почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
13
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

Министерство транспорта
Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Руководителям межрегиональных территориальных и территориальных управлений ВТ Минтранса России

Руководителям авиапредприятий



12.02.01 № 22.10-134
На № ____________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об авиационном происшествии
с вертолетом Ми-8Т RA-24021



            

    2 сентября 2000 года днем, в сложных метеоусловиях, при взлете с площадки, подобранной с воздуха, произошла авария вертолета Ми-8Т RA-24021, принадлежащего ГУП "Норильское авиапредприятие", подконтрольному Красноярскому МТУ ФСВТ России.
    Экипаж вертолета Хатангского объединения ГУП "Норильское авиапредприятие" в составе: КВС Жданова Ю.В., второго пилота Кожевникова Н.А., бортмеханика Васильева В.В. и бортрадиста Жукова А.В. выполнял транспортно-связные полеты по заявке Полярной геолого-поисковой партии в районе озера Таймыр.
    До момента авиационного происшествия экипаж выполнил 11 посадок. В процессе выполнения полетов экипаж не сообщал службе движения о фактическом месте положения и в нарушение требований п. 10.1.10 НПП ГА-85 и пункта 7.17.1 "Правил фразеологии и радиообмена при выполнении полетов и УВД" в установленное время не выходил на связь с диспетчером, в зоне управления которого он находится.
    Последнюю посадку на площадку, подобранную с воздуха, экипаж произвел по просьбе "Заказчика" в устье реки Шренк (Таймырский полуостров). Заданием на полет и составленной схемой полета посадка на данную площадку не предусматривалась и не была обусловлена производственной необходимостью. Этим экипаж нарушил требования пункта 10.1.17 НПП ГА-85, запрещающего КВС выполнять требования представителя "Заказчика", противоречащие требованиям НПП ГА-85 и задания на полет.
    Посадка была произведена на заболоченную площадку, имеющую уклон 3,3° влево.
    После 30-минутной стоянки экипаж начал подготовку к вылету. Взлетная масса вертолета составляла 10095 кг, центровка +245 мм, что не выходило за пределы ограничений РЛЭ вертолета Ми-8Т. На борту вертолета находились 4 пассажира.
    По данным БУР-1-2Ж сразу после посадки вертолета в месте авиационного происшествия угол крена влево составил 3,4°, т.е. почти совпадал с углом бокового наклона площадки 3,3°. За время стоянки вертолет дополнительно накренился на 1 из-за погружения в болотистый грунт левого колеса. В процессе предполетной подготовки и осмотре вертолета перед взлетом экипажем не было обращено внимание на то, что вертолет стоит с левым креном более 3°.
    Согласно пункту 4.14.18 РЛЭ Ми-8, если в процессе стоянки вертолета с выключенными двигателями произошло его кренение более чем на 3° по отношению к горизонту, то делать попытки восстановить пространственное положение путем запуска двигателей запрещается.
    После запуска двигателей, для освобождения колес из грунта, КВС начал увеличивать обороты НВ. В процессе увеличения общего шага на носителе информации БУР-1-2Ж зарегистрировано пропадание разовой команды "обжатие стоек шасси", что является свидетельством разгрузки стоек шасси. Однако выхода колес шасси из грунта не произошло.
    При увеличении общего шага НВ и вывода двигателей на взлетный режим для выполнения взлета началось кренение вертолета влево, что явилось следствием увеличения суммарного момента крена от тяги рулевого винта и несущего винта. Отклонение КВС РЦШ вправо на угол 2,5° одновременно с увеличением общего шага НВ, было недостаточным для предотвращения увеличения левого крена.
    Левый крен вертолета продолжал увеличиваться и превысил величину 5 градусов. Для парирования крена КВС дополнительно отклонил правую педаль, что в свою очередь способствовало увеличению левого крена вертолета из-за дополнительного увеличения тяги рулевого винта. При этом КВС отклонил РЦШ от себя, что вызвало увеличение крена из-за возрастания момента тяги НВ относительно оси, проходящей через левое основное и носовое колесо, вокруг которой происходит опрокидывание вертолета.
    В результате неграмотных действий КВС левый крен достиг 10 градусов и продолжал увеличиваться, однако решение на прекращение взлета принято не было. Прогрессирующее кренение вертолета (более 30 градусов) привело к столкновению лопастей НВ с поверхностью земли, их разрушению и опрокидыванию вертолета на левый борт. В результате авиационного происшествия экипаж и пассажиры не пострадали.
    Причина авиационного происшествия обусловлена сочетанием следующих факторов:
    - принятие решения о выполнении посадки на непредусмотренную заданием на полет площадку, что является нарушением требований п. 10.1.17 НПП ГА-85;
    - невыполнение экипажем требований п. 7.7.13 НПП ГА-85 в части осмотра и оценки пригодности посадочной площадки, подобранной с воздуха, имеющую малопрочный грунт и уклон поверхности в поперечном направлении, не отвечающий требованиям РЛЭ вертолета Ми-8;
    - попытка экипажа в нарушение требований п. 4.14.18 РЛЭ вертолета Ми-8 произвести взлет при фактическом угле крена, превышающем ограничение и без предварительного высвобождения колес шасси из болотистого грунта;
    - ошибочные действия КВС по боковой балансировке вертолета, запоздалые действия по прекращению взлета.
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Руководителю Департамента летных стандартов ГСГА Минтранса России совместно с ГосНИИ ГА рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию данного авиационного происшествия.
    2. Руководителям межрегиональных территориальных и территориальных управлений ВТ Минтранса России настоящее заключение довести до руководителей подконтрольных авиапредприятий и государственных предприятий по ИВП и ОВД.
    3. Руководителю Красноярского МТУ ВТ Минтранса России проверить в ГУП "Норильское авиапредприятие" выполнение рекомендаций комиссии и устранение вскрытых недостатков, о результатах доложить в УГНБП до 26.02.2001г..
    4. Руководителям авиапредприятий и государственных предприятий по ИВП и ОВД:
    4.1. обстоятельства и причины данного авиационного происшествия изучить на специальных разборах с летным и диспетчерским составом;
    4.2. провести занятия с летным составом, эксплуатирующим вертолеты одновинтовой схемы с трехточечным шасси, по особенностям боковой балансировки вертолета с аэродинамическим обоснованием и рекомендациями по действию экипажа при взлетах с малопрочного грунта.



    

Зам Начальника Управления
государственного надзора за
безопасностью полетов

  
       

Рудаков В.А.

                                            

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование