почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
29
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

16 ноября 2000 г.                              № 75-р



О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССЛЕДОВАНИЯ СЕРЬЕЗНОГО ИНЦИДЕНТА С САМОЛЕТОМ
ТУ-154М RА-85763, ПРОИСШЕДШЕГО 12 ЯНВАРЯ 2000 ГОДА В АЭРОПОРТУ ТОЛМАЧЕВО


    12 января 2000 года, ночью, в простых метеоусловиях, при посадке в аэропорту Толмачево (Новосибирск) произошел серьезный инцидент с самолетом Ту-154М RА-85763, принадлежащим  ОАО  "Авиакомпания  "Сибирь", подконтрольном Западно-Сибирскому межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы воздушного транспорта России.
    Экипаж самолета в составе командира воздушного судна Долгова М.В., второго пилота Курбатова А.С., штурмана Волшина Э.М. и бортинженера Разумеева Ю.И. выполнял пассажирский рейс по маршруту Радужный - Новосибирск. Кроме восьми человек летного и кабинного экипажа на борту самолета находилось 8 пассажиров и 14 служебных пассажиров (сменный экипаж и технический персонал).
    При заходе на посадку в аэропорту Толмачево, в результате работы двигателей на топливе содержащем недопустимые примеси, произошло залипание золотниковых пар насосов-регуляторов НР-30КУ-4, что привело к последовательному отказу трех двигателей. В сложной ситуации экипаж самолета проявил высокий профессионализм и совершил благополучную посадку.
    Топливо, содержащее недопустимые примеси, в баки самолета было заправлено в аэропорту Краснодар 12 января 2000 года перед выполнением рейса по маршруту Краснодар - Радужный.
    Заправка самолета производилась из топливозаправщика ТЗ22 № 176, имеющего заводское цинковое покрытие внутренней поверхности цистерны, и ТЗ-22 № 212, внутренняя поверхность емкости которого была покрыта эпоксидным антикоррозионным покрытием ЭП-0010у, нанесенным в процессе эксплуатации. При исследовании смолообразовании, снятых с элементов топливо-регулирующих агрегатов и фильтров двигателей, был установлен факт попадания компонентов эпоксидного покрытия цистерны Т3-22 № 212 в топливо, которым заправлялся самолет Ту-154М RА-Х5763.
    Работы по нанесению эпоксидного покрытия на внутренние поверхности Т-22 № 212 выполнялись ООО "НПФ-ЭККОМ", указанным Управлением регулирования, развития аэропортов и аэропортовой деятельности и Федеральной авиационной службы России (УРРАиАД ФАС России) в числе одной из организаций - исполнителей данных работ. При этом в нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации ООО "НПФ-ЭККОМ" не было сертифицировано как ремонтное предприятие в системе сертификации на воздушном транспорте. Имеющаяся у данной организации лицензия не давала ей права на выполнение работ по модернизации и ремонту авиационной техники, к числу которой относятся топливозаправщики ТЗ-22.
    В аэропорту Краснодар ООО "НПФ-ЭККОМ" выполняло работы по технологии, не соответствующей требованиям ГОСТ. В 28569-90 "Средства хранения и транспортирования светлых нефтепродуктов. Общие требования к защите от коррозии". Работы по нанесению антикоррозионной защиты ТЗ-22 принимались специалистами службы горюче-смазочных материалов ОАО "Авиалинии Кубани" без должного контроля качества выполненных работ. Этому также способствовало отсутствие в гражданской авиации нормативного документа,  регламентирующего  порядок  контроля  качества  нанесения лакокрасочных покрытий на внутреннюю поверхность цистерн топливозаправщиков.
    Руководителями УРРАиАД ФАС России и 25 ГосНИИ Министерства обороны Российской Федерации был утвержден разработанный без участия научно-исследовательских  организаций  гражданской  авиации "Комплекс ускоренных методов оценки топливостойкости и защитной способности противокоррозийных покрытий, предназначенных для защиты внутренних поверхностей средств хранения и транспортирования нефтепродуктов". УРРАиАД ФАС России выдавались рекомендации авиапредприятиям по модернизации ТЗ-22 без проведения комплексных испытаний лакокрасочных покрытий, включая эмали ЭП-0010 и ЭП-0010у, в реальных рабочих средах в чистом виде и в смеси с противокристаллизационными жидкостями типа "И", "И-М" и "ТГФ-М" (до 0.3 %. по объему) в ожидаемых условиях эксплуатации.
    В период 1998 - 99гг. ООО "НПФ-ЭККОМ" были проведены работы по модернизации 18 топливозаправщиков ТЗ-22 и аэропортах Краснодар, Новокузнецк, Пулково, Минеральные Воды, Южно-Сахалинск. Чкаловский, Шереметьево. По результатам расследования серьезного инцидента, данные топливозаправщики были отстранены от эксплуатации.
    Причиной отказа двигателей на самолете ТУ-154М RA-85763 явилось загрязнение топлива компонентами лакокрасочного антикоррозийного покрытия на эпоксидной основе внутренней поверхности цистерны ТЗ-22 № 212 из-за некачественно выполненных работ по нанесению покрытия, а также возможной недостаточной топливостойкости покрытия в ожидаемых условиях эксплуатации топливозаправщиков ТЗ-22
    Серьезный инцидент стал возможным в результате допуска к модернизации и ремонту авиационной техники (топливозаправщиков) юридических и физических лиц, не имеющих права на выполнение работ и услуг в области деятельности непосредственно связанной с обеспечением безопасности и полетов.
    ПРЕДЛАГАЮ:
    I. Начальнику Управления аэропортовой деятельности Минтранса России, руководителям территориальных органов Минтранса России, авиапредприятий и аэропортов:
    1.1. Изучить распоряжение со всем летным и инженерно-техническим составом, а также со специалистами служб горюче-смазочных материалов, организаций по авиатопливообеспечению и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов.
    1.2. Запретить эксплуатацию вновь изготовленных, а также модернизированных и отремонтированных средств транспортировки и хранения авиационных горюче-смазочных материалов, не допущенных к эксплуатации в гражданской авиации в установленном порядке.
    1.3. Принять меры по исключению случаев допуска к деятельности по ремонту (модернизации) и техническому обслуживанию топливозаправщиков и другой авиационной техники организаций и физических лиц, не прошедших обязательной сертификации и лицензирования в гражданской авиации.
    2. Руководителю Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации Минтранса России Горлову В.В.:
    2.1. Совместно с начальником Управления аэропортовой деятельности Минтранса России Барановым Ю.И. рассмотреть вопрос о восстановлении периодичности осмотра топливных фильтров воздушных судов в соответствии с регламентом технического обслуживания типа воздушного судна.
    2.2. Проконтролировать выполнение требований распоряжения ФСВТ России от 06.03.2000 г. № 41-р "Об использовании специального программного обеспечения выявления предотказных состояний двигателей типа Д-30КУ, КП по данным бортовой регистрирующей аппаратуры".
    3. Руководителю Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации Минтранса России Горлову В.В. и руководителю Департамента  летных стандартов Минтранса России Таршину Ю.П. принять меры по выполнению рекомендаций комиссии в части касающейся.
    4. Руководителю Западно-Сибирского ОМТУ ВТ Минтранса России Тасуну В.Н. представить к награждению государственными наградами экипаж самолета Ту-154М RА-85763.
    5. Руководителям Южного и Тюменского территориальных органов Минтранса России, руководителям аэропортов Радужный и Толмачево, ОАО "Авиационные линии Кубани" и ОАО "Авиакомпания "Сибирь" устранить выявленные в ходе расследования серьезного инцидента недостатки и нарушения. О принятых мерах доложить в Управление государственного надзора за безопасностью полетов Минтранса России в срок до 20.12.2000г.
    6. Контроль за исполнением распоряжения возложить на Заместителя министра транспорта Российской Федерации К.К. Руппеля.

    Приложение: Анализ причины и обстоятельств серьезного инцидента с самолетом Ту-154М RА-85763, происшедшего 12.01.00 г. в аэропорту Толмачево.




Первый заместитель Министра                           А.В. Нерадько


Приложение к распоряжению первого
заместителя Министра транспорта РФ
от 16 ноября 2000 г. № 75-р


Анализ причины и обстоятельств серьезного инцидента с самолетом Ту-154М RА-85763,
происшедшего 12.01.2000 г. в аэропорту Толмачево (Новосибирск)


    12 января 2000 года на самолете Ту-154М RА-85763 ОАО "Авиакомпания "Сибирь" выполнялись рейсы по маршруту Толмачево - Радужный - Краснодар -Радужный - Толмачево. До выполнения рейса Радужный - Толмачево замечаний по функционированию авиационной техники не было.
    После выполнения рейса из Краснодара, в баках самолета осталось 5000 литров топлива ТС-1. В аэропорту Радужный в самолет было заправлено 10000 литров топлива РТ+ТС-1. Суммарная заправка ВС составила 15000 литров.
    Первые замечания по работе двигателей самолета появились в полете из Радужного в Толмачево. Во время смены эшелона полета с 10600 до 10100 метров РУД двигателей № 1 и № 3 были установлены в положение "малый газ", при этом произошел провал оборотов ниже оборотов малого газа (МГ) с колебанием параметров работы двигателей № 1 и № 3. Также наблюдалось кратковременное загорание красной лампы сигнализации отключения генератора двигателя № 1. Параметры восстановились после увеличения режима работы двигателей.
    Данная особенность повторилась в начале снижения с эшелона для захода на посадку в аэропорту Толмачево: при энергичном уменьшении режима работы двигателей до малого газа происходил нехарактерный колебательный процесс оборотов КПД двигателя № 3 с амплитудой 5% при допустимом значении 2 %.
    Перед третьим разворотом, после выпуска шасси и закрылков на 28° и уменьшения режима работы двигателей до МГ, на высоте 640 метров произошел отказ двигателя № 2. Экипаж доложил об отказе двигателя диспетчеру ДПК и продолжил заход.
    При выполнении четвертого разворота у членов экипажа возникли сомнения в правильности работы курсового канала системы КУРС МП-70. По объяснению штурмана было замечено несоответствующее динамике полета быстрое перемещение стрелки курса пилотажно-навигационного прибора (ПНП) КВС из крайнего правого положения в положение на 1 - 1,5 точки левее центра шкалы ПНП.
    В результате пилотирования по недостоверным показаниям ПНП, вследствие несигнализируемого отказа первого полукомплекта системы КУРС МП-70, полет на предпосадочной прямой до удаления 5500 метров от порога ВПП осуществлялся с плавным отклонением от курса влево. На удалении 5500 метров и высоте 270 метров, при боковом отклонении влево 450 метров и отклонении от курса посадки на 25°, экипаж идентифицировал ложные показания ПНП. Практически одновременно с этим диспетчер старта проинформировал экипаж об отклонении влево от курса.
    Правильно оценив положение самолета как непосадочное, КВС дал команду об уходе на второй круг. Практически в этот же момент времени произошел отказ двигателя № 3.
    К моменту отказа двигателя № 3 экипаж уже установил визуальный контакт с огнями ВПП. В сложной ситуации, характеризующейся непосадочным положением самолета и отказом двух двигателей, КВС принял правильное решение перейти на визуальный полет и выполнить 8-образный маневр для выполнения посадки на ВПП. Проявив высокий профессионализм и умелое руководство экипажем, командир ВС Долгов М.В. S-образным маневром по исправлению бокового уклонения и коррекции высоты, с максимальным использованием маневренных характеристик ВС, вывел самолет на курс посадки.
    Пересечение порога ИВПП произошло на высоте 100 метров. На выравнивании, на высоте 9 метров, произошел отказ двигателя № 1. Посадка была произведена на удалении 1200 метров от входного торца ВПП. Для остановки в пределах ВПП экипаж применил аварийное торможение, что привело к разрушению всех 12 пневматиков колес основных опор шасси. Самолет остановился за 600 метров до выходного торца ВПП. Никто из находившихся на борту пассажиров и членов экипажа не пострадал.
    При исследовании насосов-регуляторов НР-30КУ-4 было выявлено заклинивание роторов и залипание золотниковых пар агрегатов в результате отложения  на  их  элементах  значительного  количества  посторонних смолообразных отложений. Отказ топливо-регулирующих агрегатов привел к выключению двигателей в полете.
    Анализ проб топлива, взятых из баков самолета Ту-154М RА-85763, показал наличие в нем элементов, отсутствующих в топливе, соответствующем требованиям ГОСТ 10227-86.
    При оценке технического состояния фильтров тонкой очистки (ФТО) двигателей также были обнаружены нехарактерные отложения, масса которых примерно в 3 раза превышала среднестатистическую массу отложений, снимаемых с ФТО нормально работавшей авиатехники. Данные отложения были идентифицированы как отвержденная дефенилолпропановая эпоксидная смола, присутствие которой в топливе является недопустимым.
    Дефенилолпропан (диан) служит сырьем для получения диановых эпоксидных смол, являющихся основным компонентом (связующим) лакокрасочных материалов (эмалей, шпаклевок, грунтовок, клея).
    В ходе расследования инцидента было установлено, что материалы, использованные для герметизации баков самолета и уставленных в них агрегатов, не могли стать источником указанных загрязнений топлива. Клеи и другие лакокрасочные материалы для ремонта фильтроэлементов самолета не использовались.
    При проверке состояния резервуаров для хранения и транспортировки топлива, а также при анализе организации работы служб ГСМ в аэропортах Толмачево и Радужный было установлено:
    - В аэропорту Толмачево топливо для заправки самолета Ту-154М RА-86763 использовалось из расходной емкости РВС-3000 № Т-1-4, имеющей лакокрасочное антикоррозионное покрытие на основе диановой эпоксидной смолы марки ЭД-20, использование которой для обработки внутренних поверхностей средств хранения реактивных топлив ГОСТ В 28569-90 не предусмотрено. Данное покрытие было нанесено в 1996 году. С этого времени замечаний по качеству хранимого в данном резервуаре топлива не было.
    - В аэропорту Радужный резервуары для хранения топлива, которым заправлялся самолет, антикоррозионного покрытия не имеют. Топливозаправщик ТЗ-22 № 64, участвовавший в заправке, имеет заводское цинковое антикоррозионное покрытие. При анализе топлива, заправленного в аэропорту Радужный, установлен факт передозировки ПВК жидкости (0,16.. .0,22% вместо положенных 0,11%). Передозировка ПВК жидкости была допущена в результате ошибочных действий техника ГСМ, установившего на дозаторе ПВК жидкости уровень "0,3%" вместо "0,1%" при заполнении ТЗ-22 № 64.
    Указанные выше недостатки не оказали влияния на исход полета. Недостатков по состоянию антикоррозионной защиты средств раздачи топлива (трубопроводам, шлангам и т.п.) выявлено не было.
    В аэропорту Краснодар, перед выполнением полета по маршруту Краснодар-Радужный, в самолет Ту-154М RА-86763 было заправлено 26000 литров топлива. Топливо для заправки использовалось из резервуара РВС № 14, не имеющего внутреннего антикоррозионного лакокрасочного покрытия.
    Заправка самолета Ту-154М RА-86763 в аэропорту Краснодар производилась из топливозаправщиков ТЗ-22 № 212 и ТЗ-22 № 176, из которых было заправлено соответственно 21000 и 4000 литров топлива ТС-1 с содержанием 0,106% ПВК жидкости типа "И-М". Исследование проб топлива из ТЗ-22 № 176 и № 212 не выявило отклонении от установленных требовании.
    Внутренняя поверхность емкости топливозаправщика ТЗ-22 № 176 имеет заводское цинковое покрытие.
    Емкость для транспортировки авиатоплива топливозаправщика ТЗ-22 № 212 покрыт эпоксидным антикоррозионным покрытием ЭП-0010у. Данное антикоррозионное покрытие было нанесено в эксплуатации, при выполнении работ по модернизации топливозаправщиков (ТЗ), в мае 1999 года. Работы по нанесению антикоррозионного покрытия производились ООО "НПФ-ЭККОМ".
    При исследовании фильтроэлементов ТЗ-22 № 212 были обнаружены крупные чешуйки темно-коричневого цвета, химический состав которых по ряду параметров совпадал с составом посторонних отложений, обнаруженных на элементах топливо-регулирующих агрегатов и фильтроэлементов двигателей самолета Ту-154М КА-86763.
    Проведенным осмотром цистерны топливозаправщика ТЗ-22 № 212 установлено, что качество нанесения антикоррозионного покрытия на внутреннюю поверхность цистерны не соответствует требованиям ГОСТ В 28569-90 "Средства хранения и транспортирования светлых нефтепродуктов. Общие требования к защите от коррозии," по внешнему виду, адгезии и толщине. При осмотре ТЗ-22 №212 было установлено:
    - покрытие имеет многочисленные потеки, существуют также зоны, не имеющие покрытия. Зоны, не имеющие антикоррозионного покрытия, покрыты продуктами коррозии (ржавчиной);
    - на боковых поверхностях передней части цистерны, в передней ее части, имеются зоны с утратой верхнего слоя антикоррозионного покрытия и следами его "вымывания";
    - на поверхности днища цистерны, в передней ее части, имеется зона овальной формы с признаком утраты всего покрытия в результате воздействия или взаимодействия его с топливом. В данной зоне находится "натек" неотвержденной эмали, только поверхностный слой которого полимеризовался в достаточной степени. Под влиянием эксплуатационных факторов целостность поверхностного слоя "натека'' нарушилась, в результате чего неотвержденное покрытие из данной зоны попадало в топливо.
    Таким образом, было установлено, что в цистерне ТЗ-22 № 212 происходил процесс "размывания" поверхностного слоя антикоррозионного покрытия. Процесс размывания был длительным по времени, его протеканию способствовало нахождение в топливе противокристаллизационных присадок, обладающих повышенными размывающими способностями. За период с начала эксплуатации топливозаправщика ТЗ-22 № 212 с 1.06.99 г. до серьезного инцидента с самолетом Ту-154М RА-85763 из него было выполнено 447 заправок с ПВК жидкостью.
    Как указывалось выше, работы по нанесению антикоррозионного покрытия на основе эмали ЭП-0010у проводились ООО "НПФ-ЭККОМ". Работы по нанесению антикоррозионного покрытия  выполнялись  по технологии, разработанной данной фирмой.
    При выполнении работ по антикоррозионной защите ТЗ-22 №212, специалистами ООО "ППФ-ЭККОМ" эта технология не соблюдалась. Эмаль ЭП-0010у наносилась на металл, очищенный от старого цинкового покрытия химическим способом, без предвари тельного нанесения грунтовки ЭП-0010. В период выполнения работ по нанесению покрытия отсутствовали необходимые климатические условия для соблюдения технологии по послойной сушке. Оброзцы-свидетели, для оценки качества покрытия по адгезии в нарушение ГОСТ В 28569-90 не изготавливались. В соответствии с технологией ООО "НПФ-ЭККОМ" эмаль наносились валиком и кистью, что является нарушением требований ГОСТ В 28569-90, которым предусматривается нанесение покрытия методом пневматического  безвоздушного распыления.
    Работы по нанесению антикоррозионной защиты ТЗ принимались специалистами службы ГСМ ОАО "Авиалинии Кубани" без должного контроля качества выполнения  работ, в результате чего указанные выше дефекты обнаружены не были. Этому также способствовало отсутствие в гражданской авиации нормативного документа, регламентирующего порядок контроля качества лакокрасочных покрытий цистерн топливозаправщиков.
    В результате некачественного нанесения эпоксидного антикоррозионного покрытия появились условия для вымывания из него неотвержденных компонентов и попадание их в баки самолета при его заправке топливом.
    В аэропорту Краснодар ООО "НПФ-ЭККОМ" была проведена модернизация семи топливозаправщиков. При исследовании внутренней поверхности топливозаправщика ТЗ-22 № 258, также были сделаны выводы о некачественном, с нарушением требований ГОСТ В 28569-90, выполнении работ по антикоррозийной обработке.
    Неудовлетворительная антикоррозийная обработка внутренней поверхности ТЗ-22 была обнаружена в сентябре 1999 года при приеме у ООО "НПФ-ЭККОМ" работ по обработке одного ТЗ-22 в аэропорту Пулково. В связи с этим топливозаправщик после выполнения данных работ не использовался.
    Сомнения в качестве выполненных у ООО "НПФ-ЭККОМ" работ возникли в аэропорту Шереметьево при вводе в строй двух ТЗ-22 с антикоррозийной защитой внутренних поверхностей, в результате чего данные ТЗ после выполнения работ по модернизации не эксплуатировались.
    Проведенное при расследовании изучение имеющихся документов показало, что в гражданской авиации комплексные испытания эмалей ХС-717, ХС-5132, ЭП-0010, рекомендованных к использованию при выполнении работ по антикоррозийной защите внутренних поверхностей емкостей ТЗ, на стойкость в контакте со смесью реактивного топлива и ПВК жидкости не проводились, материалы комплексных исследований отсутствуют.
    В ходе расследования серьезного инцидента также был создан вывод об отсутствии не только разработанных применительно к условиям эксплуатации в гражданской авиации технологий нанесения указанных лакокрасочных покрытий и технологий и рекомендаций по контролю качества нанесения покрытия, но и перечня показателей качества топлива при эксплуатации ТЗ после нанесения лакокрасочных покрытий.




Начальник Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов

 


В.А. Рудаков

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование