОАО "Бурятские авиалинии", происшедшей 01.07.99 г. по причине выхода вертолета в режим самовращения. Проводимые мероприятия по предотвращению авиационных происшествий по вине экипажей не эффективны. В результате авиационное происшествие вертолета Ми-8Т, связанное с аналогичными факторами, повторилось в Нижнеудинском ГУАП.
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. ГосНИИ ГА совместно с УЛС ФСВТ России провести анализ причин авиационных происшествий и инцидентов с вертолетами, связанных с нехваткой запасов путевого управления и появлением разворота влево (потеря управляемости) при взлете и посадке, по результатам которого повторно рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в РЛЭ вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ по действиям экипажа при попадании вертолета в режим самопроизвольного вращения на висении у земли.
    2. Начальнику Управления летной службы ФСВТ России с учетом результатов расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-24428 рассмотреть вопрос о переработке "Руководства по лесоавиационным работам в ГА", введенного в действие приказом МГА oт 15.06.70 г. № 341.
    3. Руководителям территориальных органов ФСВТ России довести данное заключение до подконтрольных авиапредприятий и аэропортов.
    4. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующим вертолеты:
    4.1. Изучить обстоятельства и причину авиационного происшествия со всем летным составом, выполняющим полеты на вертолетах.
    4.2. С летным составом провести занятия по изучению рекомендации РЛЭ по действиям при потере путевой управляемости.
    4.3. Проверить знание летным составом, выполняющим полеты на вертолетах Ми-8, требований раздела 4.14 "Особенности полетов на площадки, подобранные с воздуха" РЛЭ Ми-8.



Зам. начальника Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов

 


А.В. Нерадько

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование